МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета

    В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-

    зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность,

    находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и

    чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а

    также социальные проблемы (Egger, 1996). Morhan-Martin (1997), Scherer

    (1997), также установили, что студенты страдают от академической

    неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым

    ими использованием Интернет.[27]

    6.2 Причины Интернет - зависимости[28]

    К.Янг, исследуя Интернет[29] - зависимых, выяснила, что они чаще всего

    используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %),

    WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%) (см диаграмму 1).

    Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с

    общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения

    информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail,

    ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании

    было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются

    преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать

    информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет -

    зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые

    позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми

    людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет -

    зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.

    Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили

    те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является

    общение, то ее выводы относительно всех Интернет - зависимых касаются

    скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить

    две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради

    общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие

    группы Интернет - зависимых не выделялись.

    Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее

    привлекательным, 86 % Интернет - зависимых назвали анонимность, 63% -

    доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования (см

    диаграмму 2).

    По данным Янг, Интернет - зависимые используют Интернет для получения

    социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной

    группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;

    возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию

    окружающих , получения признание окружающих.

    Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение

    человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в

    Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим

    собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому

    приспосабливаются отдельные пользователи". Включаясь в такую группу,

    человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет

    позитивной социальной идентичности.

    По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет -

    зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск

    путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о

    религии, абортах, наркотиках и т.п. В реальной жизни Интернет-зависимые не

    могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам.

    В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения,

    конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее

    досягаемыми и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть

    замаскирована.

    Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по

    тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В

    этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему

    непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Sh. Turkle,

    "компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация)

    создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы".[30] Далее,

    потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в

    нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности

    форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места

    жительства.

    Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-

    зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться

    психопатологией: Кимберли Янг установила, что различная степень депрессии

    коррелирует с Интернет - зависимостью. Депрессивные больные, которые больше

    других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной

    поддержке пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного

    взаимодействия в реальности.

    Относительно мотивации использования Интернет второй группой людей

    (Интернет-зависимых, использующих преимущественно те сервисы Интернет,

    которые связаны с поиском информации) по результатам исследования К. Янг

    нельзя сделать никакого однозначного вывода.

    В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых висит на общении

    ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере

    общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в

    Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может

    говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают,

    а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать

    определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность

    реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает

    некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в

    реальном общении. Для более полного понимания феномена Интернет-зависимости

    необходимо обратиться к другим видам зависимостей. Действительно, К. Янг и

    И. Голдберг говорят о сходстве Интернет-зависимости с навязчивым

    стремлением к азартным играм и с патологическим обжорством (булимией).

    Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через

    выделение определенных свойств личности, которые делают ее

    предрасположенной к формированию различных видов зависимости вообще, а

    также через сопоставление различных видов зависимости (наркозависимостей,

    патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.)

    и выделение некоторых общих закономерностей формирования зависимости.

    ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ

    МИР ОБЩЕНИЯ.

    § 1. Результаты исследования поведения в Интернете.

    Общая информация.

    Опрос был начат 7 сентября 1999 года и завершен 7 октября 1999 года.

    Исследование анонсировалось в списках рассылки "Новости психологической

    сети Российского Интернета", "Psl-l" (список рассылки для профессиональных

    психологов). Кроме этого, на исследование была дана ссылка с сайта

    http://icqfoto.ru. После того, как с icqfoto.ru была снята ссылка, и поток

    испытуемых из списков рассылки практически прекратился, опрос был

    анонсирован в конференциях сети Фидонет (таких, как

    computerlife.ru.virtual.life.ru, internetnews.ru), тематика которых

    соответствовала тематике проводимого опроса. Общее число участников опроса

    составило 562 человека (424 человека по результатам анонса в Интернете с

    icqfoto.ru и через списки рассылки и 138 человек по результатам анонса в

    Фидо).

    Основные результаты первого этапа обработки данных.

    На первом этапе результаты, полученные в ходе опроса, обрабатывались по

    всем респондентам в целом. Выявлялся социально-демографический состав

    опрошенных, восприятие Интернета по сравнению с реальным социальным

    окружением; связь социально-демографических параметров и различных

    показателей общения в Интернете.

    Социально-демографический состав респондентов.

    Пол.

    Около 25 % опрошенных - женщины, и около 75 % -мужчины (выборка несколько

    смещена результатами анонса в Фидо). По результатам анонса в Интернете

    женщин среди опрошенных - 27,8 %, а мужчин - 72,2 % (см диаграмму 3), что

    соответствует результатам, полученным относительно социально-

    демографического состав пользователей Интернета Gallup Media. Среди

    ответивших из Фидо мужчин больше, и с этим связан сдвиг выборки по полу.

    Возраст.

    Половозрастной состав опрошенных нами пользователей оказался близким к

    результатам, полученным Gallup Media в опросе, проведенном весной прошлого

    года. Средний возраст пользователей- 24, 6 года, самым молодым участникам

    опроса было 13 лет, самым пожилым - 60. Результаты несколько сдвинуты по

    сравнению с результатами Gallup Media - в нашем исследовании приняло

    участие несколько больше молодых (до 20 лет) и несколько меньше пожилых

    (старше 45 лет) респондентов. Этот сдвиг выборки может быть связан с тем,

    что большая часть опрошенных пришла с сайта icqfoto.ru - сайта знакомств с

    относительно молодой аудиторией.

    Время, проводимое в Интернете в неделю.

    Среднее время, которое наши респонденты проводят в Интернете в неделю - 28,

    9 часов, минимальное время в неделю - 1 час, а максимальное - 100 часов

    Стаж использования Интернета.

    Средний стаж использования Интернета - чуть больше 2-х лет (25,2 месяца),

    при этом участники распределились от 0 до 120 месяцев.

    Сравнение того, как наши респонденты воспринимают Сеть и реальное

    социальное окружение, дало следующие результаты:

    А. В реальном общении участники с большей уверенностью могут получить

    эмоциональную поддержку (оказание помощи в трудные минуты - спасение от

    грусти и одиночества), чем в Интернете.

    Б. В реальном общении участники с большей уверенностью могут пообщаться

    или просто провести время.

    В. Интернет воспринимается как среда, в которой можно вести себя, в

    меньшей степени считаясь с мнением окружающих, чем в реальном общении.

    Итак, большинство опрошенных считает Интернет средой, более свободной,

    нежели реальная жизнь, и при этом в меньшей степени, чем реальная жизнь,

    предоставляющей эмоциональную поддержку и общение. Очевидно определенное

    "смещение акцентов" от диалога между людьми (общения и поддержки) в

    реальном общении к монологу, свободному от чужих мнений и оценок

    самовыражению в Интернете. Сеть - место, где можно показать себя, не думая

    о последствиях, но при этом она скорее безразлична по отношению к человеку.

    Реальность по сравнению с Сетью в большей степени заставляет считаться с

    окружающими, но при этом она более дружелюбна, человечна. Хотя лично я с

    этим не согласна, мне кажется, что и Реальность и Сеть одинаково

    безразличны к человеку.

    Несколько забегая вперед, следует уточнить, что восприятие Сети как

    источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем

    больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает

    сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту. По мере

    увеличения времени, проведенного в сети, люди обзаводятся хорошими

    знакомыми и близкими друзьями, осваивая Сеть так же, как они осваивают

    традиционную Реальность.

    Взаимосвязь различных показателей поведения в Интернете с различного рода

    объективными переменными - социально-демографическим статусом и

    количественными показателями взаимодействия в Сети. Было установлено, что:

    А. Женщины по сравнению с мужчинами:

    - имеют меньший стаж использования Интернета

    - имеют большую потребность в раскрепощенности (отвечают "да" на вопрос "я

    не люблю контролировать себя и заботиться о том, что обо мне подумают").

    - Воспринимают Интернет как среду, в большей степени предоставляющую

    раскрепощенность и свободу (чаще отвечают "да" на вопрос "в Интернете я

    могу вести себя как хочу, не заботясь о том, что обо мне подумают ").

    Очевидно, женщины в Интернете более эмансипированы (или же желающая быть

    таковой), и более конкурентна, по сравнению со среднестатистической.

    Б. Чем старше респондент, тем более вероятно, что:

    - у него меньше ников (псевдонимов);

    - он общается в меньшем количестве сетевых сообществ;

    - он Интернет-зависимый;

    - он проявляет активность при общении в Сети;

    - он не воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки;

    - он воспринимает реальное социальное окружение как позволяющее вести себя,

    не заботясь о мнении окружающих.

    Большее количество "ников" (псевдонимов) и сетевых сообществ у более

    младших респондентов может быть как отражением современной возрастной нормы

    общения в Интернете среди 16-25 летних, так и отражением свойственного

    подростковому и юношескому возрасту во все времена стремлению пробовать

    себя в разных ролях и разных группах.

    Про "старшее поколение" (понятие "старшее" здесь условно, это люди 30-40

    лет) - можно сказать, что в данном случае Интернет-зависимость, скорее

    всего свойственна людям, которые не сумели вписаться в социальное

    окружение, и приобрести достаточное число социальных контактов. Отказ от

    Сети как от средства эмоциональной поддержки в случае Интернет-зависимости,

    скорее всего, связано с тем, что человек имеет стереотип примерно такого

    плана "Я не сумел получить эмоциональную поддержку в реальной жизни,

    следовательно, я не сумею получить ее и по Сети."

    В более старшем возрасте общение в Интернете, в отличие от "нового

    поколения" - это скорее исключение из правил, некоторая маргинальность

    среди своей возрастной группы. То есть, если в более молодом возрасте

    общение в Интернете - это норма, то в более старшем возрасте скорее

    исключение из правил, отклонение от среднестатистических стандартов

    поведения 35-45 летних. То, что наши респонденты более старшего возраста -

    исключение из своей возрастной группы, подтверждается и тем, что

    респонденты более старшего возраста в большей степени склонны пренебрегать

    мнением о них реального социального окружения; и тем, что им в большей

    степени свойственна Интернет-зависимость.

    В. Чем больше у респондента стаж использования Интернета, тем более

    вероятно, что:

    - это мужчина

    - он проводит там больше времени в неделю

    - он познакомился по сети с большим количеством людей

    - он чаще проверяет почту

    - он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки.

    Связь стажа и принадлежности к мужскому полу объясняется достаточно просто:

    чем больше у человека стаж пользования Интернетом, тем более вероятно, что

    он подключился к Интернету в числе первых - а значит, скорее всего, это

    выпускник технического вуза, профессионально связанный с компьютерами - а

    среди таких людей большинство мужчин.

    За долгое время пребывания в сети такой человек успевает обрасти кругом

    сетевых знакомств, и начинает относиться к сети как к средству

    эмоциональной поддержки. Будучи профессионально связанным с компьютерами,

    он продолжает проводить в сети достаточно много времени в неделю, попутно

    часто проверяя почту.

    Г. Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем более вероятно,

    что:

    - у него больше ников, он познакомился по сети с большим количеством людей

    и чаще проверяет почту

    - он воспринимает Интернет как источник общения, когда скучно и не с кем

    поговорить

    - он воспринимает Интернет как источник эмоциональной поддержки в трудные

    минуты.

    (при этом не будучи Интернет-зависимым - Интернет-зависимость отрицательно

    связана с количеством времени, проводимого в сети.)

    Относительно взаимосвязи времени, проводимого в Сети в неделю, общего

    стажа, количества ников и количества сетевых сообществ достаточно было

    сказано выше. Что же касается связи времени, проводимого в сети, и

    восприятия Сети как источника общения и эмоциональной поддержки, то,

    возможно, связь здесь следующая: чем больше времени человек проводит в

    Интернете, тем большее часть его социальных контактов приходится на сетевых

    знакомых.

    Д. Чем больше у человека ников, тем более вероятно, что:

    - он проводит в Сети больше времени, познакомился по Интернету с большим

    количеством человек и общается в большем количестве сетевых сообществ;

    - он не Интернет-зависимый;

    - ему относительно мало лет ;

    - он воспринимает реальное социальное окружение как источник меньшей

    эмоциональной поддержки, по сравнению с теми людьми, у которых мало ников

    или нет их вообще.

    Отрицательную связь числа ников (псевдонимов) и Интернет-зависимости можно

    объяснить через творческий потенциал личности - очевидно, что, чем выше

    творческий потенциал, чем более выражена склонность "умножать сущности без

    необходимости", тем больше у человека ников. С другой стороны, чем более

    выражен творческий потенциал, тем меньше вероятность оказаться Интернет-

    зависимым. Здесь можно провести аналогию с алкоголизмом. Есть люди, которые

    находят удовольствие в новом опыте, ценители-гурманы. Они собирают

    потрясающие воображение коллекции вин, и не пьют их, а дегустируют. А есть

    асоциальные личности, для которых важно процентное содержание в напитке

    алкоголя, для которых само опьянение является целью.

    В пользу этого объяснения свидетельствует и отрицательная связь между

    количеством ников и восприятием реального окружения как источника

    эмоциональной поддержки. Те, у кого много ников, для кого важен процесс

    игры с собственной личностью, скорее всего, выбирают такое окружение не по

    критерию эмоциональной поддержки, а по каким-то иным критериям. То есть,

    возможно, чем интереснее человеку "просто игра", тем менее важно для него,

    чтобы его утешали, спасали от одиночества и оказывали помощь в трудные

    минуты. Поэтому люди, общающиеся в сети под множеством имен, выбирают такое

    реальное окружение, которое не является для них источником эмоциональной

    поддержки - и оценивают его соответственно, как не дающее эмоциональной

    поддержки.

    Е. Чем в большем количестве сетевых сообществ (чатов, форумов, конференций

    и т.п.) общается человек, тем более вероятно, что:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.