МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

    гуманистическая психология. То, что каждая школа имеет собственную

    парадигму, которые нельзя каким-либо образом смешивать – не более чем

    теоретическая база доктринерства самой низкой пробы. Психотерапевт должен

    иметь самую широкую подготовку и быть в состоянии применить те

    психотерапевтические методы, которые способны реально помочь страдающим

    неврозами людям.

    Таким образом, все преимущества богатого спектра вышеперечисленных

    психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире

    психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой

    психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга успешно соединились

    в символдраме.

    Глава 3. СИМВОЛДРАМА

    При психотерапевтической работе целесообразно использовать различные

    методы психотерапии в зависимости от личностных свойств пациента и от

    симптоматики его заболевания.

    Существует рекомендуемая классификация выбора методов психотерапии в

    зависимости от заболевания: При острой истерической симптоматике

    предпочтительна суггестия; при вегетативных нарушениях – аутогенная

    тренировка; при жизненных трудностях – «разговорная» терапия; при фобиях –

    поведенческая терапия; при характерологических нарушениях – психодрама,

    гештальттерапия; при расстройствах, связанных с семейными проблемами –

    семейная психотерапия; при комплексных расстройствах с наличием

    предшествующего предрасположения – глубинно-психологические методы.

    Символдрама используется при работе с психосоматическими,

    дезодаптационными заболеваниями, неврозами и т.д.

    Независимо от метода психотерапии при ее проведении необходимо

    соблюдать ряд обязательных правил:

    Психотерапия может быть только клинической. Врач, практикующий

    психотерапию, прежде всего, должен правильно поставить диагноз и оценить

    динамику заболевания, которое он лечит.

    Психотерапия в комплексном подходе к лечению заболевания должна быть

    только предметом выбора, как и любой другой метод лечения.

    Ни один из существующих методов психотерапии не имеет преимущества

    перед другими, если последние применяются своевременно и с учетом

    механизма, клиники и динамики заболевания. Нет «хороших» или «плохих»

    методов психотерапии. Есть только хорошие или плохие психотерапевты.

    Психотерапия не терпит косности. В зависимости от динамики заболевания

    отдельные методы психотерапии могут применяться самостоятельно или в

    комбинации с другими, сменять, дополнять или усиливать друг друга.

    Психотерапия не эффективна, а иногда и вредна без обратной связи с

    больным, без учета имеющихся показаний или противопоказаний к тому или

    иному лечению.

    Психотерапия, даже в групповых ее вариантах, должна быть

    индивидуальной, личностно и социально ориентированной.

    Любой, даже самый опытный, психотерапевт должен знать не только

    технику применяемых им психотерапевтических методов, но и, что более

    существенно, теоретическую базу, на которой эти методы основаны.

    Психотерапия, так же как и любая другая отрасль клинической медицины,

    должна держаться на трех «китах»: клинике, знаниях (теории) и

    профессионализме.

    3.1. Символдрама как один из методов психотерапии

    Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия,

    Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это

    метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который

    оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и

    психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений,

    связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно

    охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при

    помощи образов».

    Название метода происходит от греческих слов «ката» -

    «соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в

    данном случае имеется ввиду «эмоциональность»). На русский язык название

    метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание

    образов».

    Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором,

    доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет

    свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную

    психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом

    контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа

    метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории,

    анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-

    инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения

    актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм

    конфликтов раннего детства.

    Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии,

    использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее

    глубоко и системно проработанным и технически организованным методом,

    имеющим фундаментальную теоретическую базу.

    Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических

    методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы

    которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях

    психотерапии.

    В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер

    [40, 22] предлагает следующие:

    1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

    2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важным

    диагностическим критерием является степень освоенности человеком

    ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента.

    3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

    4) обследование дома;

    5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир,

    учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе

    животного, дерева и т. п.);

    6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты

    леса;

    7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок

    отправляется покататься;

    8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее

    выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно

    также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

    Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются

    также три следующих дополнительных мотива:

    1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью

    получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их

    коррекцию;

    2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать

    или построить;

    3) представление себя примерно на 10 лет старше.

    Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или

    мотоцикл.

    Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались

    следующие мотивы: дерево; три дерева; цветок.

    В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

    - представление реальной ситуации в школе или дома;

    - воспоминания из прошлого опыта;

    - представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его

    развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

    - интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

    - представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное

    значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой

    мягкой игрушки.

    Таблица 1.

    Стандартные мотивы и их значение.

    |Мотив |Значение |Норма |Патология |

    |Луг |матерински-оральны|Зеленый, дневной, |Фактор настроения: |

    | |й символ, общий |солнечный чувствую|Желтый - тоска, |

    | |фон настроения |спокойствие, |черный, коричневый –|

    | | |радость. |депрессия, ночной, |

    | | | |зимний – одиночество|

    | | | |холод. |

    |Ручей, следование |матерински-оральны|Чистый, |Захламлен, грязная |

    |вдоль ручья |й символ, вода - |прозрачный, с |вода, без истока, |

    | |это животворящее |истоком, можно |нельзя купаться, |

    | |начало, дающая |пить купаться. |пить воду – это |

    | |оральную подпитку.|Важен |говорит о |

    | | |температурный |фрустрациях, |

    | | |режим. |связанных с самыми |

    | | | |ранними отношениями |

    | | | |между ребенком и |

    | | | |матерью на первом |

    | | | |году жизни. |

    | | | |Водопады, уход ручья|

    | | | |под землю. |

    |Подъем в гору |репрезентация |Гора с |Гора без |

    | |наиболее важных |растительностью, |растительности, |

    | |для пациента |возможность |невозможность |

    | |объектов, |подняться в гору, |подняться. Если |

    | |отцовско-мужской |(может быть с |взору открываются |

    | |или |трудом). В |только бесконечные |

    | |материнско-женский|открывающейся с |леса, горы, степи и |

    | |мир, половая |вершины горы |пустыни, то это |

    | |идентификация |панораме |говорит о социальной|

    | | |присутствуют |неадаптированности |

    | | |населенные пункты,|пациента. Обзор |

    | | |дороги, |полностью закрыт |

    | | |возделываемые |туманом, облаками, |

    | | |человеком поля и |другими горами. |

    | | |другие продукты | |

    | | |человеческой | |

    | | |деятельности. | |

    |Обследование дома |символ личности, |дом предназначен, |Небоскребы, |

    | |актуальная |как правило, |гостиницы, дом без |

    | |самооценка |только для одной |окон, ухожен только |

    | |пациента и |семьи. Это одно-, |фасад здания, |

    | |переживаемое им в |двух-, максимум |отсутствуют любые |

    | |данный момент |трехэтажное |запасы еды в доме, |

    | |эмоциональное |строение, частный |нет спальни, в |

    | |состояние. Подвал |дом, дача или |шкафах чужая одежда |

    | |и чердак – |вилла. Есть окна и|и обувь и т.д. |

    | |отношение к |двери. Внутри есть|Грязно, холодно, |

    | |детству. |кухня с запасами |неуютно. |

    | | |еды, спальня и | |

    | | |т.д. Порядок, | |

    | | |чисто, уютно. | |

    |Встреча с особо |Значимое лицо |Способ и форма |Враждебность, страх |

    |значимым лицом |может быть |контакта пациента |по отношению к |

    | |представлено в |с появившимся |животному. |

    | |реальном образе, а|животным или | |

    | |также каким-то |человеком | |

    | |животным или |позволяет сделать | |

    | |семьей животных |диагностические | |

    | | |выводы об | |

    | | |отношениях со | |

    | | |значимым лицом. | |

    | | |Животное спокойно,| |

    | | |с ним можно | |

    | | |играть, обнять, | |

    | | |гладить. | |

    |Пещера |Мотив пещеры |В пещеру можно |Нельзя войти, |

    | |характеризуется |войти, там |страшно, холодно, |

    | |тем, что он связан|интересно, |неуютно. |

    | |с подземным миром |комфортно. | |

    | |и с земными | | |

    | |недрами, | | |

    | |символизируя | | |

    | |отверстие, ведущие| | |

    | |к глубинным слоям | | |

    | |бессознательного. | | |

    | |Символ | | |

    | |материнского. | | |

    | |Зайти в пещеру, | | |

    | |вернуться в утробу| | |

    | |матери. | | |

    3.2. Описание метода

    Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в

    удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает

    достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия,

    расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости – последовательно в

    различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает

    излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и

    расслабиться (см. раздел Техника проведения).

    Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой

    разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед

    доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о

    пациенте (анамнез).

    После достижения пациентом состояния расслабления (что можно

    проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век,

    положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную

    психотерапевтом в открытой форме тему – стандартный мотив

    Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему

    рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его

    образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со

    стратегией лечения.

    Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные

    промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний

    типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов

    о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит

    за ходом развития образов пациента.

    Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности

    пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие

    психотерапевта.

    Длительность представления образов зависит от возраста пациента и

    характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она

    составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 – 40 минут.

    Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от

    возраста ребенка от 5 до 20 минут.

    Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 – 15 сеансов, в особо

    сложных случаях достигая иногда 30 – 50 сеансов. Однако существенные

    улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того,

    что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от

    болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

    Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод

    символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени,

    чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего

    психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более,

    несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить

    сеансы реже, чем раз в неделю.

    Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме

    психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо

    супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть

    также составной частью семейной психотерапии.

    Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом,

    психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

    3.3. Техника проведения психотерапии

    3.3.1. Предварительные условия

    Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт

    между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.