МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов

    С.Мышляев, Д. Ольшанский). По мнению зарубежных исследователей, вера

    основывается на: уверенности, которую человек испытывает «в отношении

    реальности объекта чувства» (Г. Оллпорт); мышлении, чувствах, потребностях

    и воле (Д. Лебуа); навязчивых сомнениях (Э.Фромм); надежде как базовой

    эмоции (Т. Хэнел); системе отношений (Д. Фаулер).

    В современной психологии выделяются следующие виды веры:

    иррациональная и рациональная (Э. Фромм); здоровая и токсическая (С.

    Атерберн, Д. Фелтон); суеверие, религиозная вера и бред (T. Хэнел);

    первичная или недифференцированная, интуитивно-проекционная, мифическо-

    буквальная, синтетическо-конвенциальная, индивидуально-рефлективная,

    объединяющая, всеохватывающая (Д. Фаулер, Ф. Даунинг); наивная

    доверчивость, вера интеллектуальная и эмоциональная (Дж. Пратт); /по

    библейским аналогиям/ вера и личность Авраама, вера и личность Моисея, вера

    и время пророков, период Христа (Р. Рор, Д. Мартос).

    Изучение проблемы страха в современной научной литературе

    позволяет нам заключить, что в данном направлении имеется две основных

    исследовательских «линии», основывающихся на причинах данного феномена.

    Первая из них заключает в себе мнение ученых о том, что страх это феномен

    чувственный и аффективность первична в его природе. Представители второй

    «линии» утверждают, что первичной в генезисе страха является когнитивная

    сфера. Страх не является психологической «константой», он динамичен и

    находится в ряду явлений тревожного ряда (Ф. Березин).

    Социальные страхи бывают обусловлены макросоциальными

    детерминантами: социально-экономическими условиями жизнедеятельности

    населения, негативными тенденциями их изменений, низким уровнем доверия к

    власти на всех уровнях, стихийными процессами, деятельностью средств

    массовой информации и т.п. На микросоциальном уровне, социальные страхи у

    детей и подростков детерминируются процессом их социализации в

    деятельности, общении и самосознании. Социализация страха проявляется в:

    уменьшении межличностного общения и его примитивизации; деформации «Я-

    образа», снижении самооценки, ухудшении самоотношения (О.А. Прилутская).

    Также на формирование социальных фобий влияет семейная гиперопека и низкая

    социализация родителей (Р.М. Рапек, Л.Ф. Меллвил). Социализации страхов у

    взрослых людей связаны с их трудовой деятельностью, в которой выделяют три

    основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (В.С. Полякова). У

    социальных страхов есть общие гендерные особенности. Так, женщины боятся

    успеха, когда он кажется не соответствующим ожиданиям, связанным с их

    ролями (М. Хорнер). Мужчины боятся успеха, когда они достигают его в

    нетрадиционной области (Ф. Черри, К. Дьюкс). Социальные страхи сопровождают

    поведенческие девиации и психические расстройства.

    Социальные страхи могут способствовать формированию религиозной

    веры у человека. В исследованиях влияния религиозности на психологию

    человека существует два направления: в первом, ученые утверждают, что

    религия лишь усугубляет негативные эмоциональные состояния и часто приводит

    к развитию психических расстройств (П.Б. Ганнушкин, Б.М. Куценок, А. Садек

    и др.); во втором направлении исследователи доказывают позитивное влияние

    религиозности на психическое состояние индивида (К.Г. Юнг, Г. Джексон, С.

    Гроф и др.). В целом, обобщив теоретические исследования по теме

    диссертации, можно заключить, что религиозная вера как положительно, так и

    отрицательно влияет на эмоциональные состояния человека, на социальный

    страх в частности.

    Во второй главе « Разработка инструментария психодиагностики

    социальных страхов» - для решения второй задачи нами была создана

    технология исследования, включающая два блока методик. Первый

    блок- методики диагностика наличия и особенностей социальных стра

    хов у представителей разных конфессий и атеистов. Второй блок- мето

    дики диагностика особенностей мотивационно-смыслового отношения

    к религии и меры религиозной активности людей.

    В работе описаны 46 видов наиболее распространенных социальных

    страхов, которые предложено объединить в пять групп: «Страхи неудачи и

    поражения», «Страхи непринятия и подавления», «Страхи потери», «Страхи

    самостоятельности», «Страхи коммуникации (социальных контактов)».Данная

    типология легла в основу создаваемых опросников первого блока.

    Нами созданы и апробированы следующие методики диагностика

    наличия и особенностей социальных страхов: опросник «Социальные страхи»,

    (Грошева Л.Н., 2003), методика неоконченных предложений «Религиозная

    экстернальность при социальных страхах» (Грошева Л.Н, 2003) и опросник

    «Преодоление социальных страхов» (Грошева Л.Н, 2003)

    Для диагностики особенностей мотивационно-смыслового отношения

    к религии и меры религиозной активности людей в соавторстве с Ю.П.

    Тоболовым был разработан опросник «Смысло-мотивационная ориентация в

    религии» (Грошева Л.Н, Тоболов Ю.П., 2003), а также использован

    разработанный в отечественных исследованиях инструментарий - «Методика

    изучения религиозной активности» (Смирнов Д.О., 2001). Все опросники

    отвечают задачам исследования, отличаются необходимыми показателями

    надежности и валидности.

    В третьей главе « Эмпирическое исследование влияния религиозности на

    развитие и преодоление социальных страхов» дается сравнительная

    характеристика социальных страхов, религиозной активности атеистов,

    православных христиан и мусульман.

    Для группы атеистов свойственны следующие особенности религиозной

    активности. Атеистам свойственна низкая религиозная активность (1 стен),

    преобладает естественно научное мировоззрение (3-4 стена), им свойственен

    средний уровень предрелигиозных переживаний (4-5 стен) («Методика изучения

    религиозной активности», Смирнов Д.О.). Наблюдается низкая активность

    религиозных действий (2-3 стена). В качестве мотива обращения к вере для

    них, в отличие от верующих, является интерес к религиозной традиции, но не

    глубокая вера (0,75 баллов), познание (0,56 баллов), доказательства в

    пользу Бытия Бога (0,56 баллов), материальная необходимость (0,53 баллов),

    проявление заботы о ближних (0,47 баллов). Вера для атеистов не имеет ярко

    выраженного личного смысла (методика «СМО» (Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

    Для группы атеистов социальные страхи являются достаточно редким и

    несвойственными переживаниями - 39% до 64% никогда не переживали их.

    Наиболее характерными для атеистов социальными страхами являются страхи

    неудач и поражений - 5% постоянно, 56% лиц время от времени переживают

    такие страхи; страхи потери - 3% постоянно, 47% лиц время от времени

    переживают такие страхи; страхи непринятия и подавления - 44% время от

    времени, а 6% постоянно переживают такие страхи. Редкими для атеистов

    переживаниями являются страхи коммуникации и самостоятельности (опросник

    «СС» Грошева Л.Н).

    Верующим изучаемой группы свойственен средний уровень религиозной

    активности (4-5 стена), ярко выражены религиозные переживания (7 стен),

    наблюдается баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации (6

    стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность

    религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной

    активности», Смирнов Д.О.). В качестве мотивов обращения к Богу для

    верующих, в отличие от атеистов, характерны осознание греха, раскаяние,

    благодарное обращение за счастье в жизни, душевные и телесные страдания,

    потребность найти поддержку и утешение в вере, проявление заботы о ближних;

    вера в Бога имеет для них личностный смысл – дает душевный покой, надежду

    на нормальную земную жизнь, надежду на спасение, отпущение грехов,

    уменьшает страх перед будущим, надежду на успех в делах (методика

    «СМО»Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

    Наиболее характерными социальными страхами, для группы верующих

    являются страхи потери - 3% постоянно, 73% лиц время от времени переживают

    такие страхи; страхи непринятия и подавления - 3% постоянно, 69% лиц время

    от времени испытывают такие страхи; страхи неудач и поражений - 5%

    постоянно, 59% испытуемых переживают такие страхи, но не часто. Социальные

    страхи коммуникации и страхи самостоятельности свойственны 1% или 2%

    верующих, соответственно 49% и 61% лиц время от времени их переживают

    (опросник «СС» Грошева Л.Н).

    Христианам изучаемой группы свойственен средний уровень религиозной

    активности (4-5 стен); ярко выражены религиозные переживания (7 стен);

    наблюдается баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации (6

    стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность

    религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной

    активности», Смирнов Д.О.). Мотивами обращения к Богу для христиан

    являются: проявление заботы о ближних (0,61 балла), страдание, потребность

    найти в вере поддержку и утешение (0,48 балла), чудеса, необъяснимые

    события, говорящие в пользу существования Высших сил (0,33 балла); вера для

    них имеет личностные смыслы – душевный покой (0,72 балла), надежда на

    нормальную земную жизнь (0,67 балла), уменьшение страха перед будущим (0,46

    балла), отпущение грехов (0,53 балла), надежда на успех в делах (0,46

    балла), душевная радость (0,47 балла). Для христиан, по сравнению с группой

    мусульман, более характерными мотивами обращения к Богу является мотив

    осознание греха, раскаяние, ощущение счастья, познание ; для христиан более

    характерными личностными смыслами веры, по сравнению с мусульманами,

    являются надежда на спасение и душевная сила, приобретаемая в вере

    (методика «СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

    Для православных христиан характерны социальные страхи потери - 3%

    постоянно, 72% время от времени переживают такие страхи; страхи непринятия

    и подавления - 3% постоянно, 68% время от времени переживают подобные

    страхи; страхи неудач и поражений и страхи самостоятельности свойственны

    5% и 3% христиан, а 56% и 58% христиан такие страхи переживают, но не

    часто. Редкими для христиан переживаниями являются социальные страхи

    коммуникации - 52% лиц такие страхи не свойственны (опросник «СС» Грошева

    Л.Н).

    У мусульман изучаемой группы наблюдается более высокая, чем у

    христиан, однако в рамках средних значений, религиозная активность, у

    мусульман более интенсивно выражены, чем в группе христиан, религиозные

    переживания, более выражены стенические религиозные переживания, у

    мусульман выраженное религиозное мировоззрение, более характерна внутренняя

    религиозная мотивация, мусульмане более активно по сравнению с

    христианами, проявляют свою веру, через выполнение религиозных действий

    («Методика изучения религиозной активности», Смирнов Д.О.). Мотивами

    обращения к Богу являются: проявление заботы о ближних, страдание

    потребность найти в вере поддержку и утешение, чудеса, необъяснимые

    события, говорящие в пользу существования Высших сил, а вера имеет

    личностные смыслы – дает душевный покой, надежда на нормальную земную

    жизнь, уменьшение страха перед будущим, отпущение грехов, надежда на успех

    в делах, душевная радость. Для группы мусульман, более значимым мотивом

    обращения к вере, по сравнению с христианами, является стремление к вечной

    жизни в раю (методика «СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

    Для мусульман характерны социальные страхи потери – 3% мусульман

    часто, 75% время от времени переживают такие страхи; страхи неудач и

    поражений - 6% постоянно, 72% время от времени переживают подобные страхи;

    страхи непринятия и подавления - 75% мусульман испытывают время от времени;

    страхи самостоятельности - 72% иногда испытывают такие страхи; страхи

    коммуникации чувствуют 53% мусульман, а 47% такие страхи не свойственны

    (методика «СС» Грошева Л.Н).

    Результаты сравнения социальных страхов, свойственных личностям,

    верующим в Бога и атеистам свидетельствуют о том, что у верующих более

    проявлены по сравнению с атеистами страхи потерь, страхи подавления и

    непринятия, страхи самостоятельности. При этом результаты сравнения

    социальных страхов, свойственных верующим разных конфессий - христианам и

    мусульманам, свидетельствуют, что у мусульман более проявлены по сравнению

    с христианами страхи самостоятельности (методика «СС» Грошева Л.Н).

    Были выявлены взаимосвязи мотивационно-смысловой ориентации в религии

    и религиозной активности личности. Для верующих с более высокой религиозной

    активностью свойственна мотивация богоискания, потребность духовной связи с

    Богом, стремление к вечной блаженной жизни в Раю, значимы духовные

    состояния, возникающие во время обращения к Богу, стремление к познанию,

    Вера для лиц с высокой религиозной активностью имеет личностный смысл -

    выражение любви к Богу, встреча с Богом, вера в вечную жизнь, отпущение

    грехов. Для верующих с низкой религиозной активностью свойственны мотивация

    интереса и любопытства к религиозной традиции, но не глубокая вера в Бога,

    стремление заручиться успехом в предстоящих делах, забота о ближних,

    материальная необходимость. Личностный смысл веры для лиц с низкой

    религиозной активностью - это надежда на успех в делах (методика «СМО»

    Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).

    Длительность веры в Бога связана с переживанием социальных страхов

    неудач, страхов самостоятельности, страхов коммуникации, однако величина

    найденных связей незначительна (методика «СС» Грошева Л.Н). Длительность

    веры в Бога не является главным прогностическим фактором определения

    изменения переживания личностью социальных страхов. Множественные регрессии

    для независимых переменных длительность веры и возраст верующего, и

    зависимых – социальные страхи, описывают от 3 до 9% от исходной

    изменчивости признака, а значения регрессионных коэффициентов близки к

    нулю. В свою очередь, социальные страхи не являются главными

    предсказывающими факторами продолжительности веры личности в Бога.

    Множественная регрессия для независимых переменных социальные страхи и

    зависимой переменной длительность веры, описывает лишь 9% от исходной

    изменчивости признака, а значение регрессионных коэффициентов близки к

    нулю.

    Нами обнаружены значимые различия в степени развития социальных

    страхов в группах верующих, пришедших к вере по разным причинам. Лица,

    пришедшие к вере самостоятельно и осмысленно, в зрелом возрасте, по

    сравнению с людьми верующими с детства, обратившимися к вере под влиянием

    близких или в минуты трудных жизненных ситуаций, имеют менее выраженные

    социальные страхи потери, страхи подавления и непринятия, а по сравнению с

    людьми, обратившимися к вере под влиянием близких людей, у пришедших к вере

    самостоятельно и осмысленно менее выражены социальные страхи

    самостоятельности. У лиц, пришедших к вере под влиянием трудных жизненных

    ситуаций, по сравнению с людьми, обратившимися к вере самостоятельно и

    осмысленно (без влияния других личностей и обстоятельств), более выражены

    социальные страхи неудач и поражений (методика «СС» Грошева Л.Н).

    Частота посещения храма связана с переживанием социальных страхов

    неудач, страхов самостоятельности, страхов коммуникации, страхов потери,

    страхов подавления и непринятия. Корреляции показывают, что социальные

    страхи более выражены у лиц, которые чаще посещают храмы, однако абсолютная

    величина найденных связей незначительна. Частота посещения храма не

    является прогностическим фактором избавления личности от социальных

    страхов. Множественная регрессия для независимой переменой - посещение

    храма и зависимой переменной – социальные страхи, описывают лишь 1,4% от

    исходной изменчивости признака, значения регрессионных коэффициентов

    близки к нулю. Переживания социальных страхов не является главным

    предсказывающим фактором частоты посещения личностью храма. Множественная

    регрессия для независимых переменных - социальные страхи и зависимой

    переменной - частота посещения храма описывает лишь 3% от исходной

    изменчивости признака, значение регрессионных коэффициентов близки к нулю

    (методика «СС» Грошева Л.Н).

    Нами обнаружены различия в степени развития социальных страхов в

    зависимости от частоты обращения к Богу в молитве: лица, обращающиеся к

    богу в момент трудных жизненных ситуаций, по сравнению с не молящимися,

    имеют более высокие показатели выраженности социальных страхов подавления

    и непринятия, страхов потерь, страхов неудач и страхов самостоятельности.

    Личности обращающиеся к богу ежедневно по сравнению с не молящимися имеют

    более высокие показатели выраженности социальных страхов потерь и страхов

    самостоятельности (методика «СС» Грошева Л.Н).

    Переживаемые социальные страхи связаны с религиозной активностью

    личности. Однако по силе связей между переменными преобладают слабые связи

    и умеренные связи (методика «СС» Грошева Л.Н и опросник «Изучение

    религиозной активности» Смирнов Д.О.). При этом у верующих со средним

    уровнем религиозной активности более проявлены по сравнению с лицами с

    низкой религиозной активностью страхи потерь, страхи подавления и

    непринятия, страхи самостоятельности. Различий по силе и частоте

    переживания страхов неудач и страхов коммуникаций в группах верующих с

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.