МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Русский речевой этикет

    Русский речевой этикет

    Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

    Предмет: Культура речи и техника постановки голоса

    Вид работы: реферат

    Тема работы:

    Русский речевой этикет

    Выполнил: Студент группы ПР-33 Запольский А.Э.

    Проверил: Окунев А.С.

    Москва, 2002 г.

    Содержание

    ЧАСТЬ I: Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его

    формирование

    1.1 История возникновения речевого этикета………………………..…………… 3-4

    1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его

    формирование.…………………………………………………………………………………...………… 4-6

    ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы

    2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,

    приветствие……………………………………………………………………………………………….….. 6-8

    2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы

    вежливости и взаимопонимания ……………………………………………………….….…. 8-13

    2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,

    резюмирование и комплименты ……………………………………………………….……. 13-14

    2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении по

    средством телефона…………………..…………………………………………….………….…….14-15

    2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах.…..15-17

    ЧАСТЬ III: Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры

    страны (от автора)…………………………………………………………………….17-18

    ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………….19

    ЧАСТЬ I: Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его

    формирование

    1.1 История возникновения речевого этикета

    |Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно |

    |связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей |

    |системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое |

    |строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, |

    |различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы |

    |на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных |

    |социальных групп, слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и |

    |прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует |

    |инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и |

    |групп, различающихся по вышеуказанным определениям. Вот как описывает В.Е. |

    |Гольдин в книге «Речь и этикет» пир при дворе монгольского хана Хубилая (по |

    |свидетельству Марко Поло): «На пиру великий хан за столом сидит вот как: его стол|

    |много выше других столов; садится он на северной стороне, лицом на юг; с левой |

    |стороны возле него сидит старшая жена, а по правую руку, много ниже, сыновья, |

    |племянники и родичи императорского роду; а головы их приходятся у ног великого |

    |хана; а прочие князья садятся за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются точно|

    |так же. Жены сыновей великого хана, его племянников и родичей - с левой стороны, |

    |пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены баронов и рыцарей. Всякий знает свое |

    |место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим ханом...». Со |

    |временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и |

    |нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно,|

    |что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством |

    |несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С |

    |этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и |

    |систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и |

    |общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих |

    |поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в |

    |обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, |

    |то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой |

    |«Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette - |

    |ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления |

    |отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, |

    |поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово "этикет"|

    |пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками |

    |называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его |

    |заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек |

    |обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Вот |

    |здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой выше. |

    |Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, |

    |институционализировавших речевой этикет систему норм и правил межличностного |

    |общения. Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения |

    |об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около |

    |пяти тысяч лет. Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих |

    |правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести |

    |разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете. |

    | |

    |1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование |

    |Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. |

    |В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более |

    |совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с |

    |окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает |

    |культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в |

    |ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и |

    |удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в |

    |сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей |

    |говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими |

    |нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно |

    |и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о |

    |которых речь впереди. |

    |В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, |

    |система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: |

    |оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не |

    |обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и|

    |т.п. Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее |

    |определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, |

    |определяющих порядок какой-либо деятельности". Так этикет и этика объединяются: |

    |ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм |

    |нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или |

    |профессиональной группы. |

    |Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают |

    |общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или |

    |узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не |

    |принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, |

    |знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д. Вот такая сценка уже из наших|

    |времен, описанная в журнале «Вокруг света», может показаться интересной: «Издали |

    |слышен клаксон, среди гуляющих заметно волнение. Приближается большой лимузин. На|

    |одном из крыльев трепещет красный, с фиолетовым оттенком флаг с красным же |

    |крестом на белом фоне. Все вокруг приседают, а затем садятся на обочине со |

    |скрещенными ногами. На заднем сиденье лимузина виднеется массивная фигура - |

    |король Тубоу IV. Его положено приветствовать, усевшись со сложенными ладонями. |

    |Это не просто обычай, это закон, соблюдение которого строго проверяется местными |

    |полицейскими. |

    |И точно так же рядовые жители Тонга приветствуют аристократов». Таков этикетный |

    |знак приветствия короля на Тонга. А если ты так не приветствуешь его, значит, ты |

    |- чужой, принадлежишь другому обществу, другой нации. |

    |Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е. |

    |Гольдина «Речь и этикет», уже упомянутая ранее. "Манера речи, стиль, разрешение |

    |или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета |

    |своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых |

    |проявлениях." |

    |Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А. |

    |Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение |

    |речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого|

    |поведения, система речевых формул общения". Н.И.Формановская дает такое |

    |определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого |

    |поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул |

    |общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта |

    |собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности”. |

    |Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности|

    |человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, |

    |педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует |

    |приобретению авторитета, порождает доверие и уважение |

    |Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий |

    |имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, |

    |так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами |

    |коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное |

    |впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации. |

    |Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? |

    |Л.А. Введенская так определяет эти факторы: |

    |Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые |

    |отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата |

    |общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, |

    |вероисповедания, возраста, пола, характера. |

    |Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут |

    |быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или |

    |другой праздник |

    |Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от |

    |особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и |

    |заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 |

    |основные группы: 1.) речевые формулы для начала общения, 2.) речевые формулы |

    |применяемые в процессе общения, 3.) речевые формулы для окончания общения. |

    |Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою|

    |систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является|

    |наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как |

    |формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от |

    |социального положения собеседников, характера их отношений, |

    |официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми|

    |людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности.|

    |В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, |

    |одноклассникам или коллегам по работе. |

    |Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и |

    |соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для |

    |взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений. |

    | |

    |ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы |

    | |

    |2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие |

    |Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со |

    |знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По |

    |правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и |

    |самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Этикет|

    |предписывает следующие формулы: |

    |Разрешите с Вами познакомится. |

    |Я хотел бы с Вами познакомится |

    |Давайте познакомимся |

    |При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и|

    |необходимо ему представиться, используются формулы: |

    |Позвольте (разрешите) представиться |

    |Моя фамилия Колесников. |

    |Анастасия Игоревна |

    |Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей |

    |начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. |

    |Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает "быть |

    |здравым", т.е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, |

    |указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер. Помимо |

    |общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость |

    |от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро|

    |пожаловать!; Моё почтение! |

    |Показателен пример, который дает возможность пронаблюдать вхождение, |

    |проникновение в чужую среду с помощью исполнения принятых в той среде этикетных |

    |правил речи и приятых форм приветствия: |

    |«Я подождал в стороне - пока он освободится, пока отъезжающие скроются в вагоне, |

    |а провожающие рассредоточатся вдоль состава по окнам купе? И тут он вышел из |

    |тамбура, запыхавшись, суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый детина, этакий хитрый|

    |кот с бегающими глазами. Я чуть было не допустил оплошность - едва не обратился к|

    |нему на «вы», да еще чуть не извинился за беспокойство. |

    |- Привет, Утюг, как дела? - сказал я ему насколько возможно бесцеремонней. |

    |Дела, как в Польше: у кого телега, тот и пан, - бойко ответил он, точно мы с ним |

    |сто лет были знакомы» (Ч. Айтматов. Плаха). |

    |Ну, а употребил бы герой привычное для себя (свойственное собственным социальным |

    |признакам) вы к малознакомому - извините за беспокойство - и остался бы чужаком. |

    |Мы уже отмечали ранее, что деревенским жителям свойственно здороваться даже с |

    |незнакомыми, посылая им знак доброжелательства. Про это деревенское здравствуйте |

    |такой интересный комментарий: «- Здравствуйте, - баба с ведрами, живет через три |

    |дома от тетки Дуси, зовут ее Настей, по утрам вот так на улице встречаемся. - |

    |Здравствуйте... |

    |Это не значит, что мы знакомы. Мы просто знаем друг друга в лицо. Но если б даже |

    |она меня и ни разу не видела, все равно бы поздоровалась. Вежливое «здравствуйте»|

    |- для чужаков». И несколько страниц спустя: «Баба с ведрами, встретившаяся на |

    |пути, говорит мне «здравствуйте» не потому, что признает меня своим. Со своим бы |

    |она перекинулась не одним словом, для своего у нее бы нашелся вопрос; «Куды, |

    |гулена, лыжи востришь?». Или шуточка: «Форсист ты, парень, штанцы, гляжу, больно |

    |нарядны». Или же какая-нибудь нехитрая просьба: «Скажи Дуське, пусть пилу |

    |принесет». В Красноглинке все соседи, все близкие, жизнь столь тесно переплетена,|

    |что при встрече всегда найдется сказать что-то такое, которое не укладывается в |

    |одно слово. Даже молчание означает намного больше дежурного «здравствуйте»; |

    |встретил да промолчал - неспроста, значит, сердит, знать не хочет, обиду |

    |показывает. А «здравствуйте» это - замечаем тебя, человек, нет при виде тебя ни |

    |радости, ни горя, иди себе мимо. «Здравствуйте» здесь приветствие для чужих» (В. |

    |Тендряков. Апостольская командировка). Но даже и это: «замечаем тебя, человек» - |

    |уже знак доброжелательства. Хотя В. Солоухин не согласен с тем, что в этом |

    |здравствуйте незнакомому - «ни радости, ни горя». Вот отрывок из его |

    |стихотворения, которое так и называется «Здравствуйте»; |

    |- Здравствуйте! -Поклонившись, мы друг другу сказали. |

    |- Здравствуйте! -Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», |

    |больше ведь мы ничего не сказали, Отчего же на капельку солнца прибавилось в |

    |мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку |

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.