МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальная природа личности

    феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся

    в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с

    общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений,

    ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая

    законченная данность. "Он — процесс, требующий неустанной душевной работы.

    Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно

    являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня

    духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и

    характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его

    социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает

    свою постоянную определенность». Признается, что великим характером

    обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя

    требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов,

    служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою

    объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он

    переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство —

    это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с

    другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности

    является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко

    интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания

    своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует

    сокровенный смысл «я». Таким образом, личность — это мера цельности

    человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не

    только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное

    постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как

    социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем

    личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее

    наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями

    микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой

    уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в

    постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма

    функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако

    личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и

    самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь

    общественного целого.

    Формирование личности.

    Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и

    притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим

    «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим

    о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального

    окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и

    социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное

    выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» –

    бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные.

    Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная

    генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность

    относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического

    развития человека.

    Невозможно поставить знак равенства между понятиями «личность» и

    «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое

    индивидом благодаря общественным отношениям.

    Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только

    включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную

    сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные

    ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность.

    Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в

    труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На

    формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности,

    общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной

    организации, общественная значимость результатов, технологический процесс

    труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы,

    творчества.

    Личность не только существует, но и впервые рождается именно как

    «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного

    индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на

    экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

    Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс

    взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна

    социальная группа обучает “правилам жизни” другую.

    Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в

    сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому

    диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой

    стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в

    социально - сконструированной реальности.

    Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для

    него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное

    пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в

    мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения

    своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся

    в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения

    социальных норм.

    У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать

    собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я».

    Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение

    прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от

    2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование,

    познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это

    стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».

    Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не

    только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной

    ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих

    родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не

    могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним

    считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно

    они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать?

    Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство

    ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

    Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак

    завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже

    проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не

    развитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может

    продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных

    границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки,

    вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образом

    человек из существа биологического превращается в существо социальное,

    общественное, становиться личностью.

    Социализация, как процесс формирования

    личности.

    Формирование личности, как объекта общественных отношений

    рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации

    и идентификации.

    Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения,

    ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном

    обществе.

    Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения

    и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и

    способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации

    принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в

    детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для

    успешной социализации (становления личности), необходимо действие трех

    факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим

    ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем

    различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых,

    2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3)

    стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет

    целая группа людей.

    Многие утверждают, что процесс социализации продолжается в течение

    всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от

    социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее

    изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует

    ценностные ориентации.

    Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной

    общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей,

    родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы

    поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение

    ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

    Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при

    достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется

    обретением личности интегрального социального статуса.

    В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той

    части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее

    общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически -

    организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

    Основным органом первичной социализации cчитается семья, где

    закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

    Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и

    развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и

    целенаправленной воспитательной деятельностью общества.

    Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с

    его природными задатками и потенциальными возможностями социального

    развития в полноправного члена общества

    В процессе социализации человек формируется как творец материальных

    благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно

    понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и

    субъект социального воздействия.

    Воспитание, как процесс формирования

    личности.

    На формирование личности человека огромное влияние имеет

    воспитательное воздействие окружающей социальной среды.

    Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со

    стороны других людей, взращивание личности.

    Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности,

    её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные,

    природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение

    придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей

    человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

    Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем,

    окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается

    не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и

    продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой

    социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в

    направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание –

    деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического

    опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее

    формирование личности, её подготовку к общественной жизни и

    производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества,

    которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки

    выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему

    накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и

    качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.

    Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя

    социальности с определенными мировоззренческими, нравственными,

    эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате

    воспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны,

    воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям

    культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в

    обретении личностью собственного «Я».

    При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности

    решающее значение для формирования личности с сознательными чертами,

    принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий

    жизни.

    Активность личности. Связь личности с деятельностью.

    Основной источник активности личности – это потребности.

    Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности

    заставляют действовать человека. Потребность – это побуждение к

    деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-

    то, или недостаток чего-либо.

    Потребности бывают:

    Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование

    человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические

    потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их

    удовлетворения у человека носит общественный характер.

    Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это

    потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры

    (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

    Очень важное значение имеет потребность в труде.

    Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

    Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное,

    деятельное.

    Активность бывает:

    Внешней (движение, мышечные усилия), и внутренней (психическая активность),

    которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет,

    читает, что-то вспоминает и т.д.

    Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его

    собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и

    государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

    В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Создает

    материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу. В процессе

    деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись,

    музыка. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.

    Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Для всякой

    деятельности необходимы психические процессы: внимание, память, мышление,

    воображение.

    С другой стороны все эти психические процессы формируются и

    развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и

    деятельности.

    Различают три основных вида деятельности:

    Учебную.

    Трудовую.

    Игровую.

    Они отличаются друг от друга по: результатам, мотивам, организациям.

    Труд - основной вид деятельности и его результатом является создание

    общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная

    книга, музыка и т.д.)

    Творческая деятельность – ее результатом является создание нового

    оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое

    изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения,

    выведение новых сортов и т.д.) Она требует наличия способностей, глубоких

    знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд,

    настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно мнение, что

    талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые

    люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде

    (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

    «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

    Чайковский.

    Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и

    навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой

    деятельности. Учение дает полезный продукт лишь на производственной

    практике, при обучении профессии.

    Игра - не дает общественно значимого продукта.

    Различны и мотивы и организация этих видов деятельности:

    Мотивом труда является осознание общественной необходимости. Игра

    мотивированна интересом.

    Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в

    определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной

    организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и

    сколько хочет.

    Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности,

    но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

    С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

    Цель – то ради чего действует человек.

    Мотив – то почему, он так действует.

    Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они

    состоят из движений:

    Деятельность Действия Движения

    Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из

    отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все

    эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из

    окружающего мира.

    Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда

    недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие

    мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и

    называют импульсивными.

    Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между

    собой.

    Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его

    эмоциональной привлекательности.

    Бывают разные виды интересов:

    Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам,

    гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в

    уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный

    пример - Плюшкин.

    Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это,

    прежде всего познавательные интересы.

    Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу

    познавания, труда, творчества.

    Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к

    приобретению профессии, служебному и общественному положению или

    материальным результатам труда.

    Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается

    наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

    Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая

    объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

    В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития

    личности.

    Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления.

    Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и

    работает человек.

    Выделяют:

    Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека

    (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

    Социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции,

    нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

    Естественную среду — определенные климатические, географические

    условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

    Наследственность — генетическая передача определенных качеств и

    свойств личности от поколения к поколению;

    Обучение, воспитание, образование;

    Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

    Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной

    среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной

    ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление

    и развитие личности.

    Заключение.

    Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая

    огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в

    человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и

    общепринятого определения многозначность содержания этого понятия

    обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её

    становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности

    человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как

    проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.

    Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике;

    литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют

    личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся

    научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не

    достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же

    личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а

    как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его «

    Я» есть господин».

    Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления

    феномена личности в культуре.

    Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных

    отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает

    личностные качества и становится социальным субъектом.

    Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы

    всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое

    приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт

    перекрещивания биологических и социальных факторов.

    В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная

    генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное

    влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления

    социального «Я».

    Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе

    подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального

    места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность.

    Главными временными точками формирования личности является: осознание

    своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная

    социализация и формирование личности.

    Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения

    значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок

    приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал

    Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне

    становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм

    и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние

    правила поведения.

    Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в

    принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она

    расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно,

    динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не

    только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в

    сети взаимных отношений.

    Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный

    фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на

    общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но

    только такие, которые реализуются в деятельности.

    Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь

    (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и

    свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить

    ее среди прочих.

    Литература.

    1. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб.

    заведений. М., Просвещение 1995 г.

    2. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991

    3. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997

    4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. Москва,

    1997г.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.