МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по психологии и педагогике

    Шпаргалка по психологии и педагогике

    1. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.

    Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а

    также научное применение приобретённых знаний. Психология – наука о

    закономерностях развития и функционирования психики как особой формы

    жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о

    психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и

    их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3)

    использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4)

    быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии:

    человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления,

    сознание.

    2. Основные этапы развития психологии.

    «Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука о

    душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном

    употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально

    он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых

    душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек

    легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

    Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в

    17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в

    себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность

    человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая

    экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г.

    – лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В

    20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг

    которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об

    объективных закономерностях проявления и механизмов психики.

    3. Методы психологии.

    Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность –

    соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность –

    это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при

    многократном использовании данного метода. Существует несколько

    классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. –

    организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод

    [многократное обследование одного и того же человека на протяжении

    длительного времени], комплексный метод). 2 гр. – эмпирич. методы

    (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент

    [естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ

    продуктов деятельности). 3 гр. – методы обработки данных ( включает в себя

    количественный и качественный анализ). 4 гр. – интерпретационные методы

    (генетический и структурный анализ).

    4. Психика: основные определения и структура.

    (1) Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ

    объективного мира. Формируется в процессе жизнедеятельности. (2) Психика –

    совокупность психических явлений.

    Психические явления

    Психич. процессы Св-ва личности Психич. сост-я

    (познават., (темперамент, (состояния

    эмоцион., характер, сознания,

    волевые). мотивы,

    эмоциональн.,

    потребности,

    волевые).

    направленность).

    Психич. процессы – пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в

    динамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич.

    явления. Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие,

    память, мышление, воображение. Эмоциональные психические процессы:

    активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон, бодрствование.

    5. Деятельность: понятие и структура.

    Деятельность – целенаправленная активность, процесс взаимодействия человека

    с миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Специфические

    черты деятельности: 1)порождаясь потр-ю, деят-ть управляется осознанной

    целью; 2) деят-ть неразрывно связана с познанием и волей; 3) деят-ть –

    внутренняя (или психич-ая) и внешняя (или физич.) активность человека,

    которая регулируется осознанной целью; 4) деят-ть связана с сознанием =>

    формируясь в деят-ти, сознание в ней же и проявляется; 5) человек в деят-ти

    выступает как личность. Структура деятельности: 1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-

    ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные и

    культурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-ти

    отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные

    потр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ

    (побуждения к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и

    определяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемый

    результат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-

    ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ - процесс, подчинённый

    осознанной цели. Виды деятельности: учение, труд, игра.

    6. Сознание: общая характеристика, виды.

    Высшие психические функции – психич. процессы человека, преобразованные

    под влиянием изменений в обществе, обучения и воспитания. Сознание – высшая

    форма психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание

    – высший уровень психического отображения действительности, её

    представленность в виде обобщенных образов и понятий. Без языка нет

    сознания, язык – общая форма сознания. Сознание развивается у человека

    только в первичных контактах. Главными образующими сознания являются

    значения и мысли. Значение – содержание общего сознания, усеваемого

    человеком. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации. Ядром

    сознания является знание. Св-ва сознания: 1) активность, которая

    обеспечивает целенаправленную деят-ть; 2) направленность на предмет; 3)

    способность к рефлексии ( способность сознания человека сосредотачиваться

    на самом себе – самооценка, самокритика, самоуважение и т.д.); 4)

    мотивационно-ценностный характер; 5) различная степень ясности; 6)

    совместная степень ясности; 7) социальный характер. Виды сознаний:

    сознание, предсознание, бессознательное, самосознание и т.д.

    7. Бессознательное. Самосознание.

    Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов и состояний,

    обусловленных воздействиями, о которых человек не даёт себе отчёта. В

    бессознательном невозможен целенаправленный контроль своих действий,

    невозможна оценка результатов этой деятельности. Бессознательное в личности

    человека – те кач-ва, интересы и потр-ти, которые человек не осознаёт, но

    которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и

    психических явлениях восприятия, влечения, сновидения. Бессознательное

    содержит 3 группы психич. яв-ий: 1 гр. – ошибочные действия (оговорки,

    описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 гр. – непроизвольное

    забывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо или

    косвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 гр. –

    относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью,

    воображение (сновидения, грёзы, мечты). Структура психики человека по

    З.Фрейду:

    Супер-Эго

    Я

    хочу

    Сознание, самосознание

    Я МОГУ

    Бессознательное

    Я ХОЧУ

    В психике чел-ка существует 3 сферы: сознание, бессознательное и

    предсознание. Предсознание – психич. сознание человека, занимающее

    промежуток между сознанием и бессознательным, характеризуется наличием

    смутного осознания и отсутствием волевого контроля. Ид содержит

    инстинктивные влечения и желания, соответствующие принципы удовольствия.

    Эго выполняет задачи самосохранения и адаптируется к воздействиям Ид и

    окружающей среды. Супер-Эго относится к сфере совести (бессознат. совести).

    Те компромиссы, на которые идёт Эго, имеют отношение к формированию

    характера, к выбору профессии, объекта любви и всему тому, что придаёт

    человеку свою неповторимую индивидуальность. Самосознание – форма сознания,

    которая проявляется в осознании самого себя. Самосознание является мощным

    фактором самоконтроля, оно даёт человеку возможность относится к себе

    критически.

    8. Ощущение: общая характеристика, виды.

    Ощущения – самые простые из всех психических явлений. Ощущение –

    элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение

    живым существом простейших свойств окружающего мира виде психических

    явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека приспособлены

    для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-

    раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы

    анализатора: периферический (проводниковый(корковый. Периферич.-

    рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий,

    центр. отдел анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;

    корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных

    импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По

    качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление,

    боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение

    тела в пространстве: равновесие и т.д.) - обычно не осознаются.

    Интероцептивные (сигналы из внутр. органов). Экстероцептивные (информация

    из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные

    (контактные) и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий

    специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность,

    результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода.

    Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами

    в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения

    обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения,

    величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний –

    максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать

    анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва

    заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен

    воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности

    (субсенсорные). Латентный период – время, проходящее между началом

    действия раздражителя и появлением ощущения.

    9. Восприятие: типы, свойства.

    Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации,

    поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

    Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я

    процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с

    ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1)

    апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни человека, от

    особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в

    восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во

    восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как

    относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность –

    воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений

    обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем.

    6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по

    сравнению с другими. 7) подвижность и управляемость – образ может

    трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-

    ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к

    определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и

    проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)

    Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и

    неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные

    – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.

    Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без

    реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –

    аффективные, вербальные, передолические).

    10. Внимание: основные свойства и виды.

    Внимание – процесс сознательного или бессознательного (полусознательного)

    отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование

    другой. Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в

    течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте,

    предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2)

    Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степени

    концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других.

    3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного

    вида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивид

    невольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) и

    произвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себя

    сосредотачиваться на чём-либо). 4) Распределение внимания – способность

    рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять

    несколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5)

    Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количеством

    информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания

    человека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное.

    11. Виды мышления. Мыслительный процесс.

    Мышление – психич. процесс познания, связанный с открытием субъективно

    нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием

    действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль,

    идея. Основные виды мышления: 1) Теоретическое понятийное мышление –

    мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к

    понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при

    помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от

    понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для

    решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.

    3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно

    связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без

    него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к

    действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его

    кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление –

    сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную

    деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным

    решением задачи в данном случае являются правильные действия с

    соответствующими предметами. Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в

    объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений.

    2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3)

    Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование –

    мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение

    частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация –

    выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс

    разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль,

    выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит.

    процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич.

    вывода из суждений и понятий.

    12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника.

    Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и

    забывания человеком разнообразной информации. Основные функции памяти:

    запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Существует

    несколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 1) деление

    памяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах

    запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В 1 случае

    выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полной картины

    только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученной

    информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2)

    кратковременную ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка

    времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ

    воспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в

    течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких

    секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется

    задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной

    задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной

    памятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение

    практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища

    долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз

    без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе,

    передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую

    невозможно оказать влияние через обучение и воспитание). Во 2 случае

    говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением

    зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к

    воображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение

    разнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание и

    сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных

    движений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех

    видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у

    человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда

    и на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая

    память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к

    удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и

    самосохранением). По характеру участия воли память делят на непроизвольную

    и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное

    кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных,

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.