МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сознание

    язык, а он всегда несет в себе идеальное - значение, смысл слов, языковых

    форм и т.д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах

    фиксируется в конечном счете весь исторический опыт человечества,

    аккумулируемый в достижениях культуры. Освоение идеального, воплощенного в

    различных материальных формах - от книг и произведений искусства до мощных

    машин и элементарных предметов быта, - условие не только духовного

    овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования.

    Платоновский мир идей, который предшествует миру вещей, - это не такая уж

    глупость. В этом идеалистическом вымысле заложен немалый рациональный

    смысл. Ведь нашему появлению на свет действительно предшествует освоение

    мира многими поколениями людей, жившими до нас. И, следовательно, ими уже

    выстроен «мир идей», мир идеальных сущностей вещей, знаний о них, что

    позволяет нам в процессе освоения предметного мира главное внимание

    сосредоточить на усвоении этих знаний, а не на подъеме, так сказать, в

    одиночку целины. С известным правом можно сказать, что и сам процесс

    познания возможно в согласии с Платоном назвать «воспоминанием», но не в

    том смысле, как об этом говорится у него, а в ином - в извлечении знаний о

    мире из памяти человечества, овеществленных в ценностях культуры, где они

    накапливались веками, и мы, стоя на плечах наших предшественников, получаем

    возможность видеть дальше их и, по-видимому, проникать в действительность

    глубже. Идеальное - это мощное средство освоения мира человеком, это те

    идеальные средства, которые могут в виде науки стать непосредственной

    производительной силой в виде социально-политических идей - мощной

    материальной силой переделки мира. Все, что побуждает человека к

    деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внешнего мира

    запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений

    воли, и в этом виде они становятся идеальными силами. Итак, сознание и

    мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом

    противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах основного

    вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного. За

    этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим,

    что, во-первых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит,

    причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо. А

    во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески

    создают новые материальные объекты, которых нет в природе и изменяют себя и

    свое бытие. Ведь здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования

    сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение

    человека в различные виды деятельности, в определенные общественные

    отношения. Социальная детерминация сознания проявляется в многообразных

    формах, и об этом подробно речь пойдет в дальнейшем. Мы рассмотрели два

    аспекта соотношения материи и сознания, по- казали, что сознание есть

    высшая форма отражения материи и что оно есть функция мозга. Теперь

    необходимо обратиться к проблеме происхождения сознания, к обоснованию

    тезиса: сознание есть продукт эволюции, развития материи. Тем самым мы

    дополним логический подход к анализу сознания подходом генетическим,

    историческим.

    6.4. От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания.

    Материалистическое решение основного вопроса философии предполагает в

    качестве важнейшей составляющей решение проблемы происхождения,

    возникновения сознания. Вопрос о возникновении сознания был камнем

    преткновения для метафизического материализма, поскольку его решение

    предполагает подход к миру с позиций диалектики как теории развития, во-

    первых, а во-вторых, выработку материалистического взгляда на исторический

    процесс, так как без этого невозможно установить наряду с природными

    социальные факторы формирования сознания, их роль и значение в этом

    процессе. Если подойти к проблеме возникновения сознания в крупном,

    глобальном плане, то этот процесс органически связан с двумя грандиозными

    по своему значению и масштабу качественными сдвигами, скачками в развитии

    материального мира. Первый из них - скачок от неживого к живому, приведший

    к появлению биологической формы движения материи и началу эволюции живых

    форм, которая в конечном итоге привела к появлению непосредственных

    животных предков человека. Второй качественный сдвиг - переход от животного

    состояния к человеку и человеческому обществу, который одновременно был

    скачком от психики животных к человеческому сознанию. Мы не останавливаемся

    специально на проблемах, связанных с появлением жизни на Земле, хотя они

    важны и интересны, принимая как факт, что жизнь возникла естественным

    путем. Дальнейшая эволюция живых форм, составляющая предысторию

    формирования человека и его сознания, исследована Ч. Дарвиным и его

    последователями. Именно в процессе эволюции животного мира и были

    подготовлены условия и предпосылки для нового скачка - от животного

    состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Но в чем

    суть скачка? Для ответа на этот вопрос, очевидно, следует выяснить, чем

    отличается сознание человека от психики животных. Эти отличия можно свести

    к трем основным: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление,

    отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной

    системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать

    мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными

    словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция.

    Таково главное содержание очерченного выше скачка. Однако при всей его

    глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших

    животных особенно у антропоидов формируются животные, биологические формы

    труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь

    уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает

    определенное развитие звуковая сигнализация. Однако это были лишь

    биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли

    новые, социальные факторы. Социальная обусловленность возникновения и

    развития сознания обоснована в известном труде Ф. Энгельса «Роль труда в

    процессе превращения обезьяны в человека». Здесь развита трудовая теория

    антропогенеза и генезиса человеческого сознания. Ф. Энгельс указывает и

    биологические факторы, подготовившие почву для становления человека;

    переход животных предков человека к прямой походке, к смешанной

    мясорастительной пище, а также стадность. Однако определяющую роль в

    процессе формирования человека и его сознания сыграли совместный труд и

    складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми.

    Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких

    предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной

    деятельности. Поначалу это было в основ- ном предметно-чувственное сознание

    с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени еще

    носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе еще было

    непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий

    качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления

    орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий

    труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное,

    понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на

    формирование сознания? Прежде всего труд предполагает способность

    целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий,

    ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти

    моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая

    особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала

    деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как

    внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую

    очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда.

    Труд, связанный с изготовлением орудий труда, опять-таки «работал» на

    формирование абстрактного мышления, поскольку он требует абстрагирования от

    непосредственных, биологических потребностей, так как направлен на создание

    лишь средств удовлетворения этих потребностей. Кроме того, труд требует

    определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в

    сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем

    необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В

    процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические

    операции, например, анализа и синтеза, вырастающие на основе практического

    анализа и синтеза. Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не

    мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда,

    поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием

    языка. Язык возник из потребности общения и координации действий членов

    первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как

    и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и

    закреплял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения

    словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через

    посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов

    коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил

    важнейшим средством передачи социального опыта от поколения к поколению,

    обеспечивал аккумулирование этого опыта и тем самым точно так же

    способствовал развитию сознания. А в тесной связи с трудом и языком

    важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его

    членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколения

    к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность

    процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная

    речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны

    постепенно превратился в человеческий мозг. Итак, сознание как свойство

    высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в

    обществе и непрестанно развивающийся на базе труда и всей системы

    общественных отношений между членами общества. Теперь, когда мы рассмотрели

    процесс становления человеческого сознания, вскрыли роль труда и языка в

    этом процессе, остановимся несколько более подробнее на вопросе о

    соотношении языка и мышления.

    6.5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.

    Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с

    развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения

    на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы

    звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя

    общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и

    сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако,

    и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

    Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей,

    выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное

    отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без

    материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и

    выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь

    представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями,

    чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но

    язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и

    оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и

    потому выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже

    тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы.

    Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это

    знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о

    конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может

    выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов,

    т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента,

    накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления,

    чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут

    стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется

    мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе

    обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой

    информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к

    обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С

    возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах

    и т.д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность

    поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры. Итак,

    сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и

    мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как

    значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак -

    средство выражения и закрепления мыс- ли, средство и передачи ее другим

    людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и

    формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному

    составу - национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления

    просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль,

    выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том,

    что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом

    вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в

    соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи

    письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между

    людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития

    познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире

    использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете,

    все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и

    расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых

    систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии,

    физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того,

    формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в

    последнее время и формализованные языки программирования (Бейсик, Алгол,

    Фортран и т.д.). Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны.

    Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов,

    свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные

    языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия,

    выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения, и

    выражения объемного мысли - тельного материала. Наконец, искусственные

    языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные

    языки едины, интернациональны. Завершая анализ проблемы сознания,

    необходимо еще раз кратко остановиться на его общественной природе.

    Сознание возникает и развивается в той системе бытия, которая выступает как

    человеческий способ существования в мире. Этим способом бытия является

    деятельность, прежде всего практическая, преобразующая деятельность. В ходе

    этой деятельности человек создает «вторую природу», человеческую среду

    обитания, созидает культуру. Опыт этого созидания и находит свое выражение

    и отражение в человеческом сознании. Но само созидание второй природы, а

    значит, и культуры имеет общественную природу и осуществляется через

    коллективную деятельность. Поэтому и формы отражения сознания носят

    социальный характер, выступают как коллективные отражения. Иными словами,

    индивид, лишь будучи включенным в определенные социальные образования и в

    их деятельность, способен приобщаться к этим «коллективным отображениям».

    Проще говоря, индивидуальное сознание приобщается к общественному не через

    пассивное отражение, а через включение в реальную совместную деятельность и

    в конкретные формы общения в ее ходе. Так закладывается основа закрепления

    в общественном сознании определенных представлений и норм, идеалов и т.д.,

    регулирующих, программирующих отношение человека к природному и социальному

    миру, оказывается возможной совместная деятельность людей данного поколения

    и передача культуры от него последующим поколениям. Сознание, таким

    образом, возникает и формируется в практической деятельности людей как

    необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. А

    поскольку практически - преобразующая деятельность общественного человека

    многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и

    содержание, столь же многообразно в своих формах, выступая как

    экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое,

    религиозное, философское сознание, а также в виде науки. Анализ этих форм,

    а также уровней общественного сознания, духовного производства и духовной

    жизни, в целом духовной культуры предстоит осуществить позднее, в процессе

    рассмотрения философско-социологических проблем.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.