МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальная психология в системе наук. Социальная перцепция

    адекватности процесса социальной перцепции, можно даже сказать — ее

    эффективности. И каждый можно проанализировать именно с этой точки зрения.

    Правда, сначала необходимо определиться с понятием эффективности. Что

    означает словосочетание «социальная перцепция прошла успешно»? Часто в

    качестве критерия предлагается использовать такой подход: если это помогло

    людям сработаться, вместе выполнить задачу, значит, социальная перцепция

    была адекватной. Но, думается, этого недостаточно.

    Давайте обратимся к понятию замысла, которое в данном случае соотнесено с

    наблюдаемым. И это логично: занимая в акте социальной перцепции более

    пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором

    сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в

    качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения,

    которые должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности

    будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя.

    Что же может помочь наблюдателю построить такое поведение? Перечислим

    основное.

    . Высокий культурный уровень, позволяющий на основе собственного или

    присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их

    соотношении с личностными особенностями: «Знаю, что за этим может

    стоять».

    . Высокий рефлексивный уровень, позволяющий развести свои

    профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и

    установки и реальные основания поведения, демонстрируемого

    наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я

    обычно привык это делать».

    . Высокий интеллектуальный уровень, позволяющий отойти от

    эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним

    сходством моего и его поведения могут стоять различные причины».

    . Высокий уровень личностной зрелости, позволяющий развести свои

    собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого

    человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно

    и то же».

    . Обширный репертуар поведенческих реакций, позволяющий реализовать

    адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя

    именно в этой ситуации».

    В социальной психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на

    адекватность восприятия, достаточно широко проработана. (И это несмотря на

    то, что серьезных, систематических исследований велось и ведется очень мало

    и многие предположения не подтверждаются экспериментально.) Исследованию

    подвергнуты различные качества наблюдателя: пол, возраст, профессия,

    личностные особенности, самооценка и т.д. Выявлены некоторые возрастные

    особенности развития социально перцептивных процессов. Так, у детей сначала

    формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по

    мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через

    особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте.

    Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет «оформление»

    облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего

    неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения.

    А.А. Бодалев в своей книге приводит данные о влиянии профессии на

    особенности восприятия. Например, педагоги, воспринимая и интерпретируя

    другого человека, больше всего ориентируются на его речь (даже более узко —

    на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры — на физические

    данные.

    Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические

    особенности наблюдателя. Е. Мелибруда назвал образ «Я» и самооценку

    психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы,

    влияющие на взаимоотношения людей: «Я имею в виду те мысли, оценки,

    суждения и убеждения относительно самого себя, которые имеют отношение как

    бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может

    спокойно говорить. Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит

    своим, скрытым от других, но доступным ему самому особенностям, и те

    ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют

    его. Нередко именно эти элементы образа «Я», от которых человек хочет

    избавиться, вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей

    и проблем в восприятии и понимании окружающих людей».

    Более подробно о влиянии психологических свойств наблюдателя на процесс

    социальной перцепции мы поговорим, анализируя механизмы восприятия и

    понимания людьми друг друга.

    Наблюдаемый: важнейшие источники информации

    Наблюдаемый — автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять,

    интерпретировать наблюдателю, — давно является объектом пристального

    внимания социальных психологов. Как происходит считывание текста? Какие

    характеристики внешности и наблюдения наиболее важны с точки зрения

    восприятия и понимания? Какие психологические особенности стоят за этими

    характеристиками и откуда это известно наблюдателю?

    В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве

    некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в

    той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и

    состояния. Признаки, или, как их еще принято называть, «перцептивные

    крючки», которые для данного человека являются известным социальным шифром.

    Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие

    люди, некоторые — он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами

    своей культуры. Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка

    практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей основе

    это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека:

    радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное

    значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже

    профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать

    культуру той или иной группы, лучше — быть включенным в нее с рождения.

    Какие же признаки — «крючки» наиболее важны для восприятия человека? При

    ответе на этот вопрос мы будем вынуждены опираться в основном на

    европейские и американские исследования, экстраполируя результаты на

    российскую среду, так как отечественных исследований в этой области очень

    мало.

    Человеческое лицо — наиглавнейший источник информации о воспринимаемом

    человеке. При этом из всех параметров для нас важнейшими являются мимика и

    глаза. Микродвижения мимических мышц лица способны передать широкую гамму

    чувств и переживаний. Наиболее важную и «честную» информацию мимика дает о

    состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен. В плане же

    трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены.

    О глазах как «зеркале души» сказано достаточно. Отметим лишь, что сами по

    себе глаза (с материалистической точки зрения) невыразительны. Таковыми их

    делают все те же микродвижения мимических окологлазных мышц. Но делают это

    виртуозно, и столь же виртуозна наша способность воспринимать и

    интерпретировать эти движения. Вот только некоторые, культурно закрепленные

    интерпретации.

    Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек способен без

    дискомфорта воспринимать прямой взгляд партнера по общению не более трех

    секунд. «Право на длительный прямой взгляд» в культуре соотнесено со

    статусом и властью человека: чем они больше, тем дольше человек может

    смотреть «в лоб». Субъективно прямой взгляд воспринимается:

    — как вызов;

    — как предложение к сокращению личностной дистанции в общении.

    Отказ от контакта глазами. Субъективно расценивается наблюдателем как

    наказание или способ манипуляции.

    «Невидящие глаза». Субъективно воспринимаются как показатель агрессивных

    намерений, угроза или защитная (как правило, тоже агрессивная) реакция.

    Говоря о лице, как не вспомнить о физиогномике, древней науке, «умеющей»

    читать человека, его особенности, прошлое, настоящее и будущее по

    конфигурации черт лица. Одна из первых физиогномических систем появилась в

    Китае в III веке до н.э. В соответствии с ней лицо делилось на три зоны: от

    подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до границы

    лба. Верхняя зона считалась выразителем умственных способностей человека, а

    также условий его жизни в детстве. Средняя зона свидетельствовала о силе и

    подвижности духа, самоконтроле и считалась наиболее информативной в

    применении к людям от 35 до 55 лет. Нижняя зона говорила о способности к

    привязанностям, возможности успеха в жизни. По мнению создателей, она лучше

    всего «читается» в пожилом возрасте. Для чтения лица было разработано более

    100 карт.

    До нашего времени физиогномика дошла в невероятно упрощенном,

    анекдотическом варианте. Она приняла вид расхожих сентенций —

    предрассудков, не имеющих под собой серьезных оснований: «большой

    подбородок — властный характер», «узкие губы — холодность», «большой лоб —

    признак ума» и т.п. Правда, беспочвенность не мешает им жить и управлять

    нашим восприятием. Конечно, «высоколобые» от этого не приобретают

    дополнительных интеллектуальных возможностей, но их восприятие людьми

    вполне может определяться этим признаком внешности.

    Вот пример «из нашей жизни». Если сравнить фотографии В.И. Ленина с его

    стилизованными изображениями на орденах, плакатах и даже в скульптуре, мы

    увидим полное несоответствие формы подбородка. В жизни у него был

    достаточно узкий подбородок, соответствующий овальному типу лица. В

    образчиках идеологического искусства он приобретал явно скандинавские

    черты. Видимо, таким образом укреплялась вера народа в непреклонную волю

    руководящих лидеров. Физиогномические верования современного человека

    активно используются в рекламных образах, при создании имиджа политических

    лидеров и т.д.

    Жесты и позы человека

    В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в

    социальной психологии было создание каталогов жестов и поз, типичных для

    той или иной культуры.

    Вот некоторые примеры экспрессивных жестов, имеющих универсальную трактовку

    в европейской культуре:

    — пальцы, сведенные кончиками вместе, — стыд, покорность, смирение;

    — палец, зажатый ладонью другой руки, — самоободрение;

    — различные «почесывания» головы — нерешительность, неготовность.

    О позах как средстве выражения экспрессии написано в последние годы очень

    много. Подчеркнем лишь, что лучше всего изучен набор поведенческих реакций

    (поз, жестов), которые выражают отношение к партнеру по следующим

    параметрам: избегание — приближение, открытость — закрытость, доминирование

    — подчинение. Например, о близости или формальности контактов говорит

    физическая дистанция общения. Американский антрополог и психолог Э. Холл

    для своей культуры разработал некоторые физические нормативы дистанции,

    соответствующие отношениям различного типа:

    — интимная дистанция — 0 — 30 см;

    — личная дистанция — 30 — 120 см;

    — социальная дистанция — 120 — 360 см;

    — публичная — 360 см и более.

    Походка человека

    В русском языке есть множество определений походки, которые прямо указывают

    на род занятий, психологическое состояние и даже психологические

    особенности ее исполнителя: развязная, усталая, окрыленная, утонченная,

    уверенная. Помните: «Шаркающей кавалерийской походкой...». Из исследований

    известно, что самая «тяжелая» походка — при гневе, самая большая длина шага

    — при гордости (Ю. Крижанская, В. Третьяков). Страдающий человек

    практически не размахивает руками, а счастье делает походку легкой, шаг —

    частым.

    В походке много индивидуального, неповторимого: «Я милого узнаю по

    походке». Добавим — близких людей мы узнаем даже по стуку каблуков. Но

    вместе с тем при всей своей индивидуальности походка несет культурно

    значимую, всеобщую информацию о состоянии человека, его поле, возрасте.

    Голос и речь человека

    С одной стороны, каждый человек обладает уникальным, неповторимым набором

    голосовых и речевых особенностей: интонация в сочетании с громкостью и

    длиной фраз, характерные паузы и вкрапления в речь... С другой стороны,

    очень многие параметры голоса несут социально значимую информацию,

    помогающую «расшифровывать» его владельца в ситуации общения.

    Громкость голоса отражает то, насколько человек владеет пространством

    общения. Субъективно громкий голос ассоциируется с такими чертами человека,

    как уверенность, социальная смелость, компетентность.

    Паузы — еще один показатель уверенности. Отсутствие пауз часто

    интерпретируется как тревожность, неуверенность в своих словах. Пауза —

    известное средство управления разговором, манипулирования состоянием

    человека.

    Темп речи связывается с темпераментом (что достаточно справедливо), реже

    чутким наблюдателем он используется для диагностики физического состояния

    человека. Важный аспект общения — сочетание темпов речи собеседников.

    Замедляя или ускоряя темп собственной речи, можно активно влиять и на

    разговор, и на состояние собеседника.

    Форма рта при разговоре. Важный показатель энергосостояния наблюдаемого.

    Особенно — с точки зрения контроля над собой, собранности—распущенности и

    др. Очень интересный речевой оборот русского языка — «зажатый голос». По

    сути дела, он включает достаточно объемную характеристику человека, его

    настроя, состояния.

    Перцептивные ситуации

    Итак, воспитываясь в определенней культурной и национальной среде, ребенок

    усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых

    принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится

    «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью

    которых можно их понять и оценить. Естественно, что при этом наиболее

    полно, точно воспринимаются те особенности другого, которые «встроены» в

    цели и задачи общения, обладают ценностью для самого наблюдателя. Результат

    процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и

    интерпретирована наблюдателем ситуация, в зависимости от этого им будет

    применен тот или иной механизм социального познания.

    В современной социальной психологии выделено и изучено несколько механизмов

    социального познания, которые могут быть разнесены по трем группам в

    соответствии с социальной ситуацией, в которой они обычно используются.

    . Ситуация 1 — ролевого, межгруппового взаимодействия, в которой

    партнер воспринимается как носитель определенной роли, принадлежащий к

    некой социальной группе. В этой ситуации, как правило, ставится задача

    присвоения ему определенных признаков, на основе которых может быть

    построен поверхностный, первичный контакт. Ситуация может быть

    определена как монологическая, объектная, так как другой человек

    воспринимается здесь сквозь призму социально выработанных ролевых и

    межгрупповых представлений, обобщений. Механизмы восприятия,

    соответствующие этой задаче, — схемы первого впечатления,

    стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой

    фаворитизм.

    . Ситуация 2 — межличностного взаимодействия, требующая не просто

    категоризации воспринимаемого, соотнесения его с определенной группой

    или ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в

    процессе общения или совместной деятельности. Ситуация может быть

    определена как диалогическая, ориентированная на взаимопонимание.

    Механизмы понимания — идентификация, эмпатия, аттракция, социальная

    рефлексия.

    . Ситуация 3 — достаточно специфическая, связанная с возникновением

    непонимания партнера, прежде всего того, с которым предполагается

    установить определенные отношения или наладить совместную

    деятельность. Непонимание предполагает анализ причин поведения,

    соответственно механизм социального познания, применяемый в такой

    ситуации, — причинно-следственное приписывание, или каузальная

    атрибуция.

    Обратимся к более подробному описанию этих механизмов.

    МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

    Схемы первого впечатления

    Социальная перцепция — достаточно разработанная область социально-

    психологического знания, особенно в вопросах, связанных с формированием

    первого впечатления о человеке. Если в процессе длительного общения

    отношения людей становятся близкими, с трудом поддающимися какой-то

    схематизации, то на первых этапах основная роль отводится различным

    устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека.

    Остановимся на анализе типовых схем социального восприятия. В их основе

    лежит хорошо известный «эффект ореола»: если первое впечатление о человеке

    в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно —

    недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», может быть

    весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном общении. Ю.

    Крижанская и В. Третьяков выделяют три основных фактора, ответственных за

    возникновение оценочной ошибки при формировании первого впечатления:

    превосходство, привлекательность, сходство. Соответственно они выделяют и

    три схемы формирования первого впечатления. Каждая схема «запускается»

    определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства:

    фактором прево-сходства, фактором привлекательности партнера и фактором

    сходства воспринимаемого лица с наблюдателем.

    Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации

    неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство

    партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту,

    материальному положению и т.п.). Суть происходящего дальше состоит в том,

    что наблюдатель оценивает наблюдаемого значительно выше и по остальным

    значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка.

    Умный (с точки зрения наблюдателя) человек становится и весьма порядочным,

    и ответственным, и хорошим собеседником, и... При этом чем неувереннее

    чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной ситуации, тем быстрее

    запускается эта схема. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы

    доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.