МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль семьи в обществе

    Роль семьи в обществе

    Министерство образования Российской Федерации

    Костромской Государственный университет им. Н.А. Некрасова

    РЕФЕРАТ

    Роль семьи в обществе

    Выполнил: студент

    физико-математического факультета

    II курса, 5 группы

    Зобов Артем Юрьевич

    Принял:

    Травин Илья Валерьевич

    Кострома, 2002 г.

    План:

    1. Введение 3

    2. Современная семья 5

    3. Семейное воспитание 7

    4. Социализирующие функции семьи 8

    5. Репродуктивная функция 10

    6. Хозяйственно-потребительская функция 11

    7. Восстановительная функция 12

    8. Роль семьи в нравственном воспитании 12

    9. Заключение 15

    10. Список литературы: 17

    11. Приложение 1. 18

    Введение

    Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь

    государства, где бы не было проблем. В свете социально-политических

    преобразований, направленных на построение правового, демократического

    общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого

    проживающего в нем человека.

    Увы, граждане России оказались не готовы жить в новых социально-

    экономических условиях, т.к. их этому никто не учил. Для каждого человека

    принципы преодоления проблем свои и должны базироваться на личностных

    факторах, которые, в свою очередь, каждый из нас должен научиться

    реализовывать с учетом спроса и предложений на рынке труда. Реформы в

    стране проходят очень болезненно, а экономический базис только формируется.

    Нельзя насладиться вкусовыми качествами плода, если он еще не созрел. Хотим

    мы этого или нет, но подождать придется, пока экономика России наберет свою

    мощь, а мы тем временем будем учиться работать в новых условиях.

    На протяжении десятилетий наблюдалось нравственно-духовное истощение

    граждан России. Черный след тянется из прошлого и разрастается, затрагивая

    самое дорогое для каждой семьи, - детей. Два миллиона беспризорников,

    триста тысяч сирот в детских домах, сотни тысяч наркоманов. Проблемы семьи

    и ребенка требуют большого внимания, поскольку проблемы ребенка - это

    прежде всего проблемы семьи, а затем уже государства, при этом они

    неразрывно связаны между собой и никакое государство не может, да и не

    должно в большинстве случаев заменять семью. Нравственно-психическая

    деградация человека и отсутствие законодательной базы, обеспечивающей

    защиту интересов семьи и ребенка, влекут за собой весьма грустные

    последствия для общества в целом.

    Проблемы семьи и детей - это проблемы общества. Прогрессивная

    общественность должна объединить свои усилия в решении столь серьезной

    задачи и шаг за шагом помогать семье воспитывать своего ребенка.

    Поскольку роль семьи в обществе можно свести к разъяснению функций семьи,

    то в своем реферате я рассмотрю основные из, а также укажу значение каждой

    для современного общества.

    Современная семья

    Классическим примером простого социального института является институт

    семьи.

    Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором

    сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и

    которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую

    социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных

    человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются

    основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью

    каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.

    Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены

    которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и

    взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов

    поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и

    детьми, детей между собой.

    Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она

    являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей,

    качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это

    следующие параметры:

    Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников,

    или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная;

    однодетная, мало- или многодетная).

    Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в

    жизни общества.

    Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость

    родителей на работе.

    Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища,

    особенности образа жизни.

    Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен

    не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее -

    коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения

    детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все

    более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их

    привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети

    становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально,

    не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

    Назовем лишь некоторые из них.

    Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений

    - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило,

    живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно

    пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость

    этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие,

    вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями -

    сестрами), тетками, дядьями и др.

    Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и

    «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов)

    сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее

    руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

    В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и

    глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их

    уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не

    могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

    В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей.

    Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более

    высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть

    свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми

    среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их

    времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто

    не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности

    родителей.

    Семейное воспитание

    Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиватю

    ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то,

    чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших

    представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

    Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда

    характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в

    ней имеются.

    Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие

    обоих родителей или одного из них, сиблингов -братьев и(или) сестер,

    близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек,

    теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими

    характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер,

    уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные

    ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

    Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим и к их

    воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит

    мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут

    дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни,

    репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

    Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи,

    их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п.,

    влияют на цели и стиль семейного воспитания.

    Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру,

    содержанию и по характеру.

    Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим

    гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое,

    интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование

    отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли

    знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

    По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на

    достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-

    ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не

    обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье,

    например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость,

    нетерпимость и т. п.).

    Социализирующие функции семьи

    Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли. всегда окажется, что

    решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет

    семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

    Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие

    человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль,

    которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В

    детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается

    ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции

    уменьшается.

    Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В

    первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет

    необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок

    -усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных

    характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки,

    вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими

    свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в

    этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах,

    помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

    В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка

    (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте

    умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных

    семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей,

    подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех

    этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов

    сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты

    культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к

    самообразованию.

    В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком

    социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им

    семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности,

    исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье

    детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

    Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым

    не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы,

    связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со

    своим ребенком тесную эмоциональную связь.

    В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации

    человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также

    определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные

    устремления, планы и способы их достижения.

    В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития

    человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или

    осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают

    искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся

    обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

    Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой

    саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы

    того и другого.

    Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким

    содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так,

    социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и

    результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в

    состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют

    правонарушителей.

    Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая

    проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в

    полной эмоциональной выхолощенное, иначе в эмоциональной тупости,

    приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от

    брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX

    в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров,

    проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует,

    но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня

    распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях -

    родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют

    из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления

    дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и

    государстве.

    Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и

    результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом,

    уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.),

    ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными),

    стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

    Что же касается воспитания в семье как относительно социально

    контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно

    небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик

    - от 20 до 60%).

    Репродуктивная функция

    Включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е.

    принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве

    населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая

    логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем

    сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.

    Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не

    всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения,

    состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей

    численности и по статистике для воспроизводства населения России надо,

    чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине

    преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,

    тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит

    отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может

    оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой

    точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,

    создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с

    позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с

    патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения

    неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на

    данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть

    позитивная сторона.

    Хозяйственно-потребительская функция

    Охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего

    хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема

    женского труда...

    Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью

    человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок

    получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать

    труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,

    учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт

    общения с деньгами.

    Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются

    отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не

    исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

    Восстановительная функция

    Состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и

    отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи

    вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого

    требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение

    режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.