МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль семьи в становлении личности

    переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства

    к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится

    настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг

    становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в

    конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную

    отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том,

    что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только

    ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает

    растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-

    прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек,

    вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает

    сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и

    вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные

    травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу

    девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не

    ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка,

    чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура,

    появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и

    претендует на соответствующее отношение, на независимость и

    самостоятельность.

    Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к

    эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в

    родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание

    быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения

    в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля

    воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться –

    принять чувство взрослости своего ребенка.

    После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый

    кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет

    быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования

    личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная

    нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и

    борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения

    взрослеющего ребенка.

    Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского

    контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

    крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий,

    тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие

    контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе,

    безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

    . Родители регулярно указывают детям, что им делать;

    . Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его

    голосу не прислушиваются;

    . Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить

    одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права,

    принимая решение;

    . Решение часто принимает сам ребенок;

    . Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

    4. Семейное воспитание подростков .

    Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания,

    определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное

    развитие.

    Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность,

    и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть

    самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,

    одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на

    теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка;

    он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и

    стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит

    без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного

    подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и

    запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать

    и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение

    с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети

    авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и

    становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль

    сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь

    неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и

    жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием,

    испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную

    потребность в любви.

    Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля

    – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам

    позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.

    Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не

    бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец

    взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы

    ориентироваться.

    Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей

    его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к

    пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

    Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать

    которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные

    ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость.

    Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему

    требования.

    Соотношение чувств родителей к ребенку и

    особенностей контроля за его поведением

    Свобода

    ( предоставление самостоятельности )

    устранившийся либеральный

    безразличный помогающий

    Враждебность Любовь

    требовательный, покровительствующий,

    нетерпимый, чрезмерно оберегающий

    суровый, властный

    Контроль

    5. Конфликты в семье.

    Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к

    маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него

    ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто

    источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не

    устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток,

    считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не

    отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать

    вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители

    считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость

    этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но

    ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые

    считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к

    маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей

    мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы,

    которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

    Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

    1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

    2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего).

    Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку,

    а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

    3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить

    ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет

    стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

    4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает

    частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно

    идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

    В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение.

    Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в

    отношениях с родителями

    Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к

    разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка,

    стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения

    поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более

    успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает

    нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по

    возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их

    проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень

    суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность.

    Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он

    наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у

    ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то

    не устроит.

    С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры

    обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто

    безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей

    степени обычно обращено на младших детей.

    2.6. Развод родителей. Проблемы, им обусловленные.

    Очень большую роль в жизни ребёнка играет развод родителей, если он

    неизбежен. Ребёнок просто ещё не понимает, что человека нельзя винить в

    том , что он утратил любовь. Многие дети начинают обвинять себя в том, что

    родители расходятся. Непонимание зачастую приводит к травмам и отпечаткам

    на всю жизнь. Другой не менее важной проблемой для ребёнка является выбор

    того родителя, с которым он хочет остаться. Когда семья начинает жить по

    новому, старые привычки – от обычая проводить отпуск до традиционных часов

    завтрака и обеда меняются. Первые год-полтора после развода полны разных

    проблем. Нередко происходит так, что родители используют ребёнка в роли

    посредника: «Скажи своему отцу, что мне нужны деньги на ремонт», также они

    иногда настраивают ребёнка против другого родителя, помещают ребёнка в

    центр обид друг на друга. Далеко не все дети могут сказать родителям об

    этом, поэтому многие чувствуют себя ненужными, обиженными, замыкаются в

    себе. Взрослые должны стараться не перекладывать свои проблемы на плечи

    детей, сознательно это или нет.

    Ещё болезненней дети переносят появление у родителей новых друзей и

    возлюбленных. Потеря 100%-ов внимания воспринимается негативно. Новый

    родитель – это прежде всего чужак.

    Специфические условия для воспитания складываются в так называемой

    неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее,

    чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто

    бывают задиристыми и беспокойными.

    Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и

    детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители

    сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил,

    чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент

    жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

    После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми,

    теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти

    характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни

    после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же

    закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами

    наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

    2.7. Жестокость в семье.

    В древнем мире дети считались собственностью родителей, и родители

    могли их продавать, выбрасывать или убивать по своему собственному

    усмотрению. Взгляды общества на детей со временем стали несколько более

    цивилизованными, но всё ещё далеки от совершенства. В своё время были

    приняты законы, защищающие детей от тех родителей, которые не брали на себя

    и малейшей доли ответственности за воспитание потомства. И всё же около

    двух миллионов несовершеннолетних ежегодно подвергаются плохому обращению,

    а от трёх до пяти тысяч умирают от побоев и других актов насилия.

    Некоторые взрослые – это самые настоящие дети-переростки, только у них

    больше сил. Некоторые родители ничуть не умнее подростков, а некоторым

    взрослым вообще никогда не следовало бы становиться родителями.

    Исследования показали, что 75% взрослых, жестоко относящихся к своим детям,

    сами в детстве были жертвами жестокого обращения, их детство было лишено

    тепла и любви.

    «Жестокое обращение и пренебрежение к детям» определяется как

    «духовное или физическое увечье, сексуальные извращения и эксплуатация,

    небрежность и пренебрежение к детям».

    Физическую жестокость обнаружить легче всего, потому что следы её

    видны во всей их красе: синяки, ссадины, шрамы, ожоги, выбитые зубы. Менее

    заметны, но столь же болезненны эмоциональные травмы, а ведь следы их тоже

    имеются: проблемы с поведением и учёбой, низкий коэффициент умственной

    деятельности, страх физического контакта с людьми, чрезмерное агрессивное и

    пассивное поведение. Чаще всего сексуальному насилию подвергаются девочки,

    но бывают и случаи, когда и мальчиков насилуют их собственные матери. Почти

    в 80 процентах случаев насильником является тот, на чьём попечении

    находится ребёнок.

    Сексуальная жестокость – это не только насилие или половой контакт

    против воли, но это ещё и вуайеризм и эксгибиционизм, а также определённого

    вида ласки и прикосновения. Семьи, которых случаются подобные преступления,

    - это, как правило, те, в которых все члены играют традиционные роли: отец

    является абсолютным монархом и единственным кормильцем семьи; матери

    запрещена любая деятельность «вне дома», а дочери запрещено заводить друзей

    и ходить на свидания. Матери в таких семьях в основном необразованны, не

    владеют никакой профессией и полностью зависимы от мужей. Они боятся

    подорвать стабильность, лишиться пищи, крова и т.д. Более чем очевидны

    психологические последствия такого обращения с дочерьми. Эмоциональные и

    психические расстройства, низкая самооценка и сексуальные проблемы – вот

    самые распространённые результаты.

    Эмоциональная жестокость - это наиболее часто встречаемая форма

    жестокости, и доказать её гораздо труднее, потому что раны от неё не

    бросаются в глаза. Но последствия её столь же тягостные. В таких семьях

    родители, как правило, слишком строгие, чересчур требовательные, они

    постоянно придираются к детям, никогда не приласкают ребёнка и зачастую не

    могут привить им необходимых привычек и навыков. В таких семьях

    распространены наказания – детей запирают в тёмные чуланы и подвалы.

    Эмоциональная жестокость ведёт к тому, что дети неспособны успешно учиться,

    плохо развиваются в физическом и умственном отношении, бывают либо слишком

    агрессивными, либо чрезмерно боязливы.

    Около сорока миллионов детей в стране – жертвы небрежного к ним

    отношения: им не предоставляется необходимое питание, одежда, кров и

    медицинская помощь. Жестокое обращение с детьми тем более отвратительно,

    что жертвы его полностью зависят от своих обидчиков.

    2.8. Проблемы неблагополучных семей.

    Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где

    человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более

    пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще

    напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных

    обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

    Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но

    слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и

    глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло

    оставаться «частным делом»... Число детей, живущих в неблагополучных

    семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.

    Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона

    ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число

    исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000

    родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты

    выборочных исследований показывают, что в последнее время большое

    распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное.

    По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно

    часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и

    физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.

    Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в

    возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено:

    детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше

    вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения,

    в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность

    психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного

    поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно

    дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать

    решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют

    беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он

    жить на улице, ночевать где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не

    умереть с голоду? По моему ответ ясен. Очевидно часть проблем может

    объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется что сегодня нужна

    государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

    Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или

    асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего

    плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного

    ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или

    хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве

    случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с

    конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают

    семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья -

    ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

    Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет

    к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или

    каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии

    созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера

    человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими

    людьми, таково и его счастье.

    Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не

    только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.

    Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и

    во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

    Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в

    силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство -

    причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В

    подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей

    вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством,

    плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся

    невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные

    дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или

    пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым

    пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.

    Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем

    воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть

    царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают

    через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом,

    либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю

    энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются,

    не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

    Детей дошкольного возраста

    - мучают ночные кошмары;

    - страхи;

    - они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста;

    - играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками;

    - подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез);

    Дети младшего школьного возраста

    - переживают трудности в школе;

    -замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей;

    - у них ухудшаются отношения со сверстниками;

    - изменяется ролевое поведение;

    - они чрезмерно фантазируют;

    - иногда ведут себя сексуально;

    - без видимых причин мучаются болями в животе;

    Дети старшего школьного возраста, подростки

    - впадают в детство;

    - убегают из дома;

    - у них низкая самооценка;

    - занимаются проституцией;

    - совершают попытки самоубийства;

    - употребляют алкоголь и наркотики;

    - демонстрируют вызывающее, сексуальное поведение;

    - без видимых причин у них появляются различные заболевания: аллергия,

    боли в животе, головные боли.

    Конфликтная семья, в которой по различным психологическим

    причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу

    взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения.

    Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где

    повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений

    супругов, так и «тихими»,

    где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать

    всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно

    влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной

    различных асоциальных проявлений.

    Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут

    разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять

    индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и

    скорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги,

    формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей,

    взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологическую

    коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников

    инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая

    деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и

    неблагополучными семьями.

    3. Выводы.

    Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к

    минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо

    помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное

    значение:

    V Принимать активное участие в жизни семьи;

    V Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

    V Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни

    сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

    V Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым

    самостоятельно принимать решения;

    V Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

    V Уважать право ребенка на собственное мнение;

    V Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к

    равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим

    жизненным опытом;

    V С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать

    карьеру и самосовершенствоваться.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.