МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семантическое поле страха на основе произведения Стивена Кинга Цикл оборотня

    стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение,

    хвастовство, самолюбие, чувство собственного достоинства. Другие же

    порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость,

    неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество,

    заискивание. В разных классах общества, в разные исторические отрезки

    времени вызывались и культивировались разные реакции.

    Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством.

    Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных

    областях жизни, он может гордиться успехами в области искусства и науки, во

    всякого рода творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в

    области литературы, музыки, науки, получают основания для гордости.

    Удачники могут "зазнаваться". Но гордость может не иметь тон грубого

    "зазнайства", а внешние проявления и характер внутренних переживаний при

    этом могут меняться.

    О ТЩЕСЛАВИИ

    У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то, что он

    есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем

    он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете, и избегает

    такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление.

    Так создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних,

    другое - для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой

    степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не

    походит на "официальное" лицо, лицо для других. При лживом, корыстном

    сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называется лицемерием.

    Похвала и порицание - сильнейшие орудия воздействия социальной среды на

    своих членов." Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете"

    (Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они

    оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в той или

    иной мере "рабами общественного мнения". Мысль "что скажут?" получает

    иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку.

    Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению других.

    Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях

    общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный

    момент.

    Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек

    "козыряет всеми своими козырями" и испытывает радость при удачи. Он

    гордиться, достигнув видного места, независимо от того какими путями оно

    получено, кичится восхождением на высокую гору, своим знакомством с людьми,

    высоко стоящими во мнении общества, своим голосом, умом, остроумием, своими

    знаниями. При этом тщеславный не только испытывает радость, принимая эти

    факты как доказательство своей значимости, но радость вытекает из чувства

    превосходства над другими и получает соответственное внешнее выражение.

    Если человеку нельзя достичь превосходства над другими в чем-нибудь

    большом и серьезном, то он найдет предлог, чтобы чем-нибудь да гордиться.

    Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для данного лица

    прямого пути, выступает в замаскированной или завуалированной форме, идет

    обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут

    быть ласковы, любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что

    этот человек с большим социальным чувством.

    Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей

    и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда

    готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть

    не позволяет быть объективным.

    Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто

    вообще относится критически к людям, к "толпе", и судит о них свысока.

    Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие

    проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.

    Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это

    своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и

    чувство уверенности в себя. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от

    условий социального существования, от индивидуальных условий развития

    данного индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного

    преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием

    данной личности. Оно находится в связи с рядом факторов и представляет

    реакцию столь же исторически изменчивую как и гордость.

    О ЛЕСТИ

    Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою

    собственную личность обеспечивает успех лести. "Льстят,- по выражению Н. Г.

    Чернышевского, - затем чтобы господствовать под видом покорности".

    Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, что

    говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто

    идет на встречу этой потребности, делается приятным, как человек,

    приносящий радость, в то время как неприятная "правда глаз колет".

    Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость

    коронованных и иных высоких особ. Лесть находила благодарную почву в

    самообольщении, связанном с большой властью.

    Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные

    люди наиболее легко ей поддаются.

    ОБИДА

    Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек

    осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества,

    возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который

    нередко ведет к ответному "оскорблению действием" или к более тяжким

    последствиям. Не следует думать, что человек, промолчавший и только через

    некоторый промежуток времени, проявивший свое нетерпение криком,

    исступлением, ударами, мог в этот период наблюдать и направлять на что-либо

    свое внимание. Он ничего не видит и не слышит. Он весь во власти вихря

    внутренних вопросов: "Да как он смеет?! Да что же это такое, неужели я это

    перенесу?!".

    Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может

    оставаться затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева,

    а ряду обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Обиду

    переживает, и ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал:

    "Оскорбление причиняет боль, которую с трудом переносят мудрейшие и лучшие

    люди".

    Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным

    чувством собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется

    своего рода гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду

    там, где и не предполагалось причинить ее.

    ТЕОРИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

    Адлер, посвятивший многолетний труд изучению развития эмоций,

    формирующихся под воздействием буржуазной социальной среды, создал свою

    теорию их возникновения, которая вкратце сводится к следующему.

    Отдельные явления в жизни человека нельзя рассматривать изолированно,

    как самостоятельные, замкнутые в себе части нераздельного целого, проводя

    линию через факты из отдельных пунктов жизни человека.

    По Адлеру движущей силой психики является стремление к превосходству,

    вытекающее из чувства самосохранения.

    Глава 2 Наиболее частые формы проявления невротического страха

    Форма и сила страха при неврозах бывают разнообразными.

    1. Постоянная форма – неопределенное беспокойство. Человек

    постоянно находится в состоянии внутреннего напряжения,

    предчувствует несчастье и угрозу. Иногда беспокойство

    концентрируется на незначительных трудностях и конфликтах,

    превращая их в неразрешимую проблему, которая вызывает агрессию.

    Постоянное внутреннее напряжение ведет к напряжению вегетативно-

    эндокринной системы, которая тогда пребывает в готовности к

    борьбе и бегству, а потому увеличивает внутреннее напряжение.

    Вследствие мышечного напряжения повышаются глубокие сухожильные

    рефлексы, появляется чувство усталости, боли в мышцах.

    2. Приступообразная форма – пароксизмы страха в форме приступов с

    сильными вегетативными нарушениями, которым неоднократно

    сопутствует страх перед смертью или перед психической болезнью.

    Пароксизмы страха продолжаются от нескольких минут до нескольких

    часов. Им сопутствуют такие вегетативные нарушения, как сильное

    сердцебиение, обильное потоотделение, понос, позывы на

    мочеиспускание. Человеку кажется, что он сейчас умрет или сойдет

    с ума.

    3. Локализованная форма – чувство страха относится к определенной

    части тела или к конкретной ситуации. Страх концентрируется на

    предметах, как правило, не имеющих ничего общего с его генезом.

    В ипохондрических состояниях такого рода страх ведет к снижению

    порога сознательной перцепции для интероцептивных раздражителей.

    В ананкастических синдромах, страх локализуется около мысли,

    которую невозможно прогнать, около действия, которое необходимо

    повторять, около ситуации, которая вызывает страх.

    К. Е. Изард выделяет следующие виды страха:

    o страх-гнев и страх-страдание – в зависимости от формы

    реагирования;

    o острый страх, реакцию организма на угрожающую ситуацию;

    o хронический страх – следствие нормативного воспитания ребенка.

    Ж. С. Холл выделяет 136 видов невротических фобий.

    В американских медицинских справочниках зафиксировано 367 фобий,

    выделенных специальным названием в зависимости от предмета страха или

    пугающей ситуации.

    Э. А. Карандышева (Изард, 1980) предлагает следующую классификацию на

    основании собственных клинических исследований:

    1. Страх пространства и перемещения в нем. К этой группе относятся

    агорафобия (страх открытых пространств), клаустрофобия (страх

    закрытых помещений), гипсофобия (страх высоты).

    2. Социофобии (термин Ф. Тейлор; 1966). К этой группе относятся

    страх выступления перед аудиторией, эрейтофобия (навязчивый

    страх покраснения), страх перед невозможностью, боязнь

    проглотить пищу в присутствии посторонних, страх вырвать в

    обществе, боязнь покраснеть и вспотеть. Б. Д. Карвасарский

    (1990) называет неврозы первых двух групп фобиями внешнего

    стимула.

    3. Нозофобии. Это фобии внутреннего стимула. К ним относятся

    кардиофобия (навязчивый страх за состояние сердца), миссофобия

    (навязчивый страх сумасшествия), канцерофобия (страх заболеть

    раком).

    4. Обсессивно-компульсивные фобии. К ним относятся мизофобия

    (навязчивый страх загрязнения), боязнь загрязнения и заражения,

    контрастные навязчивости (навязчивые мысли, прямо

    противоположные тем, которые противоположны тем, которые

    привычны субъекту, резко расходящиеся с системой ценностей, а

    потому пугающие).

    5. В эту группу сама Э. А. Карандышева относит все остальные фобии,

    с которыми она сталкивалась в своей работе в меньшей мере.

    2.1 Страх и отношение к нему в норме и патологии.

    2.1.1 Страх как нормальная реакция организма.

    Страх испытывают все. Как любая другая эмоция он имеет положительные и

    отрицательные стороны, играет важную сигнальную роль в жизни индивида,

    биологической и социальной. В частности, Изард считает положительными

    сторонами страха то, что он является предупреждающим сигналом, и то, что он

    побуждает активность человека, изменяя направление мыслей и поведение, а

    также то, что он усиливает социальные связи, заставляя людей просить, друг

    друга, о помощи и действовать в опасных ситуациях сообща.

    Негативными сторонами страха Изард считает то, что связанные с ним

    переживания легко воспроизводятся и могут прорываться в сознание в снах,

    т.е. страх обладает высокой способностью дезинтегрировать и нарушать

    деятельность человека. Кроме того, Изард называет страх наиболее опасной

    эмоцией, которая при очень высокой интенсивности уничтожает организм.

    Боулби (в своем исследовании 1973 года) выявляет поведенческий синдром

    страха – для того, чтобы отличать его проявления от проявлений других

    переживаний. При этом Боулби выявляет четыре основания для объединения

    разнообразных форм индивидуального поведения:

    1. Проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или

    последовательно.

    2. События, вызывающие одно из этих проявлений, обязательно

    вызывают и другие (не обязательно все сразу, но, может быть,

    отдельными комплексами).

    3. Большинство из этих проявлений выполняет биологическую функцию

    защиты.

    4. При самоотчете испытуемый указывает на эти проявления именно как

    на индивидуальные проявления страха.

    А. Кемпински оценивает чувство страха как своеобразную подготовку к

    наступающему грозному событию. Когда же момент наступает, страх теряет

    смысл. Страх, как правило, исчезает, когда человек становится перед лицом

    опасности. Тогда наступает активное действие – пробы побега или борьбы, и

    тогда для страха не остается места в сознании.

    Чувство страха увеличивается по мере приближения опасной ситуации.

    Причем время и пространство в этом периоде необыкновенно удлиняются как

    следствие высокого эмоционального напряжения.

    Входящие в организм и выходящие из него сигналы обладают определенной

    степенью вероятности, зависимой от степени укрепления активности структурой

    сигнального метаболизма. Например, вероятным является то, что утром встанет

    солнце, или то, что наши ноги ступают по твердой земле. Нарушение данной

    структуры при затмении солнца или при землетрясении пробуждает чувство

    страха (также как при любой другой ситуации нарушения равновесия или

    нарушения твердости почвы).

    “Чувство страха появляется на двух концах обмена сигналов с внешней

    средой – на конце слишком большой вероятности, когда ничего нового и

    необычного не может произойти, и на конце малой вероятности, когда все

    окружающее становится дивным и необычным. В первом случае имеет место

    внутреннее напряжение и беспокойство, сопутствующие монотонии и скуке

    жизни, во втором – чувство неуверенности, угрозы и растерянности, которые

    сопутствуют необыкновенным переживаниям” (Кемпински, 1975, с. 156)

    Изменение структуры сигнального обмена с окружающей средой

    определяется, по И. П. Павлову, понятием ориентировочного рефлекса. Под

    влиянием раздражителя на момент прерывается актуальная активность

    организма. Поэтому голова, или корпус тела с головой, поворачиваются в

    сторону источника раздражения для того, чтобы больший поток сигнал попал на

    рецепторную поверхность. Этим двум компонентам ориентировочного рефлекса

    сопутствуют вегетативные компоненты, аналогичные тем же, что и при страхе.

    Изменением биоэлектрической деятельности мозга кончается первая фаза

    ориентировочного рефлекса. Вторая фаза, исследовательская, может начаться

    только после принятия определенного решения, относящегося к вероятности

    нового раздражителя. При этом возможны три варианта:

    1. вариант плюс – в этом случае появляется приближение к источнику

    раздражения; субъективно эта реакция связана с чувством

    беспокойства, которое может проявляться с различной силой;

    2. вариант минус – в этом случае имеется отдаление от источника

    раздражения; это реакция избегания, страх различной силы и

    фиксации;

    3. вариант ноль – при этом субъект возвращается к прерванной

    деятельности.

    Сигналы, приближающиеся к нулю изменчивости при нормальном сигнальном

    обмене с внешней средой, сразу же редуцируются на рецепторной поверхности

    или в последующих звеньях рефлекторной цепи. Только в ситуациях нарушения

    информационного метаболизма они могут и в состоянии пробить селективный

    барьер (т.е. в силу своей невероятности или неожиданности).

    “Внешний сигнал, таким образом, не является абсолютно новым: при своем

    действии на организм он сразу же определяется по своему характеру и, в

    зависимости от его использования организмом, определяется его дальнейшая

    судьба” (Кемпински, 1975, с.162)

    Сигнал всегда оставляет сознательный или бессознательный след в

    памяти. Таким образом, в норме страх играет в деятельности человека роль

    предупреждающую, ориентировочную, вероятностную, сигнальную и побуждающую.

    2.1.2 Адекватность страха

    Ряд обычно применяемых стимулов страха в действительности вызывает

    смех, интерес и исследовательское поведение. Один из способов получения

    комического эффекта – представление невероятной структуры, которая

    оказывается безопасной и не нарушает установленного способа восприятия

    мира. Интерес вызывает все необычное; все незнакомое провоцирует

    исследовательское поведение. Если при этом стимулы говорят об опасности или

    личность воспринимает ситуацию как угрожающую, возникает страх.

    Сила вегетативной и эмоциональной реакции на внешний раздражитель

    зависит не только от силы раздражителя, но и от степени его необычности и

    актуального состояния сознания. Необыкновенный слабый стимул вызывает более

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.