МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальная психокоррекция

    использует понятие роли для характеристики повторяющихся,

    стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом

    поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит,

    и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть

    рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности

    складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах

    роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.

    Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию

    внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра

    всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая –

    это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или

    отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие

    ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в

    роли, оставаясь самим собой.

    Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только

    внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний,

    ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект.

    Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том,

    чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а

    во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые

    остаются пассивными созерцателями действия.

    Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при

    помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в

    "триадную". Это означает,

    * во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы

    взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта –

    зрителей;

    * во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга;

    * в-третьих, определение ролевых задач каждого участника;

    * в-четвёртых, заключение "игровой конвенции" о правилах

    психодраматической импровизации.

    Театрализованное общение "триадного" типа вынуждает каждого участника

    психодраматической импровизации искать средства эффективного воздействия на

    два субъекта – на того, взаимодействие с которым осуществляется по

    программе, и на того, кто это взаимодействие воспринимает как зрелище.

    Для этого используются следующие психотехнические приёмы:

    1) костюмирование (т.е. изменение внешнего вида личности согласно роли);

    2) деятельностная инверсия (т.е. реорганизация типов и способов

    взаимодействия в соответствии с ролевым статусом);

    3) речевая экспрессия (т.е. использование подчёркнуто эмоциональных

    аффектированных речевых средств).

    Каждый из этих приёмов рассчитан и на партнёра по театрализованной

    игре, и на зрителей.

    Социально-психологические характеристики зрелища как формы общения

    рассмотрены Н. А. Хреновым[3].

    Психологические принципы организации театрализованной игры как

    зрелища:

    1) принцип состязательности (как основы театрализованного игрового

    взаимодействия);

    2) принцип проблематизации отношений участников театрализованной игры;

    3) принцип оппозиционности отношений между участниками и зрителями

    театрализованной игры;

    4) принцип дистанционности (не позволяющий зрителям вмешиваться в игровое

    действие);

    5) принцип заразительности (требование к "актёрам" увлекать, "заражать"

    зрителей театрализованной игры).

    Три подхода к психологической организации театрализованной игры:

    1) моносубъектный (одному из участников отводится психологическая роль

    индуктора, второму – резонатора индукции, а зрителям – роль объекта

    психоэмоциональной индукции);

    2) полисубъектный (два субъекта-участника создают проблемную ситуацию для

    субъектов-зрителей и фактически делают их соучастниками действия);

    3) межсубъектный (используемый в тренинге ролевых импровизаций).

    Итак, театрализация как психотехника общения позволяет перевести

    человеческое взаимодействие на уровень "сценической модели", главная

    особенность которой – наличие трёх субъектов: двух участников

    взаимодействия и публики.

    Для первых двух субъектов публика существует как

    * коллективный субъект, к взаимодействию с которым они стремятся (что

    придаёт действию состязательный характер);

    * своеобразный плацдарм, на завоевание которого направляются их усилия

    (что придаёт действию психодинамический характер);

    * усилитель эмоционального воздействия (что заставляет их воздействовать

    и на партнёра, и на публику).

    Наличие публики как третьего субъекта общения позволяет организовать

    тренинг, формирующий навыки прямого (убеждение, внушение, заражение) и

    косвенного воздействия. Среди средств косвенного воздействия особое место

    занимает идентификация.

    Идентификация – это стремление, способность и умение поставить себя на

    место партнёра по общению. Смысл идентификации состоит в том, чтобы

    эмоциональное состояние того, кто оказывает воздействие, стало понятным,

    близким тем, на кого оно направлено.

    Идентификация может происходить как подгонка действия под восприятие,

    понимание, поведение публики и как подстройка самой организации действия к

    психическому состоянию публики.

    Театрализация как психотехника общения требует от его участника

    владения средствами внешней выразительности. К средствам внешней

    выразительности относятся, прежде всего, мимика, жестикуляция, пантомимика

    – невербальные средства общения.

    Мимика – это выразительные движения мышц лица человека.

    Пантомимика – это выразительные движения всего тела человека.

    Жестикуляция – это выразительные движения рук человека.

    И мимика, и пантомимика, и жестикуляция – это внешнее выражение

    эмоционального состояния человека.

    Внутренняя же театрализация – это искусство психологического

    перевоплощения[4]. Играть роль в театрализованной игре – значит предстать

    перед зрителями не самим собой, а перевоплощённым в другого.

    Перевоплощение в психотехнике общения понимается и как перевод

    психической роли в социальную. Отметим, что понятием "психическая роль" мы

    определяем человеческое Я в его действительных психологических

    характеристиках. Играть "социальную роль" означает строить своё поведение в

    соответствии с требованиями конкретного общения.

    Исполнение социальной роли рассматривается нами кК многоуровневая

    система, которую образуют:

    1) сверхзадача (цель) ролевого действия;

    2) ситуативно-ролевая задача (рассматриваемая как стремление изменить

    состояние партнёра по общению или ситуацию общения);

    3) ролевая позиция (пристройка к партнёру по общению);

    4) ролевые действия (средства достижения целей в общении и способ

    существования личности в роли);

    5) ролевая компетентность (знание необходимых алгоритмов психологического

    взаимодействия и владение средствами и механизмами их реализации);

    6) ролевая пластичность (умение быстро перестраивать психологические

    процессы и состояния адекватно ситуации общения).

    В театрализации как психотехнике общения перевоплощение основывается

    на принципе физического действия. Суть его состоит в следующем: от своих

    совершенно реальных (физических) действий. От своей психосоциальной позиции

    – к целям социальной роли, которую предлагают обстоятельства

    театрализованной игры.

    Итак, поиск способа действий, реорганизация своего психологического Я

    в предлагаемое театрализованной игрой социальное Я образуют основу

    перевоплощения.

    Театрализованную игру можно представить как взаимодействие, в ходе

    которого личность существует как бы в двух планах: реальном ("Я") и условно-

    игровом ("Я" в игровой роли). Оба эти плана связываются рефлексией. В

    данном случае она выступает в качестве механизма, приводящего в действие

    всю систему самоуправления коммуникативно-психологическим комплексом

    личности. Такой комплекс обеспечивает взаимодействие личности с другими и

    включает в себя

    * индивидуальную систему психики личности,

    * систему внешнего выражения эмоциональных состояний,

    * систему социально-психологических механизмов воздействия в общении,

    * систему регулирующих механизмов.

    Театрализация как психотехника общения позволяет не только

    сформировать необходимые психотехнические качества личности, но и – главное

    – овладеть психотехникой общения как системой самоуправления с рефлексией.

    Использование описанной техники придало социодраме качество ролевого

    тренинга, обеспечивающего не только психокоррекцию, но и социальное

    обучение.

    В системе социального обучения личности большое значение имеет навык

    саморегуляции. Тренинг активной релаксации используются в социальной

    психокоррекции для оперативного изменения деформирующих эмоционально-

    психологических состояний.

    Тренинг активной релаксации

    Нервно-мышечная релаксация необходима по следующим причинам:

    * стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением;

    * при ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного

    ослабления беспокойства, тревоги и других проявлений повышенного

    возбуждения;

    * расслабления мышц легче достигнуть и почувствовать его при сравнении с

    напряжением.

    Использование приёмов релаксации – мощное средство, позволяющее

    полностью расслабиться и обрести душевное равновесие. Однако это активно

    вырабатываемый навык, и, как всякий навык, он требует упорной тренировки.

    Ошибка большинства людей, начинающих заниматься релаксацией, состоит в том,

    что они стремятся форсировать овладение этой процедурой. Но для того чтобы

    добиться успеха, нужны практика и терпение. И, тем не менее – неужели

    здоровье и хорошее самочувствие не стоят 15 минут ежедневных занятий?

    Тренинг активной релаксации

    Предварительная инструкция

    Прежде чем заниматься, найдите спокойное место с приглушённым

    освещением. Сядьте в удобное кресло, освободитесь от стесняющей вас одежды

    – жмущих поясков, галстуков, тяжёлой верхней одежды, тесной обуви. Снимите

    очки или выньте контактные линзы.

    Система релаксационных упражнений предполагает напряжение с

    последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 с, что повторяется

    дважды. Однако если вы чувствуете остаточное напряжение в мышце, то можно

    увеличить количество сокращений мышечных групп до семи раз. Следует

    помнить, что мышечное напряжение не тождественно мышечной боли или другим

    неприятным ощущениям – непроизвольной дрожи, подёргиванию и пр. Если же они

    появились, можно или сократить время релаксации, или релаксировать меньшее

    число мышечных групп.

    И, наконец, во время выполнения упражнений не задерживайте дыхание.

    Дышите нормально, или, если вам так удобнее, вдыхайте во время напряжения и

    выдыхайте при расслаблении мышц.

    Основная инструкция

    Теперь вы готовы к постепенному расслаблению большинства мышечных

    групп, чтобы достигнуть состояния общей релаксации. Расположитесь как можно

    удобнее, пусть ничто вас не стесняет…закройте глаза. Начнём с того, что

    обратим внимание на ваше дыхание. Дыхание – это метроном тела. Так давайте

    посмотрим, как работает этот метроном. Следите внимательно, как воздух

    попадает в ноздри и дальше проходит в лёгкие. По мере того как вы вдыхаете,

    живот и грудная клетка расширяются, при выдохе они сужаются.

    Сосредоточьтесь на вашем дыхании (пауза – 30с).

    В каждом случае, когда мы будем фокусировать внимание на определённой

    мышечной группе, перед началом выполнения упражнения я дам подробнее

    объяснение относительно того, как его надо делать. Поэтому не начинайте

    упражнения прежде, чем я скажу: "Готовы? Начали!"

    Грудная клетка

    Расслабление начнём с грудной клетки. Советуем вам – но только по

    моему сигналу, и не раньше – сделать очень-очень глубокий вдох. Попытайтесь

    вдохнуть весь воздух, который вас окружает. Сделаем это сейчас. Готовы?

    Начали! Сделайте очень глубокий вдох! Самый глубокий вдох! Глубже! Глубже!

    Задержите воздух… и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух их лёгких и

    перейдите к нормальному дыханию.

    Почувствовали ли вы напряжение в грудной клетке во время вдоха?

    Заметили ли вы расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение,

    осознаем, оценим его, поскольку придётся повторить это упражнение. Готовы?

    Начали! Вдохните глубоко! Очень глубоко! Глубже, чем прежде! Глубже, чем

    когда-либо! Задержите вдох и расслабьтесь. Быстро выдохните и верните

    исходное дыхание. Почувствовали теперь напряжение? Почувствовали

    расслабление? Попытайтесь сосредоточиться на разнице ваших ощущений, чтобы

    затем с большим успехом повторить всё снова (между упражнениями – паузы в 5-

    10 с).

    Нижняя часть ног

    Давайте обратимся к ступням ног и икрам. Прежде чем начать, поставьте

    обе ступни плотно на пол. Теперь я попрошу вас оставить пальцы ног на полу

    и поднять обе пятки так высоко, насколько это возможно. Готовы? Начали!

    Поднимите ваши пятки! Поднимите их обе очень высоко! Ещё выше! Задержите их

    в таком положении и расслабьтесь. Пусть они мягко упадут на пол. Вы должны

    почувствовать напряжение в икрах. Давайте повторим это упражнение. Готовы?

    Начали! Поднимите пятки высоко! Очень высоко! А сейчас ещё выше! Выше!

    Задержите! А теперь – расслабьтесь.

    При расслаблении вы могли почувствовать покалывание в икрах, некоторую

    тяжесть, что соответствует расслабленному состоянию. Теперь советую

    оставить обе пятки на полу, а пальцы поднять как можно выше, стараясь

    достать ими до потолка. Давайте попробуем. Готовы? Начали! Поднимите пальцы

    ног! Выше! Ещё выше! Задержите их! И расслабьтесь. Теперь давайте повторим

    это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног высоко! Выше! Ещё

    выше! Ну, ещё чуть-чуть! Задержите! Расслабьтесь. Вы можете почувствовать

    покалывание в ступнях. Попытайтесь почувствовать это покалывание, а

    возможно, и тяжесть. Ваши мышцы сейчас расслаблены. Пусть мышцы становятся

    всё тяжелее и расслабленнее (пауза – 20 с).

    Бёдра и живот

    Теперь сосредоточим внимание на мышцах бёдер. Это упражнение очень

    простое. По моей просьбе надо вытянуть прямо перед собой обе ноги: если вам

    так неудобно, то можно вытягивать по одной ноге. При этом помните, что икры

    не должны напрягаться. Давайте начнём! Готовы? Начали! Выпрямляйте обе ноги

    перед собой! Прямо! Ещё прямее! Прямее, чем было! Задержите! И…

    расслабьтесь. Пусть ноги мягко упадут на пол. Почувствовали вы напряжение в

    бёдрах?

    Давайте повторим это упражнение. Готовы? Вытяните обе ноги перед

    собой! Прямо! Ещё прямее! Прямее, чем до сих пор! Задержите! И…

    расслабьтесь.

    Чтобы расслабить противоположную группу мышц, представьте, что вы на

    пляже зарываете пятки в песок. Готовы? Начали! Зарывайте пятки в пол!

    Твёрже! Ещё твёрже! Твёрже, чем было! Твёрже! Ещё твёрже! И расслабьтесь.

    Повторим ещё раз. Дайте мышцам расслабиться ещё больше! Ещё!

    Сосредоточьтесь на этом ощущении (пауза – 20с).

    Кисти рук

    Теперь перейдём к рукам. Сначала я вас попрошу одновременно обе руки

    очень крепко сжать в кулаки. Сожмите вместе оба кулака настолько сильно,

    насколько это возможно. Готовы? Начали! Сожмите кулаки очень крепко!

    Крепче! Ещё крепче! Крепче, чем до сих пор! Задержите! И – расслабьтесь.

    Это прекрасное упражнение для тех, чьи руки держат авторучку,

    например, в течение всего дня.

    Теперь давайте повторим. Готовы? Начали! Сожмите кулаки очень крепко!

    Крепче! Ещё крепче! Крепче всего! Задержите! И – расслабьтесь.

    Для того чтобы расслабить противоположную группу мышц, нужно просто

    растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно. Готовы?

    Начали! Раздвиньте ваши пальцы широко! Шире! Ещё шире! Задержите их в этом

    положении! Расслабьтесь. Повторим ещё раз. Готовы? Начали! Растопырьте ваши

    пальцы! Шире! Ещё шире! Максимально широко! И – расслабьтесь.

    Обратите внимание на ощущение теплоты или покалывания в кистях рук и

    предплечьях (пауза – 20с).

    Плечи

    Теперь поработаем над плечами. Мы несём на наших плечах большой груз

    напряжений и стрессов. Данное упражнение состоит в пожимании плечами в

    вертикальной плоскости по направлению к ушам.

    Мысленно попытайтесь достать до мочек ушей вершинами плеч. Готовы?

    Начали! Поднимайте ваши плечи как можно выше! Ещё выше! Выше! Максимально

    высоко! И – расслабьтесь. Очень хорошо!

    Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести в плечах. Опустите плечи,

    полностью дайте им расслабиться. Пусть они становятся всё тяжелее и тяжелее

    (пауза –20 с).

    Лицо

    Прейдём к лицевой области. Начнём со рта. Первое, о чём я попрошу, –

    улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть

    "улыбка до ушей". Готовы? Начали! Улыбнитесь широко! Ещё шире! Шире некуда!

    Задержите! И – расслабьтесь.

    Теперь повторим это упражнение. Готовы? Начали! Широкая улыбка!

    Широчайшая улыбка! Ещё шире! Шире! Задержите! И – расслабьтесь.

    Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе,

    будто вы хотите кого-то поцеловать. Готовы? Начали! Сомкните губы вместе!

    Очень крепко сожмите их! Ещё! Крепче! Сожмите их максимально крепко и

    плотно. Расслабьтесь.

    Повторим это упражнение. Готовы? Начали! Сожмите губы! Крепче!

    Вытяните немного вперёд! Ещё крепче! И – расслабьтесь. Распустите мышцы

    вокруг рта – дайте им расслабиться. Ещё более и более расслабляйте их.

    Теперь перейдём к глазам. Надо очень крепко закрыть глаза.

    Представьте, что в ваши глаза попал шампунь. Готовы? Начали! Зажмурьте

    глаза! Очень крепко! Ещё крепче! Совсем крепко! Задержите!.. Расслабьтесь.

    Повторим это упражнение. Готовы? Начали! Закройте плотнее ваши глаза!

    Сильнее! Напрягите веки! Ещё! Ещё сильнее! Расслабьтесь.

    Последнее упражнение заключается в том, чтобы максимально высоко

    поднять брови. Не забудьте, что ваши глаза должны быть при этом закрыты.

    Готовы? Начали! Поднимите брови высоко! Как можно выше! Ещё выше! Так

    высоко, насколько это возможно! Задержите! Расслабьтесь.

    Повторим это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите брови! Ещё выше!

    Как можно выше! Ещё! Задержите их! Расслабьтесь. Сделайте паузу на

    несколько мгновений, чтобы почувствовать полнее расслабление лица (пауза –

    15с).

    Заключительный этап

    Сейчас вы расслабили большинство основных мышц вашего тела. Чтобы у

    вас была уверенность в том, что все они действительно расслабились, я буду

    в обратном порядке перечислять мышцы, которые вы напрягли, а затем

    расслабили. По мере того, как я буду называть их, старайтесь расслаблять их

    ещё сильнее. Вы почувствуете расслабление, проникающее в ваше тело, как

    тёплая волна. Вы чувствуете расслабление, начиная со лба, затем оно

    переходит на глаза и ниже, на щёки. Вы чувствуете тяжесть расслабления,

    охватывающего нижнюю часть лица, затем оно опускается к плечам, на грудную

    клетку, предплечья, живот, кисти рук, расслабляются ваши ноги, начиная с

    бёдер, достигая икр и ступней. Вы чувствуете, что ваше тело стало очень

    тяжёлым, очень расслабленным. Это приятное чувство. Задержите эти ощущения

    и насладитесь чувством расслабления (пауза – 2 мин).

    Пробуждение

    Теперь я хочу, чтобы вы ощутили себя и окружающий вас мир. Я буду

    считать от 1 до 10. На каждый счёт вы будете чувствовать, что сознание

    становится всё более и более ясным, а тело более свежим и энергичным. Когда

    я досчитаю до 10, откроёте глаза, и вы почувствуете себя лучше, чем когда-

    либо в этот день. Придёт ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания

    действовать. Давайте начнём: "Раз, два" – вы начинаете пробуждаться. "Три,

    четыре, пять" – появляется ощущение бодрости. "Шесть, семь" – напрягите

    кисти и ступни. "Восемь" – потянитесь. "Девять, десять" – теперь откройте

    глаза. Вы пробудились и готовы действовать. Ваше сознание ясно, ваше тело

    отдохнуло.

    Заключение

    Результат этой работы позволяет сделать следующие выводы:

    1. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость

    компетентности в общении, ее развитие является актуальной

    проблемой социальной психологии.

    2. Чтобы помочь людям беспомощным в области межличностных общений

    необходимы методы психокоррекции такие как: психодрама,

    социодрама, театрализация, тренинг активной релаксации.

    3. Эти методы являются эффективными средствами психологического

    воздействия, позволяющие решать широкий круг задач в области

    развития компетентности в общении и само общение.

    4. Такие методы как тренинг, театрализация могут дать лишь

    побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые

    затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной

    жизнедеятельности.

    Список используемой литературы

    1. Асеев В.С. Социально – психологические проблемы. Изд-во Московского

    университета, 1990г.

    2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 1996г.

    3. Бодалева А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во "Модек", 1996г.

    4. Добрович А.Б. Воспитателю – о психологии и психогигиене общения.- М.:

    Просвещение, 1987г.

    5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989г.

    6. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва – Новосибирск, 1997г.

    7. Руденский Е.В. Театрализованная игра как тренинг общения. Новосибирск,

    1991г.

    8. Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекция: теория и практика.

    М. Прогресс, 1990г.

    9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов на Дону. Изд-во "Феникс",

    2001г.

    10. Шибутани Т. Социальная психология. Изд-во Москва - Ростов на Дону

    "Феникс",1999г.

    -----------------------

    [1] Выготский Л. С. Психология искусства. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1968.

    – С. 271

    [2] Кон И. С. Люди и роли // новый мир. 1970ю №12. С. 172

    [3] См.: Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия

    искусства и публики. – М.: Искусство, 1981.

    [4] См.: Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.:

    Наука, 1984. – С. 120.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.