Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов
С.Мышляев, Д. Ольшанский). По мнению зарубежных исследователей, вера
основывается на: уверенности, которую человек испытывает «в отношении
реальности объекта чувства» (Г. Оллпорт); мышлении, чувствах, потребностях
и воле (Д. Лебуа); навязчивых сомнениях (Э.Фромм); надежде как базовой
эмоции (Т. Хэнел); системе отношений (Д. Фаулер).
В современной психологии выделяются следующие виды веры:
иррациональная и рациональная (Э. Фромм); здоровая и токсическая (С.
Атерберн, Д. Фелтон); суеверие, религиозная вера и бред (T. Хэнел);
первичная или недифференцированная, интуитивно-проекционная, мифическо-
буквальная, синтетическо-конвенциальная, индивидуально-рефлективная,
объединяющая, всеохватывающая (Д. Фаулер, Ф. Даунинг); наивная
доверчивость, вера интеллектуальная и эмоциональная (Дж. Пратт); /по
библейским аналогиям/ вера и личность Авраама, вера и личность Моисея, вера
и время пророков, период Христа (Р. Рор, Д. Мартос).
Изучение проблемы страха в современной научной литературе
позволяет нам заключить, что в данном направлении имеется две основных
исследовательских «линии», основывающихся на причинах данного феномена.
Первая из них заключает в себе мнение ученых о том, что страх это феномен
чувственный и аффективность первична в его природе. Представители второй
«линии» утверждают, что первичной в генезисе страха является когнитивная
сфера. Страх не является психологической «константой», он динамичен и
находится в ряду явлений тревожного ряда (Ф. Березин).
Социальные страхи бывают обусловлены макросоциальными
детерминантами: социально-экономическими условиями жизнедеятельности
населения, негативными тенденциями их изменений, низким уровнем доверия к
власти на всех уровнях, стихийными процессами, деятельностью средств
массовой информации и т.п. На микросоциальном уровне, социальные страхи у
детей и подростков детерминируются процессом их социализации в
деятельности, общении и самосознании. Социализация страха проявляется в:
уменьшении межличностного общения и его примитивизации; деформации «Я-
образа», снижении самооценки, ухудшении самоотношения (О.А. Прилутская).
Также на формирование социальных фобий влияет семейная гиперопека и низкая
социализация родителей (Р.М. Рапек, Л.Ф. Меллвил). Социализации страхов у
взрослых людей связаны с их трудовой деятельностью, в которой выделяют три
основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (В.С. Полякова). У
социальных страхов есть общие гендерные особенности. Так, женщины боятся
успеха, когда он кажется не соответствующим ожиданиям, связанным с их
ролями (М. Хорнер). Мужчины боятся успеха, когда они достигают его в
нетрадиционной области (Ф. Черри, К. Дьюкс). Социальные страхи сопровождают
поведенческие девиации и психические расстройства.
Социальные страхи могут способствовать формированию религиозной
веры у человека. В исследованиях влияния религиозности на психологию
человека существует два направления: в первом, ученые утверждают, что
религия лишь усугубляет негативные эмоциональные состояния и часто приводит
к развитию психических расстройств (П.Б. Ганнушкин, Б.М. Куценок, А. Садек
и др.); во втором направлении исследователи доказывают позитивное влияние
религиозности на психическое состояние индивида (К.Г. Юнг, Г. Джексон, С.
Гроф и др.). В целом, обобщив теоретические исследования по теме
диссертации, можно заключить, что религиозная вера как положительно, так и
отрицательно влияет на эмоциональные состояния человека, на социальный
страх в частности.
Во второй главе « Разработка инструментария психодиагностики
социальных страхов» - для решения второй задачи нами была создана
технология исследования, включающая два блока методик. Первый
блок- методики диагностика наличия и особенностей социальных стра
хов у представителей разных конфессий и атеистов. Второй блок- мето
дики диагностика особенностей мотивационно-смыслового отношения
к религии и меры религиозной активности людей.
В работе описаны 46 видов наиболее распространенных социальных
страхов, которые предложено объединить в пять групп: «Страхи неудачи и
поражения», «Страхи непринятия и подавления», «Страхи потери», «Страхи
самостоятельности», «Страхи коммуникации (социальных контактов)».Данная
типология легла в основу создаваемых опросников первого блока.
Нами созданы и апробированы следующие методики диагностика
наличия и особенностей социальных страхов: опросник «Социальные страхи»,
(Грошева Л.Н., 2003), методика неоконченных предложений «Религиозная
экстернальность при социальных страхах» (Грошева Л.Н, 2003) и опросник
«Преодоление социальных страхов» (Грошева Л.Н, 2003)
Для диагностики особенностей мотивационно-смыслового отношения
к религии и меры религиозной активности людей в соавторстве с Ю.П.
Тоболовым был разработан опросник «Смысло-мотивационная ориентация в
религии» (Грошева Л.Н, Тоболов Ю.П., 2003), а также использован
разработанный в отечественных исследованиях инструментарий - «Методика
изучения религиозной активности» (Смирнов Д.О., 2001). Все опросники
отвечают задачам исследования, отличаются необходимыми показателями
надежности и валидности.
В третьей главе « Эмпирическое исследование влияния религиозности на
развитие и преодоление социальных страхов» дается сравнительная
характеристика социальных страхов, религиозной активности атеистов,
православных христиан и мусульман.
Для группы атеистов свойственны следующие особенности религиозной
активности. Атеистам свойственна низкая религиозная активность (1 стен),
преобладает естественно научное мировоззрение (3-4 стена), им свойственен
средний уровень предрелигиозных переживаний (4-5 стен) («Методика изучения
религиозной активности», Смирнов Д.О.). Наблюдается низкая активность
религиозных действий (2-3 стена). В качестве мотива обращения к вере для
них, в отличие от верующих, является интерес к религиозной традиции, но не
глубокая вера (0,75 баллов), познание (0,56 баллов), доказательства в
пользу Бытия Бога (0,56 баллов), материальная необходимость (0,53 баллов),
проявление заботы о ближних (0,47 баллов). Вера для атеистов не имеет ярко
выраженного личного смысла (методика «СМО» (Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).
Для группы атеистов социальные страхи являются достаточно редким и
несвойственными переживаниями - 39% до 64% никогда не переживали их.
Наиболее характерными для атеистов социальными страхами являются страхи
неудач и поражений - 5% постоянно, 56% лиц время от времени переживают
такие страхи; страхи потери - 3% постоянно, 47% лиц время от времени
переживают такие страхи; страхи непринятия и подавления - 44% время от
времени, а 6% постоянно переживают такие страхи. Редкими для атеистов
переживаниями являются страхи коммуникации и самостоятельности (опросник
«СС» Грошева Л.Н).
Верующим изучаемой группы свойственен средний уровень религиозной
активности (4-5 стена), ярко выражены религиозные переживания (7 стен),
наблюдается баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации (6
стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность
религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной
активности», Смирнов Д.О.). В качестве мотивов обращения к Богу для
верующих, в отличие от атеистов, характерны осознание греха, раскаяние,
благодарное обращение за счастье в жизни, душевные и телесные страдания,
потребность найти поддержку и утешение в вере, проявление заботы о ближних;
вера в Бога имеет для них личностный смысл – дает душевный покой, надежду
на нормальную земную жизнь, надежду на спасение, отпущение грехов,
уменьшает страх перед будущим, надежду на успех в делах (методика
«СМО»Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).
Наиболее характерными социальными страхами, для группы верующих
являются страхи потери - 3% постоянно, 73% лиц время от времени переживают
такие страхи; страхи непринятия и подавления - 3% постоянно, 69% лиц время
от времени испытывают такие страхи; страхи неудач и поражений - 5%
постоянно, 59% испытуемых переживают такие страхи, но не часто. Социальные
страхи коммуникации и страхи самостоятельности свойственны 1% или 2%
верующих, соответственно 49% и 61% лиц время от времени их переживают
(опросник «СС» Грошева Л.Н).
Христианам изучаемой группы свойственен средний уровень религиозной
активности (4-5 стен); ярко выражены религиозные переживания (7 стен);
наблюдается баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации (6
стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность
религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной
активности», Смирнов Д.О.). Мотивами обращения к Богу для христиан
являются: проявление заботы о ближних (0,61 балла), страдание, потребность
найти в вере поддержку и утешение (0,48 балла), чудеса, необъяснимые
события, говорящие в пользу существования Высших сил (0,33 балла); вера для
них имеет личностные смыслы – душевный покой (0,72 балла), надежда на
нормальную земную жизнь (0,67 балла), уменьшение страха перед будущим (0,46
балла), отпущение грехов (0,53 балла), надежда на успех в делах (0,46
балла), душевная радость (0,47 балла). Для христиан, по сравнению с группой
мусульман, более характерными мотивами обращения к Богу является мотив
осознание греха, раскаяние, ощущение счастья, познание ; для христиан более
характерными личностными смыслами веры, по сравнению с мусульманами,
являются надежда на спасение и душевная сила, приобретаемая в вере
(методика «СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).
Для православных христиан характерны социальные страхи потери - 3%
постоянно, 72% время от времени переживают такие страхи; страхи непринятия
и подавления - 3% постоянно, 68% время от времени переживают подобные
страхи; страхи неудач и поражений и страхи самостоятельности свойственны
5% и 3% христиан, а 56% и 58% христиан такие страхи переживают, но не
часто. Редкими для христиан переживаниями являются социальные страхи
коммуникации - 52% лиц такие страхи не свойственны (опросник «СС» Грошева
Л.Н).
У мусульман изучаемой группы наблюдается более высокая, чем у
христиан, однако в рамках средних значений, религиозная активность, у
мусульман более интенсивно выражены, чем в группе христиан, религиозные
переживания, более выражены стенические религиозные переживания, у
мусульман выраженное религиозное мировоззрение, более характерна внутренняя
религиозная мотивация, мусульмане более активно по сравнению с
христианами, проявляют свою веру, через выполнение религиозных действий
(«Методика изучения религиозной активности», Смирнов Д.О.). Мотивами
обращения к Богу являются: проявление заботы о ближних, страдание
потребность найти в вере поддержку и утешение, чудеса, необъяснимые
события, говорящие в пользу существования Высших сил, а вера имеет
личностные смыслы – дает душевный покой, надежда на нормальную земную
жизнь, уменьшение страха перед будущим, отпущение грехов, надежда на успех
в делах, душевная радость. Для группы мусульман, более значимым мотивом
обращения к вере, по сравнению с христианами, является стремление к вечной
жизни в раю (методика «СМО» Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).
Для мусульман характерны социальные страхи потери – 3% мусульман
часто, 75% время от времени переживают такие страхи; страхи неудач и
поражений - 6% постоянно, 72% время от времени переживают подобные страхи;
страхи непринятия и подавления - 75% мусульман испытывают время от времени;
страхи самостоятельности - 72% иногда испытывают такие страхи; страхи
коммуникации чувствуют 53% мусульман, а 47% такие страхи не свойственны
(методика «СС» Грошева Л.Н).
Результаты сравнения социальных страхов, свойственных личностям,
верующим в Бога и атеистам свидетельствуют о том, что у верующих более
проявлены по сравнению с атеистами страхи потерь, страхи подавления и
непринятия, страхи самостоятельности. При этом результаты сравнения
социальных страхов, свойственных верующим разных конфессий - христианам и
мусульманам, свидетельствуют, что у мусульман более проявлены по сравнению
с христианами страхи самостоятельности (методика «СС» Грошева Л.Н).
Были выявлены взаимосвязи мотивационно-смысловой ориентации в религии
и религиозной активности личности. Для верующих с более высокой религиозной
активностью свойственна мотивация богоискания, потребность духовной связи с
Богом, стремление к вечной блаженной жизни в Раю, значимы духовные
состояния, возникающие во время обращения к Богу, стремление к познанию,
Вера для лиц с высокой религиозной активностью имеет личностный смысл -
выражение любви к Богу, встреча с Богом, вера в вечную жизнь, отпущение
грехов. Для верующих с низкой религиозной активностью свойственны мотивация
интереса и любопытства к религиозной традиции, но не глубокая вера в Бога,
стремление заручиться успехом в предстоящих делах, забота о ближних,
материальная необходимость. Личностный смысл веры для лиц с низкой
религиозной активностью - это надежда на успех в делах (методика «СМО»
Тоболов Ю.П., Грошева Л.Н).
Длительность веры в Бога связана с переживанием социальных страхов
неудач, страхов самостоятельности, страхов коммуникации, однако величина
найденных связей незначительна (методика «СС» Грошева Л.Н). Длительность
веры в Бога не является главным прогностическим фактором определения
изменения переживания личностью социальных страхов. Множественные регрессии
для независимых переменных длительность веры и возраст верующего, и
зависимых – социальные страхи, описывают от 3 до 9% от исходной
изменчивости признака, а значения регрессионных коэффициентов близки к
нулю. В свою очередь, социальные страхи не являются главными
предсказывающими факторами продолжительности веры личности в Бога.
Множественная регрессия для независимых переменных социальные страхи и
зависимой переменной длительность веры, описывает лишь 9% от исходной
изменчивости признака, а значение регрессионных коэффициентов близки к
нулю.
Нами обнаружены значимые различия в степени развития социальных
страхов в группах верующих, пришедших к вере по разным причинам. Лица,
пришедшие к вере самостоятельно и осмысленно, в зрелом возрасте, по
сравнению с людьми верующими с детства, обратившимися к вере под влиянием
близких или в минуты трудных жизненных ситуаций, имеют менее выраженные
социальные страхи потери, страхи подавления и непринятия, а по сравнению с
людьми, обратившимися к вере под влиянием близких людей, у пришедших к вере
самостоятельно и осмысленно менее выражены социальные страхи
самостоятельности. У лиц, пришедших к вере под влиянием трудных жизненных
ситуаций, по сравнению с людьми, обратившимися к вере самостоятельно и
осмысленно (без влияния других личностей и обстоятельств), более выражены
социальные страхи неудач и поражений (методика «СС» Грошева Л.Н).
Частота посещения храма связана с переживанием социальных страхов
неудач, страхов самостоятельности, страхов коммуникации, страхов потери,
страхов подавления и непринятия. Корреляции показывают, что социальные
страхи более выражены у лиц, которые чаще посещают храмы, однако абсолютная
величина найденных связей незначительна. Частота посещения храма не
является прогностическим фактором избавления личности от социальных
страхов. Множественная регрессия для независимой переменой - посещение
храма и зависимой переменной – социальные страхи, описывают лишь 1,4% от
исходной изменчивости признака, значения регрессионных коэффициентов
близки к нулю. Переживания социальных страхов не является главным
предсказывающим фактором частоты посещения личностью храма. Множественная
регрессия для независимых переменных - социальные страхи и зависимой
переменной - частота посещения храма описывает лишь 3% от исходной
изменчивости признака, значение регрессионных коэффициентов близки к нулю
(методика «СС» Грошева Л.Н).
Нами обнаружены различия в степени развития социальных страхов в
зависимости от частоты обращения к Богу в молитве: лица, обращающиеся к
богу в момент трудных жизненных ситуаций, по сравнению с не молящимися,
имеют более высокие показатели выраженности социальных страхов подавления
и непринятия, страхов потерь, страхов неудач и страхов самостоятельности.
Личности обращающиеся к богу ежедневно по сравнению с не молящимися имеют
более высокие показатели выраженности социальных страхов потерь и страхов
самостоятельности (методика «СС» Грошева Л.Н).
Переживаемые социальные страхи связаны с религиозной активностью
личности. Однако по силе связей между переменными преобладают слабые связи
и умеренные связи (методика «СС» Грошева Л.Н и опросник «Изучение
религиозной активности» Смирнов Д.О.). При этом у верующих со средним
уровнем религиозной активности более проявлены по сравнению с лицами с
низкой религиозной активностью страхи потерь, страхи подавления и
непринятия, страхи самостоятельности. Различий по силе и частоте
переживания страхов неудач и страхов коммуникаций в группах верующих с
Страницы: 1, 2, 3
|