МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Слепоглухие дети. Реабилитация и обучение

    подготовку в объеме начальной школы, физическую и трудовую подготовку,

    дающую возможность перехода к обучению одному из видов профессионального

    труда.

    Учебные занятия проводятся не только в утренние часы, часть их

    переносится на время после дневной прогулки и на вечер. Многие уроки,

    особенно предметные, проводятся в форме экскурсий и прогулок.

    Рассмотрим основное содержание материалов к программам обучения

    слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по арифметике.

    Речевое развитие

    Чрезвычайно важным в обучении слепоглухонемого ребенка является овладение

    им средствами общения. Первыми специальными средствами общения для него

    являются жесты. Жестами ребенок обозначает предметы, их функции, действия,

    элементы поведения. Овладение жестами- необходимый этап речевого развития

    ребенка.

    Следующий за жестами этап усвоения средств общения- формирование у

    ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной форме является

    надстройкой над жестовой речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в

    дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи.

    Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто

    встречаемые предметы, заменяются пальцевыми словами. Для ребенка эти

    обозначения также являются жестами, но только жестами другой конфигурации.

    Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по–другому. В

    дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему, новым для него жестом,

    даже не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв, так, как

    зряче-слышащий ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не

    знает, что он говорит побуквенными словами.

    Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто

    слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом

    первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ,

    осуществляемый средствами мимики. Тут слова выступают на правах жестов.

    Лишь после усвоения нескольких десятков слов , обозначающих конкретные

    предметы, ребенку дается дактильный алфавит, которым он уже практически

    владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое слово,

    соотнеся его с соответствующим жестом и предметом. Заучивание букв

    дактильного алфавита имеет также огромное значение потому, что ребенок в

    процессе этого заучивания обучается восприятию дактильных букв с руки

    учителя.

    После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное

    обозначение букв . Пальцевая артикуляция и точечное изображение букв у

    ребенка должны быть безукоризненными и совершенными. Для совершенствования

    в этом подбирается специальный словарь в два-три десятка слов, обозначающих

    хорошо известные ребенку предметы. Этот же словарь используется в

    дальнейшем для усвоения грамматического строя.

    Для усвоения грамматического строя словесного языка особенно важна

    письменная речь, чтение и письмо. Сначала учитель обучает учащегося читать

    и писать текст, состоящий из простых нераспространенных предложений,

    описывающих действия с предметом. Потом тексты усложняются за счет введения

    простых распространенных предложений.

    Огромное значение в обучении слепоглухонемых имеет чтение.

    Вместе с усвоением элементов повествовательной речи ведется работа по

    развитию разговорной речи (в дактильной форме), сначала в виде простых

    побудительных предложений, а в дальнейшем и более сложных.

    Низкий уровень первоначального владения словесной речью не должен

    искусственно ограничивать общение ребенка, так как это неизбежно приведет к

    задержке его общего развития. Необходимо, особенно в первый период

    обучения, использовать жестовую форму общения.

    Устная речь для слепоглухонемых не является средством обучения, она- один

    из предметов изучения. Занятия по устной речи проводятся в форме

    индивидуальных уроков.

    Предметные уроки.

    При обучении слепоглухонемых учащихся предметные уроки являются одним из

    основных методов сообщения им знаний об окружающем мире. Предметы изучаются

    в определенной последовательности и в доступных пониманию детей связях и

    отношениях. На предметных уроках, проходящих одновременно со специальными

    уроками развития речи, учащийся усваивает язык, развивает словесное

    общение.

    Знания, полученные на предметных уроках, закрепляются чтением и

    проработкой учебных текстов. Учащиеся самостоятельно пишут сочинения,

    которые исправляет и дополняет учитель. Учебные тексты составляются самим

    учителем или подбираются из учебников по чтению в доступной для учащихся

    форме. Учебный текст подводит ученика к логическому мышлению, помогает ему

    выразить свои мысли, обогащает его речь, закрепляет полученные на

    предметном уроке знания. Ученики получают первоначальные сведения о

    явлениях природы, характерных для каждого времени года, о предметах труда,

    о работе людей в разных отраслях хозяйства, обо всем , что связано с жизнью

    и деятельностью человека, о мире животных, о неживой природе.

    Тематика чтения и самостоятельных сочинений обусловливается тематикой

    предметных уроков. От конкретных знаний, полученных на предметных уроках,

    учащиеся переходят к закреплению этих знаний в форме рассказов, доступных

    их пониманию.

    С 7 класса начинается систематический курс учебного предмета по

    природоведению, даются элементарные сведения по географии, истории.

    Задача последующих классов- систематизировать и расширить представления о

    природе, ознакомить детей с использованием природы человеком, научить их

    пользоваться картой, привить детям чувство любви и уважения к своей стране,

    желание принимать участие в работе.

    Математика

    Преподавание математики имеет целью обучить учащихся производить действия

    с целыми и дробными числами и применять полученные знания к решению задач и

    выполнению простых расчетов в практике. Объем заданий, даваемых учащимся с

    1 по 10 класс, в основном соответствует объему материалов четырехлетней

    массовой школы. Программа для слепоглухонемых построена по линейному

    принципу- начав изучать какую либо тему, учащиеся проходят ее до конца в

    пределах данной программы. Затем осуществляется переход к следующей теме

    или вопросу, который также изучается полностью.

    В первом классе изучение математики начинается с усвоения нумерации в

    пределе 1000, что дает возможность ученику усвоить основную идею десятичной

    системы. Усвоение нумерации осуществляется на счетных палочках и других

    материалах. Например, счетах.

    После прочного усвоения нумерации учащиеся приступают к изучению четырех

    арифметических действий. Учащимся даются также материалы, связанные с

    изучением мер. Большое значение в усвоении материала придается практическим

    работам по измерению, взвешиванию, определению расстояния. Особое внимание

    обращается на усвоение учащимися мер времени и определение времени по

    часам.

    Обучение решению задач начинается с практических действий с предметами.

    Потом постепенно задачи усложняются, и их решение становится все более

    отвлеченным от конкретных действий.

    Примерное распределение материалов программ по

    Речевому развитию , предметным урокам, математике.

    Первый класс.

    Слепоглухонемой учащийся обучается словесному общению при помощи

    дактильного алфавита, овладевает чтением и письмом при помощи рельефно-

    точечного шрифта. Программа речевого развития включает в себя обучение

    ребенка называнию ( в дактильной форме) окружающих его предметов, пониманию

    и выполнению простых поручений, сформулированных словесно ( встань, иди ,

    возьми и т.д.) . Воспитанник учится словесно называть свои действия

    простыми предложениями (Я играл, я пишу…), описывать действия других (Оля

    ест), отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут? Что ты делал? Что ты

    ел?) .

    На предметных уроках ребенок знакомится с детским домом. Класс (пол,

    стены, окно, дверь, батарея, мебель, учебные предметы, счеты и т.д.),

    столовая (посуда, мебель), пища , спальня, умывальная комната, гардероб.

    На доступном ученику уровне изучаются одежда, обувь.

    Дети усваивают форму каждой вещи, знают ее назначение, обучаются называть

    ее и обозначать ее функции. В связи с едой проходятся темы “Фрукты”,

    “Овощи”. Во время привития санитарно-гигиенических навыков изучаются

    названия частей тела людей.

    В процессе ухода за животными в живом уголке проходят названия животных,

    их описание. Изучаются растения. Изучаемые предметы дети учатся лепить из

    пластилина, узнавать их в макетах и муляжах.

    По математике ученик обучается нумерации чисел от 1 до 1000, учится

    жестовому обозначению чисел. Учится прямому и обратному счету. Знакомится

    со счетами. Усваивается календарное время. Обучение распознавать и лепить

    геометрические фигуры.

    Второй класс.

    Программа по речевому развитию для второго класса предусматривает понимание

    более сложных словесно выраженных поручений (Сядь за парту, Повтори,

    Проверь примеры, Возьми книгу, Положи тетрадь на стол.). Ученик учится

    выражать свою просьбу словесно (Дайте пожалуйста тетрадь. Можно выйти?),

    учится кратко и развернуто отвечать вопросы ( Ты написал?- Да, я.),

    задавать вопрос (Кто пришел? Как вас зовут?).

    Воспитанник обучается словесно составлять рассказ, описывающий несколько

    связанных между собой действий ( Оля сидела. Оля взяла пластилин. Оля

    лепила дом. Оля мыла руки.).

    На предметных уроках знания учеников укрепляются и расширяются

    экскурсиями, посильным участием в работе на пришкольном участке, в живом

    уголке. Темы предметных уроков частично повторяются, но словарный запас

    расширяется. В детском доме ученик знакомится с библиотекой, кабинетом

    врача, учительской, в столовой изучает посуду, инвентарь и т.д. На

    экскурсиях в семьи учителей знакомится с семьей, профессиями людей, с

    элементами города, с транспортом, домашними животными, обучается называть

    сезонные и погодные явления, участвует в проведении праздников.

    По математике воспитанники овладевают сложением в пределе 100, понятиями

    НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ. Знакомятся с кругом, квадратом, треугольником,

    четырехугольником.

    В конце второго класса обучаются решать задачи на нахождение суммы и на

    увеличение данного числа на несколько единиц.

    Третий класс

    По программе третьего класса учащиеся обучаются вести разговор в

    словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь? - К

    врачу. - Зачем? – У меня болит нога. Я катался на санках и упал.). Ученики

    учатся выражать в форме связного рассказа события дня, учатся писать

    письма.

    Продолжают изучать детский дом, тематически изучают виды пищи, посуду,

    мебель. Исследуются и называются различные виды одежды (летняя, зимняя),

    обуви, головных уборов.

    Все вышеизложенное дает представление о формировании средств общения и

    развития речи слепоглухих на первоначальном этапе обучения, на основе

    исторически сложившейся теории и практики обучения слепоглухих как в нашей

    стране, так и за рубежом.

    Задача последующих классов – систематизировать и расширить

    представление о природе, ознакомить детей с использованием природы

    человеком, научить их пользоваться картой, привить детям чувства любви и

    уважения к своей родине, желание принимать участие в общественно полезном

    труде.

    Программа 4 класса включает в себя обучение вести разговор в вопросно-

    ответной форме, отвечать на вопрос кратким рассказом. Обучение с помощью

    писем- родителям, товарищам, учителю. Овладение умением в связном рассказе

    описать событие, известное из личного опыта.

    На предметных уроках продолжают изучать помещения детского дома,

    формируя цельное представление о здании, расширяют знания о назначении всех

    помещений, о работе, ведущейся в них. Формирование на экскурсиях знания о

    разных видах магазинов. Усвоение классификации различных предметов,

    расширение понятия семьи. Изучение времен года, месяцев, расширение знания

    о природе. Ведение календаря природы.

    По математике изучают вычитание в пределе 1000, решение задач на

    вычитание.

    Программа 5 класса включает в себя возможность учащегося развернуто

    рассказать о выполненном поручении, описать событие, выделяя главное,

    изложить прочитанное по вопросам учителя ( дактильно и по Брайлю).

    На предметных уроках учащиеся ведут индивидуальные календари природы, в

    живом уголке приобретают навыки по уходу за животными, выращивают растения

    из семян. Во время таких процессов учитель прививает учащимся навыки

    труда, расширяет их знания и умения. Также расширяются и углубляются

    знания и по другим темам: «Сад», «Лес», «Животные», «Времена года».

    По математике изучают меры длинны, умножение, меры времени, учатся решать

    простые задачи на умножение.

    В 6 классе учащиеся словесно (в «разговоре» и письменном сочинении)

    описывают предмет (школа, животное, растение). Систематически пишут

    дневник, описывают экскурсии, жизнь детского дома. Пишут изложения по

    плану. На предметных уроках изучают погоду в разные времена года, связь

    погоды с видами труда. Знакомятся с общественными учреждениями:

    поликлиникой, аптекой, почтой и др. знакомятся с окрестностями города

    (поле, луг роща, сад)формируют представление о поверхности

    местности(равнина, холм, овраг), моделируют местность в лепке. Ученики

    читают соответствующие статьи из «Родной речи» для 2 и 3 классов массовой

    школы. По математике проходят деление. Обучаются мерам веса. Овладевают

    практическим взвешиванием на весах. Решением задач на деление.

    По программе 7 класса нужно уметь описать предмет (помещение, животное и

    др.) в сравнительном плане дать развернутое описание экскурсии с выделением

    главного, вести дневник по темам (о погоде, о труде и т.д.). на предметных

    уроках проходятся темы «погода и урожай», «явления природы и временна

    года». Ведется календарь природы, проводится сравнение с записями прошлых

    лет, делаются выводы. Школьники изучают компас для слепых, учатся

    определять направления (север, юг, восток, запад), изображать на рельефном

    чертеже план комнаты, дома, а потом и ближайшей местности. У них

    формируется понятие масштаба. Ученики знакомятся с рельефной картой нашей

    родины, с глобусом как моделью земного шара. Изучение разделов учебников

    «Родная речь» для 2 – 4 классов массовой школы. По математике начинают

    изучать простейшие дроби, многозначные числа. Обучаются четырем

    арифметическим действиям в пределе 1000000, решению задач на нахождение

    части. По геометрии усваивают понятия прямая линия, отрезок, строят

    квадрат и четырехугольник с заданными размерами сторон.

    Программа 8 класса по речевому развитию предусматривает составление разных

    вариантов ответов на один и тот же вопрос, описание экскурсий по

    самостоятельно составленному плану, изложение прочитанного рассказа,

    сочинение на свободную тему, сочинение на заданную тему. На предметных

    уроках изучаются темы «характерные признаки лета, осени, весны, зимы» «

    цветочные, овощные растения, сорняки», «полезные и вредные животные».

    Выполняются практические работы: получение крахмала из картофеля,

    выращивание рассады, сбор урожая. Проводится работа с календарем,

    формируется представления о годе, месяце, временах года, сутках, утре, дне,

    вечере, ночи. Читаются сокращенные и адаптированные тексты из «Родной

    речи» для 4 класса массовой школы о прошлом нашей Родины; о

    путешественниках и других выдающихся людях – из «Родной речи» для 3 класса.

    По математике проходят простые и составные именованные числа, раздробление

    и превращение, арифметические действия с составными именованными числами.

    Изучают таблицу мер времени. Учатся решению задач на вычисление времени и

    простых задач на движение.

    В 9 классе учащиеся должны общаться свободно с окружающими в словесной

    форме , читать простою художественную и научно – популярную литературу,

    писать сочинения, отображая события как своей жизни, так и жизни других,

    писать сочинения на определенную тему (о жизни птиц, о зиме и т.д.).

    Программа по предметным урокам продолжает темы природоведческого характера,

    изучение тела человека, уход за ним, включает сведения о труде жителей

    нашей страны, расширяет сведения о прошлом и настоящем нашей страны.

    Прорабатываются темы «Поверхность суши» и др. по теме «Тело человека и

    охрана его здоровья» учащиеся изучают скелет, мышцы, внутренние органы,

    питание, рациональный режим, физическую культуру, получают некоторые

    сведения о болезнях. На практических занятиях по этой теме учатся искать

    пульс, считать его удары, на себе и на других показывать расположения

    сердца и других основных внутренних органов, накладывать повязку при

    ранении, оказывать первую помощь при ожоге, обмораживании и др. Сведения

    об истории и о настоящем нашей страны прорабатываются в объеме учебника

    «Родная речь» для 4 класса массовой школы. По математике ученики изучают

    римские цифры, осваивают измерение площади, знакомятся с таблицей

    квадратных мер, с измерением объема. Учатся решать простые задачи на

    вычисление площади и объема.

    Распределение материалов по годам следует рассматривать как примерное, оно

    не должно сковывать инициативу учителя. При прохождении программ

    предусматривается, что некоторые из обучающихся будут перегонять своих

    товарищей, другие – отставать. Это иногда обуславливает необходимость

    перевода ученика из одной группы в другую еще до конца учебного года.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.