МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самосознание подростков с ограниченными возможностями

    Самосознание подростков с ограниченными возможностями

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

    ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

    НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

    ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

    РЕЦЕНЗЕНТ

    КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ

    СЛУШАТЕЛЬ

    КАЗАНЬ 2003

    2

    Оглавление

    Введение 3

    1. Самосознание как психологический феномен 6

    1.1. Структура и функции самосознания 6

    1.2. Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных

    исследователей 14

    1.3 .Особенности самосознания подростка 20

    4. Особенности развития личности подростков с ограниченными возмо

    жностями 26

    5. Описание методов исследования 33

    2. Сравнительный анализ самосознания здоровых и подростков с ограни

    ченными возможностями 39

    2.1. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний

    здоровых подростков и подростков-инвалидов 39

    2. Исследование уровня рефлексии и самосознания здоровых подростков

    и подростков с ограниченными возможностями 43

    3. Исследование фрустрационной толерантности здоровых подростков

    и подростков-инвалидов 47

    Заключение 55

    Список литературы 58

    Приложения 61

    Введение

    Одной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания

    детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование этой

    проблемы дает обширный материал для понимания личности подростков, что

    необходимо для последующего интегрирования их в общество.

    Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в

    которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других

    качеств, так и самооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на

    данную личность внешних факторов [1;12].

    В данной работе рассмотрены особенности самосознания подростков с

    ограниченными возможностями. Если для здорового подростка формирование

    положительной «Я концепции» играют важную роль, то для подростка с

    ограниченными возможностями это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных

    возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь

    порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если

    ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться,

    поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение.

    Проблемами самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные

    ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У.

    Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной

    психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется

    большое внимание в работах И. Кона, В. Столина, И. Чесноковой, Г. Акопова и

    т.д.

    В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных

    вопросов самосознания и образа «Я» в различных его психологических

    аспектах.

    До настоящего времени проблема психологического изучения личности

    подростков с ограниченными физическими возможностями остается мало

    разработанной. По самосознанию подростков с ограниченными физическими

    возможностями литературы не достаточно. Большей частью это лишь отдельные

    статьи в журналах, освещающие отдельные аспекты проблемы. Это работы О.Л.

    Романовой, И.К. Левченко, И.И. Мамайчука, И.В. Кривоноса, О.Е. Шаповаловой,

    Е.С. Шильштейна.

    Цель данной работы - рассмотреть особенности самосознания подростков с

    ограниченными физическими возможностями.

    Объект исследования - подростки с ограниченными физическими

    возможностями, посещающие центр реабилитации Ново-Савиновского района

    г.Казани.

    Предмет исследования изучение особенностей самосознания подростков с

    ограниченными возможностями.

    В ходе работы выдвинута основная гипотеза: самосознание подростков с

    ограниченными физическими возможностями отлично от самосознания их

    здоровых сверстников. Основная гипотеза разбита на следующие: 1. У

    подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо

    очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у

    большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная. 2.Инвалиды с

    ограниченными возможностями более интроверсированны, чем здоровые

    подростки.

    3. У подростков с ограниченными возможностями оказавшихся во фрустрационной

    ситуации, преобладает тип реакции с фиксацией на самозащите. Для здоровых

    подростков характерен тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребности

    или на препятствии.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть

    понятие, структуру и развитие самосознания подростков с ограниченными

    физическими возможностями в трудах отечественных и зарубежных

    исследователей.

    2. Рассмотреть особенности самосознания у подростков с граниченными

    физическими возможностями.

    3. Исследовать особенности самосознания у подростков с ограниченными

    физическими возможностями.

    Для эмпирического доказательства гипотезы в качестве методов исследования

    были использованы: методика изучения уровня притязаний и самооценки Дембо-

    Рубинштейна, методика «Личностный дифференциал», тест фрустрационной

    толерантности Розенцвейга. Исследуемую группу составили 30 подростков с

    ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу

    составили 30 здоровых школьников, учащихся седьмых и девятых классов

    общеобразовательной школы.

    Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список

    литературы и приложения, содержит диаграммы, таблицы. В дипломной работе

    использовалось 31 источников литературы.

    1. Самосознание как психологический феномен

    В данной главе раскрывается смысл самосознания в различных

    психологических теориях зарубежных и отечественных авторов. Освещены

    сущность и структура самосознания. Описываются особенности самосознания

    здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями. Этот раздел

    включает описание методик, с помощью которых проводилось исследование и

    содержит характеристику группы испытуемых.

    1.1. Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных

    исследователей

    Несмотря на небольшое количество научных публикаций, представленные в них

    материалы позволяют выделить основные подходы к изучению феномена

    самосознания или «Я-концепции» в зарубежной психологии.

    Основополагающие подходы Джеймса. Уильям Джеймс первым из психологов начал

    разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, «личностное Я» он

    рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-

    сознающее» и «Я-как-объект». Это - две стороны одной целостности, всегда

    существующие одновременно. Одна из них является собой чистый опыт («Я-

    сознающее»), а другие -содержание этого опыта («Я-как-объект»). «Личностное

    Я» - это всегда одновременно и «Я-сознающее» и «Я-как-объект».

    По мысли Джеймса, «Я - как объект» - это все то, что человек может

    назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и

    располагает их в порядке значимости: «духовное Я», «материальное Я»,

    «социальное Я» и «физическое Я».

    В обществе человек имеет возможность устанавливать себе цели, связанные с

    различными компонентами нашего «Я», и оценивать успешность наших жизненных

    проявлений относительно этих целей. По Джеймсу из этого

    вытекает - наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое

    положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке

    нами собственных успехов или неудач. Всем людям свойственно стремление

    максимально развить все возможные грани своего «Я», однако ограниченность

    способностей человека, ограниченность существования в пространстве и во

    времени заставляют каждого выбирать лишь отдельные аспекты личностного

    развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых

    человек связывает свой жизненный успех. Самооценка повышается, если они

    реализуются, и понижается если человеку не удается их реализовать. В

    конечном счете мы сами создаем свои притязания и связываем их с

    определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является

    безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу [3;160].

    Символический итеракционизм в работе Кули и Мида опирается на три

    основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в

    зависимости от трех значений, которыми они наделяют элементы своего

    окружения. Во- вторых эти значения являются продуктами социального

    взаимодействия. В - третьих, эти социокультурные значения подвержены

    изменениями в результате индивидуального восприятия в рамках такого

    взаимодействия. «Я» и «другие» образуют единое целое, поскольку общество

    представляющее собой сумму поведений его членов, накладывает социальные

    ограничения на поведение индивида .

    Чарльз Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпритируемой

    обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника

    данных о собственном «Я». Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая,

    что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно

    влияют на его «Я- концепцию».

    «Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида

    с разнообразными первичными группами, членом которых он является.

    Непосредственные отношения между членами группы предоставляют

    индивиду обратную связь it.» самооценки. Таким образом, «Я-концепция»

    формируется методом проб и ошибок процесса в ходе которого усваиваются

    ценности, установки и роли [21;60].

    Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного

    психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида

    социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джеймсом

    «Я-сознающее» и «Я- как-Объект». Через усвоение культуры человек способен

    предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой

    человек показывает наше собственное поведение. Мид полагал, что

    самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется

    путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других

    людей относительно этого человека.

    У индивида развивается способность реагировать на самого себя,

    формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих.

    Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и

    пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом,

    индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и

    ценностями, которые приписывают ему другие [21;67].

    Представления об идентичности, развитые Эриксоном. Проблематика «Я-

    концепции» рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности,

    понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной

    культуры. Эго-идентичность - индивида возникает в процессе интеграции его

    отдельных идентификаций, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми,

    с которыми он мог бы идентифицировать себя.

    В теории Эриксона описаны 8 стадий личностного развития и

    соответствующих изменений эго - идентичности, охарактеризованы присущие

    каждой из этих стадий кризисные повороты пункты и указаны личностные

    качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов.

    Формирование эго-идентичности протекает в основном в сфере

    бессознательного. Эриксон критикует такие понятия, как самооценка, «образ

    Я», считая их статическими. В то время как, по его мнению, главной чертой

    этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает

    завершенности, не является чем то неизменным, что может быть за тем

    использовано как готовый инструмент личности. Процесс формирования

    идентичности «Я» характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений

    о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и

    самопознания. Эриксон считает, что чувство идентичности является

    оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении

    своего жизненного пути [21;80].

    Феноменалистическая психология в работах Карла Роджерса.

    Феноменалистический подход в психологии в понимании человека происходит из

    впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть , как

    индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида

    оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только присущее

    восприятие окружающей обстановки.

    Центральным понятием феноменалистического подхода является

    восприятие, то есть, что человек воспринимает, является для него

    единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим

    поведением. С появлением негативного самовосприятия можно с большой

    вероятностью ожидать, что последующее поведение индивида подтверждает его

    неполноценность в собственных глазах. Это явление известно под названием

    «самореалиующееся пророчество». К счастью оно хорошо срабатывает, и в

    случае позитивной установки на себя: в результате подтверждающих ее данных

    формируется благоприятная «Я-концепция» [23;ПО].

    Карл Роджерс разработал особый подход в психотерапии - «терапию,

    центрированную на клиенте». Основные положения теории Роджерса выглядят

    следующим образом:

    10

    Сущность феноменалистической теории личностного «Я» заключается в том, что

    человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном

    мире.

    «Я-концепция» возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в

    особенности, социальной.

    «Я концепция» - это система восприятий. Именно «Я-концепция», а не

    «реальное Я» имеет определенное значение для личности и ее поведения. «Я-

    концепция» выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на

    окружение индивида. «Я-концепцией» предопределяется восприятие

    значений, приписываемых этому окружению.

    Вместе с «Я-концепцией» развивается потребность в позитивном отношении со

    стороны окружающих, независимо от того, является ли данная

    потребность приобретенной или врожденной.

    Потребность в позитивном отношении к себе или потребность в

    самоуважении, так же развивается на основе интернализации позитивного

    отношения к себе со стороны других.

    Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может

    возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в

    позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласовывание между «Я»

    и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая

    дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток

    оградить сложившуюся «Я-концепцию» от угрозы столкновения с таким

    опытом, который с ней не согласуется.

    Человеческий организм представляет собой единое целое. Роджерс

    приписывает организму лишь один внутренний мотив - тенденцию к

    самоактуализации.

    Развитие «Я-концепции» - это не просто процесс накапливания данных

    опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. «Я-

    11

    концепция» представляет собой определенную систему, изменение одного ее

    аспекта может полностью изменить природу другого.

    - Рассматривая понятие «идеального Я», Роджерс полагал, что благодаря

    психотерапевтическому воздействию восприятие «идеального Я» становиться

    более реалистичным, и «Я» начинает больше гармонировать с идеалом. Таким

    образом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуется

    существование нереалистического собственного идеала и несоответствие

    между «Я-концепцией» и «идеальным Я».

    Главная проблема в подходе Роджерса в понимании «Я-концепции» связана с

    использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для

    того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-

    концепцией».

    Поведение рассматривается Роджерсом как попытка согласованности «Я-

    концепции». Реагируя на состояние такого резонанса как на угрозу,

    возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид

    использует один из двух защитных механизмов -искажение или отрицание.

    Первый используется для того, чтобы изменить личностную значимость

    переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания. Роджерс

    использует терапию центрированную на клиенте, как метод, направленный на

    модификацию состояния «Я-концепции» с целью устранения диссонанса между нею

    и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический

    синдром у него устраняется и достигается состояние психологической

    адаптации [23; 104].

    Следовательно, в зарубежной литературе термин «Я-концепция», обозначает

    совокупность представлений индивида о самом себе. То есть самосознание чаще

    всего отождествляется с эмоционально-ценностным и отношением субъекта к

    себе и поведенческими реакциями, которые порождаются образом «Я» и

    самоотношением.

    12

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.