МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специфика эмоций и чувств у нормальных и аномальных детей

    изучение личности аномального ребёнка в целом. Формирование личности

    прослеживается в процессе овладения ребёнком знаниями, в зависимости от

    педагогического воздействия, которые использует ребёнок в коллективе,

    работающем под руководством воспитателя.

    Развитие школьников прослеживается в их своеобразии и служит

    улучшению практики воспитания и обучения аномальных детей. Большое внимание

    вопросу о взаимоотношении обучения и развития уделяется в исследованиях,

    проводимых под руководством Л.В. Занкова.

    Л.В.Занков на примере изучения школьников, показывает огромное

    влияние правильно организованного обучения на развитие познавательной

    деятельности детей.

    Особенности развития умственно отсталого ребёнка показаны в работах

    И.М. Соловьёва, Т.М. Дульнева, М.И. Феофанова, В.Г. Петровом, В.И.

    Пинского. Интересный материал к методике психолого-педагогического изучения

    ребенка представлен в ряде исследований В.Я. Василевской. В настоящее время

    наметилось три главных аспекта изучения олигофрении: биологический,

    клинический и аспект социальной реадаптации. Эти вопросы отражены в ряде

    работ отечественных психологов-исследователей (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер,

    О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф.

    Шалимов, В.М. Явин и др.)

    Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской

    психиатрии с такими сложными науками, как эмбриология, биохимия,

    медицинская генетика, цитогенетика, иммунология, нейрофизиология.

    Исследованиями К.Н. Назарова, М.Г. Блюминой, А.А. Прокофьева-

    Бельговская и др., доказало, что генетическим фактором принадлежит ведущая

    роль среди многочисленных причин врожденного слабоумия.

    Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего

    расчленения олигофрении, представляющих особую группу их различных по

    этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические

    формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и

    психопатологической картины с использованием современных методов

    исследования.

    Отечественные авторы (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.)

    подчеркивают, что ведущим признаком при олигофрении всех форм и степеней

    является недоразвитие познавательной деятельности, в особенности мышления.

    Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость

    разработки посильных для лиц с явлениями слабоумия трудовых рекомендаций. В

    своих трудах известный психолог Л.С. Выготский, подчеркивал, что при

    установлении трудового прогноза необходимо учитывать не только то, что

    пострадало, но и то, что сохранено. Это положение было подтверждено в

    работах некоторых психиатров: Т.А. Гейгер, Д.Е. Мелехова.

    Следует подчеркнуть, что только на основе комплексных исследований

    возможна разработка адекватных клиническому состоянию и возрастным

    особенностям олигофренов дифференцированных социально-реадаптационных

    мероприятий.

    В настоящее время собственно психологические вопросы развития

    познавательной деятельности, эмоциональной сферы активно изучаются рядом

    отечественных исследователей (Б.И. Пинский, И.М. Соловьёва, В.Г. Петрова).

    Разрабатываются также методы экспериментально-психологического исследования

    детей с целью выявления умственной отсталости и её качественных

    особенностей (М.К. Кононова, Э.А. Коробкова, А.Я. Иванова, Э.С. Мандрусова,

    Л.В. Викулова, И.А. Коробейникова и др.)

    Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепция

    психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С.

    Выготский – один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс

    развития умственно отсталого ребёнка как единым процесс, где последующий

    этап развития зависит от предыдущего. А каждый последующий способ

    реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С.Выготский указывает на

    необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития.

    Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно

    отсталого ребёнка из основной причины его отсталости – факта поражения его

    головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные

    особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной

    причине.

    Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственно

    отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию,

    принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но

    фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших

    функций " (10, 29).

    И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е.

    когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно

    усваивать культуру человечества.

    Л.С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию

    психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла

    своей актуальности и сегодня.

    На современном этапе разрабатываются вопросы дифференциации

    индивидуального подхода при обучении и воспитании детей, у которых

    умственная отсталость вызвана этиологическими факторами и психическое

    состояние которых также различно. Рассматриваются также сложные вопросы

    формирования личности и характера умственно отсталых детей.

    Достаточно хорошо изучены особенности мышления, восприятия, памяти,

    речи, особенности психического развития аномального ребёнка. Но остаются, в

    частности еще малоизученные эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка.

    В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И.

    Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих

    работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается

    лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной

    сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо и

    апосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции

    имеющихся недостатков.

    Каковы же они эти особенности? Что представляет собой эмоциональная

    сфера аномального ребёнка?

    1.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ АНОМАЛЬНОГО

    РЕБЁНКА.

    Развитие аномального ребёнка понимается как сложные процесс, при

    котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций,

    необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип

    аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем

    психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает

    нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства

    нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, что

    оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это

    нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например

    зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи,

    двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может

    вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие

    ребёнка.

    Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно.

    Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии

    (неполноценностью зрения, слуха, речи, умственной недостаточностью),

    тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особенностью

    компенсации дефекта, которая зависит и от характера обучения и воспитания,

    и от особенностей общения аномального ребёнка с окружающими детьми и

    взрослыми.

    Без глубокого психологического исследования невозможно учесть

    особенности аномального развития ребёнка. Этим занимается отрасль

    психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей

    специальной психологии является психология умственно отсталого ребёнка (или

    олигофрения).

    Психология ребёнка олигофрена занимается изучением своеобразия

    развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его

    личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера

    обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться

    при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

    Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является

    незрелость его эмоциональной сферы.

    Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У

    ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений

    способствует своеобразному психопатологическому формированию характера,

    новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного

    психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно

    отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное

    значение.

    Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет

    своей жизни развиваются.

    С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что "Психика развивается даже при самых

    глубоких степенях умственной отсталости... Развитие психики – это специфика

    детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию

    организма" (31, 42).

    Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное

    развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся,

    прежде всего, в незрелости.

    Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в

    первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и

    интеллекта.

    У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко

    проявляется в игровое деятельности.

    Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в

    игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью

    приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается

    важным диагностическим показателем умственной отсталости" (18, 9).

    Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты

    потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные

    интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов

    деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию

    непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами

    нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная

    возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие

    опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-

    олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

    Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче

    проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи,

    требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

    Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют

    места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно

    новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок

    развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает

    в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей

    деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом

    становятся указания учителя.

    Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны

    малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С.

    Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы,

    ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или

    неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или

    иного раздражителя" (21, 41).

    То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет

    дифференцированных тонких оттенков переживаний.

    Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных

    потребностей.

    Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка – олигофрена

    (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и

    непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на

    другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в

    поведении и играх, следуют за другими детьми.

    Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные

    воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная

    лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

    Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость,

    примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование

    высших чувств.

    Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и

    воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных

    свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического

    дефекта.

    II. ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У

    НОРМАЛЬНЫХ И АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ.

    2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    Общеобразовательная школа-интернат №2 находится по адресу: г.

    Мариуполь, переулок Космический, 1. Здание школы строилось 50 лет назад,

    имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате №2 дети

    находятся круглосуточно, только на выходные уезжают по домам.

    В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал,

    медики, социолог, логопед и даже есть штатный психолог. Все педагоги и

    воспитатели имеют высшее образование и большинство из них высшую степень

    квалификации.

    Всего в школе обучается 1500 учеников: 2 – первых класса, 3 – вторых

    класса, 3 – третьих класса, 3 – пятых класса, 2 – шестых класса, 3 –

    седьмых класса, 3 – восьмых класса и 2 - девятых класса.

    Имеются классы, в которых обучение ведется на украинском языке.

    В администрацию школы входят 4 человека: директор, завуч, старший

    воспитатель и педагогический организатор.

    Вспомогательная школа-интернат для умственно отсталых детей, тоже

    находится в г. Мариуполе по адресу: проезд Шопена, 4.

    Здание школы было изначально построено с двумя корпусами: спальным и

    учебным, но недавно, второй корпус отделили и заняли под общественную

    школу №24.

    Во вспомогательной школе не большой, но высококвалифицированный

    педагогический и воспитательский состав. Почти все преподаватели имеют

    специальное дефектологическое образование.

    Всего в школе 900 учеников. У всех поставлен диагноз: умственная

    отсталость в степени дебильности. В классах по 13 – 15 человек, что

    предполагает индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

    На 4-м этаже расположен спальный корпус, на 3-м и 2-м – учебные

    классы, на 1-м: вся администрация, столовая, кабинет психолога. Так как в

    школе обучаются больные дети, то за ними постоянно ведут наблюдение

    психиатр, детский педиатр и 2 медсестры.

    Большое внимание уделяется социально-бытовой ориентации учащихся. Во

    дворе здания имеются отдельные постройки, предназначенные для уроков труда.

    2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК.

    МЕТОДИКА "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ".

    ЦЕЛЬ: Установить зависимость производительности запоминания от

    чувств.

    Необходимый материал: Список из 30 слов:10 из них связаны с чувством

    удовлетворения (обозначаются знаком "+"), 10 – с чувством неудовлетворения

    (обозначаются знаком "–"), и нейтральные 10 (обозначаются знаком "О").

    |Бумага (О) |Любовь (+) |Злодей (-) |

    |лампа (О) |число (О) |буква (О) |

    |стипендия (+) |мечта (+) |театр (+) |

    |печаль (-) |мел (О) |грязь (-) |

    |цветок (+) |поэзия (+) |измена (-) |

    |танцы (+) |змея (-) |карандаш (О) |

    |стенка (0) |война (-) |драка (-) |

    |свидание (+) |дом (О) |поцелуй (+) |

    |экзамен (+) |ненависть (-) |смерть (-) |

    |окно (О) |торт (+) |тетрадь (О) |

    Методика выполнения: Экспериментатор просит учащихся внимательно слушать и

    запоминать те слова, которые он прочитает. Читает

    внятно, медленно. После того, как слова прочитаны,

    испытуемый записывает те из них, которые запомнил.

    Порядок записи не имеет значения. Затем

    экспериментатор ещё раз читает слова, а учащиеся

    обозначают у себя количество правильных слов,

    связанных с чувством удовл., неудовл., нейтральных.

    Сравнивая полученные результаты, испытуемый

    выясняет, оказывают ли чувства влияние на

    запоминание, если оказывают, то как.

    ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА.

    Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, М. Фергюсоном, Л.

    Пепло.

    ЦЕЛЬ: Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего

    одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с

    тревожностью, социальной изоляцией депрессией, скукой. Необходимо различать

    одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к

    одиночеству, потребность в нём.

    Инструкция: "Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.