МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВОСПРИЯТИИ

    «способствует конкретизации этнического стереотипа, обогащению и повышению

    адекватности его когнитивного содержания» (Кцоева, 1986).

    Для современного научного подхода к проблеме истинности стереотипа

    характерно смещение акцента с его когнитивного содержания на аффективное: в

    центр внимания ставится вопрос о причинах устойчивости и поляризованности

    стереотипа. Согласно концепции У. Вайнэки, особенность стереотипа состоит в

    том, что он соотносится главным образом не с соответствующим объектом, а со

    знаниями других людей о нем. При этом неважно, истинно данное знание или

    ложно, поскольку главное в стереотипе – не сама истинность, а убежденность

    в ней, причем отличительной стороной такой убежденности является ее

    устойчивость, прочность. Действительно, практика показывает, что даже в

    случае доказанности несоответствия стереотипа действительности, он зачастую

    продолжает функционировать, причем с не меньшей силой и выразительностью.

    Существуют различные попытки объяснить эту особенность стереотипов. С чисто

    психологической точки зрения можно вывести склонность к

    стереотипизированному мышлению из когнитивного стиля индивида. Но вместе с

    тем очевидно, что один и тот же человек может демонстрировать в отношении

    различных объектов различный когнитивный стиль: вряд ли можно согласится с

    тем, что человек, догматически рассуждающий в одном случае, во всех

    остальных также окажется догматиком. В этой связи важным представляется

    объяснение, предложенное еще Липпманом: «Системы стереотипов могут быть

    ядром наших личных традиций, защитой нашего положения в обществе… Это

    гарантия нашего самоуважения. Это проекция на мир нашего собственного

    чувства, наших собственных ценностей, нашей собственной позиции и наших

    собственных прав. Поэтому стереотипы в высшей степени заряжены теми

    чувствами, с которыми они связаны» (цит. по Шихиреву, 1999). Сильной

    стороной рассуждения Липпмана является объяснение специфики действия

    стереотипа не врожденными свойствами психологии мышления и восприятия, а

    функцией защиты социальных ценностей. Этой же защитной функцией объясняется

    и еще одна отличительная особенность стереотипа – его эмоциональная

    насыщенность. Чем тверже оценка, тем, как правило, большую эмоцию вызывает

    любая попытка подвергнуть ее сомнению, и, наоборот, чем интенсивнее эмоция,

    тем категоричнее выражающее ее мнение.

    Особенность этнического стереотипа как социально-психологического феномена

    определяет и набор выполняемых им функций. Тэджфел выделяет две функции

    стереотипа на индивидуальном и две – на групповом уровне. К индивидуальному

    уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение) и 2) ценностно-

    защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»). К социальному –

    3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии,

    объясняющей и оправдывающей поведение группы) и 4) идентифицирующая

    (создание и сохранение положительного группового «Мы-образа). (Шихирев,

    1999). Уже неоднократно отмечалось, что стереотипы служат для упрощения

    межэтнической дифференциации и «экономии» восприятия в этноконтактных

    ситуациях. Их роль также заключается в объяснении-оправдании (с позиции

    интересов собственной группы) отношений между этническими группами,

    конкретной этноконтактной ситуации или собственного поведения по отношению

    к членам иноэтнических групп. Вместе с тем, этнический стереотип отражает

    стремление людей к сохранению и укреплению позитивной этнокультурной

    идентичности, играя важную социальную роль как фактор консолидации и

    фиксации этнической группы. Как отмечает Г. Солдатова, «этнические

    стереотипы – это когнитивные инструменты поддержания оптимальной

    проницаемости этнических границ. Оптимальность состоит в том, что плотность

    этнических границ, с одной стороны, должна быть не меньше, чем это

    требуется для сохранения группы как самостоятельного и целостного

    этнокультурного образования. С другой – не больше, чем это необходимо для

    непрекращающегося взаимодействия между разными народами» (Солдатова, 1998).

    Этот же процесс описывает Н. Лебедева в своем исследовании адаптации

    русских переселенческих групп в Азербайджане: в условиях такого тесного

    контакта двух различных культур отмечается стремление одной к максимальному

    сближению при резкой активизации в другой консолидирующих и защитных

    механизмов, выражающихся в увеличении социальной дистанции, «разведении»

    статусов и усилении негативной окраски стереотипов. Этот процесс, по мнению

    Лебедевой, «является единым социально-психическим механизмом,

    способствующим сохранению целостности и специфичности этнической общности в

    условиях тесного и активного взаимодействия с иной этнокультурной средой»

    (Лебедева, 1989). Важно отметить, что «в условиях роста межэтнической

    напряженности функция этнических стереотипов по защите позитивной

    этнической идентичности гипертрофируется. Они трансформируются и делают

    этнические границы более плотными» (Солдатова, 1998).

    Главные выводы исследований в области социального стереотипа были

    суммированы Г. Тэджфелом в виде следующих шести положений:

    1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные

    человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными,

    грубыми и пристрастными признаками.

    2. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение

    очень длительного периода времени.

    3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости

    от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс

    происходит крайне медленно.

    4. Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными,

    когда возникает социальная напряженность между группами.

    5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до

    возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

    6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не

    существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени

    трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной

    напряженности и конфликта (Лебедева, 1999).

    Остается открытым вопрос, существует ли прямая зависимость между

    содержанием этнических образов и фактическими действиями или поступками по

    отношению к членам других этнических групп. Эта проблема была обозначена

    еще в 1934 г. классическим экспериментом Ла-Пьера, суть которого состояла в

    исследовании несоответствия установок и реального поведения. Объективное

    наличие этнического стереотипа у владельцев гостиниц, проявленное в их

    письменном отказе поселить у себя китайских гостей, не отразилось на

    реальном поведении (что, однако, могло объясняться превалированием в

    конкретный момент интересов финансовой выгоды над этническими

    предрассудками). Р. Минардом было выявлено противоречие между поведением

    белых в процессе совместной работы в шахте и в свободное время. Эмпирически

    выявленные у белых расовые предрассудки «не работали» под землей и

    наоборот, определяли реальное поведение «на земле» (Солданова, 1998).

    Результаты многочисленных исследований показывают, что установки

    преломляются через сложную совокупность факторов всех трех уровней

    (общества, группы и личности), выступающих в качестве «буфера» между

    содержанием сознания и поведением. Тем не менее, по мнению некоторых

    ученых, вполне адекватно проводить параллель между сознательными действиями

    и этническими стереотипами в связи с интенциональным характером последних.

    Как отмечает Г. Солдатова, способы защиты групповой идентичности чаще

    предполагают не агрессивные формы выражения отношения к иноэтническим

    группам, а скорее когнитивное искажение: «Чем выше уровень межэтнической

    напряженности, тем сильнее искажены и неадекватны установки, и тем чаще они

    как «действия сознания» совпадают с реальными поступками. В условиях

    конфликта этническое выступает на первый план, главным критерием

    противопоставления ее участников оказывается этническая принадлежность»

    (Солдатова, 1998). Таким образом, объективный характер взаимоотношений

    между этническим группами придает ту или иную окраску и направленность

    стереотипам: при ухудшении межнациональных отношений этнические стереотипы

    приобретают негативный аффективный заряд, отмечается рост неадекватности и

    упрощенности их когнитивного содержания, что, в свою очередь, способствует

    воплощению установок в реальное поведение.

    С открытия «парадокса Ла-Пьера» в психологии начинается серия естественных

    экспериментов по выявлению этнических стереотипов. Известна, например,

    техника Бочнера (Bochner), в соответствии с которой в газету дается

    несколько объявлений о найме квартир от имени представителей различных

    национальностей. Исследователями фиксируется количество звонков,

    поступивших по всем объявлениям, что дает возможность сделать вывод о тех

    или иных этнических предпочтениях у арендодателей. Аналогичен механизм

    «метода потерянных вещей» и техника «ошибочного номера» Гартнера

    (Gaertner), с помощью которого проверяется готовность людей помочь

    представителям разных этнических групп при утере письма или поломке машины.

    Эти методики позволяют в естественных условиях определить наличие

    этнических стереотипов и предубеждений у довольно широкого круга населения,

    и дают возможность сделать вывод о доминировании тех или иных предпочтений

    у представителей определенных социальных слоев (при проведении

    параллельного опроса испытуемых). При такой методике исключается опасность

    социально желательных ответов или предвосхищающей оценки, наблюдаемых при

    проведении исследований в лабораторных условиях.

    Хорошим примером участия средств массовой информации в проведении

    этнопсихологического исследования может служить интерактивный опрос,

    проведенный по московскому телевидению в программе «Времечко» 10 сентября

    1999 г. Телезрителям было предложено ответить на вопрос «Кого следует

    выслать из Москвы: всех евреев, всех лиц кавказской национальности или всех

    бандитов?». Подавляющее большинство зрителей сочло необходимым выслать из

    Москвы лиц кавказской национальности, что явно демонстрирует этнические

    «предпочтения» значительной части москвичей. Интересно отметить

    определенную иррациональность и ригидность этих представлений,

    демонстрируемую фактом игнорирования третьего варианта ответа: «бандиты»,

    таким образом, признаются менее опасными и более приемлемыми в качестве

    соседей, чем «кавказцы». При проведении подобного опроса с некоторой

    регулярностью можно было бы проследить динамику в общественном мнении,

    предположительно связанную с изменениями во взаимоотношениях России и

    кавказского региона. Безусловно, выборка отвечающих на подобный

    интерактивный опрос не может считаться достаточно реперезентативной, но,

    тем не менее, использование полученной информации возможно в качестве

    индикатора уровня межэтнической напряженности и при выдвижении гипотез в

    научном исследовании.

    Лабораторное изучение этнических стереотипов начинается в 1933 году в США,

    когда ученые Д. Катц и К. Брейли предложили студентам Принстонского

    университета список личностных характеристик из 84 черт, из которых

    необходимо было выбрать по пять наиболее характерных для десяти этнических

    групп. Эта методика, получившая название «приписывание качеств», позволила

    обнаружить высокую степень согласия в приписывании определенных черт тем

    или иным группам. Интересно отметить, что аналогичный опрос, проведенный в

    том же университете 30 лет спустя, продемонстрировал существенные сдвиги в

    стереотипных представлениях американских студентов. Если в 1933 году 84%

    учащихся Принстона назвали негров «суеверными», а 75% - «ленивыми», то в

    1967 согласованность ответов существенно снизилась и проявилась в

    приписывании совершенно другого качества: 47% респондентов нашли негров

    «музыкальными» (Haslam, Turner, 1998). Это лишний раз подтверждает тот

    факт, что социальные стереотипы, несмотря на свою устойчивость и

    ригидность, не являются застывшими категориями, а способны изменяться и

    трансформироваться вслед за преобразованиями, происходящими в обществе

    (хотя, как уже отмечалось выше, этот процесс далеко не линейный и

    детерминирован различными факторами на микро-, мезо- и макроуровнях).

    В качестве одной из распространенных методик по исследованию этнических

    стереотипов следует назвать метод свободных описаний: испытуемым

    предлагается составить письменные портреты тех или иных национальных групп,

    после чего с применением общечастотного анализа и контент-анализа

    составляется список наиболее употребимых характеристик. Преимущество этой

    методики состоит в том, что описание составляется в свободной форме, что

    исключает программирующее влияние заранее предложенных в списке

    характеристик.

    Близким к методу свободных описаний является анализ представлений об

    этнических группах в литературе и искусстве. Начиная с 40-х гг. контент-

    анализ применялся к американской публицистике, немецким кинофильмам,

    французским журналам и т.д. Но в связи с применением этого метода неизбежно

    встает проблема адекватности отражения в художественной литературе и других

    видах искусства стереотипов, существующих в обыденном сознании (Стефаненко,

    1998).

    Широко применяется в этнопсихологии ассоциативный эксперимент, суть

    которого состоит в анализе ассоциативных полей, возникающих, например, на

    названия цветов или стимулы-этнонимы. Существует также так называемый

    «цветовой тест отношения», состоящий из трех этапов: вначале испытуемому

    предлагается сопоставить определенные национальности с тем или иным цветом,

    затем нужно проранжировать цвета в зависимости от индивидуального вкуса, а

    на третьем этапе требуется выстроить по иерархическому принципу

    национальности. Очевидно, что этот последний шаг иллюстрирует декларируемые

    предпочтения испытуемых. Чтобы выяснить реальное положение вещей,

    необходимо сопоставить ответы в третьем туре с результатами первых двух

    этапов исследования, где, по мнению авторов методики, были

    продемонстрированы истинные этнические предпочтения.

    Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа

    в отечественной психологии был разработан диагностический тест отношения

    (модификация метода семантического дифференциала). Создавая эту методику,

    авторы исходили из того, что дифференциация восприятия этнических групп по

    шкале «нравится – не нравится», как правило, ведет к тому, что одни и те же

    качества, приписываемы и своей, и другой общности, могут интерпретироваться

    по-разному, и добродетель одной группы рискует превратиться в порок другой.

    Поэтому в ДТО из двух антонимов типа «щедрый-жадный» выбиралось только

    негативное качество «жадный», а в качестве противовеса – «золотая

    середина»: «экономный». На основе такого принципа подбора были получены

    шкалы, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным)

    параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как

    достаточно близкие. Испытуемому предлагается оценить по предложенным

    характеристикам себя, «Идеал», «типичного» представителя своей

    национальности и т.д.

    ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов:

    амбивалентность (степень эмоциональной определенности стереотипа),

    выраженность (или интенсивность: отражает силу стереотипного эффекта) и

    направленность (знак и величина общей эмоциональной ориентации субъекта по

    отношению к данному объекту).

    Дополнением к методу ДТО является выделение в ответах испытуемых

    вспомогательных показателей для выявления различных характеристик и, в

    частности, этнических стереотипов. Удобной моделью системы этнических

    предпочтений может служить степень совпадения образов этнических групп с

    образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен

    разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и образа

    типичного представителя какой-либо национальности (Солдатова, 1998).

    Помимо перечисленных методов для выявления этнических стереотипов

    используются также техника репертуарных решеток, шкала социальной дистанции

    Богардуса, анкетирование, различные способы интервьюирования. Главной

    задачей исследователя при проведении эксперимента является выбор адекватной

    методики, обеспечивающей валидность и надежность получаемых данных. Важно

    также иметь в виду, что при прямом опросе достаточно сложно выявить наличие

    тех или иных этнических стереотипов, так как они могут отсутствовать на

    сознательном уровне, или испытуемый может давать социально желательные

    ответы. Поэтому наиболее распространенными являются проективные методы

    исследования, позволяющие обойти сознательные установки индивида, а также

    совмещение нескольких методик в рамках одного исследования.

    Заключение

    Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов далеко не

    исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области

    социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание,

    своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ,

    посвященных этому вопросу за последнее время как в России, так и за

    рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения

    особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений

    на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции

    при одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию

    государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов

    социальной психологии.

    Наиболее спорными на сегодняшний день являются такие вопросы, как проблема

    истинности этнического стереотипа и отражения в нем реальных черт

    стереотипизируемой этнической группы, а также объяснение необычайной

    устойчивости и прочности представленного в стереотипе знания. Важно понять,

    «каким образом знание «затвердевает», превращается в догму и почему

    функционирует, даже когда доказана его гносеологическая несостоятельность»

    (Шихирев, 1999). В настоящее время эта проблема только поставлена и ждет

    своего решения.

    В рамках задач этнической психологии, среди которых на современном этапе

    выделяют: исследование социально-психологических проблем межэтнического

    взаимодействия, изучение особенностей формирования и актуализации

    этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне, создание и

    апробирование программ и методов социально-психологического тренинга

    успешного межкультурного взаимодействия, развитие теории этнической

    психологии (Лебедева, 1999), особую значимость приобретает исследование

    роли этнических стереотипов в процессе формирования позитивной этнической

    идентичности, изучение влияния стереотипных представлений на успешность

    адаптации мигрантов к новому культурному окружению, анализ путей и способов

    преодоления негативного влияния этнических предубеждений на межэтнические

    отношения и предотвращения перехода от предрассудка как умственного

    конструкта к открытой этнической дискриминации и национальной вражде.

    Круг проблем, стоящих перед этническим психологом, и выбор методов их

    разрешения поистине необозрим. Но главным принципом, по-видимому, должно

    являться глубокое и беспристрастное изучение особенностей этнических групп

    и социально-психологических механизмов межэтнического взаимодействия с

    целью поиска путей для наиболее адекватного восприятия других народов и

    общения с ними в духе терпимости и взаимоуважения. В этой связи хотелось бы

    привести слова замечательного русского философа Николая Лосского. Многие

    годы упорного труда и размышлений над судьбами России привели ученого к

    мысли, к которой, пожалуй, стоит прислушаться всем нам, стоящим на пороге

    третьего тысячелетия: «Совместно творить гармоническое качество жизни,

    сверкающей богатыми красками различных культур, можно лишь в том случае,

    если мы будем сочувственно вживаться в чужие культуры, постигать их, как

    свою собственную и таким образом воспитывать в себе способность восполнять

    друг друга своим творчеством» (Лосский, 1991).

    Список использованной литературы

    Агеев В.С. Механизмы социального восприятия//Психологический журнал. № 2,

    1989

    Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990

    Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999

    Байбурин А.К. Некоторые аспекты этнографического изучения

    поведения//Этнические стереотипы поведения. Ленинград, 1985

    Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского//Николай Бердяев. Философия

    творчества, культуры и искусства. М., 1994

    Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990

    Болотоков В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России. Нальчик,

    1997

    Болотоков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические

    проблемы в социологии русского зарубежья. М., 1998

    Булгаков С.Н. Размышления о национальности//Сочинения в 2-х т. Том 2. 1993

    Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало, М., 1997

    Гумилев Л. Психологическое несходство этносов//Психология национальной

    нетерпимости. Минск, 1998

    Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости.

    Минск, 1998

    Коваленко Г.М. Русские глазами шведов. Этнопсихологический

    стереотип//Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние

    века. М., 1990

    Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970

    Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических

    стереотипов//Психологический журнал. № 2, 1986

    Лебедева Н.М. Новые возможности одной известной концепции//Психологический

    журнал. № 2, 1989

    Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993

    Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999

    Лосский Н.О. Характер русского народа//Лосский Н.О. Условия абсолютного

    добра. М., 1991

    Мельникова В.А., Петрухин В.Я. Норманны и варяги. Образ викинга на Западе и

    Востоке Европы// Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в

    средние века. М., 1990

    На симпозиуме по межнациональным проблемам//Психологический журнал № 4,

    1989

    Оганджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в

    моноэтнической среде//Психологический журнал. № 1, 1989

    Павленко В.Н., Таглин С.А. Введение в этническую психологию. Харьков, 1992

    Павленко В.Н., Таглин С.А. Факторы этнопсихогенеза. Харьков, 1993

    Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Санкт-

    Петербург, 1993

    Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.,

    1973

    Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966

    Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М., 1964

    Потебня А.А. Язык и народность. О национализме//Мысль и язык. Харьков, 1913

    Рыжова С.В. Установки этнического самосознания русских//Конфликтная

    этничность и этнические конфликты. М., 1994

    Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе//Там же.

    Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998

    Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства//

    Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998

    Старовойтова Г.В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии

    горожан//Этнические стереотипы поведения. Ленинград, 1985

    Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998

    Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической

    идентичности. М., 1999

    Трусов В.П., Филиппов А.С. Этническая психология. М., 1984

    Франкл Дж. Неизведанное Я. М., 1998

    Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999

    Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1927

    S. Alexander Haslam, John C. Turner, Penelope, J. Oakes, Craig McGarty &

    Katherine J. Reynolds The group as a basis for emergent stereotype

    consensus. Australia, 1998

    .

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.