МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Создание нормального психологического климата в научных коллективах

    Создание нормального психологического климата в научных коллективах

    Содержание.

    Стр.

    1. Введение ……………………………………………………………………………….3.

    2. Факторы психологического климата коллектива………………………4.

    3. Общение………………………………………………………………………………..5.

    1. Общение и его функции………………………………………………………….6.

    2. Межличностного общения………………………………………………………7.

    3. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия……………..9.

    4. Личность………………………………………………………………………………11.

    5. Руководство…………………………………………………………………………..12.

    6. Конфликт……………………………………………………………………………..15.

    1. Виды конфликта…………………………………………………………………16.

    2. Возникновение конфликтов……………………………………………………16.

    3. Причины конфликта……………………………………………………………18.

    4. Характеристика исходов конфликта…………………………………………19.

    5. Функции конфликта…………………………………………………………….20.

    7. Выводы.………………………………………………………………………………21.

    8. Литература……………………………………………………………..…………….22.

    1. Введение.

    Роль научного коллектива в выполнении научных исследований существенно

    возросла в последнее время по сравнению с ролью учёных-одиночек и будет

    увеличиваться и дальше. Если в начале ХХ века вклад учёных-индивидуалов в

    общий объём научной продукции составлял до 80%, то сейчас он составляет

    около 30%, а 70% научной продукции «дают» научные коллективы.

    При совместной деятельности научных сотрудников и специалистов

    появляются дополнительные источники повышения эффективности научно-

    исследовательских работ, не сводимые к простой сумме усилий участников.

    Помогая, друг другу, используя лучшие достижения отдельных участников,

    коллектив способен решать намного более сложные задачи, чем это сделали бы

    несколько разрозненно работающих учёных [1].

    Однако помимо преимуществ, возникающих при переходе от индивидуальной

    научной деятельности к коллективной, появляются некоторые сложности,

    связанные с механизмами и закономерностями, присущими коллективу.

    В настоящее время, характерно рассмотрение вопросов оптимизации

    деятельность коллективов (в том числе научных) и повышение их

    эффективности. Для осуществления этих целей некоторые авторы (например,

    Покровский В. А., [2]) предлагают опираться на административно-

    организационные и финансово-экономические рычаги управления. Результатом

    работы этих авторов становятся различные методики диагностики

    работоспособности коллективов и способы ее повышения с экономико-

    управленческой точки зрения [5]. Однако, проблема повышения эффективности

    использования научных кадров – комплексная проблема, имеющая материально-

    технический, организационный, экономический, правовой, информационный,

    идеологический, психологический и др. аспекты (С. А. Кугель [2]).

    Наша работа посвящена проблеме формирования стабильного научного

    коллектива, с психологической точки зрения.

    Сложность рассмотрения данной проблемы заключается в том, что

    большинство авторов выделяют в качестве основных, различные факторы,

    оказывающие влияние на психологический климат коллективов. Поэтому для

    полноценного раскрытия темы целесообразно построить реферат с

    последовательным изложением некоторых важных аспектов, затрагиваемых

    различными авторами, с введением необходимых определений.

    2. Факторы психологического климата коллектива.

    Предваряя отдельное рассмотрения различных факторов, оказывающих

    влияние на формирование социально-психологический климат, дадим одну, из

    возможных классификаций. Критерием могут служить особенности персонала

    коллектива, которые можно подразделить на:

    • особенности индивидуального поведения (личностные);

    • особенности группового поведения;

    • особенности поведения руководителей, членов управленческой команды

    (управленческие).

    Особенности индивидуального поведения детерминируются многими

    параметрами, среди которых:

    • индивидуальные способности, склонности и одаренность —

    предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее

    выполнение;

    • специфика мотивации — специфика потребностей человека, представление

    о целях профессиональной деятельности;

    • индивидуальные ценности — общие убеждения, вера, мировоззрения,

    представления о мире;

    • демографические — половые и возрастные особенности;

    • национальные и культурные особенности — усвоенные в опыте, способы,

    правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции

    человека в конкретных ситуациях.

    Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди

    которых основные:

    • особенности корпоративной культуры — ценности, правила поведения,

    характерные для конкретного трудового коллектива;

    • феномены групповой динамики — этап развития коллектива, особенности

    лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

    Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных

    проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:

    • субъектов, имеющих индивидуальные особенности;

    • членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

    • функционеров определенной управленческой технологии (типа

    управления), обладающей своими правилами поведения.

    3. Общение.

    Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения

    невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления

    отдельного человека, и тем более нельзя проследить закономерности

    общественных единиц и коллективов. Поэтому психологическая проблематика

    коллектива традиционно раскрывается описанием феномена общения [6].

    Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно

    говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном.

    При этом под непосредственным общением понимается естественный контакт

    лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты,

    мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой

    формой общения людей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах

    развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

    Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический

    контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или

    отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

    Далее, различают межличностное и массовое общение. Межличностное

    общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах,

    постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную

    психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг

    друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

    Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты

    незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами

    массовой информации.

    Необходимо также отметить возможность выделения межперсонального и

    ролевого общения. В первом случае, участниками общения являются конкретные

    личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые

    раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В

    случае ролевой коммуникации ее участники могут быть рассмотрены как

    носители определенных социальных ролей (учитель - ученик, покупатель -

    продавец). Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое

    занимает человек в системе общественных, социальных отношений. В ролевом

    общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так

    как те или иные его шаги и действия диктуются исполняемой ролью. Таким

    образом, ролевое распределение внутри коллектива оказывает значительное

    влияние на формирование социально-психологического климата, о чем указывают

    некоторые авторы, например М. Г. Ярошевский в [2].

    В общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои

    психологические качества. Но эти качества не только проявляются через

    общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми,

    человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные

    нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и

    индивидуальность. Общение выступает важнейшим фактором психического

    развития человека. В самом общем виде можно определить общение как

    универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей

    жизни психические процессы и поведение человека.

    3.1. Общение и его функции.

    По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять

    важнейших функций общения.

    Прежде всего, общение выполняет в коллективной человеческой

    деятельности связующую роль. Эта функция может быть условно названа

    прагматической. В этой функции общение выступает как важнейшее условие

    объединения людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие

    разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого

    условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве

    Вавилонской башни. Второй по порядку может быть названа формирующая функция

    общения. Здесь общение, как это уже отмечалось выше, выступает как

    важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека и,

    следовательно, всего коллектива, как общности индивидов.

    В качестве третьей может быть названа так называемая подтверждающая

    функция общения. Иначе говоря, в процессе общения с другими людьми человек

    получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая

    утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку

    опоры в другом человеке. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека не

    существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе

    самому себе и оставаться абсолютно не замеченным. Во многих

    психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется в понятии

    неподтверждение. Причем, в отличие от отрицания, которое может быть

    выражено словами “Ты не прав” или “Ты плохой” предполагает известную долю

    подтверждения (пусть и с негативной оценкой), неподтверждение означает

    ”Тебя здесь нет”, “Ты не существуешь”.

    Четвертая функция общения состоит в организации и поддержании

    межличностных отношений (организационная). Восприятие других людей и

    поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо

    деловых) для любого человека неизменно сопряжено с оцениванием людей и

    установлением определенных эмоциональных отношений либо позитивных, либо

    негативных по своему знаку. Эмоциональное отношение к другому человеку

    практически всегда может быть выражено в терминах симпатии - антипатии,

    нравится - не нравится. Эмоциональные межличностные отношения - не

    единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако

    они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают

    свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.

    Наконец, может быть названа и пятая функция общения - внутриличностная.

    В данном случае общение человека с самим собой (через внутреннюю или

    внешнюю речь, построенную по типу диалога) может рассматриваться как

    универсальный способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с

    этим, что “...человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения”.

    Мы рассмотрели виды, формы и функции общения. Можно отметить, что

    наибольшее внимание в социальной психологии традиционно уделяется

    межличностному, непосредственному общению, которое на настоящий момент

    наиболее глубоко изучено по сравнению с другими видами.

    3.2. Межличностного общения.

    В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной

    психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного

    общения императив, манипуляцию и диалог.

    Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия

    на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и

    внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

    В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия,

    выступает пассивной, страдательной стороной. Особенность императива в том,

    что конечная цель общения - принуждение партнера не завуалирована. В

    качестве средств оказания влияния используются приказ, указания,

    предписания и требования.

    Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых

    использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с

    этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные

    отношения, отношения начальник-подчиненный в сложных и экстремальных

    условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Применение такого вида

    общения в других условиях неизбежно порождает конфликтные ситуации, поэтому

    нежелателен в коллективах.

    Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения,

    предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих

    скрытых намерений.

    Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное

    восприятие партнера по общению, которой используется манипулятором для

    достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении

    также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого

    человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об

    истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо

    подменяются другими.

    В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области

    человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, и где она

    категорически недопустима. Сферой разрешенной манипуляции, несомненно,

    является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений

    давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных

    последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на

    партнеров по общению и в области пропаганды.

    Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного

    воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для

    человека широким переносом таких навыков в остальные области своих

    взаимоотношений. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения,

    построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких

    связей и замена их другими при использовании манипулятивных средств общения

    неизбежны.

    В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как

    целостная уникальная личность, а как носитель определенных, нужных

    манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек,

    важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек,

    выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в

    результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самим себя

    он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы

    поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить

    собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков

    карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и

    примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей

    жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

    Сравнение императивной и манипулятивной форм общения, позволяет выявить

    их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно

    охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек,

    рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается

    сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника,

    игнорируя его.

    В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми

    может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от

    эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на

    собеседника, реального партнера по обобщению. Диалог - это равноправное

    субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и

    саморазвитие партнеров по общению.

    Диалог строиться на принципиально других началах, чем монологическое

    общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил

    взаимоотношений.

    1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и

    собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет

    об общении по принципу здесь и сейчас, с учетом тех чувств, желаний и

    физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

    2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его

    намерениям.

    3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное

    мнение и собственное решение.

    4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а

    проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

    5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на

    мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

    Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей

    жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

    3.3. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.