МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии

    Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии

    2В В Е Д Е Н И Е

    Отечественная социальная психология открывает свою новейшую

    историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория

    социальной психологии при отделении психологиии Ленинградского

    Университета.Начиная с этой даты, а особенно в последнии годы,

    увеличился поток литературы социально-психологического содержа-

    ния. Возросло несомненно количество переводных изданий стран за-

    падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию обрушился

    поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не

    только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. В

    своей исследовательской работе автор хотел бы по возможности наи-

    более точно дать рецензионную оценку американского учебника Дэвида

    Майерса "Социальная психология". По мнению профессора кафедры со-

    циальной психологии А.Л.Свеницкого "Появление данной работы на

    русском языке, можно считать немаловажным событием для любого из

    наших психологов, ибо впервые он получает западный (американский)

    учебник", а не монографии и сборники, как уже было описано выше,

    захлестнули Россию в последнее время."Учебник Д.Майерса занимает

    немаловажное место, будучи для многих американских студентов пер-

    вой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологичес-

    ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский учебник по со-

    циальной психологии весьма своеобразен.Автор трактует социальную

    психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключи-

    тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми коллегами

    в сфере межличностного познания и социального воздействия.Сильной

    стороной учебника Д.Майерса является и ориентация автора на прак-

    тическое использование социально-психологических знаний.Многие

    .

    - 2 -

    страницы книги посвящены применению социальной психологии в

    юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конф-

    ликтов".

    Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот

    счет профессором А.Л.Свеницким, постараемся в свою очередь дать

    свою характеристику данного учебника, сравнив его его по некоторым

    параметрам с нашими отечественными, такими как "Социальная психо-

    логия" под редакцией Г.М.Андреевой, "Социальная психология" под

    редакцией А.В.Петровского и "Психология общения" М.И.Станкина.

    В своем исследовании автор проводит экскурс по всем основным

    разделам данного учебника, останавливаясь подробно в рассмотрении

    наиболее интересных и новых данных, особенно тех, которые не вхо-

    дят в отечественные учебники по социальной психологии.

    .

    - 3 -

    Социальная психолгия - это научное исследование того, о чем

    люди думают, как они влияют друг на друга и как относяся друг к

    другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психо-

    логии, которая стремится быть более индивидуальной по своему со-

    держанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие об-

    ласти социологии.По сравнению с психологией личности социальная

    психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и бо-

    лее - на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг

    на друга.Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет

    как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как интерпре-

    тируется определение социальной психологии в учебнике Андреевой

    Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, кото-

    рая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обус-

    ловленные включенностью их в социальные группы, а также психологи-

    ческие особенности самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой

    Г.М. "Социальная психология" мы невольно сталкиваемся с очень

    конкретными названиями абзацев,такими как: "дискуссия о предмете

    социальной психологии", "задачи социальной психологии и проблемы

    общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных ин-

    тересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что

    и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от

    проблем общей психологии.В свою очередь учебник Д.Майерса как бы

    не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные формули-

    1. Г.М.Андреева "Социальная психология", Москва: Аспект

    Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.

    .

    - 4 -

    ровки, и последовательность изложения материала переходит очень

    "плавно" от раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Май-

    рс весьма справедливо сопоставил социальную психологию с фразой

    Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете предсказать, что сделает

    любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди-

    виды могут меняться, но процент остается постоянным".

    Социальная психология сталкивается с двумя противоречивыми

    критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна, поскольку удо-

    стоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия

    могут быть использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте-

    ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено-

    мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так

    и с позиции "идущей вдаль", т.е. объяснения последствия данного

    феномена.Приводя достаточно убедительные примеры из всевозможных

    источников, даже из политики, Д.Майерс не только заинтересовывает

    данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма-

    териала очень восприимчивы для запоминания, т.к. подкрепляются,

    как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме-

    ров".Большинство социально-психологических исследований относится

    либо к корреляционным, либо к экспериментальным.Корреляционные

    исследования, для проведения которых иногда используют метод сис-

    тематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, та-

    кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты

    социальные психологи иногда создают ситуации которые затрагивают

    эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать профессиональным

    этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых,

    следовать принципу "не навреди", после завершениыя эксперимента

    полностью раскрывать им любой временный обман.

    .

    - 5 -

    Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные экспери-

    ментов в теории.Лаборатрные эксперимениты позволяют проверить

    идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить

    принципы и результаты в реальном мире.Изложенность данного текста

    о социально-психологических исследований удивляет своей доступ-

    ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных

    терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед

    ним не художественное произведение на заданную тему, а научная

    книга.Подводя краткий итог данной главы исследователь приходит

    к выводу о том, что интерпретация социальной психологии в амери-

    канском учебнике и отечественном отличается.Но отложим на время

    эти первоначальные выводы о вступительной части американского

    учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде-

    ление социальной психологии как науки, изучающей, что мы думаем

    друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала о " Я -

    концепции" и "Самопрезентации".

    Как культура формирует наше чувство "Я"? Кто вы? Вы - уни-

    кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе-

    ние "Я - ...". Элементы вашей Я - концепции, т.е. специфические

    убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва-

    ши же Я - структуры. Структуры - это психические модели, с по-

    мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на то, как мы

    воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя.Рассмот-

    рим, как Я влияет на память, явление известное под названием "Эф-

    фект ссылки на себя". Когда информация применима к нашим Я - кон-

    цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним.Эффект ссылки

    на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение

    самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как

    .

    - 6 -

    центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение

    других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в

    которых играем лишь небольшую роль. Наша Я - концепция включает в

    себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то,

    кем мы могли бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то

    какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст-

    но любимый и любящий Я.Они также заключают в себе Я, которыми мы

    боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие

    возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни,

    к которой мы стремимся. Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я -

    концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с

    Западом". У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших

    семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу-

    важение.У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, са-

    моуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех, кто живет в

    Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство собственного достоинс-

    тва, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и

    способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто не

    знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я

    - концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических западных куль-

    турах, принимают концепцию независимого Я.Другие, часто в Азии и

    культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти противопо-

    ложные идеи способствуют культуральным различиям в социальном по-

    ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель-

    ные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности

    объединил Альберт Бандура в концепцию, названную концепцией само-

    эффективности.Люди с высокой сомоэффективностью более настойчивы,

    менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше учатся.Хотя

    .

    - 7 -

    психологическое исследование и толкование самоэффективности явля-

    ется новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и

    реализацию своего потенциала не нов.Тема "Ты можешь сделать это",

    является бессмертной американской идеей.В процессе переработки ин-

    формации, относящейся к нашему Я, вторгается предрасположение.Мы

    охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и во

    многом считаем себя выше среднего.Такое завышенное мнение о себе

    позволяет большинству из нас наслаждаться преимуществами высокой

    самооценки, хотя есть опасность "задрать нос".Предрасположение в

    пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди сравнивают

    себя с другими.

    У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео-

    ценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или

    поступают также, как мы, - феномен называемый " эффектом ложного

    консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку на-

    ших позиций, считая, что с нами согласно большинство.Можно утверж-

    дать, что ложный консенсус встречается т.к. мы делаем обобщение

    из ограниченной выборки.Что касается наших способностей или ситуа-

    ций, чаще встречается эффект ложной уникальности.Такое воприятие

    отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - по-

    буждения, которая спасает людей от депрессии, но способствует не-

    дооценки и групповому конфликту.

    Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же-

    лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди), так и для ауди-

    тории внутри (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая

    себя как определенный тип человека.Для некоторых сознательная са-

    мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели по шкале

    тенденции к самомониторингу действуеют как социальные хамелеоны,

    .

    - 8 -

    т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситу-

    ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботят-

    ся о том, что о них думают другие.Они больше руководствуются внут-

    ренними ощущениями, поэтому они будут говорить и действовать как

    чувствуют на самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту-

    альна в наше время.В различной степени мы являемся самомонитора-

    ми,мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его,чтобы

    произвести желаемое впечатление.

    Подводя определенные итоги по второй главе мы не можем срав-

    нить с нашими отечественными учебниками те же определения,напри-

    мер,как самоэффективность,самопрезентация или самомониторинг.Их

    нет даже в психологическом словаре А.В.Петровского,возможно они

    имеют другое толкование и другое определение.На мой взгляд Д.Ма-

    йерс слишком углубился в псмхологию личности,задействовав концеп-

    цию самоэффективности А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот-

    тера.Однако в разделе Я - концепция достаточно убедительно был

    описан "эффект ссылки на себя".Самопрезентация представлена здесь

    второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромнос-

    ти и новое определение - самомониторинг.

    Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи

    которых формируются убеждения о социальном окружении,демонстри-

    руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все главы,эта на-

    чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку или ситуации?"

    Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную ошибку атрибу-

    ции т.е.когда мы наблюдаем за кем-либо,именно эта личность нахо-

    дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда мы дейс-

    твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы реагируем,-и

    ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения сильно влияют

    .

    - 9 -

    на то, как интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем

    свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные данные мы

    пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши суждения час-

    то влияет настроение.

    Исследования социальных убеждений и суждений показывают,как

    мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят нас в

    заблуждение.

    Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус-

    тановки",попытаемся сравнить,что имеется ввиду под установками в

    американском и отечественном учебниках.Американский вариант дает

    порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная

    реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается в мнени-

    ях,чувствах и целенаправленном поведении." Установки - это эффек-

    тивный способ дать окружающему миру оценку.Описывая установки

    пользуются одной из трех следующих характеристик:аффект(чувс-

    тва),поведение(намерение),и познание(мысли).Изучение установок

    близко по духу социальной психологии и исторически являлось одной

    из ее задач.В отечественном учебнике дано определение установки

    Узнадзе:"установка является целостным динамическим состоянием

    субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни-

    ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и

    соответствующей объективной ситуацией"(1).

    Однако по определению сравнения можно уже и закончить в связи с

    тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд) и

    1. Г.М.Андреева "Социальная психология", Москва, Аспект

    Пресс, 1997. стр. 289.

    .

    - 10 -

    ее интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в

    другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб-

    нике приобретает более научную направленность,в тоже время как в

    американском учебнике представляется более социолого-психологичес-

    кая тематика.Заметим также,что в учебнике Д.Майерса присутствует

    значительное количество социологических данных.Понятно,что соци-

    альная психология опирается на социологические данные,но социаль-

    ная психология должна оставаться социальной,а не социологичес-

    кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши-

    вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время "размыва-

    ют" ее психологическое содержание.Тем не менее,особого внимания

    заслуживают прикладные исследования социальных психологов приве-

    денные в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже

    на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале

    задается вопрос,затем следует изложение различных точек зре-

    ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается ответ.Этот

    ответ рождает новый вопросы т.д.

    Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест-

    вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения

    клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют ат-

    рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю-

    дей.Примечательно появление новой отрасли - Психология здо-

    ровья,которая исследует связи между болезнью,стрессом и пессимис-

    тическим стилем объяснения.

    Подводя итог первой части книги,тема которой" Социальное мыш-

    ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все раз-

    делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко-

    личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос-

    .

    - 11 -

    тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы

    и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич-

    ности, и особенно в социологию,но как бы поверхностному взгляду

    это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма-

    териала в первой части и предполагать тоже самое по поводу второй

    и третьей частей.

    Вторая часть книги "Социальное влияние",состоит из пяти

    глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава

    "Пол,гены и культура" повествует о гендерных различиях.Наиболее

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.