МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Способности

    Способности

    Содержание

    Глава 1. Определение способностей 1

    Глава 2.Структура способностей 2

    Глава3. Уровни развития способностей 2

    Глава 4. Виды способностей и их характеристики 3

    Глава 5. Задатки и способности 5

    5.1.Понятие о задатках 5

    5.2. Типы нервной деятельности как задатки 6

    5.3. Склонности 8

    Список используемой литературы 10

    Глава 1. Определение способностей

    Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.

    Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той

    или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам

    в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

    При прочих равных условиях( уровень подготовленности, знания, навыки,

    умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный

    человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными

    людьми.

    Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия

    комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

    Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные

    требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная

    система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и

    на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет,

    то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

    Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству

    (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она

    всегда синтез человеческой личности.

    Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой

    личности , отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие

    достижения в ней.

    Глава 2.Структура способностей

    Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и

    ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к

    изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность

    зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство

    линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

    К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника,

    и наконец высокоразвитая образная память.

    К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения.

    Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни,

    производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В

    качестве необходимого фона этой способности выступает определенная

    эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и

    изображаемому явлению.

    Глава 3. Уровни развития способностей

    Будущие поколения должны повышать интеллект, а не только профессиональные

    навыки

    (А. А. Баев)

    Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня

    развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на

    первом уровне развития способностей , обнаруживает высокое умение усваивать

    знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному

    образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое,

    оригинальное.

    Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых ,

    следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает

    элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную,

    без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития

    способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе ,

    овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек

    «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и

    структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали

    с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли

    творчество.

    Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается

    терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в

    практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное

    значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые

    пути в области научных исследований, производства, искусства , литературы.

    Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся

    идей, направлений, способов исследования.

    Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и

    гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например,

    Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности

    развития и гениальности в творческой деятельности.

    Глава 4. Виды способностей и их характеристики

    Кроме уровней, следует выделить уровни способностей по их направленности,

    или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и

    специальные способности.

    Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых

    свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и

    продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов

    деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного

    дарования, так и всестороннего развития личности.

    Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности,

    которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной

    области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной,

    сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности

    к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические,

    организаторские, педагогические и другие способности.

    Специальные способности органически связаны с общими, или умственными

    способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается

    внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь

    развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно

    влияет на развитие интеллекта.

    Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных

    способностей: научных, литературных, математических и художественных.

    Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в

    творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития.

    Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим

    научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не

    только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться

    и недюжинные конструкторские способности ( Жуковский, Циолковский, Эдисон,

    Фарадей и многие другие).

    Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к

    общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально

    развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности

    поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их

    единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той

    области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности.

    Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при

    анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и

    специальные компоненты в каждом отдельном случае.

    Глава 5. Задатки и способности

    5.1.Понятие о задатках

    Советские психологи считают ( Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев)

    считают , что под задатками следует усматривать не столько анатомо-

    физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь

    те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания

    деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически

    определенной деятельностью.

    Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности

    определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого

    музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и

    занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы

    сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и

    склонности.

    Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу

    способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах

    деятельности.

    Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе

    обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно

    раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их

    способности.

    Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими

    особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его

    микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов

    отражения и поведения личности.

    Исследования Н. С. Преображенской и С. А. Саркисова доказали, что имеются

    существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре

    больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности

    в строении клеточных слоев, что , очевидно, не безразлично для

    функционирования головного мозга, и , в частности для проявления

    способностей.

    5.2.Типы нервной деятельности как задатки

    Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических

    особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

    Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и

    являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом

    оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение.

    Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности

    общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень

    чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает

    влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в

    сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют

    образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые

    особенно важны для становления общественной активности и организаторских

    способностей. Слабая нервная система, обладающая , по мнению В. Д.

    Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию

    художественных способностей.

    Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в

    целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие

    особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние

    типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.

    И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная

    система с ее образным отражением действительности, принадлежит к

    художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей

    роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной

    особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И , наконец,

    при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип.

    Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и

    мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство

    людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).

    Художественный тип характеризуется , во-первых, целостью, полнотой и

    живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и

    тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение

    над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-

    третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью,

    аффективностью. И наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над

    эмоциональностью.

    Придерживаясь сути павловского учения о взаимодействии сигнальных систем,

    можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в

    том что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую

    сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая

    сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования

    деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения И. П.

    Павловым сигнальных систем. Оказалось, что левое полушарие осуществляет

    преимущественно второсигнальные функции, а правое – первосигнальные.

    5.3.Склонности

    Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду

    деятельности ( специальные способности) или в повышенной любознательности

    ко всему ( общая способность).

    Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся

    способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, ( или

    взрослого) к определенной деятельности ( рисованию, занятию музыкой).

    Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью

    происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность

    свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию

    способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок,

    например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и

    совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же

    самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

    Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной

    склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности,

    но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов.

    При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто

    созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с

    достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает

    следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без

    наличия потенциальных возможностей развития.

    Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того

    материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое,

    что особенно характерно для большого дарования.

    Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные

    свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в

    условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется

    и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и

    заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.

    Список используемой литературы:

    Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971г.

    Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А.

    Степанова, М., «Просвещение», 1981г

    Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. М., «Знание»,

    1981г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.