МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

    |Четыре |Число стабильности, неподвижности, в нем нет динамики, |

    | |идеально устойчивая структура |

    |Пять |Символизирует скрытое, сокровенное знание, магию, число |

    | |человека, число его тела: руки, ноги и голова |

    |Шесть |Разделение видимого и невидимого мира, соединение |

    | |противоположностей, это число равновесия |

    |Семь |общая, в представлении многих культур, универсальная идея |

    | |Вселенной (семь дней недели; количество цветов спектра и |

    | |т.д.) |

    |Восемь |С одной стороны число статичности, космической симметрии с |

    | |другой число стагнации, застоя психических процессов |

    |Девять |Воплощает в себе завершение, замыкание циклической полноты,|

    | |троекратное повторение трех, это символ неба, |

    | |одухотворенности, сакральное число во многих культурах. |

    |Десять |Число разумного мышления, полноты, фактор исчисления. |

    | |Связано это с возникновением счета по десяти пальцам рук. |

    |Одиннадцать |простое число, символ неразрешимого. |

    |Двенадцать |Число полноты и равновесия, основание двенадцатеричной |

    | |системы исчисления. Несет в себе, в основном, только |

    | |положительное значение |

    |Тринадцать |Самое амбивалентное число. С одной стороны, оно считается |

    | |символом несчастья, а с другой, многие люди верят, что оно |

    | |принесет им счастье. |

    Не следует стремиться истолковать каждую отдельную деталь рисунка,

    образа или сновидения, как бы раскладывая его по полочкам. Сновидение,

    образ и рисунок - это, прежде всего метафора. Именно таким целостным,

    метафорическим подходом и нужно руководствоваться при интерпретации.

    Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость

    и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на

    основании лишь одного только конкретного рисунка, образа или сна.

    Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности

    которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться – в ходе

    интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также анализа

    истории жизни и актуальной личностной ситуации пациента. Как правило,

    проблема или внутренний конфликт пациента отражаются в разных формах почти

    в каждом образе и рисунке пациента. Это позволяет специалисту-психологу

    сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании

    совокупности образов и рисунков.

    3.4. Показания и противопоказания для применения символдрамы

    3.4.1. Показания для применения символдрамы

    Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при

    работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное

    пошаговое «декондиционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей),

    напоминающее методы поведенческой терапии.

    Символдрама успешно используется при лечении детских навязчивых

    состояний [44]. Положительный эффект психотерапии связан, среди прочего, с

    тем, что отколовшийся от сознания, т. е. вытесненный материал

    «возвращается» в символической форме в образное сознание. Тем самым

    прекращается навязчивое повторение как защитный механизм против

    вытесненного.

    Символдрама показана также в случаях нейро- и психовегетативных

    нарушений средней тяжести, психосоматических расстройств, ночного

    недержания мочи (энуреза), заикания, нервной анорексии и других нарушений

    питания, деструкции функциональных или психических компонентов при

    внутренних или других заболеваниях, в случае обусловленных невротическим

    развитием личности нарушений адаптационной способности, при замкнутости,

    закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с

    успеваемостью в учебе.

    3.4.2. Противопоказания для применения символдрамы

    Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае

    эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет.

    Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные

    нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует,

    однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых

    депрессивных состояниях.

    Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:

    1. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.

    2. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.

    3. Церебрально-органические синдромы.

    4. Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не

    проникающей психотерапии.

    Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения

    символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко

    выраженные навязчивые особенности личности.

    В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным

    поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом

    конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в

    данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические

    составляющие в структуре личности.

    Решая вопрос о показании или противопоказании символдрамы необходимо

    всякий раз учитывать уровень развития ребенка в настоящий момент. На

    определенных фазах развития особенно благоприятно сказывается свойственная

    символдраме контролируемая регрессия. В то же время бывают периоды, когда

    контролируемая регрессия противопоказана.

    Принимая решение о начале психотерапии по методу символдрамы,

    необходимо учитывать динамику внутри семьи ребенка. При этом должны быть

    соблюдены следующие предварительные условия. Родители должны быть готовы к

    продуктивному сотрудничеству с психотерапевтом. В отдельных случаях,

    особенно в случае работы с более старшими детьми, может быть достаточно,

    если родители, по меньшей мере, не будут противодействовать психотерапии.

    Актуальные конфликты внутри семьи, которые собственно и могли вызвать

    нарушения в поведении и состоянии ребенка, должны быть не столь велики,

    чтобы свести на нет достигаемые в ходе психотерапии улучшения.

    Важно также, чтобы в результате занятий с психотерапевтом за ребенком

    не закрепился внутри семьи ярлык «больного» или «ненормального».

    Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности

    ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт,

    способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в

    большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами,

    а также участвовать в ролевых играх.

    Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно учитывать уровень

    образования психотерапевта, его умение и опытность. В символдраме

    психотерапевт также полностью включается во все происходящее. От его

    установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а

    также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех

    психотерапии.

    3.4.3. Возраст

    Дети до достижения латентного возраста, т. е. до 6 – 7 лет [53],

    особенно сильно подвержены воздействию образов и вызываемых ими эмоций.

    Этот период сравнивают даже с возрастом фантазий или возрастом сказок, в

    котором неразрывно связаны образное мышление, эмоциональные переживания и

    телесные ощущения и реакции. Представление ярких образов может быть связано

    для ребенка в этом возрасте с переживанием сильных страхов, нарушением сна

    и другими негативными явлениями. Фантазии могут проявляться настолько

    сильно, что они могут доминировать даже в состоянии бодрствования, в

    результате чего даже объективно неопасные вещи могут казаться угрожающими.

    Кроме того, в этом возрасте еще не достаточно сформировались функции

    зрелого Я[51;54], позволяющие справляться с внутренними и внешними

    конфликтами.

    По этой причине с детьми до 7 лет [53] занятия по методу символдрамы в

    целом проводятся довольно редко. Кататимно-имагинативная психотерапия

    возможна в этом возрасте только тогда, когда психотерапевт может дать

    ребенку, благодаря подчеркнуто суггестивному ведению, необходимое чувство

    безопасности и защищенности, компенсируя одновременно еще недостаточно

    зрелую структурную организацию Я [51;54] ребенка и его защитных механизмов.

    При этом техника психотерапии представляет собой нечто среднее между

    символдрамой и гипнозом.

    Со вступлением ребенка в латентный период [53] становится все более

    возможным вызывать конфронтацию между бессознательно возникающими в

    символдраме образами и представлениями ребенка. По этой причине основная

    масса детей, в работе с которыми применяется символдрама, принадлежит к

    возрастной группе от 8 до 12 лет.

    Это возраст, когда инстинктивные побуждения как бы отходят на задний

    план, становятся латентными, и вся психическая энергия может быть

    направлена на развитие Я и механизмов его функционирования. Вся активность

    ребенка перемещается теперь на активное достижение определенных умений. Тем

    самым происходит становление столь важного для последующей жизни

    нарциссического удовлетворения. Ребенок овладевает окружающим миром. Все

    большее значение приобретает принцип реальности. Место сказочных игр

    постепенно занимают соревновательные игры. Даже ролевые игры все более

    приобретают характер борьбы. Фантазия ребенка определяется теперь в

    значительной мере динамическими действенными представлениями. Все это можно

    эффективно использовать для проведения символдрамы.

    3.5. Эффективность метода

    Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с

    другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества

    метода символдрамы:

    1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой

    и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и

    эффективно используя их преимущества

    2. Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами

    и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без

    интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может

    быть еще не готов.

    3. Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков,

    который, столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания

    ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали

    последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими

    нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь

    важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и

    взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень

    важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается

    с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен

    почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать

    ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем

    самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого

    поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в

    ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии

    нарциссически обусловленные переживания собственной «грандиозности».

    4. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим

    использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение,

    сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может

    использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими

    формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно

    динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические

    выводы о ходе лечения.

    5. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной

    психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт

    одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя

    зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

    6. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в

    значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего

    развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и

    убеждения.

    Глава 4. РАБОТА С ПАЦИЕНТОМ ПО МЕТОДУ СИМВОЛДРАМЫ

    Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня

    тревожности в начальном звене. В результате проведенной работы выявлена

    «Группа риска» состоящая из детей, у которых после двукратного обследования

    выявлен повышенный уровень тревожности (то есть тревожность не являлся

    ситуативной). В группу попало 22 человека 13 мальчиков и 9 девочек.

    У тревожных детей возникают коммуникативные проблемы, которые

    проявляются в повышенной агрессивности вербальной и невербальной, в ряде

    случаев в виде слез, депрессий. Поэтому мы сочли нужным параллельно

    выяснить проблемность коммуникативной сферы детей.

    Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку

    всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или

    косвенных отношений с другими людьми, оно включает коммуникативный аспект.

    Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими

    людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Основные функции

    коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при

    сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

    Для оценки коммуникативности нами использованы методы наблюдения и

    опроса.

    Метод наблюдения - один из основных эмпирических методов

    психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом

    и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их

    специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих

    явлений, который непосредственно не дан.

    Метод опроса - опрос представляет собой метод, при использовании

    которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

    Были проведены индивидуальные консультации (Приложение 1) с родителями

    детей «Группы риска», на которых было получено разрешение проводить с

    детьми работу по коррекции уровня тревожности. На основании этого

    сформирована группа из 10 человек, в которую вошли 6 мальчиков и 4 девочки.

    Для определения родительского отношения к ребенку мы использовали тест-

    опросник, разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным (Приложение 2), который

    позволил выявить систему разнообразных чувств по отношению к ребенку,

    поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности

    восприятия и понимания личности ребенка и его поступков.

    Результаты приведены в Диаграмме 1.

    Данный тест-опросник включал пять шкал: «принятие – отвержение»,

    «симбиоз», «кооперация», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький

    неудачник».

    Социально желательный образ родительского отношения заключался в шкале

    «кооперация», которая предполагала заинтересованность родителей в планах и

    делах ребенка, сочувствие и помощь ему; высокую оценку интеллектуальных и

    творческих способностей ребенка, наличие чувства гордости за него,

    поощрение его инициативы и самостоятельности, стремление быть на равных с

    ним. 10% (1 чел) родителей испытуемых соответствовал данному типу

    отношений.

    Диаграмма 1.

    Родительское отношение.

    [pic]

    Большинство родителей испытывали социально нежелательные образы

    отношений:

    . Симбиоз был свойственен 40 % (4 чел.) В данном случае родители

    стремились к постоянной близкой психологической дистанции с

    ребенком. Такие родители были спокойны лишь тогда, когда ребенок

    находился вместе с ними. Они ощущали себя единым целым с ребенком.

    Ребенок воспринимался ими как маленький и беззащитный. В условиях

    школы от детей требовалась самостоятельность и автоматизация,

    которую они не могли проявить, ощущали свою беспомощность в

    отсутствии родителей становясь высокотревожными.

    . 30% родителей относились к своим детям с позиции «авторитарной

    гиперсоциализации». Данные родители авторитарно требовали от детей

    подчинения и дисциплины, навязывали свою точку зрения, обнаруживали

    неумение понять позиции другого человека. При этом не учитывались

    желание, интересы и природная склонность детей. Часто они

    внимательно следили за успехами своих детей, ждали высоких

    результатов, нагружали детей разнообразными секциями и кружками.

    Учебные перегрузки, ранняя ответственность, контроль и давление

    родителей на ребенка разрушали его эмоциональное здоровье,

    приводили к росту тревожности.

    . 10% родителей относились к своим детям как к «Маленьким

    неудачникам». Они были склонны инфантилизировать детей, не замечать

    личной и социальной состоятельности. Интересы, увлечения, мысли и

    чувства ребенка им казались детскими несамостоятельными

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.