МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Статус в социологии и социальной психологии

    Статус в социологии и социальной психологии

    В В Е Д Е Н И Е

    Личность изучается комплексом наук.Социология - одна из реша-

    ющих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна

    заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную

    психологию, педагогику и т.д.Вовлекая в круг своих размышлений

    данные самых различных наук, социология, между тем, преимуществен-

    но концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность

    как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носи-

    тель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни,

    социальных взаимодействий, институтов и т.д.

    Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимо-

    действия на человека накладываются определенные функциональные

    обязанности.И вместе с тем он наделяется определенными правами,

    что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "воз-

    награждения", лежащего в основе социальных связей наиболее значи-

    мые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных

    институтов.В этом случае обязательства и права достаточно четко

    регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролиру-

    ется.В данном реферате основной целью является сравнение понятия

    статуса которое мы можем встретить как в социологии так и в соци-

    альной психологии.Используя за основу курс лекций по социологии и

    "Социальную психологию" Дэвида Майерса попробуем сравнить что дан-

    ное определение значит в вышеперечисленных науках.

    Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по

    отношению к другим участникам социального взаимодействия определя-

    ет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе фиксируется

    тот набор конкретных действий,которые должны быть ему предоставлены

    для осуществления своей деятельности.Зная социальный статус конк-

    ретного человека,его социальные функции,мы ожидаем от него,что он

    будет осуществлять исключительно типичный набор действий,обладать

    .

    .

    - 2 - ГГ должен выполнять человек в

    - 2 -

    тем типичным набором качеств и особенностей,которые как нам предс-

    тавляется,необходимы для исполнения этих функций.

    Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный

    институт, а является своеобразным пересечением великого множества

    связей, взоимодействует с другими людьми и выполняет различные

    функции.Особую роль играют генеральные статусы.Первый - статус че-

    ловека, его права и обязанности другой генеральный статус - статус

    члена данного общества, государства (гражданина).Генеральные ста-

    тусы являются фундаментом статусной позиции личности.Статус можно

    обрести от рождения.Это - национальность (русский, башкир и т.д.),

    место рождения (москвич, минчанин, одессит).Подобные статусы назы-

    ваются предписанными.Другие статусы мы преобретаем достигаем, т.е.

    это статусы приобретенные, достигнутые.Это статус учителя или фут-

    болиста, пианиста или жены.

    Статусы могут быть формализованными или неформализованными,

    что зависит от того, в рамках формализованных или неформализован-

    ных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодейс-

    твий - выполняется та или иная функция.Множественность статусов не

    означает их равнозначности.Они находятся в определенной иерархии

    по степени важности социального института, в рамках которого сфор-

    мирован этот статус.Безусловно, что во всех случаях особое значе-

    ние имеет статус личности, связанный с работой, профессией.Хотя

    следует отметить, что иерархия статусов может меняться.Видимо сле-

    дует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая

    срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся

    в особых условиях.

    Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно так как

    именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет человека

    социально.Причем не всегда тот статус, который в качестве главного

    выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, ка-

    кой выделяет в себе как главный сама личность.На этой почве возни-

    - 3 -

    кает немало драматических противоречий внутреннего мира личности,

    неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном

    мнении.Так предприниматель может надеяться, что главное в его со-

    циальной характеристике - материальное положение.Но в общественном

    мнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелей

    решающее значение может приобрести уровень его образования и куль-

    туры.Принятая иерархия статусов представляет собой основу социаль-

    ной стратификации данного общества.Когда мы говорим о ранжировании

    статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных

    за данным статусом.Престиж по сути представляет собой иерархию

    статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мне-

    нии.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется

    под влиянием двух факторов:

    1. Реальной значимости тех или иных функций для развития об-

    щества, воспроизводства его основных структур;

    2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной

    культуре при "взвешивании" социальных функций.

    Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время обладают

    ощутимой независимостью.Социальный престиж статуса играет огромную

    роль в распределении социальных желаний, планов, энергии в особен-

    ности, молодежи.Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприя-

    тия другим своего статуса.И последнее не менее, если не более зна-

    чимо.

    "Статус - положение субьекта в системе межличностных отноше-

    ний, определяющее его права, обязанности и привилегии.В различных

    группах один и тот же индивид может иметь разный статус.Важными

    характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеоб-

    разная мера признания окружающими заслуг индивида."(1)

    1. А.В.Петровский.Психология.Словарь.М.: Политиздат, 1990 г.

    .

    - 4 -

    Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как

    личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то

    люди занимали более низкое положение.Таким образом, одно психоло-

    гическое преимущество любой системы статусов - это ощущение пре-

    восходства.Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали

    тайное удовольствие от чьей-то неудачи - возможно, когда наказыва-

    ли брата или сестру.Предрассудки часто более сильны у тех, кто за-

    нимает невысокое социально-экономическое положение или чье положе-

    ние резко ухудшилось.Возможно люди с более прочным статусом меньше

    нуждаются в ощущении собственного превосходства.Но и другие факто-

    ры, связанные с низким статусом могут также быть причиной предрас-

    судков.Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, данную

    вам в школе ? По сравнению с контрольной группой, чьей самоценке

    ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более вы-

    сокие оценки своей школе и более низкие - университету.По-видимо-

    му, чувство гордости за свою собственную группу и принижение "их"

    также может укреплять собственное Эго.Все это наводит на мысль о

    том, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимос-

    ти, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам

    повышать значимость своего маскулинного образа.Когда просили муж-

    чин - студентов Государственного университета в Вашингтоне прос-

    мотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу,

    мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к силь-

    ным, независимым женщинам.А мужчины с высокой самооценкой отдавали

    предпочтение именно таким.Презрение к "ним" служит и другой цели:

    потребности принадлежать к "своим".Школьный дух единства никогда

    не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до предела

    обостряется соперничество.Чтобы Германия сплотилась вокруг нацис-

    тов, Гитлер использовал "еврейскую опасность".Презрение к "чужим"

    может сплотить группу.

    .

    - 5 -

    Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием.Исследо-

    вание нарушений правил уличного движения, проведенные с помощью 24

    тысяч ничего не подозревающих пешеходов, выявили что частота нару-

    шений обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законо-

    послушных "подсадных" и возрастает до 44% когда "подсадные" начи-

    нают играть роль нарушителей.Милграм (1974 год) сообщает, что в

    его экспериментах на подчинение люди м низким статусом намного

    охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с вы-

    соким статусом.

    .

    З А К Л Ю Ч Е Н И Е

    В заключение уместно было бы привести в пример изречение

    Джеймса Болдуина :"Главное достижение общества (и его беда) состо-

    ит в том, что оно способно убедить людей, которым предоставляет

    низкий статус, будто бы его приговор соответствует реальному поло-

    жению вещей."

    Проведя сравнительный анализ одного и того же определения в

    двух научных дисциплинах приходим к выводу о разном подходе в ин-

    терпритации и значении данного понятия.Несомненно есть и сходства,

    заключающиеся в принадлежности этого понятия к общественному или

    социальному в рамках социологии и социальной психологии.Несмотря

    на то что социологи и социальные психологи имеют дело в некоторой

    степени с одинаковым понятийным аппаратом, иногда используют ана-

    логичные методы исследования, социальные психологи включают в свой

    арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или

    иным фактором.Например, наличием или отсутствием давления со сто-

    роны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату это приве-

    дет.Факторами, которые исследуют социологи обычно трудно или неэ-

    тично манипулировать.

    Следует заметить о "внешней стороне" изучения данного опреде-

    ления в социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный ха-

    рактер, основываясь на теории и социологических исследованиях.

    Характеризуя подход социальной психологии к данному определе-

    нию делаем вывод о совокупности "внешней и внутренней стороны",

    синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшая

    роли в изучении поведенческого компонента.

    .

    - 7 -

    Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

    1. Д.Майерс " Социальная психология" Спб.:Питер,1997.

    2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. "Психология". Словарь.

    М.:Политиздат,1990.

    3. А.Г.Эфендиев "Основы социологии". Курс лекций. М.:Об-во

    "Знание" России,1994.

    .

    П Л А Н

    В В Е Д Е Н И Е

    1. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИОЛОГИИИ.

    2. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

    З А К Л Ю Ч Е Н И Е

    Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.