МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальная психология

    Социальная психология

    Выполняя различные социальные функции, человек становится членом

    многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени

    влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в

    систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа

    является “микросредой” формирования личности. Поэтому, для умелой

    организации процесса коллективной деятельности, руководитель должен хорошо

    знать закономерности поведения и деятельности людей в зависимости от

    включения их в ту или иную социальную группу. Важной практической задачей

    для руководителя является изучение социальной психологии групп, механизмов

    ее образования, динамики развития и наиболее эффективных стилей руководства

    деятельностью группы.

    Что же называют малыми социальными группами? Малые группы, (в отличие

    от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака: 1)

    социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной

    системе; 2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек); 3) единство

    целостных ориентаций и целей; 4) наличие совместной деятельности; 5)

    наличие структуры; 6) наличие общих норм и мнений.

    Существует большое количество определений для понятия группы

    Например, Мертон (1968) определяет группу как “...совокупносгь людей,

    которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою

    принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других

    людей.” Наиболее универсальным определением малой группы, на мой взгляд,

    является следующее: ”Под малой группой понимается немногочисленная по

    составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и

    находятся в непосредственном личном общении, что является основой для

    возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых

    процессов”.

    К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура,

    групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой

    проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи

    предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к

    единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные

    классификации, является форма жизнедеятельности группы. Выделяют несколько

    видов групп:

    УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ

    Группа, которая отделена от других сущностной или формальной

    особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или

    религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в

    непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем

    психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие,

    украинцы и т.д.). Но для социально-психологического анализа нам необходимо

    отделить так называемые

    РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

    в основу классификации которых положен объективный процесс обмена

    деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения

    совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной

    деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как

    сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены

    совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

    Наиболее распространенной классификацией малых групп является

    разделение их по дихотомичному принципу на такие разновидности:

    ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ)

    Имеются в виду группы, которые специально создаются для выполнения

    экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, котроые

    существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю,

    сформированную структуру, уровень развития.

    ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫЕ,

    или организованные и спонтанные группы. В данном случае разделение

    идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда

    обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных

    целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию

    действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-

    оформлены.

    Неформальные же группы возникают самостоятельно. Главным стимулом их

    деятельности являются общие желания, интересы, потребности членов группы в

    общении, взаимные симпатии.

    ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ

    Различаютс силой воздействия на личность, значимостью для члена

    группы, ролью в социализации индивида.

    Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми

    устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных

    особенностях, атакже на высокой эмоцианальной вовлеченности членов в дела

    группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно

    установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

    Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы

    применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые

    эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так

    как она является первой группой, играющей основную роль в процессе

    социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин

    при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные

    отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные,

    группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и

    ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.

    Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти

    отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено

    стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное

    значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные

    функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя,

    управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой

    человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти

    должности, справляются со своей работой, организация может функционировать.

    Индивидуальные особенности каждого почти ничего не значат для организации и

    наоборот, члены семьи или группы игроков уникальны. Их личностные качества

    играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.

    В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены

    нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при

    встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные

    для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой

    деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким

    образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены.

    Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более

    формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или

    телефонных звонков.

    Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных

    групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и

    образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп.

    Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно

    устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную

    группу.

    ЗАКРЫТЫЕ-ОТКРЫТЫЕ ГРУППЫ

    Классификационным принципом является мера открытости, доступности

    группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни

    подтверждают, что что есть существенная разница в мере открытости-

    закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ,

    группа исследователей на полюсе или на материке...

    ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА - РЕФЕРЕНТНЫЕ

    Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются

    индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.(чуть позже мы еще

    вернемся к рассмотрению референтных групп)

    ДИФФУЗНЫЕ ГРУППЫ

    Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы

    содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается

    (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

    ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ

    Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности,

    межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого

    человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс,

    спортивная команда)

    ГРУППА -КОРПОРАЦИЯ

    В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание

    асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности

    (лучший пример - шайка преступников)

    КОЛЛЕКТИВ

    Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно

    значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.

    Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а

    несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:

    По типу основной деятельности и основной функции (производственно-

    трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-

    принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские

    (объединения в сфере досуга).

    По социальной направленности (социально-полезные, социально-

    небезопасные)

    По мере организации (неорганизованые, случайные группы, целевые

    (внешне организованные, внутренне организованные)

    По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)

    По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-

    вторичные, основные-неосновные, референтные)

    По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые)

    По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные,

    малообъединенные, разъединенные)

    По продолжительности существования (кратковременные, долговременные)

    Важной характеристикой группы, связанной с эффективностью ее

    деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя

    границ. Часть психологов

    считает нижней границей малой группы количество в два человека Диады

    Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных

    или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она

    является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из

    группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой,

    иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп

    знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или

    смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном,

    упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа

    любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более

    глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.

    Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее, чем из

    3 человек Триады

    Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется

    триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно

    произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее

    третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно

    так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний.

    Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга Зиммеля, который

    оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может

    играть одну из следующих ролей: безучастном посредника, оппортуниста,

    который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу

    "разделяй и властвуй".

    Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие

    родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка

    может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и

    конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может

    стать на сторону одного из них.

    Помимо нижней количественной границы группы, споры также ведутся и на

    счет верхней границы, хотя на мой взгляд, гораздо важнее не количественный

    состав, а функциональная необходимость, цель и характер деятельности

    группы, ее взаимодействие с другими группами, общей ситуации. Так ,

    известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная

    группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек;

    оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную

    проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5

    человек.

    Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих

    отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти

    или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более

    крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители

    меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также

    меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для

    крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой

    группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено

    определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы

    координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы оказывают большее

    давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах

    наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей,

    стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на

    принятие решений. Не удивительно, что члены более крупных групп меньше

    удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых групп

    (Томас, Финк, 1965).

    Существуют данные, что группы с четном числом членов отличаются от

    групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия,

    чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они

    могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в

    группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет

    численное преимущество.

    Согласно точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет

    особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с

    проблемами, которые мы только что отметили. В то же время их члены не

    страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. В

    группах из пяти человек каждый глубоко удовлетворен своей ролью, в случае

    разногласий такие группы, как правило, не распадаются..Кроме того, в этих

    группах диссиденты получают поддержку со стороны некоторых ее членов, им не

    угрожает полный разрыв со всей группой. Если же в группу входит более пяти

    человек, некоторые из се членов могут почувствовать себя в изоляции (Хэй,

    1962).

    Анализируя группы, прежде всего следует понять, почему люди вступают

    в них.

    Известные американские специалисты в области управления М.Х.Мескон,

    М.Альберт , Ф.Хдоури выделяют главные причины, которые определяют

    вступление человека в неформальную группу.

    Потребность в помощи. По разным причинам люди считают неудобным

    обращаться за помощью к официальному руководству, чтобы посоветваться , как

    им выполнять порученную работу (неуверенность в себе, страх критики и

    т.д.). В этих случаях онипредпочитают получить помощь неофициальным путем

    от колег.

    Потребность в защите. Возникает, когда подчиненные не доверяют

    руководству, или тогда, когда нужно скрыть ошибки свои или друзей, или

    когда работники не удовлетворены существующими условиями труда.

    Потребность в информации. Люди хотят знать обо всем, что происходит

    рядом с ними, особенно то, что касается их работы. В формальных

    организациях, как правило, не вся информация доходит до исполнителей, а

    иногда и намеренно скрывается. Поэтому, одной из важных причин

    принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному

    каналу информации. Это, кроме того, связано с потребностью в

    психологической защите и принадлежности к группе.

    Потребность в тесном общении и симпатии. Люди склонны устанавливать

    более тесные контакты с теми, кто к ним ближе, чем с теми, кто на

    расстоянии . Кроме того, они хотят быть ближе к тем, кому симпатизируют,

    кто им нравится.

    При глубоком изучении этого вопроса необходимо иметь в виду

    психологические и биологические факторы, на основе которых устанавливаются

    связи среди людей и приматов. Не вдаваясь в подробности, ограничимся лишь

    упоминанием том, что для многих видов обезьян (речь идет о самых

    высокоорганизованных приматах), а также людей, характерно стремление жить

    группами. Фактически группа является основным фактором, способствующим

    выживанию. Благодаря разделению ролей (наблюдателя, руководителя, защитника

    группы и др.) члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более

    эффективно, чем действуя в одиночку.

    Группа жизненно необходима для людей. Младенцы в течение длительного

    времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые

    навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь

    старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения,

    свойственные группе, к которой принадлежат. Социализация способствует их

    приспособлению к общественной жизни и сохранению группы даже после смерти

    кого-то из ее членов. Помимо социализации, группы осуществляют много других

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.