МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека

    Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека

    На правах рукописи

    Ли Канг Хи

    Социально – психологические технологии формирования

    стрессоустойчивости человека

    Специальность 19.00.05. – социальная психология

    АВТОРЕФЕРАТ

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата психологических наук

    Москва

    2005

    Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского

    государственного социального университета (РГСУ)

    |Ученый секретарь | |

    |Диссертационного совета | |

    |Кандидат психологических наук, доцент |И.В. Шаповаленко |

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    В современных условиях на первое место выступает проблема социальной

    ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных

    условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих

    работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет

    психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень

    психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и

    укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.

    Формирование стрессоустойчивости является залогом психического

    здоровья людей и непременным условием социальной стабильности,

    прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки,

    в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека

    приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним

    из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на

    передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и

    формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому

    здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри

    конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно

    познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать

    возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих

    себя и свое взаимодействие с внешним миром.

    Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической,

    социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению,

    если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические

    показатели здоровья.

    Исходя из этого, актуальность настоящего исследования определяется

    следующими обстоятельствами:

    1. Отсутствием системы социально- психологических технологий

    формирования стрессоустойчивости у взрослых, а также медико-

    психологической помощи взрослому в ситуации стрессового напряжения.

    2. Накопленный в мире положительный опыт применения телесных,

    дыхательных, коммуникативных и интерактивных, когнитивных, релаксационных

    техник в групповой тренинговой и индивидуальной работе для непосредственной

    практической реализации с целью формирования стрессоустойчивости у взрослых

    требует обобщения. Но для их совместного применения необходим принцип,

    объединяющий достижения различных направлений таким образом, чтобы они не

    отрицали, а наоборот повышали эффективность друг друга в проработке

    различных личностных аспектов стрессоустойчивости человека.

    3. Неразработанностью проблемы социальной поддержки по преодолению

    стресса в социальной психологии.

    4. Отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на

    современных методах психологической коррекции стресса у взрослого.

    Теоретическая и практическая значимость проблемы психологической

    коррекции стрессовых состояний у взрослого и определили выбор темы

    диссертационного исследования: «Социально-психологические технологии

    формирования стрессоустойчивости человека».

    Объект исследования: стрессовое состояние личности.

    Предмет исследования: социально-психологические технологии

    формирования стрессоустойчивости, с включенной социальной поддержкой,

    разработанные на основе психологических механизмов коррекции стрессовых

    состояний личности.

    Цель исследования состоит в разработке социально- психологических

    технологий, методов коррекции, средств и механизмов формирования

    стрессоустойчивости у взрослых и в выявлении влияния групповой социальной

    поддержки на коррекцию стрессовых состояний личности.

    Гипотеза исследования. Сформировано несколько допущений гипотезы:

    1. Научно обоснованный и апробированный в эксперименте алгоритм

    продуктивных социально- психологических технологий формирования

    стрессоустойчивости (ТФС), выступает как особый вид социальных технологий,

    позволяющий регулировать процесс изменения личностных параметров: «ценность

    принципов самоактуализации», «экзистенциальность», «способность к близким

    социальным контактам», «опора на себя».

    2. Групповая социальная поддержка, включенная в ТФС (личностно-

    ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-

    эмоциональные) приводит к повышению стрессоустойчивости, а также

    самоактуализации личности и других личностных параметров. Усиление качеств

    самоактуализации, посредством социально-психологической поддержки в свою

    очередь, делает восприятие людей более адекватным, что в целом повышает их

    стрессоустойчивость.

    3. Действие групповой социальной поддержки в ТФС потенциально может

    включаться в двух случаях в ходе оценки стрессора и совладания со стрессом.

    Во-первых: она может срабатывать на стадии оценивания стрессора (если

    индивид осознаёт, что рядом есть люди, готовые помочь ему в решении его

    проблем и оценивает себя – как более способного справиться со стрессом).

    Во-вторых, социальная поддержка может включаться на стадии преодоления

    стресса и срабатывать посредством редуцирования воздействия стресса на

    индивида.

    4.Групповая социальная поддержка – эффективный способ управления

    стрессом. Стиль и характер межличностного взаимодействия в группе, если он

    носит поддерживающий характер, может привести к формированию качеств

    стрессоустойчивости и являться эффективным способом управления стрессом или

    профилактики заболеваний, вызванных стрессом.

    В соответствии с целью и гипотезами определены основные задачи

    исследования:

    1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения стресса

    в социальной психологии, а также систематизировать и обобщить положительный

    опыт применения телесных, дыхательных, коммуникативных, интерактивных,

    когнитивных, релаксационных и других техник в групповой и индивидуальной

    работе.

    2. Разработать и апробировать алгоритм социально- психологических

    технологий формирования стрессоустойчивости с включенной социальной

    поддержкой и проверкой его эффективности.

    3. Разработать фазы (этапы) психологического сопровождения социальной

    поддержки, включенной в технологии формирования стрессоустойчивости.

    4. Определить уровни стрессоустойчивости обучаемых, влияющие на

    коррекцию стрессового состояния личности.

    5. Разработать принципы организации и проведения социально-

    психологических технологий формирования стрессоустойчивости.

    Теоретико-методологической основой исследования послужил

    диалектический метод познания и развития социальных и психических явлений,

    нашедший отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии

    (Аболина Л.М., 1987; Ломова Б.Ф., 1991; Эриксона Э., 1960 и др.); в научных

    положених о развитии и формировании личности в деятельности (Ананьева Б.Г.,

    1968; Леонтьева Л.Н.,1975 и др.); в философских и психологических теориях

    развития личности (Выготского Л.С., 1996 др.). Особое значение для

    диссертационного исследования имеют положения и выводы, раскрывающие

    различные аспекты психотерапевтических и коррекционно-развивающих основ

    воздействия на человека (Рувинский С.Л., 1983; Гримак Л.П., 1991 и др.).

    Положение о том, что социальные взаимоотношения могут способствовать

    психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и

    восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на

    физиологические показатели здоровья (Malarkey, Kiecolt – Glaser, Gooper,

    1994).

    Основной эмпирический материал получен в результате социально-

    психологического исследования, проведенного в 2001-2004г. с использованием

    методов наблюдения, анкетного опроса, тестирования, константирующего и

    формирующего эксперимента с математической обработкой данных в форме

    статистического и корреляционного анализов.

    Научная новизна исследования:

    -разработан и апробирован алгоритм применения социально-

    психологических технологий формирования стрессоустойчивости (ТФС):

    личностно-ориентированных, телесно-ориентированных, когнитивно-

    поведенческих, суггестивно-эмоциональные с включенной групповой социальной

    поддержкой в процессе формирования стрессоустойчивости;

    -определены особенности (фазы) психологического сопровождения

    групповой социальной поддержки, включенной в ТФС (личностно-

    ориентированные, телесные, когнитивно-поведенческие, суггестивно-

    эмоциональные) приводящей к повышению стрессоустойчивости, а также

    самоактуализации личности и других личностных параметров;

    -определены группы обучаемых, имеющие различные уровни

    стрессоустойчивости, построены их психологические профили, позволившие

    определить уровни психологических факторов каждой группы, влияющих

    эффективно и продуктивно на коррекцию стрессового состояния личности;

    -определены виды социальной поддержки: эмоциональная,

    инструментальная, информационная, представленные и реализованные в

    суггестивно – эмоциональных, телесно –ориентированных, когнитивно-

    поведенческих технологиях формирования стрессоустойчивости;

    -определены основные (ведущие) психологические факторы личности по

    уменьшению стрессовых состояний испытуемых под действием ТФС: существенное

    влияние отдельных личностных составляющих испытуемых («ценность принципов

    самоактуализации», «опора на себя», «экзистенциальность», «способность к

    близким социальным контактам» и др.) на показатели относительного

    уменьшения стресса.

    -экспериментально определены ведущие психологические механизмы

    коррекции стрессовых состояний человека, к которым отнесены механизмы

    релаксации;

    - разработаны принципы организации и проведения социально-

    психологических технологий формирования стрессоустойчивости;

    -разработаны практические мероприятия по психогигиене и

    психопрофилактике стресса, с учетом индивидуальных методов уменьшения

    стрессового состояния, и уточнения основных, ведущих психологических

    факторов стрессоустойчивости человека.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Алгоритм применения социально- психологических технологий

    формирования стрессоустойчивости с включенной групповой социальной

    поддержкой представленный: личностно-ориетированными, суггестивно-

    эмоциональными, телесно-ориетированными, когнитивно-поведенческими ТФС,

    реализованные в семи модулях: 1-й модуль – системной интеграции личности; 2-

    й модуль – эмоциональной саморегуляции; 3-й модуль – психологической

    готовности к стрессу; 4-й модуль – развития навыков саморегуляции; 5-й

    модуль – социальной адаптации и эффективной коммуникации; 6-й модуль –

    расширения поведенческих стратегий; 7-й модуль – эффективного поведения в

    стрессовой ситуации.

    2. Применение алгоритма ТФС с включенной групповой социальной

    поддержкой существенно влияет на коррекцию стрессовых состояний испытуемых:

    изменяются - «ценность принципов самоактуализации», «экзистенциальность»,

    «способность к близким социальным контактам» «опора на себя»,

    «оптимистичность», «тревожность».

    3. Особенности и виды социальной поддержки в процессе формирования

    стрессоустойчивости: эмоционально-оценочная, инструментальная и

    информационная. Эмоционально-оценочная поддержка означает признание и

    принятие чувств. Информационная поддержка включает руководство,

    инструментальная – практические навыки борьбы со стрессом.

    4. Этапы психологического сопровождения социальной поддержки,

    включенной в ТФС: 1-й этап: установление доверия; 2-й этап: исследование

    причин непродуктивности в стрессе; 3-й этап: дифференциация и согласование

    конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства; 4-й этап

    дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в

    межличностном пространстве; 5-й этап: изменение привычных неконструктивных

    стереотипов взаимодействия; 6-й этап: сущностная трансформация.

    5. Принципы организации и проведения ТФС: комплексность,

    индивидуализация, активность, диалогизация взаимодействия и обратная связь,

    самодиагностика.

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,

    заключения, списка литературы и 11 приложений.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновываются актуальность исследования и степень

    разработанности проблемы. Формулируются цели, гипотеза, задачи, этапы

    работы, обозначаются экспериментальная база и выборка исследования,

    показываются научная новизна и практическая значимость работы, представлены

    основные положения, выносимые на защиту.

    В первой главе – «Теоретические и практические подходы к изучению

    формирования стрессоустойчивости человека», проведенный анализ литературы

    показал, что в настоящее время существует три основных направления, в

    которых изучается проблема стресса у человека. Первое направление

    представлено работами исследователей, придерживающихся позиций

    основоположника теории стресса – Г. Селье. Второе направление базируется на

    системном видении причин стресса, как компонента в формировании пограничных

    нервно-психических расстройств и дезадаптации личности. Третий подход,

    который на сегодня является самым «популярным», основывается на видении

    природы стресса и совладания с ним (копинга) Р. Лазаруса.

    На формировании разных видов стресса оказывают влияние как

    специфичные для конкретной социальной категории стрессоры, так и

    соответствующие средовые условия (Л. Ланг, Ю.А. Александровский) При

    синдроме профессионального сгорания (М.В. Барабановой, Т.И. Ронгинская) –

    эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. У студентов (О.Б.

    Долгинова, Е.Б. Красная) – смена места учёбы и места жительства; проблемы в

    любовных, дружеских, родственных отношениях; личностные изменения на фоне

    профессионального роста; проблемы быта, здоровья, смерти близких людей,

    приобретения животных. У пожарных (Д. Хоффельд) – это стрессоры физические

    (шум, экстремальная температура, огонь, ядовитые газы, взрывы и др.),

    психические (смерть или угроза смерти детей и подростков, массовое ранение

    людей, страх за семью и др.), социальные (авторитарный стиль руководства,

    критика, принуждение и др.), индивидуальные и материальные. У

    онкологических больных (И. Барак, А. Ахирон, З. Ротшейн, Ш. Елизар) –

    высокий уровень беспокойства, высокая оценка вторжения и избегания.

    Основная индивидная характеристика содержания стресса – адаптация

    (стрессоустойчивость). По мнению «пограничных» психиатров (Ю.А.

    Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) – это барьер

    психической адаптации. Психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И.

    Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию

    человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и

    стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая).

    Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и

    др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные

    механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы

    психологической защиты (Н. Хаан). Копинг-механизмы проявляются в

    когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде

    разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания,

    дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия

    ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной

    переоценки (Р. Лазарус, С. Фолкман). Также это копинг-стратегии решения

    проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы (Д. Амирхан).

    Молодые люди и мужчины выбирают активные копинг-стратегии, а пожилые люди и

    женщины – пассивные (К. Муздыбаев, С. Этдвин, К. Сюттон, К. Чэра). На

    копинг-стратегии влияет локус-контроль (Д. Роттер), этнический фактор (Л.

    Таукенова), тип ВНД (Л. Собчик), психические и соматические заболевания (Е.

    Чехлатый, Н. Сирота, В. Ялтонский). Со стрессоустойчивостью отождествляют

    эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян);

    способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в

    экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние

    эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.