МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самосознание подростков с ограниченными возможностями

    которых трудно понять поведение подростка во всей его сложности и

    противоречивости. Это важно, прежде всего, в целях нахождения наиболее

    адекватных форм отношения к подростку, с тем чтобы избежать возможного его

    отчуждения и найти формы соответствующего, ненавязчивого влияния со стороны

    взрослого.

    Для самосознания подростка специфично то, что в подростковом возрасте

    впервые в развитии личности самосознание - самопознание, самонаблюдение,

    самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной

    из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности

    влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего

    ее становления. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется

    возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности - потребности в

    самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с

    осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям,

    идеалам, которым надо следовать [20;19].

    До подросткового возраста развитие самосознания осуществляется стихийно,

    преимущественно без включения самого подростка в процесс его формирования.

    Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания в этот период

    появляется еще одна основная линия его развития, предлагающая активность

    самого подростка в этом процессе. Особую напряженность в актуализации

    процессов самосознания подростка вызывают сильные эмоциональные

    переживания, жизненные коалиции, связанные с осознанием определенного

    отношения окружающих к себе. Необходимо отметить, что процесс формирования

    самосознания у подростка имеет ярко

    22

    выраженные индивидуальные формы проявления, связанные со спецификой условий

    протекания подросткового возраста в каждом конкретном случае [24; 102].

    Доминирующим моментом системы познавательных интересов подростка

    становиться психологические качества окружающих людей, прежде всего близких

    его сверстников. Развитие интереса к другому обуславливается новыми формами

    общения подростков между собой. Оно строится на взаимо интересных занятиях,

    обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» пережитого, продуманного.

    Главным моментом содержания общения выступают более глубокие личные

    взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями (симпатия,

    зарождающаяся дружба, любовь). Подростки активны как в установлении

    отношений между собой, так и в ходе их дальнейшего поддержания. Общение

    подростков включает в себя и разнообразные поступки по отношению друг к

    другу, и последующее размышление о них. От размышления об отдельных

    поступках сверстников они переходят к анализу всей совокупности

    взаимоотношений с ними.

    Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним,

    размышлением о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться

    и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в

    своих чувствах, возможностях и тому подобное. Таким образом, общение имеет

    прямое отношение к формированию представления о себе, своих поступках и

    качеств товарища со своими собственными .

    В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка

    сохраняется та же самая последовательность, что и в познании качеств

    другого, то есть в начале выделяются чисто внешние характеристики, затем

    качества, связанные с выполнением какой либо деятельности, и, наконец,

    личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

    Потребность разобраться в своем поведении, оценить его сточки зрения

    соответствия или несоответствия внешним требованиям

    реализуется

    23

    подростком в процессе самоанализа. Обычно самоанализ, к которому обращается

    подросток, не является самоцелью и беспредметным «самокопанием». Он

    возникает как реакция неудовлетворенности собственными психологическими

    особенностями. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат

    его фиксируется в самооценке подростка [31;41].

    И оценка подростком своих качеств происходит не по абсолютному отношению

    к качествам другого подростка, а с точки зрения осознания степени своей

    взрослости. Он как бы выделяет для себя «эталон-взрослости» -восприятие и

    оценка себя осуществляется через этот «эталон». Поскольку найденный для

    себя «эталон взрослости» не всегда соответствует действительным

    возможностям подростка и не находит соответствующих способов реализации,

    неадекватная, неустойчивая самооценка на начальных этапах формирования

    может привести к тому, что подросток переоценивает, или напротив,

    недооценивает себя, а уровень его притязаний часто не соответствует уровню

    фактических достижений. И если поведение строится на такой неадекватной

    самооценки, то конфликт между подростком и окружающими становиться

    неизбежным [20; 14].

    Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка

    происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы

    от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя.

    Процесс установления самооценки сопровождается с переживаниями самых

    разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой

    экспрессивностью и переживания, включенные в процесс самопознания,

    становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности [8;46].

    Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к

    оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей,

    он отличается большой ранимостью, часто болезненным переживанием любых

    24

    критических замечаний о себе. Иногда критические замечания падают на почву

    неуверенности в себе, в свои возможности и способности. Подобная ситуация

    вызывает сильные, переносимые только в себе, аффективные переживания в виде

    обиды, тоски, потери уверенности в себе. В частности они могут привести к

    развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей

    неполноценности, неуверенность в себе, стеснительность.

    Чувства подростка в отношении себя очень разнообразны, они не являются

    пассивным, страдательным состоянием, а приобретают новое значение и смысл в

    его психической жизни, становятся способом выявления, уточнения, осознания

    основных интересов, своеобразным регулятором его отношения к людям - к

    взрослым, товарищам, лицам другого пола. Многообразные формы переживания

    (как положительные, так и отрицательные), связанные с сознанием своих

    особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений

    других людей является одним из основных внутренних условий формирования

    самосознания подростка и, в первую очередь, его эмоционально-ценностной

    сферы.

    В подростковом возрасте самосознание все больше начинает включаться в

    процесс управления поведением. Причем в этом процессе участвуют все акты

    самосознания. Непосредственным компонентом целостной системы управления

    поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом

    саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения,

    разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь

    начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и

    взрослыми [3;102].

    Сложившаяся самооценка регулирует не только процесс его общения, но так

    же играет большую роль в восприятии им других людей, создавая

    избирательность восприятия и внимания при оценке других.

    Если подросток, обладая устойчивой адекватной самооценкой находится в

    условиях, которые способствуют нормальному удовлетворению

    его

    25

    потребности в самоутверждении, то моральная саморегуляция его поведения

    проявляется на достаточно высоком уровне у подростка развивается умение

    владеть своими эмоциональными состояниями, контролировать себя и

    организовывать свое поведение в соответствии с условиями общения.

    Если подросток с устойчивой, адекватной самоооценкой попадает в такие

    условия общения, когда он постоянно сталкивается с недооценкой его

    возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства со

    стороны взрослых, то он значительно меняет свои поведенческие реакции.

    Подобные психологические условия общения становятся разрушительным фактором

    его саморегуляции. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе,

    уменьшается инициативность его поведения, он превращается в исполнителя

    власти другого. Напротив отказ от исполнения этой власти влечет за собой

    сопротивление и различные негативные проявления. Подросток с заниженной

    самооценкой, и достаточным уровнем ее устойчивости в такой ситуации

    оказывается в наиболее неблагоприятных условиях, постоянное подкрепление

    неустойчивой самооценки такими факторами вызывает еще большее ее колебание,

    непоследовательность. Саморегулирование становиться узкоситуативным, его

    возможности снижаются [8;45].

    Поскольку самооценка не обладает достаточной степенью устойчивости и

    адекватности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой

    степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки

    зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как

    лихачество, удаль и так далее.

    По мере развития всех сторон самосознания, накопления опыта работы над

    собой уменьшается разрыв между стремлением подростка самосовершенствоваться

    и практическими изменениями его в этом направлении. И тогда самовоспитание

    из актуального, эпизодического самоизменения перерастет в постоянное

    свойство личности [31; 69].

    26

    Подростковый этап генезиса самосознания очень важен, так как именно в

    этот период складываются основные свойства и особенности самосознания,

    достаточно определенные формы проявления. Наконец, формируется более или

    менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем будет

    определять степень самостоятельности, независимости личности во

    взаимоотношениях с людьми.

    1.4 Особенности развития личности подростков с ограниченными

    возможностями

    Детская инвалидность - одна из острейших проблем современного общества.

    По определению ВОЗ «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со

    стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеванием,

    последствием травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности»

    [9;67].

    Ограничение жизнедеятельности лица проявляется в полной или частичной

    утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение,

    ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а так же заниматься

    трудовой деятельностью.

    Идеи Л.С. Выготского [17;59] в системном строении дефекта позволили

    выделить в аномальном развитии 2 группы симптомов. Это первичные нарушения,

    непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Например,

    нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, локальные поражения

    коры головного мозга. В возникновении первичного дефекта выделяют

    пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

    Вторичный нарушения возникают в процессе социального развития ребенка

    инвалида. Вторичный дефект, по мнению автора, является основным объектом

    психологического изучения и коррекции при аномальном развитии. Механизм

    возникновения вторичных дефектов различен.

    27

    У детей с ограниченными возможностями важнейшей составной частью

    первичного и вторичного дефекта может проявиться психический онтогенез, то

    есть психическое развитие индивида. Наиболее интенсивный психический

    онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются

    отдельные психические функции и личность.

    Физический недостаток, болезнь оказывают существенную роль в развитии

    личности.

    Жизненная ситуация тяжелой болезни может исказить «обычный» путь развития

    ребенка. «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, - отмечал Л.С.

    Выготский, - не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники,

    но иначе развитой... Дефективный ребенок представляет качественно отличный

    своеобразный тип развития... Непосредственное следствие дефекта - снижение

    социальной позиции ребенка; дефект реализуется как социальный вывих»

    [5;40]. Л.С. Выготский подчеркивал также, что «... процесс развития

    дефективного ребенка двояким образом социально-обусловлен: социальная

    реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной

    обусловленности развития; социальная направленность компенсации на

    приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на

    нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону» [5;38].

    Эти положения концепции Л.С. Выготского о развитии в условиях дефекта,

    явились для нас ключевыми при переходе к анализу формирования самосознания

    у подростков с ограниченными возможностями. Осознание человеком своей

    телесной сущности (включает осознание схемы тела, внешности, половой

    принадлежности) представляет собой такой же познавательный процесс, что и

    познание объектов внешнего мира и других людей. Этот процесс всегда

    опосредован потребностями, отношениями субъекта как личности, в

    силу чего самосознание является сложным

    28

    динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и

    аффективного.

    Если подросток имеет видимые физические недостатки, чувство

    неполноценности будет усиливаться, поскольку внешний вид его существенно

    влияет на самоотношение. Подростковый возраст сам по себе является

    переходным, критическим, так как вносит определенный разлад в физическом и

    психическом развитии, и может вызывать различные нервно-психические

    отклонения.

    Так, даже у здоровых подростков нередко наблюдаются колебания настроения,

    нарушение поведения, повышенная возбудимость, стремление к асоциальным

    формам поведения. При наличии каких-либо отклонений дисгармония

    подросткового возраста проявляется более резко и стойко, усложняя адаптацию

    подрастающего человека в обществе. У подростков с ограниченными

    возможностями в это время возникают трудности в обучении из-за ухудшении

    внимания, памяти, потери интереса к учению. Более сложные переживания

    возникают в возрасте от 12 до 18 лет. Именно в этом возрасте подросток

    нередко впадает в депрессию, его мучают страхи, тревога за свое будущее.

    Характерными формами поведения в данном случае могут стать, либо уход в

    свои собственные переживания, замкнутость, либо вызывающая манера

    поведения.

    Одна из главнейших потребностей подросткового возраста является

    потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители.

    Изолированность от широкой общественной среды, недостаток контактов в связи

    с болезнью усугубляют чувство одиночества. Такое длительное вынужденное

    «одиночество» может привести к трем последствиям: к вторичной задержке

    психического развития вследствие невозможности накопления необходимого

    познавательного и сенсорного опыта; развитию черт тормозимости и аутизма; к

    ранней десоциализации [9; 176].

    29

    Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормальными

    сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной

    неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой

    изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем

    эмоциональном и умственном развитии. Постоянное взаимодействие только со

    взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности

    реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со

    сверстниками [17;38].

    Анализ сведений о характере социальной микросфере, в котором развиваются

    подростки с ограниченными возможностями, показал, что чаще всего

    встречаются типы воспитания как гиперопека и гипоопека. При гиперопеке в

    семье культивируется болезнь ребенка, преувеличение заботы о нем,

    стремление выполнить все желания ребенка, стремления родителей подменить

    деятельность ребенка, собственной. В результате данного воспитания у

    ребенка формируется черты эмоциональной и социальной незрелости, завышенной

    самооценки, появлению эгоцентрических установок. Эгоцентричный подросток

    приписывает себе неограниченную силу мышления, затрудняется в

    дифференциации своих реальных и актуальных возможностей. Это приводит к

    конфликтному состоянию смысла «Я» и сверхценному эмоционально-ценностному

    отношению к себе. Подросток больше всего интересуется собой и требует от

    других того же. Для такого подростка характерны капризы, нежелание

    уступить, необоснованные обиды, зависть к сверстникам, желание овладеть

    вниманием взрослых .

    В случае застревания на эгоцентрической позиции подросток не способен

    составить целостную картину мира и своего места в этом мире, самосознанию

    не придается ни позитивный, ни негативный личностный смысл, а точнее,

    подросток не может оценить его, определиться с эмоционально-ценностным

    отношением к себе.

    30

    При гипоопеке имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка,

    отрицательно отношение к нему членов семьи, обычно отцов и родственников. А

    так как на формирование самосознания ребенка влияет отношение взрослых, то

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.