МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей

    Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей

    СОДЕРЖАНИЕ:

    | |Введение ……………………………………………………….. |2 |

    |I. |Глава. Исследование эмоций и чувств в зарубежной и |4 |

    | |отечественной психологии ………………………………………….. | |

    |1.1. |Изучение эмоций: проблемы и трудности …………………… |4 |

    |1.2. |Понимание эмоций и чувств зарубежными психологами …... |6 |

    |1.3. |Проблема эмоций и чувств в отечественной психологии …… |10 |

    |1.4. |Особенности эмоций и чувств у школьников ………………... |15 |

    |1.5. |Краткий обзор исследований эмоций в специальной психологии| |

    | |……………………………………………………………. |20 |

    |1.6. |Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального| |

    | |ребенка ……………………………………………………. |25 |

    |II. |Глава. Экспериментальное исследование эмоций и чувств у | |

    | |нормальных и аномальных детей ……………………………... |29 |

    |2.1. |Характеристика базы исследования …………………………... |29 |

    |2.2. |Характеристика методик ………………………………………. |31 |

    |2.3. |Результаты исследования ……………………………………… |35 |

    | |Выводы …………………………………………………………. |38 |

    | |Рекомендации …………………………………………………... |39 |

    | |Библиография …………………………………………………... |42 |

    | |Приложения …………………………………………………….. |44 |

    ВВЕДЕНИЕ.

    Когда предметом обсуждения становятся эмоции и чувства не приходится

    указывать, что имеется в виду. Как специфические субъективные переживания

    порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит,

    эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов

    его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному

    жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно

    тонко понимаются.

    Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влияние

    на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональной природы

    затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой.

    У людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного

    самоконтроля, эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и

    отчётливостью. Результаты влияния эмоций у этих людей могут быть самые

    различные: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния

    здоровья, поэтому возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у

    нормальных и аномальных детей.

    В обосновании АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы, главным является то, что

    формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств

    содействует более повершенному отношению человека к окружающему миру,

    природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой

    личности.

    НОВИЗНА данного исследования в том, что исследования эмоционального

    состояния аномального ребенка на очень низком уровне, а, следовательно,

    формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование

    потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

    ЦЕЛЬ: на основе исследований специфик эмоций и чувств у нормальных и

    аномальных детей определить основные направления действий по дальнейшему

    исследованию проблемы в дипломной работе.

    Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

    1. Провезти анализ литературных источников по проблеме.

    2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

    3. Провести анализ результатов исследования.

    4. На основании результатов исследования подготовить практические

    рекомендации.

    ГИПОТЕЗОЙ нашего исследования является предположение о том, что при

    интерпретации результатов аномальных детей будет проявляться специфика их

    эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от

    эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

    ОБЪЕКТОМ исследования являются эмоциональные состояния нормальных и

    аномальных детей.

    ПРЕДМЕТОМ исследования выступает специфика эмоций и чувств у

    нормальных и аномальных детей.

    Выборочная совокупность: 30 человек:

    1. 15 человек - аномальные дети (13 лет вспомогательная школа-

    интернат для умственно отсталых детей). Диагноз: умственная отсталость в

    степени дебильность.

    2. 15 человек - нормальные дети (13 лет общеобразовательная школа-

    интернат № 2). Методики: 1. «Изучение высших чувств».

    2. «Шкала одиночества».

    3. «Эмоциональная память».

    4. «Шкала тревоги».

    ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ :

    Эмоциональный тон - проявление эмоций человека.

    Олигофрения - умственная отсталость в степени дебильность.

    Эмоции - непосредственное переживание отношения человека к предметам и

    явлениям действительности.

    Аффект - в переводе с лат. - душевное волнение, возбуждение;

    кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая

    характер эмоционального взрыва..

    ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

    ПСИХОЛОГИИ.

    1.1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ.

    Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен

    внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию

    эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытке

    осмыслить их в рамках психологической теории.

    Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями

    проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к

    эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении

    процессов жизнедеятельности.

    Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым

    рядом причин. Прежде всего тем, что когда речь идёт об эмоциях, то здесь

    наблюдается особый случай: они являются самой интимной специфической

    характеристикой психического. Именно в этом отношении эмоции может быть

    даже превосходят по своему значению компонент интеллекта; ведь во всяком

    случае современные ЭВМ, которые успешно воспроизводят ряд функции

    интеллекта, в принципе лишены какого бы то ни было подобия эмоциональности.

    Вот почему в силу того, что эмоции это явления глубоко человеческие,

    глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще систематически

    исследовать?

    Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстве

    регулярность?

    Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственно

    психологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика и

    особенно этика.

    На рубеже нашего века, когда с развитием техники расширились

    возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий

    поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, ограничения, вполне

    естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и

    на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию,

    оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций,

    втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла

    системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность

    на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем,

    которые возникают в сфере воспитания межличностных отношений, аномального

    развития личности и в ряде других областей, практической деятельности

    человека. Ведь бесспорным является факт, как подчёркивал Г.Х. Шингаров, что

    "...эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для

    привития ей социально-значимых черт. Нравственно воспитанным человеком

    является не только тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у

    кого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющие

    сердцевину человеческой личности (40, 443).

    Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь

    человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и

    кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решительным поворотам в жизни

    и тому подобных явлений могло бы способствовать решению задачи

    общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов,

    психических функций в целостную личность.

    Как отмечает В.К. Вилюнас «Одно представляется бесспорным; даже если

    в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения проблемы эмоций

    разработка общей теории психического невозможна» (11, 6).

    Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг связанных с

    эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и

    экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи,

    важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим

    опытом, накопленным в психологических лабораториях, «...чтобы глава об

    эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует

    положению и значению эмоций в реальной жизни», как подчёркивал В.К. Вилюнас

    (11, 56).

    1.2. ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ.

    0б односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то

    мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт,

    Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд);

    «активационная-энергетическая» (Спенсер). И хотя эти теории основаны на

    заслуживающих доверия показателях, существуют и другие, не менее важные

    данные.

    За последнее время накоплено большое количество фактов,

    систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый

    опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже

    начинают проступать очертания целостной системы.

    Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений

    принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является

    Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий,

    которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и

    ощущениями. Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентность

    структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт

    выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три

    основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-

    успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его

    трёхмерной теории чувствований.

    Теория Вундта критиковалась американским психологом Титче-нером,

    который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве

    чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств:

    удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал.

    Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является

    свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства:

    качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не

    что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в

    различной степени наши ощущения.

    Представители интроспективной психологии по-разному определяли

    основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено

    особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти

    адекватное решение данных проблем.

    Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский

    психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее

    тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует

    телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции.

    Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по его

    мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых

    некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны,

    вследствие сходства и совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал

    свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию,

    известную ныне, как и «теория Джемса-Ланге». Это физиологическая теория,

    которая имеет значение и поныне. Согласно ее, эмоциональное состояние

    является производным от состояния периферических органов. Джемс делит

    эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные с

    состоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции,

    связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеет

    некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущении, но в

    целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок.

    Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Дже-мса-Ланге.

    По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций,

    проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видно

    Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории

    интроспективные элементы.

    Центральная теория эмоциональных переживаний, которая получила

    название "таламической теории Коннона и Барда", была выдвинута в противовес

    идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой

    теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими

    в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало

    плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным

    открытиям.

    Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего

    структурного аспекта этих явлений.

    Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции.

    Так, Мак-Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного

    поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного

    поведения животных и людей являются инстинкты. Эмоция направляет индивида к

    определённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоция

    содержит в себе импульс к действию, но как человек будет себя вести в

    конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других

    психических образований – сложных чувств. Теория Мак-Дауголла не получила

    большого распространения.

    В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций

    является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который

    исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить,

    каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания,

    познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические

    исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих

    эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с

    познавательной способностью и деятельностью человека.

    Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие,

    критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не

    рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в

    отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.

    Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области

    эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал

    теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об

    эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности,

    в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение,

    знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный

    процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает

    в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных

    функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта

    в целом.

    Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу

    эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии.

    1.3. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

    Психические процессы представляют собой специфический продукт

    деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении

    окружающей действительности.

    "Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное.

    Это особого рода функциональные состояния.

    Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественные

    психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и

    явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов:

    1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).

    2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).

    3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).

    Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается в

    переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что "чувства

    выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он

    познаёт и делает" (30, 385). Чувства выражают состояние субъекта и

    отношение к объекту. "Психические процессы взятые в конкретной целостности,

    - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-

    волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в

    них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их

    субъекта, для его жизни и деятельности. С.Л. Рубинштейн (264).

    Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции

    (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру.

    Якобсон П.М. считает, что "...человек не пассивно, не автоматически

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.