МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалки по психологии

    |взаимодействием (субъект-субъектные |информация. Основные положения: содержание|

    |отношения). существует несколько стратегий|информации передаётся в различных символах|

    |поведения при общении: А) стратегия |(слова, жесты, знаки, телодвижения и |

    |содействия – активное содействие 1-го |т.д.). человек рассматривается как некий |

    |партнёра другому, с целью достижения |экран на котором проявляется полученная |

    |какого-либо результата. Б) стратегия |информация. По теории систем Шеннона: |

    |противодействия – рассогласование общих |любая информация может измеряться. Единицы|

    |результатов деятельности. В) уклонение от |измерения информации: само сообщение; |

    |взаимодействия. Выделяют 7 типов |источник информации, передатчик |

    |взаимодействия: 1. сотрудничество |информации, получатель информации, |

    |(содействие 2 партнёров); 2. |обратная связь, шум при передаче. 60-е |

    |противоборство (противоборство партн-ов); |годы – теория коммуникативного обмена |

    |3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. |(Ирвин-Гоффман): элементы к. о.: |

    |одностороннее содействие (1-содействует, |содержание, условия общения, форма |

    |2-уклоняется); 5. одностороннее |представления информации, стратегии |

    |противоборство (1-противоборство, |общения, коммуникативные ограничения, |

    |2-уклонение);6. компромисс (оба – |критерии и оценки. 2. интеракционистский |

    |противоборство, содействие); 7. |подход: начинается с работ Джона Мида – |

    |контрастное взаимодействие (1-содействие, |общение как система взаимноориентированных|

    |2-противоборство). 3. как частный случай |акций и реакций, развёрнутых во времени. |

    |деятельности. Структура общения: 1. |Бейлз разработал схему анализа общения как|

    |информационный (познавательный, |взаимодействия. Пример: «равновесная |

    |когнитивный) компонент; 2. аффективный |модель» - в общении люди стремятся к |

    |(эмоциональный) компонент; 3. |балансу: вопрос-ответ; «модель социального|

    |поведенческий компонент. Функции общения: |навыка» - взаимные акции и реакции - |

    |1. по содержанию: коммуникативная, |ответные реакции; «лингвистическая модель»|

    |аффективно-коммуникативная (содержание + |- анализ отдельных звуков, то, как они |

    |эмоции, чувства), |интегрируются в слова и т.д. 3. |

    |регуляционно-коммуникативная (содержание +|реляционный подход: наиболее |

    |поведение). 2. по цели общения: |разработанный. Начал формироваться в 50-е |

    |организационная (происходит при совместной|годы. Суть общения это взаимные отношения,|

    |деятельности), познавательная (познание |оценки. Социальный контекст: ребёнок |

    |другого человека), отношенческая |включается в межличностные отношения с |

    |(установить отношения с другим человеком),|самого рождения, посредством общения. |

    |регуляционная (воздействие на другого). | |

    |Виды общения: 1. эффективное, делится на: | |

    |понимающее (безоценочное общение) и | |

    |рефлексивное (правильно ли я вас понял?). | |

    |2. неэффективное общение, делиться на: | |

    |принижающее (ущемление прав другого), | |

    |агрессивное (нападки одного партнёра на | |

    |другого) и защитно-агрессивное. Главным | |

    |критерием в2-х видах, (э. И неэф.) | |

    |является психологический комфорт. | |

    |Промежуточная форма между эффективным и | |

    |неэффективным общением – директивное | |

    |общение: прямое (указывающее) воздействие | |

    |на другого человека без ущемления его | |

    |прав. Наиболее часто встречаются: | |

    |директивное и понимающее общение. | |

    |15 |14 |

    |социальная перцепция: понимание, функции, |невербальное общение: понимание, |

    |типичные феномены: соц. перцепция – это |особенности, структура, функции: |

    |восприятие соц. действительности, |невербальное общение – это коммуникация |

    |восприятие жизни в целом (оценка человеком|между индивидами без использования слов, |

    |действительности), наиболее элементарный |т.е. без речевых и языковых средств, |

    |процесс – восприятие человека человеком. |представленных в прямой или какой-либо |

    |(1. один человек воспринимает другого; 2. |знаковой форме. Инструментом общения |

    |человек воспринимает группу; 3. группа |становится тело человека, обладающее |

    |воспринимает одного человека; 4. группы |широким диапазоном средств и способов |

    |воспринимают друг друга). Функции |передачи информации или обмена ею. |

    |социальной перцепции: 1. инициация общения|Основными средствами являются: поза, |

    |– запускающая функция – восприятие разных |движения (жесты), мимика, взгляд, |

    |хар-к человека. 2. познавательная – |«пространственное поведение», |

    |воспринимая человека, мы познаём, изучаем |характеристики голоса. Особенности. Это |

    |его. Задачи соц. перцепции: Опознание |общение может быть осознанным и |

    |другого чел., адекватно оценить другого |неосознанным, а также намеренным и |

    |человека, установить отношения между |ненамеренным. В большинстве обычно люди не|

    |людьми, воздействие на другого человека. |осознают или мало осознают своё |

    |Основные феномены соц. перцепции: 1. |невербальное поведение. При помощи языка |

    |феномен рефлексии. А) саморефлексия |тела люди передают от 60 до 70 % всей |

    |(напр., оценка своего внешнего вида); Б) |информации в процессе общения. В одном |

    |собственно рефлексия (сознание индивидом |случае инф. может передаваться одним |

    |того, как он выглядит в глазах того, кто |субъектом с осознаваемой целью довести эту|

    |его воспринимает); В) взаимная рефлексия |инф. до другого (указательный жест). А в |

    |(2 человека задумываются, как они выглядят|другом отправитель не имел намерения |

    |в глазах друг друга). Рефлексивные игры – |передавать какую-то инф. или даже пытался |

    |человек задумывается, как он выглядит в |скрыть её (плохое настроение), а другие |

    |глазах другого и при этом он сознаёт, что |тем не менее эту инф. получали |

    |тот другой задумывается о том, как он |(воспринимали). Функции невербального |

    |выглядит в глазах первого. 2. аттракция |общения: неверб. Средства общения помогают|

    |(привлекательность для других людей). Эта |людям ориентироваться в различных |

    |характеристика является динамичной – |ситуациях и регулировать своё поведение, |

    |например, человек молчал и был |глубже понимать друг друга. Невербальное |

    |привлекательным, а когда заговорил, |общение позволяет передать инф. о: |

    |потерял свою привлекательность. |признаках расовой, социальной, |

    |Антиаттракция – непривлекательность для |социально-демографической принадлежности; |

    |других, динамичная характеристика. 3. |физическом и психологическом состоянии; об|

    |атрибутивные процессы (феномен |эмоциональном отношении к чему - |

    |приписывания): казуальная атрибуция – |кому-либо; возможных вариантах поведения и|

    |рассматривается некоторая причинность |способах действий человека в тех или иных |

    |(поведения, эмоц. состояния и т.д.). 4. |ситуациях; степени воздействия на чел. тех|

    |феномен идентификации. Отождествление |или иных событий, обстоятельств; |

    |субъекта восприятия с другим человеком или|психологическом климате в группе и в |

    |с группой лиц. 5. взаимопонимание. |обществе; личностных и индивидуальных |

    |Тождество тех значений, смыслов, |свойствах между субъектами общения. |

    |поведенческих актов у 2-х лиц, |Структура. 1 система – оптическая: 80-85% |

    |воспринимающих друг друга. 6. феномен |инф. получается с помощью зрения: жесты, |

    |социально-перцептивных способностей. |мимика и т.д. Отдельная подструктура: |

    |Способность к адекватности оценки. Феномен|контакт глаз (интимная зона – 45 см, |

    |социально-перцептивной компетентности – |личная – 45-120, социальная – 120-320, |

    |система знаний, умений, навыков, которые |публичная – от 7 м). 2 система – |

    |обеспечивают успешное взаимодействие с |тактильная: это инф., которую мы получаем |

    |другими людьми. |при помощи тактильных ощущений |

    | |(поглаживания, шлепки и т.д.). 3 система –|

    | |ольфакторная: система запахов |

    | |(естественный и искусственный). 4 система |

    | |– акустическая система: темп, тембр |

    | |голоса, частота, экстралингвистика – |

    | |кашель, вздох, пауза, смех и т.д. |

    |11 |6 |

    |понимание общения в социальной психологии.|отечественные социально-психологические |

    |Сравнение общения и деятельности: общение |теории личности (Мясищев, Парыгин, Ядов): |

    |понимается как: 1. взаимообмен – люди |1. теория Мясищева «Психологические |

    |обмениваются опытом, информацией, |отношения личности»: отношение – |

    |поведенческими актами, эмоциями и т.д. 2. |целостная, активная, избирательная, |

    |как взаимодействие – всякое общение можно |основанная на опыте связь индивида с |

    |назвать взаимодействием |различными сторонами социальной |

    |(субъект-субъектные отношения). Существует|действительности. Связь и оценка: |

    |несколько стратегий поведения при общении:|Отношения личности образуют систему с 3 |

    |А) стратегия содействия – активное |подсистемами: 1. отношение к другим людям |

    |содействие 1-го партнёра другому, с целью |(группам); 2. отношение к себе; 3. |

    |достижения какого-либо результата. Б) |отношение к внешнему миру (природа, |

    |стратегия противодействия – |предметы и т.д.). Личность – это ансамбль |

    |рассогласование общих результатов |отношений, её главная роль отношение к |

    |деятельности. В) уклонение от |другому человеку, которая формируется в |

    |взаимодействия. Выделяют 7 типов |деятельности, общении. Параметры |

    |взаимодействия: 1. сотрудничество |отношений: модальность (+, -, нейтрально),|

    |(содействие 2 партнёров); 2. |дифференцированность, избирательность, |

    |противоборство (противоборство партн-ов); |осознанность, устойчивость, стереотипность|

    |3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. |(изменение одной подсистемы приводит к |

    |одностороннее содействие (1-содействует, |изменению всей системы). 2. Ядов |

    |2-уклоняется); 5. одностороннее |«Диспозиционная концепция»: диспозиция – |

    |противоборство (1-противоборство, |продукт столкновения потребности и |

    |2-уклонение);6. компромисс (оба – |ситуации, который фиксируется в личностной|

    |противоборство, содействие); 7. |структуре. Диспозиционные образования |

    |контрастное взаимодействие (1-содействие, |формируются в структуру: 1. низший уровень|

    |2-противоборство). 3. как частный случай |– простые установки на основе витальных |

    |деятельности: существует 2 точки зрения на|потребностей и низкой осознаваемостью. 2. |

    |этот вопрос: 1. общение рассматривается |социально-фиксированные установки – |

    |как деятельность; 2. общение и |аттетюды. 3. высший уровень диспозиционной|

    |деятельность, относительно самостоятельные|иерархии образует систему ценностных |

    |категории. Критерии рассмотрения общения и|ориентаций на достижение цели. |

    |деятельности: 1. типичные отношения, |(Фанзетивность – перенос знания или |

    |которые реализуются в: А) деятельности |основанного на знании отношения с одного |

    |(S-O отношения), Б) а в общении (S-S |объекта на другой). Эмоциональные аспекты |

    |отношения). 2. основной результат: А) в |диспозиционной организации характеризуются|

    |деятельности результатом является продукт |свойствами напряжённости или |

    |(материальный или нематериальный); Б) в |центрированности в отношении ведущих |

    |общении, результат – это изменение |потребностей личности. Важнейшая функция |

    |отношения. 3. «единица» анализа |диспозиций – психическая регуляция |

    |деятельности: А) в деятельности – |поведения субъекта в данной сфере. 3. |

    |действия, операции; Б) в общении – |Парыгин «Представления о структуре |

    |взаимодействия между людьми. |личности»: личность – интегральное |

    |Уровни анализа общения: 1. макроуровень – |понятие, которое характеризует человека в |

    |общение как компонент образа жизни |качестве объекта социальных отношений и |

    |человека в целом. 2. мезоуровень – |объединяет в нём общечеловеческие, |

    |анализируются различные ситуации общения. |социально-специфические, |

    |3. микроуровень – единицей анализа общения|индивидуально-психические особенности. 1. |

    |выступает отдельный акт общения (напр., |модель - статической структуры личности: |

    |заданный вопрос). |Личность как набор образований – |

    | |общечеловеческие качества, |

    | |соц.-специфические, |

    | |индивидуально-неповторимые. Это предельно |

    | |отвлечённая от реально функционирующей |

    | |личности абстрактная модель, |

    | |характеризующая основные аспекты, пласты |

    | |психики индивида. 2. модель – динамической|

    | |структуры личности модель психического |

    | |состояния и поведения человека: внутренний|

    | |и поведенческий аспекты. Особую роль, |

    | |Парыгин отводит эмоциональному фактору – |

    | |психическому настрою. |

    |10 |2 |

    |исследования ранней этнической и |история зарубежной социальной психологии: |

    |политической социализации: социализация – |ключевые события: 1.исследования |

    |есть процесс усвоения индивидом ценностей |начинались с исслед. БСГ. Начало |

    |и кол-ва соц. групп и общества в целом и |исследованиям было положено В. Вундтом, |

    |формирование их в осознанную систему соц. |который работал над книгой «Психология |

    |установок, котор. определяют позиции и |народов» 60 лет – вся эта работа и |

    |поведение индивида в соц. среде. |является социальной психологией. Высшие |

    |Этническая психология занимается |психические функции, по его мнению, должны|

    |исследованием психологических особенностей|были изучаться с позиции «психологии |

    |народа, обусловленных единством его |народов». Следующий этап – работы Лебона: |

    |происхождения. Существуют этнические |психика народа инстинктивна; психику |

    |стереотипы – широко распространённые |необходимо изучать в неорганизованном |

    |традиционно существующие суждения и |поведении (в толпе); основной механизм, |

    |представления, которые на уровне |который действует в толпе – внушение, оно |

    |обыденного сознания имеют обычные люди о |порождает социальность. Тард – говорит о |

    |представителях разных этнических групп. |подражании. Вводит понятие «групповой |

    |(гетеростереотип – представление об облике|разум» - то, что рождается благодаря |

    |другого народа и фиксация на нём |подражанию. 2. исследования МГО: 1906 г. –|

    |определённого отношения; автостереотип – |Самнер: первая работа по МГО, в которой |

    |представление о своём народе и фиксация, |рассматрив. межэтнические отношения. Он |

    |как правило, позитивного отношения). В 3-4|выделил этноцентрический механизм |

    |года у детей появляется симпатии и |(межнациональное восприятие и оценка). 3. |

    |антипатии. В 6-7 лет каждый ребёнок либо |Запад делает акцент на экспериментальных |

    |проявил агрессию по отношению к другому |исследованиях. 1908 г. – Макдаугал – |

    |ребёнку (др. национальность), либо испытал|первый учебник по соц. ?. Его концепция |

    |её на себе, т.е. к 6-7 годам, в |состоит в том, что причиной соц. поведения|

    |многонациональной стране, завершается |людей является врождённые инстинкты, через|

    |процесс социализации. Основной механизм |которые выражается стремление людей к |

    |этнической социализации – конформистский: |определённым целям (гл. инстинкт - |

    |проявление и соблюдение традиций. |стадный). 4. личность в группе: 20-30 гг. |

    |Политическая социализация: (проводились |– Томас Знанецки – изучение поведения |

    |исследования с детьми и флагами, гербами –|эмигрантов в новой среде, выделил феномен |

    |в Америке). Политическая психология |«социальной установки» - готовность |

    |изучает психологические компоненты |индивида действовать определённым образом,|

    |политической жизни общества, которые |согласно предыдущему опыту. 5. |

    |формируются и проявляются в политическом |межличностные отношения: 20-30 гг. – |

    |сознании наций, социальных групп и |Богардус – феномен соц. дистанции |

    |индивидов и реализуются в практических |(симпатия\антипатия). Джордж Мид – |

    |действиях всех субъектов политических |родоначальник теории ролей: все мы |

    |процессов. |являемся носителями различных ролей. 6. |

    | |характеристика малой группы: 1918 г. – |

    | |Мёде изучал процессы, происходящие в МГ. |

    | |Изучал, как общение в группе отражается на|

    | |мышлении, памяти и др. процессах человека.|

    | |1924 г. Флойд Олпорт – в группе хар-ки |

    | |деят-ти человека изменяются. Выделил |

    | |феномен фасилитации – присутствие др. |

    | |людей оказывает влияние на индивида (может|

    | |быстрее решить задачу), деят-ть |

    | |улучшается. Ингибиция – человек может |

    | |увеличить скорость решения, но совершить |

    | |при этом больше ошибок, чем обычно. Курт |

    | |Левин – теория групповой динамики: 3 стиля|

    | |руководства: авторитарный, |

    | |демократический, попустительский. |

    |4 |4 вопрос (продолжение): |

    |особенности зарождения и периоды развития |основным источником и сферой применения СП|

    |отечественной социальной психологии: |в этот период были педагогические |

    |особенности: 1 т. зр. – отечественная СП и|исследования и педагогическая практика. |

    |зарубежная развивались параллельно (1879г.|Центральная тема – психология коллектива. |

    |– 1-ая экспериментальная лаборатория Вундт|Взгляды Макаренко (основные) – |

    |Лейпциг, 1885г. – Бехтерев открытие |исследователь коллектива и воспитания |

    |лаборатории в Казанском университете), в |личности в коллективе. 5. 50-80 гг.: |

    |20-е г. в разных странах проводились |период возрождения СП. Основные критерии |

    |похожие исследования. 2 т. зр. – история |возрождения: возобновление публикаций, |

    |отечественной СП самобытна. 3 т. зр. – |организация исследований, проводятся |

    |зарождение отеч. СП восходит к западной |конференции и симпозиумы, возобновляется |

    |науке (переводы на русский иностранной |подготовка специалистов в СП. 6. 1989-1994|

    |литературы, стажировки отеч. Психологов за|гг.: период вынужденной стагнации СП при |

    |рубежом). Для зарождения СП в России была |отсутствии финансирования. 7. 1995 г. по |

    |благоприятная почва – войны, радикальные |наст. Время – период восстановления. |

    |преобразования. Интерес к теории за | |

    |рубежом (Россия – теория, запад - | |

    |практика). Двойственность происхождения СП| |

    |(с 1 стороны из общественных наук, с | |

    |другой - естественные). В России развитие | |

    |науки зависит от власть имущих – времена | |

    |застоев. Периоды: 1. 60 г. 19 в. – начало | |

    |20: СП зарождалась в смежных науках – | |

    |этнография, психиатрия, социология и т.д. | |

    |Соц. – псих. проблемы определялись | |

    |практическими задачами этих наук. | |

    |Исследо-вания специалистов не психологов | |

    |были не регулярными, по необходимости | |

    |(Бессонов – массовые преступления и | |

    |геройство). Петражицкий – мотивы поступков| |

    |– это эмоции. Михайловский – массовая | |

    |психология: психологическими факторами | |

    |развития общества являются подражание, | |

    |общественное настроение, соц. поведение, а| |

    |также, вожак, которого выдвигает толпа, | |

    |управляет ею. 2. начало 20 гг. 20 века – | |

    |работы Бехтерева: предметом соц. | |

    |психологии является изучение | |

    |психологической деятельности собраний, | |

    |сборищ, составляемых из массы лиц, | |

    |проявляющих свою нервно-психическую | |

    |деятельность как целое. Бехтерев выделяет | |

    |системообразующие признаки коллектива: | |

    |общность интересов и задач, побуждающих | |

    |коллектив к единству действий. Выделил | |

    |основные законы, которым подчиняется | |

    |деят-ть коллектива: з-он тяготения, | |

    |отталкивания, инерции (общественное | |

    |движение, набрав силу, а потом, прекратив | |

    |существование, продолжает действовать), | |

    |сохранения энергии. 3. 20 – 30 гг. 20 | |

    |века: одним из направлений в СП в это | |

    |время было исследование проблемы | |

    |коллективов. 3 т. зр.: 1 – коллектив | |

    |является механическим агрегатом, простой | |

    |суммой составляющих его индивидов; 2 – | |

    |поведение индивида предопределено общими | |

    |задачами и структурой коллектива; 3 – | |

    |поведение индивида в коллективе | |

    |изменяется, а коллективу как целому присущ| |

    |самостоятельный творческий характер | |

    |поведения. 4. 30-50 гг. – ситуация | |

    |меняется, начинается изоляция | |

    |отечественной науки от западной | |

    |психологии. Перестают печататься переводы | |

    |трудов западных психологов, идеологический| |

    |контроль. | |

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.