МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-психологические детерминанты семейных мифов

    Социально-психологические детерминанты семейных мифов

    На правах рукописи

    Нестерова Альбина Александровна

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ

    Специальность 19.00.05 – социальная психология

    АВТОРЕФЕРАТ

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата психологических наук

    Москва

    2004

    Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского

    государственного социального университета (РГСУ)

    Научный руководитель: доктор

    психологических наук,

    профессор Петрова Елена Алексеевна

    Официальные оппоненты: доктор психологических

    наук,

    доцент Егидес Аркадий Петрович

    кандидат

    психологических наук,

    доцент Дымнова

    Тамара Ивановна

    Ведущая организация: Государственный научно-исследовательский институт

    семьи и воспитания, лаборатория психологических проблем воспитания

    Защита состоится 28 декабря 2004 г. в 14.00 на заседании диссертационного

    совета

    Д 224.002.05 в Российском государственном социальном университете по

    адресу: 129256, г. Москва, ул. В. Пика, д.4, к.2., конференц-зал

    диссертационных советов.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного

    социального университета (РГСУ) по адресу: г. Москва, ул. В.

    Пика, д.4, к.3.

    Автореферат разослан 26 ноября 2004 г.

    Ученый секретарь диссертационного совета

    кандидат психологических наук, доцент

    И.В. Шаповаленко

    I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Данная диссертация посвящена исследованию проблемы социально-

    психологической детерминации семейных мифов. Семейный миф определяется нами

    как совокупность представлений о семье, которые искажают адекватную оценку

    семейной ситуации и ведут к мало адаптивному или неконструктивному

    поведению.

    Актуальность исследования. Проблема конструктивного взаимодействия

    человека в семье, его гармоничного в ней существования, осознание своих

    потребностей в семье и их реализация является в наше время очень острой

    (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, О.А. Карабанова, Е.А. Петрова, Ю.Е.

    Алешина, Л.Я. Гозман, А.И. Антонов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С.

    Спиваковская, А.Н. Обозова, Н.Н. Обозов и др.). Новые социально-

    экономические условия в нашей стране существенно повлияли на все стороны

    жизни индивида, в том числе это влияние отразилось и на институте семьи.

    Повышенный интерес общества к разрешению кризиса семьи, отмечаемый

    многими авторами (И.Ю. Шилов, А.И. Антонов, В.М. Медков, В.К. Шабельников),

    связан с необходимостью обратить внимание на сложные внутрисемейные

    феномены, которые влияют на состояние как семьи в целом, так и на

    психологическое благополучие отдельных ее членов. Брачно-семейная жизнь

    стала приобретать более личностный характер. Снизилась роль внешних

    факторов в обеспечении устойчивости брака и, соответственно, возросло

    значение его внутреннего содержания (В.С. Собкин, 1998).

    Семейные отношения - это сложная психическая реальность, включающая в

    себя и индивидуальные, и коллективные, и онтогенетические, и

    социогенетические, и мифологические основания (Л.Б. Шнейдер, Е.Е. Сапогова,

    Н.Н. Лебедева, В.В. Абраменкова). Несмотря на активное развитие предметного

    поля психологии семьи, некоторые явления, порожденные семейным

    взаимодействием, так и остаются непознанными. К таковым относится и область

    семейного самосознания, в частности феномен семейного мифа.

    Наш интерес к проблеме семейного мифа продиктован рядом причин:

    - Во-первых, теоретическая актуальность обращения к данной проблеме

    обусловлена существующим противоречием между активным использованием в

    психотерапевтической и консультационной практике идеи существования

    семейного мифа и неразработанностью теоретической базы, отсутствием

    целостных концепций, раскрывающих психологическую природу данного феномена.

    На сегодняшнем этапе развития науки проблема изучения семейного мифа

    требует раскрытия тех социально-психологических факторов, которые

    детерминируют его проявление. Нет исследований, освещающих влияние

    социокультурных, социально-групповых факторов, определяющих семейное

    самосознание. Недостаточно разработан вопрос внутрисемейного и личностного

    влияния на формирование семейных мифов. Все эти знания необходимы для более

    успешной коррекции семейного самосознания, а также для предупреждения

    дезадаптивного и деструктивного взаимодействия внутри семьи.

    - Во-вторых, психологи-исследователи и психологи-практики

    сталкиваются с диагностической проблемой изучения семейных мифологем, так

    как на сегодняшний день нет психологического инструментария, изучающего

    семейные мифы.

    Все вышесказанное относит проблематику изучения социально-

    психологических детерминант семейного мифа к разряду наиболее

    востребованных в психологии семьи, как с точки зрения теоретического

    развития этого вопроса, так и с точки зрения практики работы с семьей.

    Объект исследования: представления о семье (на материале российской

    выборки).

    Предмет исследования: семейные мифы и их социально-психологические

    детерминанты.

    Цель исследования – рассмотреть семейный миф как социально-

    психологическое явление, выявить существующие типы семейных мифологем,

    определить и обосновать их социально-психологические детерминанты в целях

    более успешной коррекции семейных взаимоотношений.

    Задачи исследования:

    1. На основе анализа литературы по проблеме выявить основные

    направления и подходы к семейному мифу в отечественной и

    зарубежной психологии.

    2. Разработать теоретико-методологическую модель, обосновывающую

    детерминацию семейных мифов, осуществить подбор и разработку

    психодиагностических методик с целью изучения семейных мифов и

    их социально-психологических детерминант.

    3. Исследовать влияние на формирование семейных мифов

    социокультурных факторов; выявить полоролевые и возрастные

    особенности семейных мифов, их обусловленность уровнем

    образования и местом проживания; определить меру родительского

    влияния на формирование семейных мифов детей; выяснить влияние

    внутрисемейных и личностных особенностей на проявление семейных

    мифов.

    Гипотезой исследование послужило предположение о том, что семейный

    миф – сложный социально-психологический феномен, детерминированный

    рядом социокультурных, социально-групповых, внутрисемейных и

    личностных факторов.

    Частные гипотезы:

    - Семейные мифологемы, присутствующие в социокультурных источниках

    (мифах, сказках, пословицах о семье), актуализированы в представлениях

    современников.

    - Доминирование определенных семейных мифов определяется полоролевыми,

    возрастными особенностями личности, а также обусловлено такими

    характеристиками, как уровень образования и место проживания.

    - Существует взаимосвязь между родительскими семейными мифами и

    семейными мифами детей, причем, связь эта опосредована качественными

    характеристиками отношений между родителями и детьми. В том числе, стиль

    родительского воспитания детерминирует преобладание определенных семейных

    мифологем.

    Методологической основой диссертационного исследования выступили:

    1) принцип детерминизма - общенаучный принцип описания и объяснения

    закономерной связи и обусловленности развития и функционирования объектов в

    процессе их взаимодействия, развиваемый в психологии Л.С. Выготским, С.Л.

    Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др.

    2) принцип системного подхода к семье, согласно которому существует

    взаимная детерминированность личности и межличностных отношений в семье

    (В.Н.Мясищев, М.Я.Басов, Мягер В.К., В.М. Воловик, А.И. Захаров, Т.М.

    Мишина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я Варга, С. Минухин, Х.

    Вайнер).

    3) социокультурный подход к семейной социализации (Л.С. Выготский,

    А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.Р. Битянова, Е.Е. Сапогова, В.В.

    Абраменкова и др.).

    4) принцип превентивного подхода к семье (Е.А. Петрова, Т.И. Дымнова).

    Теоретическая база нашего исследования сложилась из положений:

    философии и психологии социального мифотворчества и обыденного сознания

    (Т.М. Алпеева, А.М. Лобок, А.А. Лобырев, Е.Б. Ивушкина, М.С. Кухта, О.В.

    Силичева, Е.В. Улыбина и др.), теории социального мышления (А.В.

    Брушлинский, К.А. Абульханова, М.И. Воловикова и др.), психологии семейного

    самосознания (Е.Е. Сапогова, В.В. Абраменкова, И.А. Разумова, Т.М. Мишина,

    В.В. Юстицкий и др.), теории семейного наследования (P. Alexander, S.

    Moore, P.R. Amato, A. Booth, Э.Г. Эйдемиллер, М.Р. Битянова и др.) и

    семейной социализации (В.В. Столин, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.С.

    Когарян, Е.А. Личко, Е.Т. Соколова, О.А. Карабанова, Н.В. Андреенкова и

    др.).

    Для решения поставленных задач использовался следующий диагностический

    инструментарий:

    1) для выявления связей между представлениями о семье в русском

    народном фольклоре и в современных сказках о семье (методика «Сказка», А.М.

    Родина, 2000) написанных испытуемыми, использовался метод контент-анализа.

    2) для выявления семейных мифологем использовался авторский опросник

    «Анализ семейного мифа» (А.А. Нестерова, 2002).

    3) для изучения влияния социально-групповых факторов

    использовалась анкета, регистрирующая полоролевые, возрастные

    характеристики, образование, место жительства и тип семьи

    (полная/неполная).

    4) для анализа воздействия внутрисемейных характеристик использовался

    следующий комплекс методик:

    - родительский стиль воспитания исследовался с помощью методики АСВ

    (Анализ Семейных Взаимоотношений, Э.Г. Эйдемиллер, 1999);

    - семейные отношения были изучены с помощью методик «Семейно-

    обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, 1999) и FАСЕS -Ш (семейная

    адаптация и семейная сплоченность), адаптированного Н.Ф. Михайловой (1998).

    - отношения между родителями и детьми, между супругами анализировались

    на основе проективного перечня Старовича (3. Старович, 1991)

    5) Для анализа личностных характеристик использовались методики

    «Механизмы психологической защиты» (LSI) (адаптация Л.Р. Гребенникова,

    1996), тест иррациональных убеждений (IBT) (адаптация М. А. Гулиной, 1998),

    проективный перечень 3. Старовича, 1991 (в авторской модификации).

    Общий объем выборки - 381 человек (127 нуклеарных семей). С учетом

    полоролевых и возрастных особенностей выборка делилась на 4 группы: отцов,

    матерей, сыновей и дочерей. По уровню образования исследовались 4 группы:

    высшее, неполное высшее, средне-специальное и неполное среднее. По месту

    проживания выделялось 3 группы: жители мегаполиса (г. Москва), жители

    провинциального города (г. Рязань), сельские жители (Воронежская область).

    Научная новизна исследования заключается в том, что:

    1) обоснована теоретико-методологическая модель социально-

    психологической детерминации семейных мифов;

    2) предложена типология семейных мифологем, построенных на

    основе анализа русского фольклора о семье;

    3) получены новые факты о доминировании определенных семейных

    мифов в различных социальных группах русского населения РФ по

    полоролевому признаку, а также по уровню образования и месту

    проживания;

    4) обнаружена взаимосвязь между некоторыми характеристиками

    семьи и уровнем мифологичности семейных представлений;

    5) показана мера родительского влияния на формирование семейных

    мифов ребенка;

    6) разработана, валидизирована и стандартизирована авторская

    методика «Анализ семейного мифа» (А.А. Нестерова, 2002),

    которая может быть использована в исследовательской и

    консультационной практике работы с семьей.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Семейный миф – сложный социально-психологический феномен,

    детерминированный рядом социокультурных, социально-групповых,

    внутрисемейных и личностных факторов. Все семейные мифологемы,

    присутствующие в социокультурных источниках (мифах, сказках, пословицах о

    семье), актуализированы в представлениях современников. На первые места по

    выраженности у современных российских испытуемых выходят следующие семейные

    мифы: «абсолютизации семейных ситуаций», «о волшебной силе любви» и «о

    вечной любви».

    2. Доминирование определенных семейных мифов определяется полоролевыми

    особенностями. В группе матерей наиболее выражен миф «о необходимости

    жертвы» (m=17,7), что сильно отличает их от группы дочерей, а также от

    мужской половины выборки (отцов и сыновей). Отцы более часто привержены

    мифу «о вечной любви» (m=16,2) и «абсолютизации семейных ситуаций»

    (m=16,2). В группе дочерей выше показатели по мифу «о волшебной силе любви»

    (m=16,0), а в группе сыновей миф «о вечной любви» (m=14,55). У сыновей

    самые высокие показатели внутри всей выборки по мифу «о злых силах,

    атакующих семью» (m=11,0).

    3. Уровень образования и место проживания (город, село) являются

    значимыми факторами, детерминирующими превалирование того или иного мифа. С

    ростом уровня образования увеличиваются показатели по шкалам «вечная

    любовь», «необходимость жертвы ради семьи», что может быть определено

    спецификой ценностных приоритетов. В подгруппе людей с низким

    образовательным статусом наблюдается приверженность мифу «о злых силах,

    атакующих семью», что свидетельствует о большей экстернальности лиц с

    низким образовательным статусом в ситуации семейного взаимодействия. Между

    жителями города и села также наблюдаются различия в доминировании

    определенных мифологем о семье. Общий уровень мифологизации семейных

    представлений выше у сельских жителей.

    4. Трансляция семейных мифов не сводится к копированию детьми

    семейного мифа родителей, а зависит от ряда факторов, от взаимоотношений

    в семье, от характера внутрисемейных коалиций, от стилей семейных

    взаимоотношений, от характерных особенностей самой семьи. Наиболее

    симптоматичными для высокой мифологизации семейного самосознания являются

    такие стили отношения родителей к ребенку как гиперпротекция,

    неустойчивость стиля воспитания и воспитательная неуверенность.

    Мифилогичность семейных представлений выше в семьях с высоким уровнем

    сплоченности и низким уровнем адаптации. Высокие показатели по шкале «общая

    мифологичность семейных представлений» у членов семьи соответствуют высоким

    показателям по шкале нервно-психическое напряжение.

    5. Существует взаимосвязь между некоторыми психологическими

    характеристиками людей и доминированием определенных семейных мифологем.

    Высокие показатели по шкале общей мифологизации семейных представлений

    проявляются у лиц, обладающих следующими личностными характеристиками:

    склонность к обвинениям, избегание проблем, зависимость от других и

    перфекционизм. У людей с высоким уровнем мифологичности семейного

    самосознания ярко выражены такие психологические защиты как

    интеллектуализация, реактивные образования и проекция.

    Теоретическая значимость исследования определяется:

    1) рассмотрением семейного мифа с точки зрения социально-

    психологического подхода;

    2) изучением особенностей ранее не исследованных проявлений

    семейных мифов в различных социальных группах;

    3) углубленным изучением внутрисемейных и личностных факторов,

    определяющих различные семейные мифы;

    4) исследованием наиболее неблагоприятных социально-

    психологических факторов, способствующих искажению семейного

    самосознания и ведущих к неадаптивному и деструктивному

    семейному взаимодействию.

    Практическая значимость:

    1. Апробирован комплекс методик, позволяющих выявлять семейные мифы и

    социально-психологические факторы, определяющие их. В том числе разработан

    и стандартизирован авторский опросник «Анализ семейного мифа».

    2. Результаты исследования могут быть полезны психологам-практикам,

    семейным консультантам, психотерапевтам при решении проблем, связанных с

    малоадаптивным поведением людей внутри семьи, вызванным нарушением

    семейного самосознания.

    3. Возможно использование результатов в лекционных курсах и

    практических занятиях по курсам «Социальная психология», «Психология

    семьи», «Индивидуальное и семейное консультирование».

    Достоверность и надежность полученных результатов подкрепляется

    теоретической моделью рассматриваемой в диссертационном исследовании

    проблемы, а также соответствием используемых методов цели и задачам

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.