МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль общения в развитии ребёнка

    привязанности, поведения привязанности. Роль матери оценивается как

    решающая. Качество рабочей модели мира, содержание Я-концепции,

    качество привязанности зависят от успешности выполнения матерью своих

    функций: обеспечения физического и эмоционального комфорта, участия в

    эмоциональной жизни ребенка, своих функций “посредника” между ребенком

    и внешним миром. Самостоятельным аспектом исследования является

    нарушение психического развития ребенка в условиях материнской

    депривации.

    . Этологический подход. Наиболее активно реализован в теории социального

    научения. Предметом исследования является структура и содержания

    взимодействия матери с ребенком. Подробно описаны функции матери в

    этом взаимодействии, а также культурные и индивидуальные особенности

    их проявления.

    . Деятельностный подход. Младенчество является первым и весьма важным

    периодом развития ребенка. Выделяются формы ведущей деятельности

    (общение в первом полугодии и предметная деятельность во втором), их

    содержание и структура. Рассматривается роль взрослого в развитии

    деятельности ребенка, которая характеризуется в первом полугодии как

    “совокупная”, а во втором - как “совместно-раделенная” (А.Н.Леонтьев,

    Д.Б. Эльконин), где взрослый принимает на себя постановку целей, еще

    недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их

    результатов. В развитии общения выделется две формы: ситуативно-

    личностная и ситуативно-деловая. Кризис первого года рассматривается

    как противоречие между внутренними и внешними условиями развития

    ребенка.

    Второй и третий годы жизни.

    . Когнитивное развитие. Рассматривается в рамках развития сенсомоторного

    интеллекта, предметных действий разной степени сложности, оосвоения

    культурных способов овладения предметами и развития речи. Роль

    взрослого состоит в предоставлении необходимых условий, причем без

    акцента непосредственно на мать. В этом возрасте интерес

    исследователей направлен не только на индивидуальные, но и на

    культурные особенности когнитивного развития.

    . Эмоциональное развитие. Изучается развитие структуры и содержания

    эмоциональной сферы ребенка, большое внимание уделяется качеству

    материнско-детского взаимодействия. В этом возрасте ребенок

    оценивается как существо, живущее своими эмоциями, импульсивное,

    быстро переходящее из одного эмоционального состояния в другое.

    . Развитие личности. Психоанализ уделяет этому возрасту большое внимание

    (анальная фаза), так как в этот период ребенок вступает во

    взаимоотношения с системой прав и норм поведения, что требует от него

    существенной перестройки своих отношений с миром. Роль родителей

    состоит в адекватном участии в становлении этих отношений, в гибком

    сочетании поддержки, предоставления самостоятельности и управления

    поведениме ребенка.

    . Отдельные содержания субъективного опыта. Большое внимание этому

    периоду уделяется в теории привязанности: на протяжении воторого года

    происходит стабилизация качества привязанности и поведения

    привязанности. В условиях депривации формируются устойчивые формы

    нарушений эмоционально-личностного развития, которые считаются

    практически необратимым. Происходит становление Я-кунцепции, к трем

    годам появляется местоимение “Я”. Формируется базовая структура,

    обеспечивающая устойчивый индивидуальный стиль переживания успеха-

    неуспеха достижения целей (мотивация достижений). Роль матери не менее

    важна, чем в предыдущие периоды.

    . Этологический подход. Применяется в описании поведения привязанности,

    форм депривационного поведения, а также при анализе развития речи.

    Роль взрослого оценивается с точки зрения организации стимульной

    среды.

    . Деятельностный подход. С точки зрения деятельностного подхода этот

    период соответствует ситуативно-дловому общению, ведущей деятельностью

    является деятельность с миром вещей, возникает новая форма

    деятельности - игровая, становящаяся ведущей в конце данного

    возрастного периода. Роль взрослого состоит в участии в деятельности

    ребенка по освоению внешнего мира и в игровой деятельности. Больше

    внимания уделяется развивающе-обучающим функциям взрослого.

    Вывод. Итак, мы видим- функции матери присутствуют во всех случаях.Трудно

    оценить, развитие каких именно структур психики ребенка может служить

    показателем оптимального выполнения матерью ее функций. Тем не менее, во

    всех случаях можно выделить одну структуру, которая оценивается в

    психологии как базовая, обеспечивающая успешность всех аспектов

    психического развития ребенка. Вне зависимости от конкретных культурных

    особенностей и индивидуальных физиологических особенностей ребенка,

    непременным условием его развития является базовое отношение к миру,

    которое характеризуется как “базовое довереие”, “уверенность в поддержке”,

    “активное и доверительное отношение к миру” и т.п., позволяющее ребенку

    ощущать эмоциональный комфорт и уверенность в любом акте его отношений с

    миром. Разнообразие терминов, описывающих эту структуру субъективного опыта

    ребенка, затрудняет ее анализ и выделение тех функций матери, которые

    обеспечивают ее формирорвание и культурные особенности. Термином, наиболее

    полно выражающим содержание и роль в развитии ребенка этой структуры,

    скорее всего является эмоциональное благополучие. Его можно отнести к

    любому возрасту и соотнести с любой формой субъективного опыта. Именно

    эмоциональное благополучие ребенка, какими бы индивидуальными особенностями

    он ни обладал, дает возможность оценить успешность выполнения матерью ее

    функций, так как свидетельствует о положительной оценке ребенком мира и

    себя в этом мире в конкретных условиях своей жизни. Поэтому для

    характеристики материнских функций необходимо расмотреть содержание,

    структуру и онтогенез эмоционального благополучия.

    2.3.Понятие эмоционального благополучия.Отношения:мать-ребёнок.

    Точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

    ( Э.Эриксон, К.Хорни, Д. Винникотт, Х.Харлоу,Д. Магагна, В.В.Лебединский

    ,Л.И.Божович,М.И.Лисина ,М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло,

    А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова)

    В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и

    качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка.

    Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление

    к этому лежит в основе психосексуального развития. Певроначально у ребенка

    возникает “любовь к заботе”, которую осуществляет мать, и только на основе

    этого - любовь к матери, как объекту, с котрым связано удовольствие от

    удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения,

    причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект

    удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее

    формирование объектов влечения всех потребностей и способов их

    удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью

    своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию

    напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка.

    Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация

    психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях.

    Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, страха,

    отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного

    устранения напряжения потребности или несоответствия способов

    удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально

    в лице родителей).

    Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний

    субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения

    при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего

    источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций,

    касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм

    переживаний своей активности в нем.

    Зарубежные психологи.

    Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды,

    противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются

    заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет

    потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать

    ее закономерное и своевременное появление, и, соотвественно, устранение

    состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что

    ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и

    вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери

    позволяет ему “побеждать” чувство базового недоверия и к концу первого года

    образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для

    успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно

    концепция Э.Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития

    отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании “базовых

    спсобов разрешения конфликтов” между притивоположными тенденциями,

    присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей

    разработки проблемы базового отношения к миру и его онгтогенеза.

    К.Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в

    безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается

    родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога, как

    результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате

    родительского (в первую очередь материнского) поведения формируется

    индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой

    безопасности, определяющая стратегию развития личности.

    Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка

    качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери,

    помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна

    быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д.Винникотта о том, что

    “кормление без любви - деструктивно”. Мать является “идеальной средой” для

    ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после

    родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На

    основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка

    и переживать при этом чуство любви и глубокой удовлетворенности. Это чуство

    защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов,

    неизбежно присущих им как идивидуальным субъектам и служащим для защиты и

    сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях

    адекватного, “достаточно хорошего” материнского отношения получает хорошо

    сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему

    выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала

    осваивыемые ребенком “по отдельности”, впоследствии “собираются” в

    целостный образ матери (“материнский объект”). Промежуточный этап, когда

    мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка

    весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это

    значение мира и соотношение его “хороших” и “плохих” свойств, а также их

    предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения

    его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным

    для развития личности содержанием, получающимся в результате построения

    модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком

    “хороших” качеств первичного объекта - матери. Для этого “достаточно

    хорошая мать” должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время

    жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей

    ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие.

    В этологических исследованиях, начало которым было положено в

    экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающихся без матери,

    было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только

    удовлетаорения физиологических нужд. Х.Харлоу сформулировал понятие об

    эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических

    стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие

    “тела” (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства

    покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально

    эмоциональный комфорт достигается именно засчет наличия самих стимулов, и

    только в дальнейшем они “собираются” в целостный объект. В нормальных

    условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации

    удалось “разнести” стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и

    стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным

    объектам (два макета сурогатной матери с разным набором качеств).

    Революционность этих исследований состоит не только в выделении

    самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в

    генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании сттмулов,

    обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем

    объекте.

    Поняте об эмоциональном комфорте, необходимом для психического

    развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их

    обеспечении, а также влияние этих структур в формировании базовых

    образований личности легли в основу теории привязанности (Дж.Боулби, М.

    Айнсворт). На основе заботы и поддрежки, оказываемых матерью в первый год

    жизни, у реьенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту

    поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее

    физическая и психологическая доступность а также качество и своевременность

    оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения

    привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей

    стратегическое отношение субъекта к миру и своему существовании в нем

    (базовая модель мира “Я-другой”). Более поздние исследования привязанности

    показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две

    его основных формы - прочная, или безопасная и непрочная привязанность), с

    некоторыми вариантами, обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой

    культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для

    формирования конкретно-культурного варианта личности. Качество

    привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой

    личностной характристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

    Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в

    устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным

    складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских

    качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формировании стиля

    мотивации достижений, а также наличие “циклов непрочной привязанности” в

    семейной истории.

    Источником формирования прочной привязанности является доступность

    для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих

    функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У.

    Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта со

    взрослым, как источник страха в младенчестве. Д. Магагна считает, что вне

    контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы “работают” на

    защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она

    выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в

    отстутсвии матери: 1) снятие стресса засчет увеличения подвижности; 2)

    угнетение двигательной активности (“затаивание”); 3) аутостимуляция или

    “поиск замены соска”. Хорошо известно, что сосание для ребенка не только

    акт кормления, но и успокоение, то есть способ обретения эмоцонального

    комфорта. В традиционных ситемах воспитания это способ активно

    используется, иногда далеко за пределами грудного возраста.

    Отечественные психологи.

    В.В.Лебединский выделяет две основных функции эмоциональной регуляции:

    тоническую и реглятивную. Эти функции также могут быть “разнесены” на

    разные объекты, хотя в норме принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в

    условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не

    только на взрослом, но и на другом ребенка, а также обеспечиваться с

    помощью аутостимуляции. Роль тонической функции состоит в поддержании

    оптимального состояния возбуждения нервной системы, необходимого для

    жизнедеятельности. Это состояние имеет вполне определенные физиологические

    параметры, характеризуемые как стеническое сотояние, обеспечивающее

    уверенность и готовность к действию, которые субъективно переживаются как

    состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии

    возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является

    источником формирования потребности во впечатлениях.

    В гуманитарной психологии меньше внимания уделяется раннему

    онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также

    специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека

    выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте

    обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли,

    гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня, и

    должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды

    (физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит

    необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго

    уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.