МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

    Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    XXXXXXX ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

    Студентка – заочница 5 курса факультета иностранных языков

    По специальности английский язык

    Семантическое поле страха

    (на материале произведения С. Кинга ‘Цикл оборотня’)

    Выпускная квалификационная работа

    Научный руководитель

    Доцент кафедры английской филологии

    Кандидат филологических наук

    Агапова С. А.

    Утверждаю

    зав ОЗО

    2004

    Содержание:

    Введение 3

    Глава 1 Условия возникновения страха, его механизмы и формы ……5

    1.1 Физиологические основы страха 5

    1.2. Детерминанты страха и тревожности 7

    1.3 Психоаналитический взгляд на проблему 10

    1.4 Попытки классификации видов и форм страха 11

    1.4.1 Биологический страх 12

    1.4.2 Социальный страх 12

    1.4.3 Моральный страх 13

    1.4.4 Дезинтеграционный страх 14

    1.5 Эмоции 15

    Глава 2 Наиболее частые формы проявления невротического страха 27

    2.1 Страх и отношение к нему в норме и патологии. 29

    2.1.1 Страх как нормальная реакция организма. 29

    2.1.2 Адекватность страха 33

    2.1.3 Страх как ценность 34

    2.2 Психологическая, содержательная сторона фобических переживаний 37

    Заключение к главам 1 и 2 40

    I. Физиологический страх 40

    II. Социальный страх 41

    III. Мистический страх 43

    Глава 3 Лингвистическая семантика 46

    3.1 Функционально-семантическое поле 50

    Глава 4 Семантическое поле страха в ‘Цикле Оборотня’ Стивена Кинга 53

    4.1 Творчество Стивена Кинга 53

    4.2 Лексические средства выражения страха 57

    4.3 Литературные средства 60

    4.4 Психологический фон произведения 73

    Заключение 78

    ПРИЛОЖЕНИЕ 80

    Литература: 88

    Введение

    Цель данной работы – исследовать употребление различных

    лексических и стилистических средств для создания семантического поля

    страха в произведении Стивена Кинга ‘Цикл оборотня’.

    Задачи:

    – изучить условия возникновения страха, его механизмы и наиболее

    частые формы его проявления;

    – рассмотреть понятие семантического поля и его роль в создании

    композиционно-речевых форм;

    – выявить лексические и литературные средства выражения страха и

    определить их роль в создании семантического поля страха в произведении

    Стивена Кинга ‘Цикл оборотня’.

    Испытывать страх – присуще любому живому существу, будь то человек или

    животное. Но что такое страх? Как он возникает? Каковы механизмы

    формирования этого чувства? Многие психологи проводили эксперименты и

    обсуждали данную проблему. Например, исследование проведенное со 100

    испытуемыми по проектной методике ‘Несуществующее животное’ рассмотрели

    более 250ти рисунков. Из этих рисунков были отобраны те, в которых

    отображались страх и тревожность и с их авторами проводились беседы для

    того, чтобы выявить, что послужило поводом для беспокойства и вызвало

    тревогу или страх. На основании этих данных, а также по результатам

    исследований А. Кемпински и К. Е. Изарда, занимавшихся проблемой страха,

    был выведен список ситуаций, в которых каждый человек в той или иной мере

    будет испытывать страх или же стремление его компенсировать. Эти ситуации

    были расклассифицированы на три группы, в зависимости от того, какого рода

    страх будет испытывать человек:

    1. Ситуации, вызывающие физиологический страх, создаваемый внутренними

    размытыми ощущениям;.

    2. Ситуации, вызывающие социальный страх, связанный с морально-

    этическими нормами, положением человека в социуме;

    3. Ситуации, вызывающие мистический страх, связанный с суевериями,

    предчувствиями.

    В главах один и два данной работы будут рассмотрены условия

    возникновения страха, представлена классификация его видов и форм, наиболее

    частые случаи проявления страха, а также роль эмоций и фобических

    переживаний. В третьей и четвертой главах рассматривается вопрос

    функционально-семантического поля, а также исследуются лексические и

    литературные средства создающие семантическое поле страха в произведении

    Стивена Кинга ‘Цикл оборотня’.

    Глава 1 Условия возникновения страха, его механизмы и формы

    1.1 Физиологические основы страха

    А. Кемпински (1975) считает, что на основании наблюдений за поведением

    животных можно с достоверностью сказать о том, что страх среди животного

    мира встречается часто и наблюдается уже на низших ступенях

    филогенетического развития (Кемпински, 1975, с. 121). Реакции страха,

    независимо от степени филогенетического развития, аналогичны.

    Уже у насекомых, при внезапном прикосновении, наблюдаются состояние

    оцепенения либо внезапные хаотические движения – с чертами бегства или же,

    иногда, агрессии. Подобные реакции наблюдаются и у людей, в угрожающей для

    них ситуации. В частности, при шизофрении, когда страх неоднократно

    превышает границы человеческой выносливости, появляются состояния

    обездвижения (или так называемого “ступора”) или импульсивного возбуждения

    (в том числе двигательного).

    Такие эмоции, как страх, гнев и ярость, повышают интенсивность

    обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга. Они усиливают

    сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям.

    На нейрофизиологическом уровне страх вызывается довольно быстрым

    возрастанием нейронной активности. В частности, существуют три эмоции,

    непосредственно связанные с возрастанием интенсивности (например,

    переживания), по данным Томкинс (Изард , 1962) и Изард (Изард, 1980) это

    будут:

    1. удивление-испуг;

    2. страх-ужас;

    3. интерес-возбуждение.

    Врожденная и приобретенная дифференциация этих трех эмоций

    подготавливает человека к любому значительному и неожиданному возрастанию

    стимуляции. Наиболее неожиданные и резкие возрастания в интенсивности

    нейронной стимуляции активируют удивление-испуг. Несколько меньшее

    возрастание приводит к страху или даже ужасу в зависимости от длительности

    или необычности стимуляции и от индивидуальных особенностей восприятия и

    мышления личности. Наименее резкое и неожиданное увеличение стимуляции

    ведет к интересу или же просто к возбуждению, когда стимулы не

    воспринимаются как неведомые.

    Боулби (Изард, 1973) и Грэй (Изард, 1971) оба считают, что в активации

    страха определенную роль играет не только уровень стимуляции, но и

    селективная активность рецепторных органов.

    На основании всего этого К. Е. Изард делает вывод, что в эмоциях

    испуга, страха и интереса (возбуждения) существуют частично перекрывающиеся

    компоненты. Он считает, что сходство нейрофизиологических механизмов

    позволяет любой эмоции быть активатором страха.

    Геллхорн (Изард, 1965) в своем исследовании обнаружил некоторые

    физиологические изменения при остром страхе, например, снижение тонуса

    мускулатуры, частоты сердцебиения, кровяного давления; также при остром

    страхе возможно расширение зрачков, потоотделение, прилив крови к мускулам.

    При возбудимой форме страха (синдром страха-гнева по Изарду) наблюдается

    беспокойство, гиперактивность, симпатические реакции; при тормозной форме

    (синдром страха-страдания) – гиперактивность, бессилие, парасимпатические

    реакции.

    1.2. Детерминанты страха и тревожности

    Тревожность – сложная комбинация аффектов и аффективных структур,

    является как бы фоновой для эмоции страха. Многие исследователи в основном

    считают причинами страха опасность, угрозу, всякий какой бы то ни было

    потенциальный ущерб как физического, так и психологического характера.

    Вызовет ли то или иное событие страх, зависит от контекста, в котором

    оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте, от особенностей

    восприятия и мышления, от характера предрасположенностей, от опыта и

    возраста индивида. Почти все традиционно выделяют врожденные и

    приобретенные причины страха, только по-разному их называют, как,

    например, биологические и социальные (Кемпински, 1975), природные и

    производные от них стимулы страха.

    Как считает Грэй, страх вызывает событие, если оно не происходит в

    ожидаемом месте или в ожидаемое время, или же, наоборот, в данном или в

    данное время является неожиданным (Изард, 1980). Другими словами, это

    событие, не соответствующее нашим ожиданиям, или срывающее наши планы.

    К. Е. Изард выделяет страх предметный (названный человеком или

    объектом) и беспредметный (неосознанный, не связанный с чем-то конкретным).

    Кроме того, он вычленяет четыре класса причин страха (Изард, 1980, с. 315-

    320).

    Первый класс детерминант страха у Изард – это внешние события и

    процессы.

    Как было сказано выше, детерминанты могут быть врожденными и

    приобретенными. Врожденные детерминанты, как определяет К. Грэй (Изард,

    1980), могут быть четырех категорий:

    1. интенсивность – к этой категории относятся боль, звук, свет,

    внезапные и неприятные, воспринимаемые как вредные и т.п., в

    зависимости от индивидуальных особенностей субъекта и ситуации;

    2. новизна – к этой категории относятся незнакомые лица и предметы;

    3. эволюцией выбранные сигналы опасности – к этой категории

    относятся высота и водные глубины, и все, что неизбежно ведет к

    гибели, причем эта неизбежность известна субъекту

    подсознательно;

    4. сигналы опасности, выработанные в социальном взаимодействии,

    например, гнев или угроза человека, воспринимаемого сильнее

    субъекта.

    Природные, культурные детерминанты страха могут быть результатом

    ‘научения’. Это зафиксированные в обществе табу, суеверия, социальные нормы

    и нормы морали. Боулби выделяет природные – т.е. те же стимулы страха

    (Изард, 1980, с. 316-317):

    1. одиночество,

    2. незнакомость,

    3. внезапное приближение,

    4. внезапное изменение стимула,

    5. высота,

    6. боль, –

    это то, на что мы реагируем страхом, тревогой, беспокойством, сразу,

    не думая (с этим страхом бороться труднее всего, т.к. он не поддается

    рационализации и интеллектуальному анализу; на него возможно влияние

    посредством волевых усилий).

    Стимулы, производные от природных:

    1. темнота (производный от одиночества и незнакомости);

    2. животные (производный от незнакомости и внезапного приближения);

    3. незнакомые предметы и люди (производный от новизны) –

    это те стимулы, страх перед которыми безотчетный, но мы его иногда

    стараемся объяснить, и устраняем при помощи компенсации и самореализации.

    Культурные стимулы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются

    связанными и с природными детерминантами, замаскированными различными

    формами неправильного истолкования, рационализацией, проекцией, например:

    1. боязнь воров или привидений (рационализация страха темноты);

    2. страх перед попаданием молнии (рационализация страха грома).

    Второй класс детерминант страха у Изарда – это влечения и потребности.

    Их роль состоит в сохранении гомеостаза. При проявлении боли страх может

    либо усиливать ее, либо побуждать субъекта к действиям, связанным с

    избавлением от нее.

    Третий класс детерминант страха у Изарда – эмоции. Они являются

    активаторами страха, кроме того, страх всегда эмоционально окрашен.

    Переживание страха всегда ведет к конфликту между желанием исследовать и

    желанием спастись. Этот факт Булл считает доказательством двойственной

    природы страха. Теория дифференциальных эмоций Изарда интерпретирует

    конфликтное поведение как результат колебания между страхом, побуждающим к

    избеганию, и интересом, побуждающим к исследовательскому поведению (Изард,

    1980).

    Четвертый класс детерминант страха у Изарда – когнитивные процессы

    субъекта. Сюда относится мысленное воспроизведение в памяти пугающей

    ситуации, предмета или человека, т.е. антиципация. Человек антиципирует все

    то, с чем он может встретиться во внешней среде. С одной стороны, страх

    делает неточным познавательный процесс. С другой стороны, “каждая

    угрожающая ситуация, как правило, до некоторой степени выходит за рамки

    действительности, а что может наступить в результате этого, переживается в

    воображении, и именно это воображение побуждает страх, а не картина

    актуальной действительности” (Кемпински, 1975, с. 132).

    Согласно Томкинсу (1963), человек, предмет или ситуация могут стать

    источником страха через формирование гипотез, антиципацию или прямое

    столкновение (Изард, 1980 с. 320).

    1.3 Психоаналитический взгляд на проблему

    Традиционная психоаналитическая точка зрения – страх переживается

    только при наличии реальной угрозы.

    По З. Фрейду, любая ситуация опасности включает потерю любви или

    объекта любви. Рождение является прототипом ощущения опасности (Фрейд,

    1990).

    Другие наиболее важные ситуации опасности:

    1. потеря матери или другого источника любви,

    2. угроза кастрации,

    3. потеря объектов эмоциональной привязанности,

    4. утрата любви суперэго.

    К. Е. Изард придерживается мнения, что “страх может вызываться

    страданием, что связано с тем, что в детстве сформировались связи между

    этими чувствами: из-за частой распространенности страдания связь его со

    страхом вызывает неврозы тревожности” (Изард, 1980, с. 315)

    У маленького ребенка наиболее сильный и стойкий страх бывает вызван

    разлукой с матерью. Боулби объясняет этот факт тревожной привязанностью

    ребенка к матери. Подразумевая под этим понятием “ревнивое,

    собственническое, жадное, незрелое и сверхзависимое отношение”. (Изард,

    1980, с. 330)

    Центром данного состояния является предчувствие того, что предмет

    привязанности может стать недоступным или не ответить на проявление этой

    привязанности.

    1.4 Попытки классификации видов и форм страха

    В зависимости от ситуации, вызывающей чувство страха, А. Кемпински

    разделяет его на четыре группы:

    1. биологический,

    2. общественный,

    3. моральный

    4. дезинтеграционный страх.

    Сам автор считает, что эта классификация не может быть проведена на

    основании анализа непосредственного явления переживания страха. При этом

    необходимо знать его генез. “Это генетическая, а не симптоматологическая

    классификация. Симптомы могут быть одинаковы при различном генезе”

    (Кемпински, 1975, с. 130)

    1.4.1 Биологический страх

    Он вызывается какой-то определенной ситуацией и угрожает одному из

    двух биологических законов: сохранению собственной жизни и(ли) сохранению

    жизни вида. При угрозе извне для первого случая типичной реакцией является

    желание бегства или борьбы, для второго случая характерно альтруистическое

    или сексуальное поведение (даже если оно кажется неуместным в данной

    травмирующей ситуации).

    Угроза изнутри организма вызывает состояние страха без осознания

    сущности опасности. Иногда чувству страха сопутствует болевое чувство,

    тогда возможно распознать, с какой стороны угроза. Причины внутренней

    угрозы могут быть различными. Они связаны с нарушением энергетического

    метаболизма. При нарастании угрозы нарастает страх.

    1.4.2 Социальный страх

    Энергетический и информационный метаболизмы у человека протекают

    благодаря его связям с собственной средой, а прерывание этой связи грозит

    прерыванию метаболических процессов, что приводит к угрожающему состоянию.

    В этом смысле социальный страх равнозначен биологическому страху.

    Разрыв связи человека с общественной средой опасен и приводит к смерти

    (если не прямым путем, так косвенным). Изоляция от естественной среды

    обеспечивает не только безопасное развитие молодого организма, но и

    обусловливает развитие информационного метаболизма. Обмен информации с

    окружением может развиваться только на базе безопасности, которую как раз и

    хранит материнская среда.

    Длительная зависимость человека от социальной среды и обмен

    информацией по нормам этой среды накладывают печать на последующую жизнь

    человека с такой силой, что он никогда не может освободиться от

    общественного влияния.

    “Основа прочной связи с окружающим миром закрепляется на ранних этапах

    развития и нарушение ее в каком-либо моменте последующей жизни создает

    угрожающую ситуацию” (Кемпински, 1975, с. 143)

    1.4.3 Моральный страх

    Общественная среда исполняет роль отражателя, который регистрирует

    наше поведение и благодаря этому позволяет производить коррективы. Сигналы,

    приходящие из социальной среды, исполняют роль обратной связи, которая

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.