Русский речевой этикет
Русский речевой этикет
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
Предмет: Культура речи и техника постановки голоса
Вид работы: реферат
Тема работы:
Русский речевой этикет
Выполнил: Студент группы ПР-33 Запольский А.Э.
Проверил: Окунев А.С.
Москва, 2002 г.
Содержание
ЧАСТЬ I: Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его
формирование
1.1 История возникновения речевого этикета………………………..…………… 3-4
1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его
формирование.…………………………………………………………………………………...………… 4-6
ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы
2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,
приветствие……………………………………………………………………………………………….….. 6-8
2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы
вежливости и взаимопонимания ……………………………………………………….….…. 8-13
2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,
резюмирование и комплименты ……………………………………………………….……. 13-14
2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении по
средством телефона…………………..…………………………………………….………….…….14-15
2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах.…..15-17
ЧАСТЬ III: Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры
страны (от автора)…………………………………………………………………….17-18
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………….19
ЧАСТЬ I: Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его
формирование
1.1 История возникновения речевого этикета
|Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно |
|связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей |
|системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое |
|строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, |
|различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы |
|на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных |
|социальных групп, слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и |
|прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует |
|инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и |
|групп, различающихся по вышеуказанным определениям. Вот как описывает В.Е. |
|Гольдин в книге «Речь и этикет» пир при дворе монгольского хана Хубилая (по |
|свидетельству Марко Поло): «На пиру великий хан за столом сидит вот как: его стол|
|много выше других столов; садится он на северной стороне, лицом на юг; с левой |
|стороны возле него сидит старшая жена, а по правую руку, много ниже, сыновья, |
|племянники и родичи императорского роду; а головы их приходятся у ног великого |
|хана; а прочие князья садятся за другие столы, еще ниже. Жены рассаживаются точно|
|так же. Жены сыновей великого хана, его племянников и родичей - с левой стороны, |
|пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены баронов и рыцарей. Всякий знает свое |
|место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим ханом...». Со |
|временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и |
|нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно,|
|что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством |
|несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С |
|этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и |
|систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и |
|общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих |
|поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в |
|обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, |
|то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой |
|«Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette - |
|ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления |
|отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, |
|поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово "этикет"|
|пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками |
|называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его |
|заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек |
|обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Вот |
|здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой выше. |
|Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, |
|институционализировавших речевой этикет систему норм и правил межличностного |
|общения. Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения |
|об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около |
|пяти тысяч лет. Как видим, во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих |
|правилах поведения и правила речевого поведения объединены, мы же будем вести |
|разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете. |
| |
|1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование |
|Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. |
|В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более |
|совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с |
|окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает |
|культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в |
|ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и |
|удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в |
|сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей |
|говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими |
|нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно |
|и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о |
|которых речь впереди. |
|В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, |
|система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: |
|оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не |
|обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и|
|т.п. Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее |
|определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, |
|определяющих порядок какой-либо деятельности". Так этикет и этика объединяются: |
|ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм |
|нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или |
|профессиональной группы. |
|Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают |
|общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или |
|узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не |
|принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, |
|знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д. Вот такая сценка уже из наших|
|времен, описанная в журнале «Вокруг света», может показаться интересной: «Издали |
|слышен клаксон, среди гуляющих заметно волнение. Приближается большой лимузин. На|
|одном из крыльев трепещет красный, с фиолетовым оттенком флаг с красным же |
|крестом на белом фоне. Все вокруг приседают, а затем садятся на обочине со |
|скрещенными ногами. На заднем сиденье лимузина виднеется массивная фигура - |
|король Тубоу IV. Его положено приветствовать, усевшись со сложенными ладонями. |
|Это не просто обычай, это закон, соблюдение которого строго проверяется местными |
|полицейскими. |
|И точно так же рядовые жители Тонга приветствуют аристократов». Таков этикетный |
|знак приветствия короля на Тонга. А если ты так не приветствуешь его, значит, ты |
|- чужой, принадлежишь другому обществу, другой нации. |
|Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е. |
|Гольдина «Речь и этикет», уже упомянутая ранее. "Манера речи, стиль, разрешение |
|или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета |
|своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых |
|проявлениях." |
|Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А. |
|Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение |
|речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого|
|поведения, система речевых формул общения". Н.И.Формановская дает такое |
|определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого |
|поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул |
|общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта |
|собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности”. |
|Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности|
|человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, |
|педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует |
|приобретению авторитета, порождает доверие и уважение |
|Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий |
|имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, |
|так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами |
|коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное |
|впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации. |
|Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? |
|Л.А. Введенская так определяет эти факторы: |
|Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые |
|отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата |
|общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, |
|вероисповедания, возраста, пола, характера. |
|Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут |
|быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или |
|другой праздник |
|Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от |
|особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и |
|заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 |
|основные группы: 1.) речевые формулы для начала общения, 2.) речевые формулы |
|применяемые в процессе общения, 3.) речевые формулы для окончания общения. |
|Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою|
|систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является|
|наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как |
|формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от |
|социального положения собеседников, характера их отношений, |
|официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми|
|людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности.|
|В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, |
|одноклассникам или коллегам по работе. |
|Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и |
|соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для |
|взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений. |
| |
|ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы |
| |
|2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие |
|Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со |
|знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По |
|правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и |
|самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Этикет|
|предписывает следующие формулы: |
|Разрешите с Вами познакомится. |
|Я хотел бы с Вами познакомится |
|Давайте познакомимся |
|При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и|
|необходимо ему представиться, используются формулы: |
|Позвольте (разрешите) представиться |
|Моя фамилия Колесников. |
|Анастасия Игоревна |
|Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей |
|начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. |
|Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает "быть |
|здравым", т.е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, |
|указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер. Помимо |
|общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость |
|от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро|
|пожаловать!; Моё почтение! |
|Показателен пример, который дает возможность пронаблюдать вхождение, |
|проникновение в чужую среду с помощью исполнения принятых в той среде этикетных |
|правил речи и приятых форм приветствия: |
|«Я подождал в стороне - пока он освободится, пока отъезжающие скроются в вагоне, |
|а провожающие рассредоточатся вдоль состава по окнам купе? И тут он вышел из |
|тамбура, запыхавшись, суя чаевые в карман. Этакий рыжеватый детина, этакий хитрый|
|кот с бегающими глазами. Я чуть было не допустил оплошность - едва не обратился к|
|нему на «вы», да еще чуть не извинился за беспокойство. |
|- Привет, Утюг, как дела? - сказал я ему насколько возможно бесцеремонней. |
|Дела, как в Польше: у кого телега, тот и пан, - бойко ответил он, точно мы с ним |
|сто лет были знакомы» (Ч. Айтматов. Плаха). |
|Ну, а употребил бы герой привычное для себя (свойственное собственным социальным |
|признакам) вы к малознакомому - извините за беспокойство - и остался бы чужаком. |
|Мы уже отмечали ранее, что деревенским жителям свойственно здороваться даже с |
|незнакомыми, посылая им знак доброжелательства. Про это деревенское здравствуйте |
|такой интересный комментарий: «- Здравствуйте, - баба с ведрами, живет через три |
|дома от тетки Дуси, зовут ее Настей, по утрам вот так на улице встречаемся. - |
|Здравствуйте... |
|Это не значит, что мы знакомы. Мы просто знаем друг друга в лицо. Но если б даже |
|она меня и ни разу не видела, все равно бы поздоровалась. Вежливое «здравствуйте»|
|- для чужаков». И несколько страниц спустя: «Баба с ведрами, встретившаяся на |
|пути, говорит мне «здравствуйте» не потому, что признает меня своим. Со своим бы |
|она перекинулась не одним словом, для своего у нее бы нашелся вопрос; «Куды, |
|гулена, лыжи востришь?». Или шуточка: «Форсист ты, парень, штанцы, гляжу, больно |
|нарядны». Или же какая-нибудь нехитрая просьба: «Скажи Дуське, пусть пилу |
|принесет». В Красноглинке все соседи, все близкие, жизнь столь тесно переплетена,|
|что при встрече всегда найдется сказать что-то такое, которое не укладывается в |
|одно слово. Даже молчание означает намного больше дежурного «здравствуйте»; |
|встретил да промолчал - неспроста, значит, сердит, знать не хочет, обиду |
|показывает. А «здравствуйте» это - замечаем тебя, человек, нет при виде тебя ни |
|радости, ни горя, иди себе мимо. «Здравствуйте» здесь приветствие для чужих» (В. |
|Тендряков. Апостольская командировка). Но даже и это: «замечаем тебя, человек» - |
|уже знак доброжелательства. Хотя В. Солоухин не согласен с тем, что в этом |
|здравствуйте незнакомому - «ни радости, ни горя». Вот отрывок из его |
|стихотворения, которое так и называется «Здравствуйте»; |
|- Здравствуйте! -Поклонившись, мы друг другу сказали. |
|- Здравствуйте! -Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», |
|больше ведь мы ничего не сказали, Отчего же на капельку солнца прибавилось в |
|мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку |
Страницы: 1, 2, 3
|