МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самосознание подростков с ограниченными возможностями

    у него формируется негативный смысл «Я», предполагающий самоотрицание,

    негативное отношение к своей личности, неприятие себя, чувство

    неполноценности [9; 140].

    Развитие самосознания, открытие своего внутреннего мира - процесс

    сложный, вызывающий много тревожных, драматических переживаний. Подросток,

    страдающий каким либо недугом, переживает это вдвойне, осознание своих

    ограниченных возможностей формирует у него низкую самооценку, а это в свою

    очередь, порождает чувство неуверенности в себе.

    Таким образом, отношения общества к аномальным детям и подросткам, и

    главным образом отношения их ближайшего окружения, имеют существенное

    значение.

    В результате дефекта между аномальным человеком и его социальным

    окружением строится определенное взаимодействие. Дефект часто оставляет

    аномального человека на произвол окружения. Человек с дефектом значительно

    больше зависит от эмоциональных и воспитательных отношений среды, чем

    нормальный здоровый человек. Действительная помощь ребенку с ограниченными

    возможностями должна быть, поэтому направлена главным образом на воспитание

    его самостоятельности, как можно меньшей зависимости от окружения, на

    представление возможностей для трудовой и социальной интеграции.

    Многие авторы рассматривают связь между экстремально повышенным чувством

    неполноценности и дефектом как однозначно необходимую связь между причиной

    и следствием [14;272]. Индивид с дефектом, будучи ослабленным или

    бросающимся в глаза, «наталкивается» на определенные нормы, ожидания,

    требования. Либо сравнивается со здоровыми и привлекательными людьми. В

    силу этих обстоятельств, происходит усиление

    31

    чувства неполноценности, что отрицательно влияет на формирование и

    функционирование личности. Явно выраженные и стабильно сниженные самооценка

    и самоуважение, негативная самоосознание ослабляют способность личности к

    активному приспособлению жизни и реализации личных возможностей и внешних,

    жизненных обстоятельств, благоприятных моментов и ситуаций. Часто

    результатом этого может стать появление патологических признаков и более

    глубоких нарушений личности. Несмотря на отмеченные особенности, у них

    всегда сохраняется склонность к бурным эмоциональным переживаниям о своей

    неполноценности. Подростки крайне озабочены, охвачены своей ущербностью,

    преувеличивая значения имеющихся у них дефектов, воспринимают перспективу

    весьма трагически. Больным кажется, что все окружающие обращают на него

    внимание, специальными знаками или намеками дают ему понять, что он

    уродлив, отвратителен и т.п.

    С другой стороны, положительная самооценка является основой самоуважения,

    позитивного самосознания каждого, включая человека с ограниченными

    возможностями. Положительная самооценка и самоуважение могут, однако,

    служить активному жизненному приспособлению лишь в том случае, когда они

    опираются на определенные социальные ценности [2;38].

    В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации

    человека с ограниченными возможностями могут являться осознание им

    реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная

    уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей

    профессиональной ниши на рынке труда и занятости.

    С одной стороны, имеющиеся отклонения от социокультурной «нормы» или

    болезнь приводят к возникновению ипохондрических состояний, изменениям в

    психологической картине мира, самовосприятии, самооценке, системе

    ценностей, мотивационной сфере, установках, в отношении к социальному

    окружению и в поведении. Могут возникать спонтанные компенсаторные реакции

    и психологические защиты: тревога, депрессия, замкнутость,

    32

    агрессивность и придирчивость, вытеснение и отрицание болезни, регрессия, а

    так же проявляться эгоцентризм, капризность, требовательность,

    подозрительность, обидчивость, повышенная конфликтность и формирование

    патологических межличностных зависимостей.

    С другой стороны, на подростка с ограниченными возможностями оказывают

    патогенные воздействия такие психотравмирующие факторы, как положение

    «отвергнутого» плюс недоброжелательное отношение других людей; социальная

    депривация (особенно в случаях прикованности к домашним условиям либо

    длительного пребывания в лечебно-оздоровительных и интернатных

    учреждениях); эмоциональная депривация (в ситуации разлуки с близкими

    людьми в условиях пребывания в стационаре); физическая и психологическая

    травматизация, связанная с лечебными процедурами.

    Среди проблем у подростков с ограниченными возможностями, чаще всего

    фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной

    уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и.

    отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая

    зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности.

    Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений

    с противоположным полом.

    Исследователи - О.Л. Романова [25;98] провела изучение психологических

    особенностей развития личности подростков с ограниченными возможностями

    Результаты эксперимента показали переоценку собственных сил, возможностей,

    знаний и своего положения в обществе, т.е. неадекватно завышенный уровень

    притязаний. У И.И. Мамайчук [17; 187] наблюдается прямо противоположное

    явление - недооценка своих возможностей. Переоценка и недооценка своих

    собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у

    аномальных чаще, чем у нормальных.

    Э. С. Калижнюк, Ю.С. Шевченко [31;35] исследовали межличностные

    отношения подростков с ограниченными возможностями. По результатам

    33

    исследования с помощью методики Розенцвейга у подростков - инвалидов

    обнаружена пониженная фрустрационная толерантность. Степень социальной

    адаптации у возбудимых личностей несколько выше, чем у тормозных.

    Поэтому мы будем изучать особенности самосознания подростков

    с ограниченными возможностями в сравнении со здоровыми подростками.

    1.5 Описание методов исследования

    Методика Дембо-Рубинштейна

    Методика Дембо-Рубинштейна используется для выявления самооценки и уровня

    притязаний обследуемого, а так же расхождения между самооценкой и уровнем

    притязаний, которое определяется как арифметическая разность между этими

    показателями. В норме уровень притязаний должен быть выше уровня

    самооценки, так как это стимулирует развитие, совершенствование личности

    [19,128].

    Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.

    Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно

    условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка

    которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.

    Предлагается семь таких линий, они обозначают: 1 .Здоровье 2.Ум,

    способности 3.Характер 4.Автолитарность

    5. Терпеливость

    6. Внешность

    7. Уверенность в себе

    Процедура обследования: обследуемому предлагается бланк (см. приложение),

    содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию

    следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте,

    34

    как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны Вашей личности в

    данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком

    уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой или

    почувствовали бы гордость за себя» (см. прилож. 1).

    При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов. Уровень

    самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней

    точки до черты (-). Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее

    арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение

    самооценки притязаний определяется по таблице:

    Таблица

    2.2.1 Характеристика самооценки и уровня притязаний

    |Параметр |Количественная характеристика в баллах |

    | |Низкий |Средний |Высокий |Очень высокий |

    |Уровень |Менее 60 |60-74 |75-89 |90-100 |

    |притязаний | | | | |

    |Самооценка |Менее 45 |45-59 |60-74 |75-100 |

    Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как

    арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие

    значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:

    1. слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;

    2. умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;

    3. сильное расхождение - более 22 баллов.

    Самооценка - оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных

    качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с

    уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он

    ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как

    это стимулирует развитие личности.

    35

    Методика «Личностный дифференциал».

    Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного

    русского языка и отражает сформировавшиеся представления о структуре

    личности.

    Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного

    инструмента, изучения определенных свойств личности, ее самосознания,

    межличностных отношений, который мог бы применен в психодиагностической и

    социально-психологической практике.

    ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов, описывающих черт

    личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры

    своеобразной «модели личности», развивающейся у каждого человека в

    результате усвоения социального и языкового опыта.

    В ЛД отобрана 21 личностная черта. Школы ЛД заполнялись испытуемыми с

    инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности по семи

    бальной шкале (от -3 до +3). Тест проводился на бланках (см. прилож. 2).

    Обработка и интерпритация данных.

    Результаты оценивались по трем классическим факторам семантического

    дифференциала:

    1. Оценки

    2. Силы

    3. Активности

    Каждая черта относилась к одному из этих факторов. Таким образом

    получилось три группы, по 7 черт в каждой группе суммировались, согласно

    ключу (см приложение)

    Результаты значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне

    самоуважения.

    36

    Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает

    себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных,

    социально-желательных характеристик, удовлетворен собой.

    Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение к себе, его

    неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений.

    Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон

    личности, как они осознаются самим испытуемым.

    Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство

    экстравертированности личности.

    При интерпретации данных полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить

    о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые

    представления человека о самом себе.

    Методика С. Розенцвейга

    Методика С. Розенцвейга предназначена для исследования реакций на неудачу

    и способов выхода из фрустрационных ситуаций, припятствующих деятельности

    или удовлетворению потребностей личности. С помощью методики можно так же

    косвенно выявить самооценку обследуемого. Методика относится к классу

    проективных тестов, поэтому требует сочетания с другими методами.

    Существуют взрослый и детский варианты.

    Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном

    рисунке, на котором изображены два человека или более, человек слева

    изображен говорящим какие-то слова. Обследуемый должен написать первый

    пришедший на ум ответ на эти слова. Предполагается, что отвечая за другого

    испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для

    него реакции выхода из конфликтных ситуаций.

    Методика состоит из 24 рисунков. Среди них 16 ситуаций, в которых

    создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с

    толку), и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими

    37

    группами ситуаций имеется связь, так как ситуация обвинения предполагает,

    что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был

    фрустрирован.

    Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев:

    направления реакции и типа реакции. По направлению выделяют:

    1 .Экстрапунитивные реакции (Е) - направлены на живое или неживое

    окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, осуждения

    внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу

    разрешить данную ситуацию.

    2.Интропунятивные реакции (J)- направлены субъектом на самого себя,

    испытуемый принимает вину на себя или берет на себя ответственность за

    исправление данной ситуации.

    З.Импунитивные реакции (М) - фрустрирующая ситуация рассматривается как

    малозначная, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может

    быть исправлено само собой. По типу выделяют реакции:

    1.С фиксацией на препятствие (ОД) - в ответе испытуемого препятствие,

    вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпритируется как

    благо, или описывается как не имеющее серьезного значения. 2.С фиксацией на

    самозащите (ED) - в ответе испытуемый защищает себя, и либо порицает кого-

    то, либо признает свою вину, либо же отличает, что ответственность за

    фрустрацию никому не может быть приписана. З.С фиксацией на удовлетворение

    потребности (NP) - ответ направлен на разрешение проблемы; испытуемый либо

    требует помощи от других, либо сам берется за разрешение ситуации, либо

    считает, что со временем все исправится [16,145].

    Оценки заносятся в регистрационный лист (см прилож. 3) для дальнейшей

    обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть

    обозначен как коэффициент групповой комфортности или степень

    38

    индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он

    определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными

    величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые

    используются для сравнения, всего 14. В детском варианте количество

    ситуаций другое.

    Также при обработке результатов определяется, какой тип реакций и какое

    направление реакций преобладают в ответах испытуемого. Выясняется, не

    меняет ли испытуемый свое поведение, переходя от одного типа или

    направления реакций к другому, на основании всего этого можно сделать

    выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему

    социальному окружению, об эмоциональных реакциях испытуемого на различные

    трудности, о самооценке испытуемого [16,156].

    Для всех исследуемых параметров в контрольной и экспериментальной группах

    проводилось процедура статистической оценки достоверности отличий в

    результатах. Оценка проводилась для выборочных средних величин по t

    критерию Стьюдента, а для процентных распределений применялся %2-критерий.

    Выше перечисленные методики признаны надежными и валидными, отражают

    возраст детей и проблему.

    В нашем исследовании приняло участие 60 испытуемых, из них 28 девочек и

    32 мальчика.

    39

    2. Сравнительный анализ самосознания здоровых подростков и с

    ограниченными возможностями

    Наше экспериментально -психологическое исследование было проведено на

    базе центра реабилитации для детей инвалидов Ново-Савиновского района г.

    Казани.

    Экспериментальную группу составили подростка с ограниченными

    возможностями, с различными нозоологическими формами инвалидности (ДЦП,

    заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата) в возрасте

    от 12 до 18 лет, из них 16 мальчика и 14 девочек. Все подростки с

    ограниченными возможностями не имеют отклонений в интеллектуальном развитии

    и обучаются по программе общеобразовательной школы в различных центрах

    реабилитаций для детей с ограниченными возможностями г. Казани, а так же

    обучающиеся на дому.

    Контрольную группу составили здоровые подростки, учащиеся седьмых и

    девятых классов средней школы № 38 Ново-Савиновского района г.Казани.

    Данную выборку составили 30 человек, из них 16 мальчиков и 14 девочек.

    2.1. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний

    здоровых подростков и подростков-инвалидов

    По результатам исследования с помощью методики Дембо-Рубинштейна были

    выявлены (среднее значение и стандартное отклонение) самооценка, уровень

    притязаний и расхождение между этими параметрами у подростков с

    ограниченными возможностями и у здоровых сверстников (см. прилож.4,5).

    Анализ результатов средних значений по 7 показателям показал, что у

    здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с

    ограниченными возможностями, значение этого показателя в контрольной группе

    - 90,1, а в экспериментальной - 85,4 (р«0,4) (см. табл.2.1.1.).

    40

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.