МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сознание

    есть ли на самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания

    для порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,

    однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту

    сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-

    материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью

    чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении

    сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма

    стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время

    ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю

    свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна

    пассивная, а живой - активная чувствительность. Ясно одно: найти

    материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях

    материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и прочный

    фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не удастся, то

    возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто

    рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения

    сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были

    установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и

    присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у

    всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует

    объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом

    все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого

    сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи?

    Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в

    ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих

    свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые

    примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на

    фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или

    атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы

    базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой

    природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к

    другой и выступает в виде механического, физического, химического

    отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм,

    характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в

    отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2)

    отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3)

    отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в

    процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое

    наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой

    природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более

    высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что

    отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не

    становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его

    собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты

    отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве

    ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное

    реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с

    активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать

    информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство

    явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение

    приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-

    первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения,

    активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для

    нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее

    средство приспособления организма к условиям среды, предполагает

    целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В

    этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве

    источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно

    поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей

    среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых

    организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на

    уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов. Исходной формой

    отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого

    реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения,

    обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает

    с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы

    и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является

    чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость

    свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира.

    При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для

    внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для

    этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной

    переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани.

    Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического

    отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в

    прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной,

    организованной последовательности действий, лишь в конечном счете

    подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с

    внешней средой своей внутренней программы, «видового опыта» организма.

    Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического

    единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей,

    установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения,

    отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.

    Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое

    более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного

    высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой.

    Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и

    механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него

    автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,

    что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима

    ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь

    становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе

    реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое

    существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями

    внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.

    Психический образ выступает как отражение объективной реальности,

    сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее

    схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.

    Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг,

    который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее

    остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые

    специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых,

    отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно -

    понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная

    нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет,

    понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию

    понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами

    психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,

    возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и

    неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с

    возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть

    привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность

    отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать

    действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую

    действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция

    сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается

    на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного

    мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения

    относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности,

    формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает

    социально - детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде

    всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в

    возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с

    этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости

    от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием

    общества, а общественное сознание, о чем мы подробно будем вести речь в

    дальнейшем, является отражением общественного бытия. Мы рассмотрели вопрос

    об отражении и эволюции его форм в процессе развития материального мира.

    Уже усложнение форм отражения тесно связано с уровнем организации материи,

    особенно с усложнением нервно-физиологических систем. Мыслит материя, но,

    как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей материи, а лишь особым

    образом организованной материи, человеку разумному. Этот аспект соотношения

    материи и сознания и предстоит рассмотреть дальше.

    6.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.

    Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а

    значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их

    поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего

    мира, центральной нервной системы. Низшим формам живого, у которых

    отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная

    система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с

    формированием у животных центральной нервной системы и специализированных

    органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе

    развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем – нервно

    - физиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека

    наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы,

    прежде всего головного мозга, и соответственно отражение выступает в

    наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления. Действительно,

    человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование

    объемом в среднем в 14ОО см 53 0 ( у приматов мозг по объему в 3-4 раза

    меньше), состоящее из 1О-14 млрд. нейронов, связанных между собой синапсами

    и дендритами. Если расположить клетки коры мозга в одну линию, то они

    вытянутся на : тысяч километров. Мозг имеет весьма сложное строение, в нем

    прослеживается своеобразное «разделение труда» между его отделами. Наиболее

    простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения

    осуществляются низшими отделами центральной нервной системы - спинным,

    продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами,

    прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой. В

    самих больших полушариях видна своеобразная специализация - подкорка

    управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры

    - получением и переработкой информации, напротив, передние доли выполняют

    функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной

    информации. Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны

    со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации,

    само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция

    мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии

    высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике

    часто связаны с повреждением определенных участков мозга. Проблема сознание

    и мозг включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления

    сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так

    называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный

    с первым - соотношение идеального и материального. Остановимся

    последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую проблему

    материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди

    представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы.

    Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в

    форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические

    процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время

    необъяснимым образом соответствуют друг другу. Второе решение выступает в

    виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут

    взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические

    сторонники этой позиции оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом

    является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к

    психическому, идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист

    Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению,

    не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не

    продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако

    и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения.

    Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую

    крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной.

    Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так

    же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия

    наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии:

    отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным

    колебаниям. Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и

    психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его

    сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-

    образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению

    материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается

    возможность самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.

    Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического

    и физиологического состоит в признании психофизиологического единства,

    основу которого образует материальный, физиологический процесс, а

    психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону

    отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо

    известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как

    материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,

    Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.). В чем же смысл и суть этой

    «переработки» материального в идеальное? В том, во-первых, что, идеальное,

    составляющее сознания - это не сами вещи и не их части или стороны, это

    всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Идеальный образ

    ста рублей и близко не стоит по своей покупательной способности к реальным

    1ОО рублям. Но дело не только в этом, а и в том, что образы сознания,

    идеальное не есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности

    субъективной, как субъективные образы объективного мира. И еще: образы

    сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе,

    они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу.

    Идеальность продуктов сознания просматривается, наконец, и в том, что в

    отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов

    непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных

    посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д. Вот как

    описывает процесс «превращения» материального в идеальное один автор:

    «Энергия внешнего раздражения как процесс физический трансформируется не в

    нечто нереальное, а в нервный физиологический процесс, на основе которого

    возникает «факт сознания» как внутреннее субъективное состояние, которое

    человек испытывает при воздействии окружающего мира на органы чувств.

    Объективно в мозгу происходят определенные нервно-физиологические процессы,

    а субъективно в это время человек, например, видит сосновый бор, чувствует

    запах смолы, хвои, испытывает наслаждение от созерцания прекрасной картины

    природы, т.е. идеально отражает материальный мир». (Мальков В.И. Еще раз о

    понимании психики //Философские науки.-1968. -N1. -С. 86-87). Но проблема

    идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она

    стоит гораздо шире. Идеальное- это важнейшая сторона всякой человеческой

    деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит

    целенаправленный, сознательный характер. Оно проявляется в целях и мотивах

    деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов. Идеальное -

    сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.