Сознание
есть ли на самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания
для порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,
однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту
сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-
материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью
чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении
сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма
стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время
ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю
свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна
пассивная, а живой - активная чувствительность. Ясно одно: найти
материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях
материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и прочный
фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не удастся, то
возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто
рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения
сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были
установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и
присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у
всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует
объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом
все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого
сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство материи?
Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в
ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих
свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые
примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на
фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или
атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы
базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой
природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к
другой и выступает в виде механического, физического, химического
отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм,
характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в
отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2)
отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3)
отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в
процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое
наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой
природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более
высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что
отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не
становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его
собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты
отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве
ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное
реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с
активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать
информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство
явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение
приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-
первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения,
активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для
нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее
средство приспособления организма к условиям среды, предполагает
целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В
этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве
источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно
поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей
среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых
организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на
уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов. Исходной формой
отражения в живой природе является раздражимость, т.е. способность живого
реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения,
обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает
с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы
и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью является
чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость
свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира.
При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для
внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для
этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной
переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани.
Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического
отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в
прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной,
организованной последовательности действий, лишь в конечном счете
подчиненной жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с
внешней средой своей внутренней программы, «видового опыта» организма.
Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического
единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей,
установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения,
отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.
Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое
более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного
высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой.
Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и
механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него
автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,
что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима
ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь
становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе
реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое
существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями
внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.
Психический образ выступает как отражение объективной реальности,
сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее
схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.
Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг,
который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее
остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые
специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых,
отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно -
понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная
нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет,
понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию
понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами
психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,
возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и
неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с
возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть
привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность
отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать
действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую
действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция
сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается
на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного
мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения
относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности,
формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает
социально - детерминированный характер. Это находит свое выражение прежде
всего в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в
возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением. Наряду с
этим социальная обусловленность сознания обнаруживается в его зависимости
от общественных отношений, в том, что сознание людей меняется с развитием
общества, а общественное сознание, о чем мы подробно будем вести речь в
дальнейшем, является отражением общественного бытия. Мы рассмотрели вопрос
об отражении и эволюции его форм в процессе развития материального мира.
Уже усложнение форм отражения тесно связано с уровнем организации материи,
особенно с усложнением нервно-физиологических систем. Мыслит материя, но,
как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей материи, а лишь особым
образом организованной материи, человеку разумному. Этот аспект соотношения
материи и сознания и предстоит рассмотреть дальше.
6.3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а
значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их
поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего
мира, центральной нервной системы. Низшим формам живого, у которых
отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная
система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с
формированием у животных центральной нервной системы и специализированных
органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе
развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем – нервно
- физиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека
наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы,
прежде всего головного мозга, и соответственно отражение выступает в
наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления. Действительно,
человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование
объемом в среднем в 14ОО см 53 0 ( у приматов мозг по объему в 3-4 раза
меньше), состоящее из 1О-14 млрд. нейронов, связанных между собой синапсами
и дендритами. Если расположить клетки коры мозга в одну линию, то они
вытянутся на : тысяч километров. Мозг имеет весьма сложное строение, в нем
прослеживается своеобразное «разделение труда» между его отделами. Наиболее
простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения
осуществляются низшими отделами центральной нервной системы - спинным,
продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами,
прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой. В
самих больших полушариях видна своеобразная специализация - подкорка
управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры
- получением и переработкой информации, напротив, передние доли выполняют
функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной
информации. Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны
со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации,
само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция
мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии
высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике
часто связаны с повреждением определенных участков мозга. Проблема сознание
и мозг включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления
сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так
называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный
с первым - соотношение идеального и материального. Остановимся
последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую проблему
материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди
представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы.
Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в
форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические
процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время
необъяснимым образом соответствуют друг другу. Второе решение выступает в
виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут
взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические
сторонники этой позиции оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом
является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к
психическому, идея, свойственная субъективному идеализму. Так, махист
Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению,
не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не
продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга. Однако
и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения.
Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую
крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной.
Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так
же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего столетия
наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами электрофизиологии:
отдельные физиологи и психологи стали приравнивать мысль к электромагнитным
колебаниям. Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и
психологи. Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его
сторонники смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-
образного отражения материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению
материализма и идеализма, поскольку вслед за идеализмом признается
возможность самостоятельного, независимо от мозга, существование мыслей.
Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического
и физиологического состоит в признании психофизиологического единства,
основу которого образует материальный, физиологический процесс, а
психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону
отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо
известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как
материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.). В чем же смысл и суть этой
«переработки» материального в идеальное? В том, во-первых, что, идеальное,
составляющее сознания - это не сами вещи и не их части или стороны, это
всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Идеальный образ
ста рублей и близко не стоит по своей покупательной способности к реальным
1ОО рублям. Но дело не только в этом, а и в том, что образы сознания,
идеальное не есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности
субъективной, как субъективные образы объективного мира. И еще: образы
сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе,
они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу.
Идеальность продуктов сознания просматривается, наконец, и в том, что в
отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов
непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных
посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д. Вот как
описывает процесс «превращения» материального в идеальное один автор:
«Энергия внешнего раздражения как процесс физический трансформируется не в
нечто нереальное, а в нервный физиологический процесс, на основе которого
возникает «факт сознания» как внутреннее субъективное состояние, которое
человек испытывает при воздействии окружающего мира на органы чувств.
Объективно в мозгу происходят определенные нервно-физиологические процессы,
а субъективно в это время человек, например, видит сосновый бор, чувствует
запах смолы, хвои, испытывает наслаждение от созерцания прекрасной картины
природы, т.е. идеально отражает материальный мир». (Мальков В.И. Еще раз о
понимании психики //Философские науки.-1968. -N1. -С. 86-87). Но проблема
идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она
стоит гораздо шире. Идеальное- это важнейшая сторона всякой человеческой
деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит
целенаправленный, сознательный характер. Оно проявляется в целях и мотивах
деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов. Идеальное -
сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является
Страницы: 1, 2, 3
|