МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самовосприятие беременности

    Соматический компонент переживается очень остро, лю-бое изменение в

    состоянии оценивается как угрожающее. Практи-чески постоянно тревожный фон

    настроения, периоды нормального настроения кратковременны. Нередка угроза

    выкидыша. Ориента-ция на неблагоприятные прогнозы, игнорирование

    благоприятных. Образ ребёнка почти отсутствует, или преследуют

    представления о возможных врожденных увечьях. Сочетается с 5 и 6 типом

    иденти-фикации беременности.

    4.Депрессивное состояние. Физические симптомы пережива-ются как

    тяжёлые, мучающие. Общее переживание беременности как обречённости, на

    словах нередко отношение к будущему ребён-ку как к сверхценности. Ребёнок

    чаще всего вообще никак не пред-ставляется, характерно полное отсутствие

    содержаний, относящихся к послеродовому периоду. Сочетается часто с 5 и 6,

    реже с 8 типами идентификации беременности.

    5. Разные формы отвержения беременности при принятии решения о

    её сохранении:

    а) почти полное отсутствие всей симптоматики. Иногда сос-тояние

    даже бодрее чем до беременности. Характерно активное пла-нирование жизни

    после периода беременности минимально необхо-димого для ухода за ребёнком.

    Образ ребёнка часто вполне чёткий, ребёнок представляется в связи с его

    социальным статусом. Обычно сочетается с 5, 6 и 7 типом идентификации

    беременности.

    б)аффективно-отрицательное переживание симптомов как не-нужных,

    мешающих. Необходимость подготовки к послеродовому периоду раздражает,

    часто не соблюдаются простые правила режи-ма. Ребёнок ещё не воспринимается

    как человек, состояние часто ин-терпретируется как отношение к

    беременности, а не к ребёнку. Мо-жет сочетаться с 5и6 реже с7 типами

    идентификации беременности.

    в) устойчивое отрицательное отношение с попытками преры-вания

    беременности. Соматический компонент выражен средне, ре-бёнок

    представляется как нежеланный, наказание. Сочетается с 8 или 7 типом

    идентификации беременности.

    «Все эти типы переживания второго периода беременности создают

    индивидуальные условия для следующего, достаточно серь-ёзного в развитии

    материнской сферы – начала ощущений шевеле-ния ребёнка.»[23]

    3 период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка.

    Первые ощущения шевелений ребенка начинаются обычно в се-редине

    второго триместра. Для физического и эмоционального само-чувствия будущей

    матери этот период наиболее благоприятен. Исче-зают симптомы недомогания,

    настроение становится более устойчи-вым. Появление шевелений позволяет

    воспринимать образ ребёнка более конкретным и даёт богатую пищу для

    интерпретации его субъективных состояний. Первые шевеления ребёнка сначала

    труд-норазличимы. Часто женщины подолгу вслушиваются в своё состо-яние,

    чтобы ощутить начало шевеления. Ощущения шевеления обы-чно приятны для

    женщины и хорошо сохраняются в памяти в тече-нии многих лет. [11]

    “Помимо общего отношения к беременности и ребёнку, ощу-щение

    его шевелений позволяет матери конкретизировать её «стар-товый» стиль

    эмоционального сопровождения.” [8]

    - усиливающийся стиль выражается в переживаниях трево-ги при

    шевелении, свои ощущения расцениваются как свидетельство недовольства

    ребёнка, боязни и т.п. Положительное состояние ребё-нка отмечается редко и

    почти не интерпретируется.

    - осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто воспринимает

    ощущения как мешающие, испытывает неудобство, если ребёнок

    сильно шевелится в присутствии других людей. Она не может чётко

    определить, какое её поведение служит причиной хоро-шего или

    плохого настроения ребёнка.

    - игнорирующий стиль эмоционального сопровождения

    выражается в описании женщиной шевелений, как физиологических ощущений, без

    адресации к образу ребёнка. Она не может описать динамику или характер

    шевелений, не представляет себе движения ребёнка.

    - адекватный стиль характеризуется чёткой интерпретаци-ей

    характера движений ребёнка. Женщина хорошо представляет се-бе,

    как двигается и что чувствует ребёнок, соотносит его шевеления

    как с внешними событиями, так и с субъективным состоянием ребё-

    нка. При обращении к нему интонирует свою речь адекватно пред-

    ставляемым состояниям ребёнка. Интерпретация шевелений ребёнка в

    основном положительная, отрицательной она бывает только в свя-зи

    с конкретными причинами. (Г.Г.Филиппова, 2002)

    В этот период женщины обычно начинают постепенно кон-

    центрироваться на задачах беременности и подготовке к материнс-тву,

    посещают курсы, читают специальную литературу.

    4 период. Седьмой и восьмой месяцы беременности.

    Третий триместр беременности считается достаточно сложным в том

    числе и в плане самовосприятия беременности. В этот период у женщин

    ограничивается физическая активность, несколько ухуд-шается самочувствие,

    появляется быстрая усталость. Одновременно с этим несколько повышается

    тревожность по поводу послеродового периода, страх родов. Такое состояние

    воспринимается женщиной по-разному, одни стараются использовать его чтобы

    «набраться сил» перед родами и последующим уходом за ребёнком, другие

    переживают его как неприятный, остро реагируют на неудобства, связанные с

    большим животом. «Практически во всех случаях к концу этого периода

    возникает чувство, которое можно выразить словами «скорей бы уже всё

    закончилось», но одни его интерпрети-руют как нетерпение увидеть ребёнка, а

    другие–как избавление от неудобств беременности.» [23]

    Образ ребёнка в этот период становится более конкретным, женщины

    достаточно легко представляют себе его внешний вид, ос-обенности поведения,

    свои действия с ним. В связи с этим повыша-ется активность, связанная с

    подготовкой к родам и послеродовому периоду, большинство женщин стремятся

    повысить свою материн-скую компетентность. Общее повышение беспокойства

    реализуется в деятельности связанной с подготовкой к рождению ребёнка,

    такая деятельность способствует проработке образа ребёнка и представле-ний

    о своих материнских функциях.

    В последнем триместре беременности практически для всех женщин

    характерно повышение внешней активности, которая может быть описана как

    стремление привести в порядок свои дела и окру-жение. В.И.Брутман (1997)

    называет это время «периодом обустрой-ства гнезда». Разница в том, что

    приводится в порядок. Как правило это активная подготовка к рождению

    ребёнка, приготовление вещей, выбор родильного дома и т.д.

    Другим вариантом является повышение активности, напра-вленной на

    содержания, не связанные с ребёнком. Чаще всего это стремление закончить

    учёбу, сдать экзамены, защитить диплом, а также произвести ремонт, купить

    дачу и т.п. Характерно, что часто это интерпретируется как необходимое для

    будущего ребёнка, хотя обычно объективной необходимости для этого нет.

    Одним из прояв-лений такой смещённой активности на последних месяцах может

    считаться поведение женщин, отказывающихся от ребёнка при иг-норирующем

    стиле восприятия беременности. Тогда для рождения ребёнка может вообще

    ничего не делаться.

    Обычно отсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребё-нком,

    сочетается с другими проявлениями свидетельствующими о сниженной ценности

    материнства и ребёнка для данной женщины. Изменение направленности

    активности беременной в «период обус-тройства гнезда» отражает динамику,

    происходящую в содержании её самовосприятия беременности.

    Таким образом этот период отражает сложную динамику эмоцио-нального

    состояния во время беременности, подготавливающую всю психику будущей

    матери к выполнению её функции после родов.

    5 период. Предродовой.

    Этот период является очень важным физиологически. Происхо-дит полная

    подготовка организма к родам, идёт накопление энерге-тического запаса

    организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном

    состоянии это отражается как сниже-ние активности, общее расслабление,

    некоторое эмоциональное «от-упение». В этот период у женщин обычно

    снижается страх перед ро-дами, они наиболее адекватно, по сравнению с

    другими периодами, оценивают свои возможности и представляют ребёнка и свои

    дейст-вия с ним. (Г.В.Скобло, 1992; В.И.Брутман, 1997).

    При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в

    беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются фи-

    зиологические нарушения, женщина практически перестаёт ориен-тироваться в

    своих ощущениях, нередко игнорируя их. При игнори-рующем стиле переживания

    беременности у женщин может не наб-людаться снижения активности и

    эмоциональности, что иногда при-водит к преждевременным родам. [8]

    «Содержание материнской сферы в течение беременности пре-терпевает

    существенное изменение, которое отражается в пережива-нии женщиной

    симптоматики беременности, в её внешней активно-сти и психическом

    состоянии». [24] Всё это определяется общим ин-дивидуальным стилем

    самовосприятия беременности. В него входят самовосприятие идентификации

    беременности, динамика пережива-ний симптоматики по триместрам

    беременности, восприятие перво-го и последующих шевелений ребёнка,

    содержание активности жен-щины в третий триместр беременности.

    Г.Г.Филиппова (2002) выде-ляет шесть вариантов стилей общего самовосприятия

    и переживания беременности.

    1.Адекватный. Идентификация беременности без сильных и дли-тельных

    отрицательных эмоций, соматические ощущения выражены хорошо, средней

    интенсивности. В первом триместре возможно об-щее снижение настроения без

    депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное

    состояние, в третьем – по-вышение тревожности со снижением её к последним

    неделям, актив-ность в третьем триместре направлена на подготовку к

    послеродо-вому периоду. Первое шевеление ребёнка переживается положи-тельно

    – эмоционально, приятно по соматическому ощущению. По-следующие шевеления

    чётко дифференцированы от других ощуще-ний, не характеризуются

    отрицательными переживаниями.

    2.Тревожный. Идентификация беременности тревожная, с перио-дически

    возобновляющимися страхом и беспокойством. Соматичес-кий компонент выражен

    сильно по типу болезненного состояния. В первый триместр эмоциональное

    состояние повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре оно не

    стабилизируется, по-вторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем

    триме-стре они усиливаются, активность в третьем триместре связана со

    страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Пер-вое

    шевеление ощущается рано, переживается с тревогой, испугом, возможны

    болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревогой по

    поводу здоровья ребёнка и себя, характерны направленность на получение

    дополнительных сведений, патронаж.

    3.Эйфорический. Отмечается неадекватная эйфорическая окраска всех

    характеристик, некритическое отношение к возможным пробле-мам беременности

    и материнства, нет дифференцированного отно-шения к характеру шевеления

    ребёнка. Обычно к концу беременно-сти появляются осложнения.

    4.Игнорирующий. Поздняя идентификация беременности сопро-вождается

    чувством досады или неприятного удивления. Соматиче-ский компонент либо не

    выражен совсем, либо состояние лучше чем до беременности. Обычно не

    наблюдается динамики эмоционально-го состояния по триместрам. Отмечается

    повышение активности и третьем триместре, активность направлена на

    содержания не свя-занные с ребёнком. Первое и последующие шевеления

    интерпрети-руются как физиологические ощущения, первое шевеление отмеча-

    ется очень поздно.

    5.Амбивалентный. По симптоматике сходность с тревожным ти-пом.

    Особенностью являются резко противоположные по физичес-ким и эмоциональным

    ощущениям переживания шевеления, выра-жены болевые ощущения. Отрицательные

    эмоции интерпретирую-тся как страх за исход беременности, родов, характерны

    ссылки на внешние обстоятельства мешающие благополучному переживанию

    беременности.

    6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается

    отрицательными эмоциями, вся симптоматика негативно эмоциона-льно окрашена

    и резко выражена. Беременность воспринимается как кара, помеха. Шевеление

    окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается

    брезгливостью, неудобством. В пред-родовом периоде возможны всплески

    депрессивных или аффектив-ных состояний.

    Каждый конкретный случай самовосприятия беременности инди-видуален,

    он более ли менее приближается к описанным. Стили са-мовосприятия

    беременности обычно соотносятся с ценностью ребё-нка для матери. При

    адекватном самовосприятии беременности наб-людается адекватная ценность

    ребёнка, при тревожном или амбива-лентном восприятии ценность ребёнка

    повышена или понижена. При игнорирующем или отвергающем – ценность ребёнка

    низкая, при эйфорическом она обычно неадекватна и заменена на другие

    ценности.

    Вообще особенности самовосприятия беременности той или иной

    женщиной зависят от многих факторов, таких как возраст буд-ущей матери,

    наличие предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным

    исходом, материальные условия жизни, взаи-моотношения с отцом ребёнка и

    другими родственниками, индиви-дуальные особенности личности женщины и

    некоторых других.

    Ж.В.Завялова(2000) описывает особенности самовосприятия

    беременности в зависимости от возраста женщины, и от наличия предыдущих

    беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом. По данным её

    исследования можно сделать некоторые выводы:

    - первая беременность у молодых женщин (младше 21 года) достаточно

    редко воспринимается полностью в адекватном стиле. Если беременность

    желанная, то чаще всего её восприятие прои-сходит в амбивалентном стиле, а

    также нередким является эйфори-ческий стиль, который говорит о личностной

    незрелости женщины, и низкой степени готовности к материнству. Если

    беременность не-желанная то преобладает отвергающий стиль, игнорирующий

    стиль в данной ситуации наблюдается реже.

    - первая беременность у женщин в наиболее благоприятном для

    деторождения возрасте (21 – 30 лет) чаще воспринимается адекватно, но также

    ещё присутствует эйфорический и амбивалент-ный, реже тревожный, стили

    восприятия беременности. Нежеланная беременность чаще, чем в предыдущей

    ситуации воспринимается в игнорирующем стиле.

    - при восприятии первой беременности женщинами старше 30 лет в

    случае её желанности чаще всего наблюдается тревожный или амбивалентный

    стили, адекватный стиль восприятия наблюдается реже, чем у женщин в

    предыдущей ситуации. Это может быть связа-но с тем что после 30 лет первая

    беременность часто воспринима-ется как «последний шанс», и это является

    причиной повышенной тревожности. Эйфорический стиль восприятия беременности

    жен-щинами этого возраста наблюдается крайне редко. При нежеланной

    беременности преобладает отвергающий стиль.

    - последующие беременности, при благоприятных исходах пре-дыдущих,

    в независимости от возраста, чаще воспринимаются в аде-кватном стиле.

    Эйфорического стиля восприятия повторных бере-менностей практически не

    наблюдается. Нежеланная беременность в данной ситуации часто воспринимается

    в игнорирующем стиле.

    - при наличии лишь неблагоприятных исходов предыдущих

    беременностей последующие беременности достаточно редко вос-принимаются

    адекватно, вне зависимости от возраста. В этих случа-ях преобладает

    тревожный и амбивалентный стили восприятия, пре-обладание этих стилей

    особенно проявляется у женщин старше 30 лет, и молодых женщин. Причём у

    молодых женщин чаще прео-бладает амбивалентный стиль, а у женщин старше 30

    лет – тревож-ный. Нежеланная беременность в данной ситуации практически все-

    гда воспринимается в отвергающем стиле.

    Таким образом, можно сделать вывод, что самовосприятие бер-

    еменности занимает важное место среди показателей психологиче-ской

    готовности к материнству, т.к. от него напрямую зависит перв-оначальная

    удовлетворённость женщины своей материнской ролью, а также возможность

    перехода будущей матери на новую стадию ли-чностной и половозрастной

    идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от

    самовосприятия беременности зависит отношение матери к ещё не родившемуся

    ребёнку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему.

    .

    Методы исследования самовосприятия беременности.

    Для исследования в рамках психологии беременности могут

    применяться различные методы. Существует ряд специально разра-ботанных

    методик, область применения которых ограничивается психологией беременных.

    Т.е. они используются только на беремен-ных женщинах с целью выявления

    различных психологических аспектов беременности и готовности к материнству.

    Также с этой целью могут использоваться различные методы психологии лично-

    сти и межличностных отношений. В данной работе рассматриваются

    преимущественно такие методы.

    Методы опроса.

    Интервьюирование. Этот метод может быть одним из основ-ных для

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.