МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль общения в психическом развитии ребёнка

    адаптации к окружающим и к жизни.

    Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной

    средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в

    любви возникает еще до рождения.

    В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение

    Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в

    работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и

    Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий

    которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших

    с матерью во время беременности.

    Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности

    необходимо для формирования здоровой психики ребенка.

    Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной

    взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца,

    нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба,

    приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.

    Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно

    влияет на ребенка.

    Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть этого

    состояния.

    4.После рождения.

    У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых

    безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный

    рефлекс, или рефлекс Робинзона).

    Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: дыхательный

    рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.

    Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно,

    это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику

    взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И

    все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог

    Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.

    Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим

    аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но

    существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей

    индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в

    еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием

    мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные

    потребности, появляющиеся и развивающиеся

    в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с

    ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся

    важнейшими для нравственного формирования ребенка.

    Признание указанных потребностей требует признания у младенца и

    соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них

    вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве,

    крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса,

    усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый

    комплекс оживления) и так далее.

    Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни

    характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем

    глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании

    младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные

    с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми

    злементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции,

    вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных

    способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через

    взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих

    потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная

    сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой

    ориентации). Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем

    выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные

    обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.

    В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают

    воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей

    действительности. В результате этого сами предметы приобретают

    побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они

    актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном

    состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении,

    соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей

    первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в

    поле их восприятия раздражителями. Таким образом, и это надо особенно

    подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к

    окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них

    смысл, отвечают их потребностям.

    Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но

    не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к

    детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный

    режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не

    спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.

    4.1Кормление грудью

    Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало

    жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание

    любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в

    младенце - девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не

    является врожденным. Опыты с обезьянами супругов Харлоу и Суоми показали,

    что ожидает детей, выросших без мам.

    Пытаясь найти у обезьянок макак тот возраст, когда они легче всего

    поддаются дрессировке, детенышей отлучали от матерей для проведения опытов.

    Но для маленьких обезьянок каждое такое расставание с матерью становилось

    трагедией: они не только плохо обучались, но и останавливались в своем

    психическом развитии. Пришлось начать новый эксперимент, в котором

    детенышей отбирали от матерей сразу после рождения. Их помещали в отдельные

    комнаты и в каждой поставили кресло с мохнатой обивкой, похожей на шерсть

    матери. В спинке кресла была укреплена бутылка с соской, куда наливали

    молоко. Обучению и опытам ученых мамы детенышей теперь не мешали, и все шло

    успешно, но когда кресло вдруг уносили из комнаты, то маленькая обезьянка

    ложилась на пол, туда, где оно стояло, и, казалось, горько плакала,

    схватившись за голову обеими лапками. Стоило же вернуть кресло на место,

    как она прыгала на него, крепко впивалась в мохнатую обшивку и долго не

    покидала его, словно боясь новой разлуки.

    Закончив эксперимент, выросших без мам обезьянок выпустили в общее стадо.

    Шло время, а они в отличие от всех других самок не давали потомства. Их

    тогда взяли из стада и рассадили в отдельные клетки с самцами. Но они и

    тут, как и в стаде, не давали потомства, и только искусственное

    оплодотворение позволило им родить детенышей. Но материнский инстинкт в них

    так и не пробудился. Одна оторвала руку своему новорожденному, вторая

    раскусила голову, как кокосовый орех...

    Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет

    предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству.

    В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде

    развитие движений у африканских детей. К своему удивлению она обнаружила,

    что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в

    физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв в

    показателях больше.

    Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по - иному, чем

    француженка или американка. С первых дней жизни ребенок сидит на спине у

    матери, прочно привязанный куском материи. Где бы ни была мать, с кем бы ни

    говорила, ребенок всюду с нею. Конечно, в разговор он еще не вступает, но

    наблюдает с интересом. Главное же грудь матери, источник жизни, вот она,

    рядом, только протяни руку. Ребенок знает, что он никогда не встретит

    отказа. Спать он ложится тоже с матерью. Другое дело маленький европеец.

    Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит

    в потолок. Хорошо еще, если кто-то из знакомых заинтересуется малышом.

    Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры

    для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались

    поскорее перевести ребенка на искусственное кормление.

    Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности

    все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу

    этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но самое любопытное то, что

    к 2 годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские

    сверстники догоняют, а затем и перегоняют его, начинает сказываться уровень

    культуры окружения.

    Вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее

    идет его физическое и психическое развитие.

    Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие

    только определенному этапу развития. Более того, имеются основания считать,

    что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные

    возможности развития психики в тех или иных направлениях, в затем такие

    возможности постепенно или резко ослабевают. Это заслуживает самого

    пристального внимания.

    Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как

    предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей.

    Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого

    нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в

    отношении языковых форм, элементы языкового творчества. Вместе с тем

    отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою

    жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и

    мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо

    исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы

    задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется.

    Возрастные особенности психики формируются и развиваются в самом процессе

    взаимодействия ребенка с окружающим миром.

    Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдаются в

    раннем детстве, в период бурного физического и психического развития. В

    связи с вопросом о возрастном развитии свойств типа нервной системы также

    очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста. Крайним

    упрощением было бы думать, что переход от более младших возрастов к старшим

    означает только подъем на более высокий уровень, совершенствование этих

    свойств. По-видимому, в ходе возрастного развития происходит не только

    последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение

    некоторых ценных сторон ее свойств. Важно учитывать, что возрастные периоды

    представляют собой необходимые стадии развития и нельзя «перескочить» через

    какую-нибудь из них. «Каждая новая ступень психического развития ребенка

    закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой обусловлен

    не только внешними, но и внутренними условиями...»

    Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или

    иных психологических качеств.

    Пользуясь словами Э.Эриксона можно сказать, что события первого года жизни

    формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира, некоторую

    внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал, который ему

    рад, который для него уютен, тепл, добр и которому поэтому ребенок может

    быть открыт.

    Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового

    доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство

    “базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что

    формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что

    если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время,

    то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и

    невозможно.

    Средства для решения этой первой задачи развития и легки и трудны

    одновременно. Собственно, средство только одно: мать все время должна быть

    рядом с ребенком, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело

    разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить,

    обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми и ласковыми,

    готовыми сменить мокрую пеленку, покачать. Мать при этом должна быть

    внутренне уверена в том, что делает очень важное, может быть, самое важное

    дело.

    4.2Первый час после рождения

    В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка.

    Период сразу после родов — это время особо повышенной чувствительности как

    для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие

    психологические борозды, которые радикально воздействуют на последующее

    поведение, в особенности на способность к материнству.

    У отцов, которые были свидетелями рождения своего ребенка, формируется

    особенно сильная привязанность к детям, и они так же, как и их жены,

    испытывают глубокие духовные переживания во время родов.

    Исследования доктора М.Клауса и доктора Д.Кенелла при участии Университета

    педиатрии в Кливленде (США) показали, что женщины, ребенок которых сразу

    после рождения имел контакт «кожа к коже» с матерью, установили тесный союз

    с малышом, лучше заботились о младенце, не имели проблем при кормлении

    грудью (так как сразу после родов предлагали новорожденному молозиво).

    Также необходимо понять, что отрыв новорожденного от материнского организма

    - колоссальный стресс для него. Ребенок не должен лишаться материнской

    защиты, поэтому в этот период ему необходимо постоянно ощущать биополевую

    защиту и «подкормку» от матери.

    Первый час после родов — очень важное время для матери и младенца. Оно

    может до некоторой степени определить, как ребенок будет относиться к

    матери, что в свою очередь может повлиять на его отношения с другими людьми

    и с миром, его окружающим. Этот критический период после родов может сильно

    повлиять на способность человека любить и вообще испытывать привязанность.

    Интересные исследования провела советский психолог С. Ю. Мещерякова. Она

    помещала годовалых детей в незнакомую комнату. Хотя в комнате имелись

    новые, привлекательные предметы, некоторым малышам было не до них; они

    пугались, плакали, искали маму. Испуг был еще сильнее, если в комнату

    входил экспериментатор в маске. Стоило, однако, войти матери и взять малыша

    на руки, как страх исчезал, ребенок успокаивался и немедленно приступал к

    исследованию.

    4.3.Младенческий возраст.

    Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению

    нового типа деятельности, непосредственного эмоционального общения ребенка

    и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина и М.И.Лисиной,

    специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что

    предмет этой деятельности - другой человек. Является ли общение ведущим

    типом деятельности в младенческом возрасте?

    Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются

    отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие

    “госпитализм”, с помощью которого описывали психическое развитие детей,

    потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие

    исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни

    вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что

    накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

    Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших

    ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети

    из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то,

    что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими,

    процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от

    госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте не умели

    ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить,

    отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось,

    что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время

    ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе

    нельзя, надо заменить мать другим человеком.

    Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя

    вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след

    на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых

    людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли

    хорошо приспособиться к жизни и были обычными нормальными людьми; остальные

    обладали разными психическими дефектами.

    Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает

    предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии

    познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.

    5.Общение и развитие речи.

    Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за

    движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого

    первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова.

    Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее

    начинает активно пользоваться.

    В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение

    друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи

    или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс

    становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством

    общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

    На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет

    говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие

    овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе

    осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок

    начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые

    активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.