МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Речь и мышление

    раскрыл связь между химическим составом вещества и спектром излученного им

    света.

    Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

    К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

    1) когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших

    анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или отсутствия

    соответствующих анализаторов (например, у нас нет анализаторов для

    улавливания рентгеновских лучей);

    2) когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но в

    современных условиях оно совершенно исключено (при изучении истории,

    палеонтологии, археологии);

    3) когда непосредственное познание возможно, но нерационально. Например,

    высоту самого высокого дерева можно узнать опосредованно, если в

    солнечный день воткнуть палку в землю и заметить время, когда тень от

    палки будет равна ее высоте. В этот момент и тень от дерева (которую

    легко измерить) будет равна высоте дерева.

    Как уже указывалось, опосредованное познание основано па наличии

    объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями и

    осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно

    скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы выявить их,

    человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, сопоставляет

    факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

    Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание (отражение) отношений и

    закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает

    возможность понять закономерности материального мира, причинно-

    следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни,

    закономерности психики человека.

    Рассмотрим еще один пример. Что произойдет, если этот кусок дерева бросить

    в воду? Поплывет? А почему вы это знаете? Потому что в прошлом вы не раз

    видели плавающие куски дерева? Но ведь то были другие куски дерева, а этот

    кусок дерева вы в воду еще не бросали! Предвидеть, что произойдет в

    конкретном случае, мы можем потому, что отражаем общие свойства предметов и

    явлений (в данном случае—общие свойства воды и дерева). По этой же причине

    мы знаем, не измеряя, что в данном треугольнике сумма внутренних углов

    равна 180°, потому что нам известно общее положение о том, что в любом

    треугольнике сумма внутренних углов равна этой величине.

    Иными словами, мышление, в-третьих, есть обобщенное познание

    действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и

    явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные

    свойства металлов, общие свойства газов в отличие от общих свойств

    жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки глагола в отличие

    от общих признаков прилагательного и т. д.

    Теперь мы можем дать полное и развернутое определение. Мышление — процесс

    опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

    Сущность его в отражении:

    1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких

    свойств, которые не воспринимаются непосредственно;

    2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и

    явлениями.

    'Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет

    границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного

    опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о

    том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно

    позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не

    существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты космических

    кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса и т. д.).

    Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и

    восприятии, а результаты мыслительной работы Проверяются и применяются на

    практике. Согласно учению марксизма-ленинизма диалектический путь познания

    — от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него—к практике.

    3.1. Операции мышления

    Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных

    операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и

    конкретизации.

    Сравнение. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью

    найти сходство и различие между ними. К.. Д. Ушин-ский считал операцию

    сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет,

    только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

    В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль.

    Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления,

    кислород и водород, треугольник и прямоугольник, лес, степь и пустыню,

    рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познает особенности

    данных предметов или явлений.

    Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно

    целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа

    на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства

    предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.

    Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения пользы для

    человека, сравнение может быть направлено на установление сходных признаков

    между ними. Если изучают строение и происхождение домашних животных, в ходе

    изучения могут устанавливать определенные различия между ними.

    Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут

    находить сходство между предметами, если при сравнении давать

    дополнительный предмет, отличный от сравниваемых. Ученики сравнивают

    изображения домашних животных — коровы и овцы и сходных признаков

    усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки — корову,

    овцу к собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаков у

    коровы н овцы.

    Анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение предмета или

    явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей,

    признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов,

    частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны,

    находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы

    всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически

    расчленено.

    Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают

    полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных

    элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти

    элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Овладевая чтением, ребенок

    под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет слова,

    в словах — слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из

    слогов — слова, из слов — предложения). Для понимания особенностей какого-

    либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части:

    корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представляет растение

    в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста ученик выделяет

    в нем отдельные части, смысловые куски (анализирует) и пытается понять, как

    они логически связаны в единое целое (синтезирует). Изучая в школьной

    мастерской новый для него станок, школьник пытается выделить его отдельные'

    части и понять их назначение, на основе чего он представляет взаимодействие

    частей и понимает принцип работы станка в целом.

    Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с

    предметом или явлением и затем переходит в более глубокое и детальное

    анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в

    практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо

    научиться разбирать и собирать его на практике.

    Абстракция. В процессе познания возникает необходимость не только

    проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более

    углубленного изучения какой-либо один признак, одно свойство, одну часть,

    отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во

    внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства, а

    важные, существенные признаки.

    Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков

    предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных

    признаков и свойств.

    Выделенный в процессе абстрагирования признак предмета мыслится

    независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом

    мышления. Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло, воду

    и др., мы выделяем в них общий признак—прозрачность и можем мыслить о

    прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин, людей,

    животных, мы выделяем общий признак — движение и мыслим о движении вообще

    как о самостоятельном объекте. Точно так же при помощи абстрагирования

    создаются понятия о длине, высоте, объеме, треугольнике, числе, глаголе и

    т. д.

    3.2. Обобщение и конкретизация.

    Абстракция лежит в основе обобщения — мысленного объединения предметов и

    явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются

    в процессе абстрагирования.

    В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах,

    определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести

    обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не

    просто общие, но и существенные общие признаки.

    Некоторые советские психологи (Д. Б. Эльконин, В. В Давыдов) различают

    два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное

    (теоретическое). Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем

    сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков.

    Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе

    объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков. отношений и

    зависимостей.

    Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое

    соответствует этому общему.

    В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример,

    иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение,

    правило, закон (например, грамматическое, математическое правило,

    физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе

    конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические

    знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность.

    Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются

    голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

    3.3. Основные формы мышления

    Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

    Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом

    существенные свойства предметов и явлений.

    Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков.

    Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и

    несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла,

    определенные размеры — длину сторон и площадь, определенную величину углов,

    форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет

    отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные

    признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник

    не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает

    и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы

    (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими,

    которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество

    ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

    В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого

    ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное

    свойство—обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или

    цвет волос); для понятия «термометр» — то, что это прибор для измерения

    температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).

    Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово

    обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В

    понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности

    кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие

    существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и

    представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным,

    абстрактным, не наглядным характером.

    Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного.

    Никто из нас никогда не видел ч не может видеть книги вообще, дерева

    вообще, собаки вообще, даже чело века вообще, так как нельзя представить

    себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А

    мыслить об этом можно.

    Понятие—более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно

    шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую

    иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя

    наглядно представить себе движение со скоростью 300 тысяч километров в

    секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

    В процессе общественно-исторического развития познания расширяется,

    углубляется и изменяется содержание понятий. Так, понятие «атом» раньше

    имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия

    изменилось, расширилось, углубилось.

    Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и

    явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение—это форма

    мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения

    относительно предметов, явлений или их свойств.

    Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик

    знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям

    относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех

    или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река

    несудоходна».

    Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях

    утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений,

    объединяемых понятием, например:

    «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о

    части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые

    школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение—это суждение, в

    котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва-

    столица России », «Пушкин — великий русский поэт».

    Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или

    явление—значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение,

    т. е. уметь судить о нем

    Истинность суждений проверяется общественной практикой чело'-века.

    Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой

    человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое

    суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство геометрических

    теорем.

    Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и

    дедуктивными.

    Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению,

    установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов

    и явлений.

    Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению,

    познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и

    правил.

    Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-

    либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и

    различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и

    второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают

    общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон.

    Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают,

    что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на

    основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные

    полезны».

    Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и

    качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил.

    Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может

    предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут

    расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители

    оставляют между рельсами определенный зазор.

    Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в частности школьника,

    наиболее ярко проявляется при решении задач.

    Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит

    перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос

    ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с

    формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо

    решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит

    ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли

    перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; дает

    ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется

    необходимостью найти что-то пока еще неизвестное.

    Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса

    даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны

    случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: «Учитель нарисовал на доске

    два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не

    понимаю зачем». Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику

    не над чем будет думать.

    Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных,

    уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют

    друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом

    человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при

    решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза

    (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая

    проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность

    намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия,

    причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи,

    сделать из нее соответствующие выводы.

    Важное значение при поисках пути решения имеет переосмыслнванне

    (переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно представить

    себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно

    не только для младших школьников, у которых мышление вообще нуждается в

    опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков.

    Попробуйте дать ученику IV—V классов задачу: «Поезд проходит мимо

    телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540м за 45 с. Какова длина

    поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи, если не представят

    себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с—это

    значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине. За 45 с

    поезд проходит мост. Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на

    мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с

    поезд проходит 540 м плюс расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30

    с. Дальнейшее решение просто.

    Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного

    результата с исходными данными.

    Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой

    практической задачи (например, определить, почему не горит настольная

    лампа), любой учебной задачи (например, решить сложную математическую

    задачу).

    Заключение

    Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в

    явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами

    но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают

    возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает

    более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического

    мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного

    опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу

    аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью

    которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной

    деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат

    в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот

    переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту

    сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-

    исторического развития.

    Литература

    1. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.

    2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.

    3. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

    4. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

    5. Лурия А.Р. Язык и сознание . Ростов- на – Дону 1998.

    6. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.