МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самосознание подростков с ограниченными возможностями

    В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривается на уровне

    самосознания. Проблеме самосознания посвящено немало исследований. В

    работах Л.С. Выготского [5;31-42], И.И. Чесноковой [30;50], И.С. Кона

    [12;335], В.В. Столина [28;284], А.Г. Спиркина [27;303] проанализированы

    вопросы о становлении самосознания в контексте более общей проблемы

    развития личности.

    А.Г. Спиркин, в качестве основных характеристик самосознания выделяет

    личность, субъект и Я человека. «Самосознание-это знание субъекта о мире и

    о своем месте в нем, как проявление способности отделить в представлении

    себя, свое «Я» от своего жизненного окружения; сделать свой внутренний мир,

    свою субъективность предметам осмысления и понимания, а также главной

    способностью «практического преобразования» этих проявлений» [27;60].

    Противоположный подход находим в работе В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева

    [1;57], у которых «Я» выступает как центральное звено самосознания.

    Самосознание трактуется как проявление способности отделить в представлении

    себя, свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир,

    свою субъективность предметом осмысления и понимания, а так же главной

    способностью «практического преобразования» этих проявлений.

    И.И. Чеснокова несколько сужает трактовку самосознания дифференцируя его

    по признаку «внешнее -внутреннее», не рассматривая сам процесс осознания

    рефлексию. Она пишет: «Самосознание не есть самостоятельное явление

    психики... Объектом самосознания является сама личность, которая выступает

    и как субъект и как объект познания. Самосознание - есть всегда сознание

    самого себя как сознательного субъекта, человека, реального

    индивида»[30;50].

    И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Его

    основная идея, в целом, образ «Я» понимается как установочная система:

    установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и

    13

    производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в

    отношении объекта). Нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные,

    представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся

    в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе, выше

    расположены осознанные и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти

    частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец,

    сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентации

    личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и

    средств, необходимых для достижения этих целей.

    И.С. Кон подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию

    уровней образа «Я», тот факт, что высший уровень, меняя значение и удельный

    вес низших уровней иерархии «Я» не уничтожает их относительной

    автономности, так что между ними могут возникать противоречия и конфликты

    [12;321].

    В.В Столин утверждает, что единицами самосознания личности является не

    образы сами по себе, и не самооценки в когнетивной или эмоциональной форме

    и не образы плюс самооценки. «Единицей самосознания личности является

    конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных

    отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности» [28;201].

    В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и

    формирование самосознания, исследуется также связь самопонимания и

    поведения, а в отечественной психологии самосознание рассматривается в

    контексте деятельности. Однако определение самосознания практически не

    раскрывается или раскрывается очень обще, со стороны образа «Я» или

    самоотношения, а значит самосознание как самостоятельный предмет пропадает.

    14

    1.2 Структура и функции самосознания.

    Особый интерес в психологии представляют исследования личности, которые

    рассматривают человека, прежде всего, со стороны целостности «Я» концепции

    или самосознания [28;6].

    «Я» — это своего рода ядро, центр человеческой личности, в котором

    отображается то, каким индивид известен самому себе, каким он видит и

    представляет себя.

    Так самосознание представляет собой единство трех сторон: 1 .Когнитивная

    составляющая самосознания (Образ «Я») - представление индивида о самом

    себе, о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости и

    прочее, то есть познавательная, которая обозначается как самопознание.

    Самопознание, как начальное звено самосознания, дает человеку знание о

    самом себе: оно имеет два уровня развития. На первом уровне самопознание

    складывается через соотношение самого себя в созданном им мире с другими

    людьми. Основные приемы, используемые человеком при этом самовоспитание и

    самонаблюдение, с последующим самоанализом. В результате этих процессов

    складывается представление о некотором психологическом качестве человека.

    Затем, происходит перенос этого качества на себя. Конкретные способы

    восприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми

    разнообразными [20; 12].

    Существуют следующие варианты существования самопознания или «Я-

    концепции»:

    1. Целое, единое «Я», единство которого поддерживается путем постоянного

    взаимодействия и социальной средой и посредством внутреннего механизма

    адаптации:

    2. Раздвоенное, деперсонализированное «Я» - следствие

    нарушения,

    прекращения, искажения взаимодействия человека со средой и с самим

    собой. С другой стороны, центральным образованием личности считается

    3. 15

    самосознание, как осознание своего отношения к миру, себя как личности,

    своих поступков, действий, желаний и интересов [3;200].

    2. Эмоционально-ценностная сторона - самоотношение -

    осознанное отношение к себе, то есть самооценка.

    Самооценка- это оценка человеком самого себя, своих возможностей, являясь

    регулятором поведения человека, она определяет его самоощущение, отношение

    с другими людьми, требовательность к себе, к своим успехам и неудачам.

    Самооценка определяет уровень притязания, то есть уровень задач, которые

    человек ставит перед собой и к решению которых считает себя способным.

    То есть, самооценка - это наличие критической позиции индивида по

    отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося

    потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы

    ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное

    отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия

    [4;34].

    Оценивая себя и свои возможности, личность принимает в расчет уровень

    своего интеллекта и грани характера, управляемость эмоционально-волевыми

    процессами и способность вызывать уважение у людей, собственную внешность и

    авторитет в коллективе, способности и творческие проявления. Самооценка

    может быть низкой, средней, высокой и завышенной [8;47]. Средняя и высокая

    высота самооценки является оптимальной, приемлимой, справедливой для любого

    индивида. Низкая, как и чрезмерно высокая несут собой различные проблемы,

    которые на обыденном языке привычно именуются комплексами.

    Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими

    недостатками, является социально неадекватным, то он ощущает негативные

    реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с

    социальной средой, то комплекс недооценки или переоценки собственной

    16

    личности на протяжении всей жизни человека мешает ему быть полноценной

    личностью, плодотворно жить.

    Выделяют три существенных момента в понимании самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа

    «реального Я» с образом «идеального Я», то есть представление о том, каким

    человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных

    психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения,

    «реального Я» с «идеальным Я» считается важным показателем психического

    здоровья. И так, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для

    него идеальный образ «Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же

    человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих

    достижений, его самооценка по всей вероятности будет низкой [4;34].

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с

    идентификацией социальных реакций на данного индивида. Другими словами

    человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению оценивают другие.

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается

    в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через

    призму своей идентичности. В целом картина выглядит таким образом, что люди

    прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в

    структуру общества.

    Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от

    обстоятельств. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности,

    которая выражается в установках, свойственных индивиду. Позитивную «Я

    -концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, самоуважению,

    принятию себя, ощущению собственной ценности, синонимами негативной «Я-

    концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие

    себя, ощущение своей неполноценности [11;59].

    Следовательно, самооценка отражает степень развития у индивида чувства

    самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко

    17

    всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка

    предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей

    личности.

    Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным

    элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать

    личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самопринятии

    субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит

    источником пополнения знаний человека о себе.

    Поведенческая составляющая самосознания. Люди не всегда ведут себя в

    соответствии со своими убеждениями. Структура самосознания включает в себя

    по крайней мере, три основные модальности самоустановок:

    1. «реальное Я» - установки, связанное с тем как индивид воспринимает свои

    актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то

    есть его

    представлениями о том, каков он на самом деле;

    2. «зеркальное (социальное) Я» - установки связанные с представлениями

    индивида о том, как его видят другие;

    3. «идеальное Я»-установки связанные с представлениями индивида о том,

    каким он хотел бы стать [3;240].

    Большинство авторов [2;34] при изучении самосознания учитывают эти

    модальные различия. У индивида «реальное Я» и «социальное Я» должны быть

    согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я

    и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения,

    которые поддаются объективному измерению.

    «Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих

    сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают

    оторваны от реальности. Как показала Хорни, большое расхождение между

    «реальным» и «идеальным Я», нередко ведет к депрессии, обусловленной

    недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых

    устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным

    от

    18

    реальности, является по его мнению, одним из величайших облегчений, которые

    может принести человеку психотерапия. Олпорт считает, что «идеальное Я»

    отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Кабс и Соутер

    рассматривают «идеальное Я» как человека, которым индивид хочет или

    надеется стать, то есть набор черт собственной личности, которые

    необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и

    совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных

    идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными

    идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы

    свойственны всякому индивиду [6; 130].

    Таким образом, самосознание играет троякую роль: она

    способствует достижению внутренней согласованности

    личности, определяет интерпритацию опыта и является источником

    ожиданий. Перечислим функции самосознания или «Я-концепции»:

    «Я-концепция» служит средством обеспечения внутренней согласованности.

    Ряд исследователей по теории личности основывается на концепции, согласно

    которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней

    согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие

    с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к

    дисгармонии личности, к ситуации психологического дискомфорта. Это

    состояние называют когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в

    достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные

    действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия

    [26;200].

    Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид

    думает о самом себе и руководствуется восприятием.

    Существуют механизмы, называемые защитно-психологическими, которые

    позволяют удерживать «Я-концепцию» в уравновешенном состоянии. Стремление

    защитить «Я-концепцию», оградить ее от разрушающих

    19

    воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального

    поведения [21;67].

    «Я-концещия» как интерпритация опыта. У человека существует устойчивая

    тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое

    поведение, но и интерпритацию опыта. Поэтому «Я концепция» сформировалась и

    выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

    Одну и туже ситуацию человек может воспринимать по-разному. «Я-концепция»

    действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер

    восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация

    осмысливается, получает значение, соответствующее представление человека и

    себе [28;201].

    «Я-концещия» как совокупность ожиданий. Третья функция «Я-концепции»

    заключается в том, что она определяет ожидания индивида, то есть его

    представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной

    значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом

    [30;123].

    Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и

    характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться,

    либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют

    соответствующим образом реакции окружающих.

    Благодаря развитию и оформлению в ее структуре таких компонентов как «Я-

    идеальное», «рефлексия», самосознанием является не только описание черт

    своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и

    связанных с ними переживаний.

    Таким образом, самосознание влияет на формирование стиля поведения и

    жизнедеятельность личности, обуславливает динамику и направляет развитие

    субъекта.

    20

    1.3. Особенности самосознания подростка

    Подростковый возраст - это второй критический период в психическом

    развитии ребенка, существенный для генезиса самосознания. Поскольку

    подростковый возраст характеризуется заметными генотипическими изменениями,

    то многие исследователи считают его исходным моментом развития

    самосознания.

    Подростковый кризис сопровождается актуализацией восприятия себя

    самостоятельным субъектом. Если содержание стремления ребенка к

    самостоятельности в раннем детстве состоит в том, чтобы доказать, что он

    может сделать сам, как взрослый, повторить действие взрослого, то есть

    самостоятельно утвердиться здесь в сфере осуществления каких-либо

    практических действий.

    У подростка стремление к самостоятельности выражается в появлении

    осознания своей причастности к взрослым, в том, что он начинает считать

    самого себя взрослым. А поскольку отношение взрослого не соответствует

    этому новому восприятию, подросток всеми доступными ему средствами пытается

    утвердить себя самостоятельным субъектом, способным на независимые

    проявления в поведении, в отдельных поступках. Отсюда и негативизм,

    упрямство, замкнутость, неподчинение воли взрослого, то есть все черты, для

    появления которых в данный возрастной период имеется благотворная почва.

    Острота или смягченность этого критического момента в жизни взрослеющего

    ребенка, результаты его во многом зависит от характера взаимоотношений

    подростка с взрослыми [31; 69].

    Основными условиями, влияющими на возникновение новообразований в

    психике подростка, в частности на формирование самосознания, являются

    прежде всего, такие объективные факторы, как социальные условия жизни

    подростка, новые требования к его поведению и деятельности в системе

    отношений со взрослыми [26; 17].

    21

    Однако, при анализе причин, обуславливающих процесс становления личности

    подростка, необходимо учитывать и биологические (половое созревание) и

    психологические (усложнение форм и абстрактно логического мышления,

    дифференциация и уточнение эмоциональной сферы волевой активности), без

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.