МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специфические особенности реального общения у подростков

    психическими состояниями и служит средством их выражения.

    В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования

    не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного

    наблюдения, индивидуально – психологических и социально – психологических

    характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается

    внутренний мир личности, осуществляется формирование психического

    содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро

    научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся

    обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. В социально-

    психологических исследованиях разработаны различные классификации

    невербальных средств общения, к которым относят все движения тела,

    интонационные характеристики, голоса, тактильное воздействие,

    пространственную организацию общения.

    Таким образом, невербальное общение не предполагает использование

    звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

    Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через

    прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные,

    слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого

    лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются

    врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания

    на эмоциональном и поведенческих уровнях, не только с себе подобными, но

    и с другими живыми существами.

    Вербальное общение – присуще только человеку в качестве обязательного

    условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным

    возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения,

    хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие

    вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные

    средства коммуникации.

    ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

    В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких

    как:

    новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства.

    То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным. Потеряв

    прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи

    со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.

    Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В

    сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной

    успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная

    утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от

    старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы

    от радужных надежд к унынию и пессимизму.

    Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий

    интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими

    замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах

    окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и

    невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит

    к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать

    от пониженной самооценки ( феномен «гадкого утенка», придавать чрезмерное

    значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми,

    домоседами), своими переживаниями ( главным стержнем подростковых

    переживаний является поиск нравственных ценностей, смысла жизни).

    Вероятно, никогда больше человека столь остро не тревожат проблемы

    нравственных ценностей и норм, как они волнуют подростка. Также нелегко

    подростку на нравственном распутье найти правильную, самую разумную

    дорогу. Переживания эти часто глубоко запрятаны и непонятны взрослым.

    Подростку трудно, потому что он видит то, что ещё не видит ребенок, но

    уже не замечает взрослый, ко многому привыкший и притерпевшийся. И

    поэтому подросток становится одиноким в своих исканиях и очень часто

    погружается в свой собственный мир, свои мечты.

    У ребят подросткового возраста, появляется критическое отношение к

    прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди –

    родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми

    сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители

    не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую

    крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей,

    но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них.

    В отношении к окружающим, начинает часто сказываться какое – то

    нарочитое неуважение, запальчивая небрежность, заносчивость, нередко

    переходящая в форму навязчивого желания поучать других людей. Подросток

    преисполнен особой веры в то, что ему удастся то, что не удавалось

    другим.

    У подростка по мере его созревания исчезает детская простота отношений,

    взаимная доверчивость. Общение мальчиков и девочек приобретает некоторую

    напряженность, которая со временем смягчается.

    В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более

    уверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их

    выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при

    правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям.

    Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты

    подростка :

    1) непримиримость ко злу , эмоциональное неприятие его с одной стороны,

    сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;

    2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит,

    когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания.

    Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальш, болезненно

    реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к

    тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто

    предосудительное;

    3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое,

    романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться

    подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;

    4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и

    ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.

    Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их

    в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить

    свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться

    показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается

    беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто

    поступает наперекор им;

    5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая

    восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней.

    Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся

    ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур

    чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических

    сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно

    растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у

    каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя

    игнорировать.

    2.1 НОВООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

    Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно считают

    главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.

    Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться

    взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет

    ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная

    потребность в признании его взрослости окружающими.

    Виды взрослости изучены и выделены Т.В.Драгуновой:

    1) Подражание внешним признакам взрослости – курение, употребление вина,

    особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде, прическе, способы

    отдыха, развлечений и другое. Это самые легкие способы достижения

    взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой

    жизни социологи называют « низкой культурой досуга», при этом

    познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая

    установка, чтобы весело провести время с соответствующими ей жизненными

    ценностями;

    2) Равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это

    сила, смелость, мужество, воля, выносливость, верность в дружбе и тому

    подобное. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом;

    3) Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и

    взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место

    помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих

    трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь

    забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности.

    4) Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-

    то знать и уметь по настоящему. Это стимулирует развитие познавательной

    деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы

    (кружки и т.п.). Значительный объём знаний у подростков – результат

    самостоятельной работы. Учение приобретает у подростков личный смысл и

    превращается в самообразование.

    Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми

    зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,

    несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает

    такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда

    противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым

    и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем

    подтвержден и оправдан. В период подросткового возраста наблюдается

    бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную

    оценку.

    А. Буземан посвятил два специальных исследования развитию рефлексии и

    связанного с ней самосознания в переходном возрасте. Первое исследование

    Буземана показало большое различие в развитии и структуре самосознания и

    личности подростка в зависимости от социальной среды, к которой он

    принадлежит. На основе проведенного исследования Буземан сделал вывод,

    что развитие функций самосознания совершается в шести различных

    направлениях, из которых и складываются в основном главнейшие моменты,

    характеризующие структуру самосознания подростка.

    Первое направление есть просто рост и возникновение собственного образа.

    Подросток начинает всё более и более узнавать самого себя. Это знание

    становится всё более обоснованным и связным. Здесь существует много

    промежуточных ступеней между совершенно наивным незнанием себя и богатым

    углубленным знанием, которое выявляется иной раз у подростка к концу

    периода полового созревания.

    Второе направление в развитии самосознания ведет этот процесс извне

    вовнутрь. Буземан говорит, что вначале дети знают только свое собственное

    тело. Лишь в 12-15 лет возникает сознание, что существует внутренний мир

    и у других людей. Собственный образ переносится вовнутрь. Сначала он

    охватывает сновидение и чувство. Важно, что развитие во втором

    направлении не идет параллельно с нарастанием самосознания в первом

    направлении.

    Третье направление развития самосознания – его интегрирование. Подросток

    все более начинает сознавать себя как единое целое. Отдельные черты все

    более становятся в его самосознании чертами характера. Он начинает

    воспринимать себя как нечто целое, а каждое отдельное проявление – как

    часть целого. Здесь мы наблюдаем, ряд качественно различающихся друг от

    друга ступеней, которые постепенно проходит ребенок в зависимости от

    возраста и социальной среды.

    Четвертым направлением развития самосознания является отграничение

    собственно личности от окружающего мира, сознание отличия и своеобразия

    своей личности. Чрезмерное развитие самосознания в этом направлении

    приводит к замкнутости, к мучительным переживаниям, которые часто

    отличают переходный возраст.

    Пятая линия развития состоит в переходе к суждениям о себе по духовным

    масштабам, которые начинают применяться подростком для оценки своей

    личности и которые заимствуются им из объективной культуры, а не

    обосновываются просто биологически. Буземан говорит, что до 11 лет

    ребенок судит себя по шкале: сильный – слабый; здоровый – больной;

    красивый – безобразный. Некоторые подростки в 14-15 лет часто остаются

    ещё на этой ступени биологической самооценки. Но при сложных общественных

    отношениях развитие очень быстро идет вперед. Центр тяжести переносится

    на ту или иную способность к действию. За стадией «зигфридовой морали»,

    согласно которой телесные добродетели и красота составляют все, в

    развитии ребенка следует мораль умений. Ребенок горд тем, что он умеет

    делать то или другое, благодаря чему он может снискать уважение взрослых,

    полагает Буземан.

    Под влиянием взрослых, которые выдвигают формулу «ты должен нам

    повиноваться», ребенок вступает в стадию оценки, которая определяется

    тем, что, хотят от него взрослые. Всякий так называемый хорошо

    воспитанный ребенок проходит эту стадию. Многие дети, в том числе

    девочки, останавливаются на стадии морали повиновения.

    Следующая ступень в развитии приводит к коллективной морали и достигается

    подростками только в 17 лет и то не всеми.

    Шестая – и последняя – линия развития самосознания и личности подростка

    заключается в нарастании различий между индивидами, в нарастании

    интериндивидуальной вариации. В этом отношении рефлексия разделяет

    участь остальных функций. По мере все более зрелого развития задатков и

    большей длительности влияния среды люди становятся все менее похожими

    друг на друга. До 10 лет находятся незначительные различия в

    самосознании деревенского и городского ребенка, в 11-12лет эта

    дифференциация становится яснее, но только в переходном возрасте,

    различие среды приводит к полному выражению различные типы в структуре

    личности.

    Следующим новообразованием характерным для подросткового возраста

    является «самоопределение». С субъективной точки зрения оно

    характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и

    конкретизируются в новой общественно значимой позиции. Самоопределение

    возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью

    решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого

    прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим.

    Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях

    субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств,

    оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с

    выбором профессии. Как отмечала Л.И.Божович подлинное самоопределение не

    заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связано с

    формированием внутренней позиции взрослого человека и возникает

    значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического

    развития личности ребенка. В конце переходного периода самоопределение

    характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и

    стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего

    назначения в жизни.

    Подводя итог, можно сказать, что отрочество – это детство, так как не

    готово ещё юное существо к зрелой жизни, а также к ответственной,

    самостоятельной социальной активности, но это особый период детства,

    когда подросток осознает все свои внутренние движения и внутренне как бы

    выпрямляется во весь рост.

    ГЛАВА 3 ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ И С РОДИТЕЛЯМИ, И ЕГО РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ

    И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА

    В отрочестве, общение со сверстниками приобретает совершенно,

    исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства

    подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу

    социальных отношений.

    В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии

    на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение

    окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается

    настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних

    обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте,

    становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит от

    родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не

    родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме

    отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких

    обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и

    достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме,

    даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его

    право выбора и его свободу.

    В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою

    личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти

    стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он

    отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по

    отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.