МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сознательное-бессознательное

    структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой

    необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания

    определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

    Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

    познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

    нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

    ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

    искание истины.

    Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

    человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

    человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

    собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

    настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

    аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

    В силу определенного отношения к объекту познания знания получают

    различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое

    выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А

    это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его

    жизненным ориентиром.

    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

    познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

    интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

    как образное выражение, так и чувства.

    Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

    на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в

    дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества

    составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

    сложноструктурированное целое.

    5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

    6. Сознание и мозг.

    Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший

    нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,

    включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с

    ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним

    миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган

    сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

    Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга

    зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг

    первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь

    примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в

    результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой

    сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени

    организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

    формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг

    глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

    Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.

    Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура

    организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда

    повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять

    сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко

    возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных

    отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве,

    оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется

    духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если

    человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

    Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,

    физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют

    о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

    которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

    нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

    всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует

    помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

    5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

    Физиологические механизмы психических явлений не тождественны

    содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в

    виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания

    не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические

    явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,

    отрицающих специфику психического.

    Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

    означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

    нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

    холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

    предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

    идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне

    мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и

    порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,

    “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

    Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

    обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

    человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

    идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

    этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

    нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

    реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

    индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры

    человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому

    никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя

    -объективная, а сознание - субъективная реальность.

    Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

    существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

    есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -

    это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная

    истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает

    и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

    Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-

    физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект

    находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.

    Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,

    полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается

    принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть

    познано через формы своего выявления в чувственно-практической

    деятельности.

    Субъективный образ как знание, как духовная реальность и

    физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные

    явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую

    тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как

    субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и

    материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две

    субстанции - духовную и материальную.

    Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

    Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

    Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

    действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

    верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

    5.3. Активность сознания.

    Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

    практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не

    только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

    направлена на активное, творческое преобразование действительности.

    Содержание сознания обязательно так или иначе практически

    реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея

    - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно

    быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

    Творческая деятельность сознания тесно связана с практической

    деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием

    внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают

    характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет

    потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в

    идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели

    формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до

    высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических

    идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая

    способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание

    стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

    способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными

    потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности

    человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе

    целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и

    стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

    Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой,

    объективным миром и предполагают его.

    Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

    существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

    мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале

    нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно

    изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном

    пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей

    возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым

    шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает

    чудесной способностью новаторства, творчества.

    Признание активного, творческого характера сознания является

    необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты

    и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

    сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

    воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

    идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины,

    сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины:

    сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его

    действительность.

    Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

    общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

    овладевая массами, становятся “материальной силой”.

    6. Общественное сознание и его преобразовательная

    сила.

    Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

    природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

    этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

    практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

    наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

    собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

    Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

    сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

    Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

    с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

    трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

    которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

    сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

    Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

    возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

    существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

    только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

    В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

    общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

    без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

    Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

    творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

    отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

    творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

    наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

    существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

    подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

    социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

    преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

    Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

    традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

    сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

    общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

    Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

    нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

    взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

    самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

    развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

    воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

    опосредованный характер - через государство, политические, правовые

    отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

    приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

    возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

    общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

    бытие.

    Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

    представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

    процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

    его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

    людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

    только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

    заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

    которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

    любого общественного устройства.

    Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

    (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

    т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

    разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

    общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

    сумму понятий “сознание” и “общественное”.

    Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

    общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

    закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

    общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

    процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

    общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

    вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

    отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

    ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

    общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

    индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

    тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

    духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

    человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

    7. Заключение.

    В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо

    резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

    1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

    свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

    логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

    2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

    3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

    4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

    Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

    сознания.

    5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

    - человеческого мозга.

    6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

    единое целое.

    7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

    действительность. Оно активно.

    Список литературы.

    Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

    К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

    2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

    вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

    3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

    Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

    План реферата.

    I. Введение.

    II. Основная часть.

    3. Отражение как всеобщее свойство материи.

    4. Отражение и информация.

    5. Формы отражения. Определение сознания.

    3. Происхождение сознания.

    1. Роль труда в формировании сознания.

    2. Роль языка и общения в формировании и развитии

    сознания.

    3. Структура сознания.

    4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

    5. Сознание и мозг.

    6. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

    7. Активность сознания.

    8. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

    III. Заключение.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.