МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сознание

    Сознание

    Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как

    в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим

    решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

    дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали

    разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,

    техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы

    раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

    В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности

    сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как

    крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты

    отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая

    сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как

    самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют

    сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что

    существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в

    природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно

    достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного

    идеализма.

    Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

    ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

    выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

    исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

    признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

    Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

    материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

    обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

    обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

    сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

    правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

    сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

    выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В

    современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания

    диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой

    деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники,

    техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения

    людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое

    сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен

    настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика,

    физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика,

    информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как

    специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с

    действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на

    определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию.

    Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций

    особый, дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от

    других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под

    углом зрения своего основного вопроса. И здесь, при подобном подходе к

    сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и

    идеалистическая, а также близкая к последней - религиозная. Рассмотрение

    сознания логично начать под углом зрения первой стороны основного вопроса

    философии, оставив для отдельного изучения в дальнейшем сторону вторую,

    т.е. познавательное отношение сознания к миру. Следует ли понимать

    разумность, сознание как свойство особого, духовного начала в человеке,

    души либо видеть в нем функцию особым образом организованной материи,

    человеческого мозга, способного отражать мир в идеальных образах? Таковы

    альтернативные, принципиально противоположные подходы к решению проблемы

    сознания. Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание,

    поскольку рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в

    нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций

    исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров

    таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых,

    рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и,

    наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития

    материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей

    его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и

    непознаваемым. Действительно, значительный материал о физиологических

    основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной

    деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными,

    физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона.

    Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой

    деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены

    знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в

    познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного

    процесса, открывает различные стороны сознания. Наконец, очень тесно можно

    сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и

    научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности,

    немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. При этом главное, о

    чем следует постоянно помнить, состоит в том, что «нельзя отделить мышление

    от материи, которая мыслит». Сознание, как и материя, это реальность. Но

    если материя это объективная реальность, характеризующаяся

    самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность

    субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует

    само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами,

    диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата бытия по

    отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает, что сам

    способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая

    деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие -

    более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для

    того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы

    бытия. Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в

    качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт

    эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с

    самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм

    отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений

    носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие

    реализуется в практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в

    рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга,

    оно - общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в

    его органической связи с языком и в особенности - с практической

    деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая

    придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с

    целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же

    сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но

    и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только

    в обществе через деятельность и общение с себе подобными. После этих

    предварительных замечаний попытаемся разобраться, какова структура,

    организация сознания, какие основные элементы оно включает. Сознание - это

    в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано

    с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности

    вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь

    обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши

    познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче

    наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность

    сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой

    иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует

    назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при

    необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные

    знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.

    Сознание не- отделимо от выражения определенного отношения к объектам

    познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере

    сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а

    также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти -

    гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и

    такой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из нас так

    часто не хватает), каким является воля, представляющая собой осмысленное

    уст- ремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или

    действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все ос-

    тальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосозна- ние.

    Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегриру- ющее начало в

    нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и

    чувств, своих действий, своего места в об- ществе, проще говоря, осознание

    себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно

    формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития

    первобыт- ного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивиду-

    ального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте

    2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня.

    Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осозна- нию

    своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно

    благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и

    имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень

    самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному

    сообществу, к той или иной культу- ре и социальной группе. Самый высокий

    уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого

    образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно

    неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести

    ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как

    контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом,

    самосознание характеризует не только самопоз- нание, но и сопоставление

    себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также

    возникновение на этой основе чувс- тва удовлетворенности или

    неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я»

    опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими

    людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе созна- ния,

    формирующегося в ходе коллективной деятельности и человечес- кого общения.

    Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойства- ми -

    предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возмож- ность

    соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мыслен- ные образы с

    предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на

    внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, нап-

    ротив,сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе

    рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопос- тавляя себя с

    идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, зак- репляя или, наоборот,

    меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках

    возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии

    внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с

    ними своих само- оценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно

    не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими

    людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе уг- лубления

    и расширения межличностных отношений. А теперь зададимся следующим

    вопросом: каково назначение, а точнее, каковы основные функции сознания?

    Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и

    накоплении знаний о природе, обществе и самом чело- веке. Вторая, тесно

    связанная с первой, - творчески-конструктивная, проявляющаяся в опережающем

    отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном

    преобразовании на этой основе дейс- твительности, в создании, в частности,

    предметных форм, не су- ществующих в природе. Природа не строит самолетов,

    не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и

    челове- ческих рук. Третья функция - регулятивно-управленческая,

    обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и

    деятельности че- ловека,его взаимоотношения с внешним миром. Наконец,

    четвертая функция - прогностическая. Человек до оп- ределенного предела с

    некоторой вероятностью может предвидеть бу- дущее, прогнозировать свои

    действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать

    систематизирующую функцию, критически-оце- ночную и описательную, которые

    являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам

    дать общую характеристику сознания. Сознание - это высшая, свойственная

    только человеку и связан- ная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном

    и целенаправлен- ном отражении действительности, в предварительном

    мысленном пост- роении действий и предвидении их результатов, в разумном

    регулиро- вании и самоконтролировании поведения человека. Заключая первый

    раздел лекций, следует отметить, что сознание - важнейшая сфера

    человеческой психики, но не единственная, пос- кольку последняя включает в

    себя и бессознательное. Особое внима- ние вопросу о природе

    бессознательного уделял в свое время авс- трийский врач-психиатр и философ

    З.Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе

    с тем З.Фрейд преувели- чил его значение, отдал бессознательному

    первенствующую роль, ут- верждая, что якобы оно определяет и сознание, и

    все поведение че- ловека, причем особое значение он придавал врожденным

    инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не

    соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательно- го в жизни

    человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать

    его роль в познании и поведении людей. Само бессознательное имеет три

    основных уровня. К первому относится не- осознанный психический контроль

    человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением

    простейших нужд и потребнос- тей. Второй, более высокий уровень

    бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в

    пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и

    осуществляться авто- матически и т.д. Наконец, третий, высший уровень

    бессознательного проявляется в художественной, научной, философской

    интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на

    этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и

    разума че- ловека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно

    судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на созна-

    тельном уровне перерабатывается в секунду 1О 52 0 бит информации, тог- да

    как на бессознательном - 1О 59 0 бит. Для самосознания личности эта

    информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг,

    перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие дейс- твия.

    Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобож- дает сознание

    для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные

    действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно а сознание,

    освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные

    предметы. Мы дали общую характеристику сознания. Теперь настало время

    перейти к более глубокому раскрытию его сущности путем всесторон- него

    анализа его соотношения с материей. А это предполагает, во-первых,

    рассмотрение сознания как высшей формы отражения мате- рии; во-вторых, как

    функции особым образом организованной материи, функции человеческого мозга,

    наконец, в-третьих, как продукта, причем высшего продукта, эволюции

    материи. По этим основным нап- равлениям мы и пойдем в дальнейшем в анализе

    сущности сознания.

    6.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая

    форма отражения действительности.

    Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи,

    которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто

    и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в

    обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках

    возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой природе, в самом

    фундаменте материи. Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил

    материю, а материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.