МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

    Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

    Московский Педагогический

    Государственный Университет

    им. В.И.Ленина

    биолого-химический факультет

    Реферат

    на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников»

    Научный руководитель:

    кандидат психолгических наук,

    доцент, член-корреспондент АПСН

    Спичак Светлана Феодосьевна.

    Москва 1998г.

    1

    Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей

    современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией,

    раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.

    Возрастная психология изучает особенности психологического развития

    человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная

    динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических

    процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные

    характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология,

    психология младшего школьника, психология подростка, психология юности,

    психология взрослого человека.

    Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается

    подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей,

    мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение

    гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих

    социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с

    окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой

    социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной

    деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между

    интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

    В результате психологических исследований установлено, что

    индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в

    первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В

    различные периоды жизни человека соотношение между социальным и

    биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на

    психологическое развитие человека усиливается.

    Разновременная последовательность биологического и социального

    созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в

    юношеском возрасте.

    В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя

    юность ), другая - на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ),

    которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для

    первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути

    ( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором

    профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй

    - участие в производительном труде и использование приобретённых

    профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему

    совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

    2

    Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами

    психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и

    самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.

    Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности

    выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных

    данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется

    отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей

    действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности.

    Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения

    человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к

    самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека

    с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует.

    Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам

    составляет часть этих отношений.

    Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом

    возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и

    поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и

    замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и

    было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского

    возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений

    вопрос об представлении о себе в этом возрасте.

    Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо

    отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом

    возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к

    концу подросткового возраста постепенно уменьшается.

    У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных

    частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности

    движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют

    успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно

    исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода

    полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во

    многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже

    не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но

    меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии,

    вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что

    прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно

    уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»

    Исходя из сказанного, я делаю вывод, что для юношеского периода

    физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в

    предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на

    второй план. На первый план выходят внутренние качества.

    Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место

    ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,

    что внешность можно улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий

    спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее

    содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее

    содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а

    на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать

    других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

    3

    Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего

    школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших

    школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более

    критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и

    сверстника.

    Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,

    нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки

    старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что

    старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества

    предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают

    предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это

    создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств

    старшеклассников.

    Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

    Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей

    преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена

    менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество

    таких оценок увеличивается.

    В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить

    в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.

    Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем

    десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более

    высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же

    самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на

    0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования

    старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как

    показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о

    высоком уровне самосознания.

    В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они

    охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши

    называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди

    положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в

    дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план

    выступают те качества, которые важны для установки контактов со

    сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость,

    эгоизм и т.д.)

    Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих

    умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся

    учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте

    положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы

    верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно

    указывают на какие-то другие свои достижения.

    И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем

    вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

    По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,

    склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в

    коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»

    Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка

    неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,

    апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут

    вообще не проявляться.

    Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от

    меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как

    на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

    Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат

    отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

    4

    Исходя из этого я обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее

    доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и

    образа «Я» у юношества.

    «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не

    только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в

    психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и

    тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это

    происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание

    является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,

    возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят

    другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,

    изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую

    очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»

    В этот период происходит переход от внешнего управления к

    самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об

    объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация

    субъекта о самом себе, то есть самосознание.

    Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего

    мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее

    событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.

    Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

    других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,

    расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство

    или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить.

    Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется

    избирательность общения, потребность в уединении.

    «Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике

    восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром

    общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не

    обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не

    влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?

    Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё

    благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о

    котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней

    жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и драматичным.

    Становление личности включает в себя также становление относительно

    устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.

    Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -

    сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию

    своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»

    подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу

    и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё

    могу сделать в жизни?»

    Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша

    хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в

    условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность

    в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему

    возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность

    в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив

    всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего

    добиться.

    Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,

    познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение

    этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и

    стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого

    овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей

    воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как

    возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать

    собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится

    более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой

    характер и развивать свои способности.

    Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в

    достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в

    тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится

    своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.

    Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны

    быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»

    Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений

    можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому

    периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера,

    способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось,

    но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего

    внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к

    самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация,

    которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он

    начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни.

    Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие

    положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает

    сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут

    быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может

    претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых

    сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования

    мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас

    знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их

    систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к

    теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие

    принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом

    предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием

    понятийного мышления.

    5

    Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою

    очередь, приводит к самовоспитанию.

    Как показывают исследования, уже младшие школьники могут

    охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи

    между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё

    поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно

    нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.