Шпаргалки по психологии
|взаимодействием (субъект-субъектные |информация. Основные положения: содержание|
|отношения). существует несколько стратегий|информации передаётся в различных символах|
|поведения при общении: А) стратегия |(слова, жесты, знаки, телодвижения и |
|содействия – активное содействие 1-го |т.д.). человек рассматривается как некий |
|партнёра другому, с целью достижения |экран на котором проявляется полученная |
|какого-либо результата. Б) стратегия |информация. По теории систем Шеннона: |
|противодействия – рассогласование общих |любая информация может измеряться. Единицы|
|результатов деятельности. В) уклонение от |измерения информации: само сообщение; |
|взаимодействия. Выделяют 7 типов |источник информации, передатчик |
|взаимодействия: 1. сотрудничество |информации, получатель информации, |
|(содействие 2 партнёров); 2. |обратная связь, шум при передаче. 60-е |
|противоборство (противоборство партн-ов); |годы – теория коммуникативного обмена |
|3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. |(Ирвин-Гоффман): элементы к. о.: |
|одностороннее содействие (1-содействует, |содержание, условия общения, форма |
|2-уклоняется); 5. одностороннее |представления информации, стратегии |
|противоборство (1-противоборство, |общения, коммуникативные ограничения, |
|2-уклонение);6. компромисс (оба – |критерии и оценки. 2. интеракционистский |
|противоборство, содействие); 7. |подход: начинается с работ Джона Мида – |
|контрастное взаимодействие (1-содействие, |общение как система взаимноориентированных|
|2-противоборство). 3. как частный случай |акций и реакций, развёрнутых во времени. |
|деятельности. Структура общения: 1. |Бейлз разработал схему анализа общения как|
|информационный (познавательный, |взаимодействия. Пример: «равновесная |
|когнитивный) компонент; 2. аффективный |модель» - в общении люди стремятся к |
|(эмоциональный) компонент; 3. |балансу: вопрос-ответ; «модель социального|
|поведенческий компонент. Функции общения: |навыка» - взаимные акции и реакции - |
|1. по содержанию: коммуникативная, |ответные реакции; «лингвистическая модель»|
|аффективно-коммуникативная (содержание + |- анализ отдельных звуков, то, как они |
|эмоции, чувства), |интегрируются в слова и т.д. 3. |
|регуляционно-коммуникативная (содержание +|реляционный подход: наиболее |
|поведение). 2. по цели общения: |разработанный. Начал формироваться в 50-е |
|организационная (происходит при совместной|годы. Суть общения это взаимные отношения,|
|деятельности), познавательная (познание |оценки. Социальный контекст: ребёнок |
|другого человека), отношенческая |включается в межличностные отношения с |
|(установить отношения с другим человеком),|самого рождения, посредством общения. |
|регуляционная (воздействие на другого). | |
|Виды общения: 1. эффективное, делится на: | |
|понимающее (безоценочное общение) и | |
|рефлексивное (правильно ли я вас понял?). | |
|2. неэффективное общение, делиться на: | |
|принижающее (ущемление прав другого), | |
|агрессивное (нападки одного партнёра на | |
|другого) и защитно-агрессивное. Главным | |
|критерием в2-х видах, (э. И неэф.) | |
|является психологический комфорт. | |
|Промежуточная форма между эффективным и | |
|неэффективным общением – директивное | |
|общение: прямое (указывающее) воздействие | |
|на другого человека без ущемления его | |
|прав. Наиболее часто встречаются: | |
|директивное и понимающее общение. | |
|15 |14 |
|социальная перцепция: понимание, функции, |невербальное общение: понимание, |
|типичные феномены: соц. перцепция – это |особенности, структура, функции: |
|восприятие соц. действительности, |невербальное общение – это коммуникация |
|восприятие жизни в целом (оценка человеком|между индивидами без использования слов, |
|действительности), наиболее элементарный |т.е. без речевых и языковых средств, |
|процесс – восприятие человека человеком. |представленных в прямой или какой-либо |
|(1. один человек воспринимает другого; 2. |знаковой форме. Инструментом общения |
|человек воспринимает группу; 3. группа |становится тело человека, обладающее |
|воспринимает одного человека; 4. группы |широким диапазоном средств и способов |
|воспринимают друг друга). Функции |передачи информации или обмена ею. |
|социальной перцепции: 1. инициация общения|Основными средствами являются: поза, |
|– запускающая функция – восприятие разных |движения (жесты), мимика, взгляд, |
|хар-к человека. 2. познавательная – |«пространственное поведение», |
|воспринимая человека, мы познаём, изучаем |характеристики голоса. Особенности. Это |
|его. Задачи соц. перцепции: Опознание |общение может быть осознанным и |
|другого чел., адекватно оценить другого |неосознанным, а также намеренным и |
|человека, установить отношения между |ненамеренным. В большинстве обычно люди не|
|людьми, воздействие на другого человека. |осознают или мало осознают своё |
|Основные феномены соц. перцепции: 1. |невербальное поведение. При помощи языка |
|феномен рефлексии. А) саморефлексия |тела люди передают от 60 до 70 % всей |
|(напр., оценка своего внешнего вида); Б) |информации в процессе общения. В одном |
|собственно рефлексия (сознание индивидом |случае инф. может передаваться одним |
|того, как он выглядит в глазах того, кто |субъектом с осознаваемой целью довести эту|
|его воспринимает); В) взаимная рефлексия |инф. до другого (указательный жест). А в |
|(2 человека задумываются, как они выглядят|другом отправитель не имел намерения |
|в глазах друг друга). Рефлексивные игры – |передавать какую-то инф. или даже пытался |
|человек задумывается, как он выглядит в |скрыть её (плохое настроение), а другие |
|глазах другого и при этом он сознаёт, что |тем не менее эту инф. получали |
|тот другой задумывается о том, как он |(воспринимали). Функции невербального |
|выглядит в глазах первого. 2. аттракция |общения: неверб. Средства общения помогают|
|(привлекательность для других людей). Эта |людям ориентироваться в различных |
|характеристика является динамичной – |ситуациях и регулировать своё поведение, |
|например, человек молчал и был |глубже понимать друг друга. Невербальное |
|привлекательным, а когда заговорил, |общение позволяет передать инф. о: |
|потерял свою привлекательность. |признаках расовой, социальной, |
|Антиаттракция – непривлекательность для |социально-демографической принадлежности; |
|других, динамичная характеристика. 3. |физическом и психологическом состоянии; об|
|атрибутивные процессы (феномен |эмоциональном отношении к чему - |
|приписывания): казуальная атрибуция – |кому-либо; возможных вариантах поведения и|
|рассматривается некоторая причинность |способах действий человека в тех или иных |
|(поведения, эмоц. состояния и т.д.). 4. |ситуациях; степени воздействия на чел. тех|
|феномен идентификации. Отождествление |или иных событий, обстоятельств; |
|субъекта восприятия с другим человеком или|психологическом климате в группе и в |
|с группой лиц. 5. взаимопонимание. |обществе; личностных и индивидуальных |
|Тождество тех значений, смыслов, |свойствах между субъектами общения. |
|поведенческих актов у 2-х лиц, |Структура. 1 система – оптическая: 80-85% |
|воспринимающих друг друга. 6. феномен |инф. получается с помощью зрения: жесты, |
|социально-перцептивных способностей. |мимика и т.д. Отдельная подструктура: |
|Способность к адекватности оценки. Феномен|контакт глаз (интимная зона – 45 см, |
|социально-перцептивной компетентности – |личная – 45-120, социальная – 120-320, |
|система знаний, умений, навыков, которые |публичная – от 7 м). 2 система – |
|обеспечивают успешное взаимодействие с |тактильная: это инф., которую мы получаем |
|другими людьми. |при помощи тактильных ощущений |
| |(поглаживания, шлепки и т.д.). 3 система –|
| |ольфакторная: система запахов |
| |(естественный и искусственный). 4 система |
| |– акустическая система: темп, тембр |
| |голоса, частота, экстралингвистика – |
| |кашель, вздох, пауза, смех и т.д. |
|11 |6 |
|понимание общения в социальной психологии.|отечественные социально-психологические |
|Сравнение общения и деятельности: общение |теории личности (Мясищев, Парыгин, Ядов): |
|понимается как: 1. взаимообмен – люди |1. теория Мясищева «Психологические |
|обмениваются опытом, информацией, |отношения личности»: отношение – |
|поведенческими актами, эмоциями и т.д. 2. |целостная, активная, избирательная, |
|как взаимодействие – всякое общение можно |основанная на опыте связь индивида с |
|назвать взаимодействием |различными сторонами социальной |
|(субъект-субъектные отношения). Существует|действительности. Связь и оценка: |
|несколько стратегий поведения при общении:|Отношения личности образуют систему с 3 |
|А) стратегия содействия – активное |подсистемами: 1. отношение к другим людям |
|содействие 1-го партнёра другому, с целью |(группам); 2. отношение к себе; 3. |
|достижения какого-либо результата. Б) |отношение к внешнему миру (природа, |
|стратегия противодействия – |предметы и т.д.). Личность – это ансамбль |
|рассогласование общих результатов |отношений, её главная роль отношение к |
|деятельности. В) уклонение от |другому человеку, которая формируется в |
|взаимодействия. Выделяют 7 типов |деятельности, общении. Параметры |
|взаимодействия: 1. сотрудничество |отношений: модальность (+, -, нейтрально),|
|(содействие 2 партнёров); 2. |дифференцированность, избирательность, |
|противоборство (противоборство партн-ов); |осознанность, устойчивость, стереотипность|
|3. уклонение (уклонение 2 партн.); 4. |(изменение одной подсистемы приводит к |
|одностороннее содействие (1-содействует, |изменению всей системы). 2. Ядов |
|2-уклоняется); 5. одностороннее |«Диспозиционная концепция»: диспозиция – |
|противоборство (1-противоборство, |продукт столкновения потребности и |
|2-уклонение);6. компромисс (оба – |ситуации, который фиксируется в личностной|
|противоборство, содействие); 7. |структуре. Диспозиционные образования |
|контрастное взаимодействие (1-содействие, |формируются в структуру: 1. низший уровень|
|2-противоборство). 3. как частный случай |– простые установки на основе витальных |
|деятельности: существует 2 точки зрения на|потребностей и низкой осознаваемостью. 2. |
|этот вопрос: 1. общение рассматривается |социально-фиксированные установки – |
|как деятельность; 2. общение и |аттетюды. 3. высший уровень диспозиционной|
|деятельность, относительно самостоятельные|иерархии образует систему ценностных |
|категории. Критерии рассмотрения общения и|ориентаций на достижение цели. |
|деятельности: 1. типичные отношения, |(Фанзетивность – перенос знания или |
|которые реализуются в: А) деятельности |основанного на знании отношения с одного |
|(S-O отношения), Б) а в общении (S-S |объекта на другой). Эмоциональные аспекты |
|отношения). 2. основной результат: А) в |диспозиционной организации характеризуются|
|деятельности результатом является продукт |свойствами напряжённости или |
|(материальный или нематериальный); Б) в |центрированности в отношении ведущих |
|общении, результат – это изменение |потребностей личности. Важнейшая функция |
|отношения. 3. «единица» анализа |диспозиций – психическая регуляция |
|деятельности: А) в деятельности – |поведения субъекта в данной сфере. 3. |
|действия, операции; Б) в общении – |Парыгин «Представления о структуре |
|взаимодействия между людьми. |личности»: личность – интегральное |
|Уровни анализа общения: 1. макроуровень – |понятие, которое характеризует человека в |
|общение как компонент образа жизни |качестве объекта социальных отношений и |
|человека в целом. 2. мезоуровень – |объединяет в нём общечеловеческие, |
|анализируются различные ситуации общения. |социально-специфические, |
|3. микроуровень – единицей анализа общения|индивидуально-психические особенности. 1. |
|выступает отдельный акт общения (напр., |модель - статической структуры личности: |
|заданный вопрос). |Личность как набор образований – |
| |общечеловеческие качества, |
| |соц.-специфические, |
| |индивидуально-неповторимые. Это предельно |
| |отвлечённая от реально функционирующей |
| |личности абстрактная модель, |
| |характеризующая основные аспекты, пласты |
| |психики индивида. 2. модель – динамической|
| |структуры личности модель психического |
| |состояния и поведения человека: внутренний|
| |и поведенческий аспекты. Особую роль, |
| |Парыгин отводит эмоциональному фактору – |
| |психическому настрою. |
|10 |2 |
|исследования ранней этнической и |история зарубежной социальной психологии: |
|политической социализации: социализация – |ключевые события: 1.исследования |
|есть процесс усвоения индивидом ценностей |начинались с исслед. БСГ. Начало |
|и кол-ва соц. групп и общества в целом и |исследованиям было положено В. Вундтом, |
|формирование их в осознанную систему соц. |который работал над книгой «Психология |
|установок, котор. определяют позиции и |народов» 60 лет – вся эта работа и |
|поведение индивида в соц. среде. |является социальной психологией. Высшие |
|Этническая психология занимается |психические функции, по его мнению, должны|
|исследованием психологических особенностей|были изучаться с позиции «психологии |
|народа, обусловленных единством его |народов». Следующий этап – работы Лебона: |
|происхождения. Существуют этнические |психика народа инстинктивна; психику |
|стереотипы – широко распространённые |необходимо изучать в неорганизованном |
|традиционно существующие суждения и |поведении (в толпе); основной механизм, |
|представления, которые на уровне |который действует в толпе – внушение, оно |
|обыденного сознания имеют обычные люди о |порождает социальность. Тард – говорит о |
|представителях разных этнических групп. |подражании. Вводит понятие «групповой |
|(гетеростереотип – представление об облике|разум» - то, что рождается благодаря |
|другого народа и фиксация на нём |подражанию. 2. исследования МГО: 1906 г. –|
|определённого отношения; автостереотип – |Самнер: первая работа по МГО, в которой |
|представление о своём народе и фиксация, |рассматрив. межэтнические отношения. Он |
|как правило, позитивного отношения). В 3-4|выделил этноцентрический механизм |
|года у детей появляется симпатии и |(межнациональное восприятие и оценка). 3. |
|антипатии. В 6-7 лет каждый ребёнок либо |Запад делает акцент на экспериментальных |
|проявил агрессию по отношению к другому |исследованиях. 1908 г. – Макдаугал – |
|ребёнку (др. национальность), либо испытал|первый учебник по соц. ?. Его концепция |
|её на себе, т.е. к 6-7 годам, в |состоит в том, что причиной соц. поведения|
|многонациональной стране, завершается |людей является врождённые инстинкты, через|
|процесс социализации. Основной механизм |которые выражается стремление людей к |
|этнической социализации – конформистский: |определённым целям (гл. инстинкт - |
|проявление и соблюдение традиций. |стадный). 4. личность в группе: 20-30 гг. |
|Политическая социализация: (проводились |– Томас Знанецки – изучение поведения |
|исследования с детьми и флагами, гербами –|эмигрантов в новой среде, выделил феномен |
|в Америке). Политическая психология |«социальной установки» - готовность |
|изучает психологические компоненты |индивида действовать определённым образом,|
|политической жизни общества, которые |согласно предыдущему опыту. 5. |
|формируются и проявляются в политическом |межличностные отношения: 20-30 гг. – |
|сознании наций, социальных групп и |Богардус – феномен соц. дистанции |
|индивидов и реализуются в практических |(симпатия\антипатия). Джордж Мид – |
|действиях всех субъектов политических |родоначальник теории ролей: все мы |
|процессов. |являемся носителями различных ролей. 6. |
| |характеристика малой группы: 1918 г. – |
| |Мёде изучал процессы, происходящие в МГ. |
| |Изучал, как общение в группе отражается на|
| |мышлении, памяти и др. процессах человека.|
| |1924 г. Флойд Олпорт – в группе хар-ки |
| |деят-ти человека изменяются. Выделил |
| |феномен фасилитации – присутствие др. |
| |людей оказывает влияние на индивида (может|
| |быстрее решить задачу), деят-ть |
| |улучшается. Ингибиция – человек может |
| |увеличить скорость решения, но совершить |
| |при этом больше ошибок, чем обычно. Курт |
| |Левин – теория групповой динамики: 3 стиля|
| |руководства: авторитарный, |
| |демократический, попустительский. |
|4 |4 вопрос (продолжение): |
|особенности зарождения и периоды развития |основным источником и сферой применения СП|
|отечественной социальной психологии: |в этот период были педагогические |
|особенности: 1 т. зр. – отечественная СП и|исследования и педагогическая практика. |
|зарубежная развивались параллельно (1879г.|Центральная тема – психология коллектива. |
|– 1-ая экспериментальная лаборатория Вундт|Взгляды Макаренко (основные) – |
|Лейпциг, 1885г. – Бехтерев открытие |исследователь коллектива и воспитания |
|лаборатории в Казанском университете), в |личности в коллективе. 5. 50-80 гг.: |
|20-е г. в разных странах проводились |период возрождения СП. Основные критерии |
|похожие исследования. 2 т. зр. – история |возрождения: возобновление публикаций, |
|отечественной СП самобытна. 3 т. зр. – |организация исследований, проводятся |
|зарождение отеч. СП восходит к западной |конференции и симпозиумы, возобновляется |
|науке (переводы на русский иностранной |подготовка специалистов в СП. 6. 1989-1994|
|литературы, стажировки отеч. Психологов за|гг.: период вынужденной стагнации СП при |
|рубежом). Для зарождения СП в России была |отсутствии финансирования. 7. 1995 г. по |
|благоприятная почва – войны, радикальные |наст. Время – период восстановления. |
|преобразования. Интерес к теории за | |
|рубежом (Россия – теория, запад - | |
|практика). Двойственность происхождения СП| |
|(с 1 стороны из общественных наук, с | |
|другой - естественные). В России развитие | |
|науки зависит от власть имущих – времена | |
|застоев. Периоды: 1. 60 г. 19 в. – начало | |
|20: СП зарождалась в смежных науках – | |
|этнография, психиатрия, социология и т.д. | |
|Соц. – псих. проблемы определялись | |
|практическими задачами этих наук. | |
|Исследо-вания специалистов не психологов | |
|были не регулярными, по необходимости | |
|(Бессонов – массовые преступления и | |
|геройство). Петражицкий – мотивы поступков| |
|– это эмоции. Михайловский – массовая | |
|психология: психологическими факторами | |
|развития общества являются подражание, | |
|общественное настроение, соц. поведение, а| |
|также, вожак, которого выдвигает толпа, | |
|управляет ею. 2. начало 20 гг. 20 века – | |
|работы Бехтерева: предметом соц. | |
|психологии является изучение | |
|психологической деятельности собраний, | |
|сборищ, составляемых из массы лиц, | |
|проявляющих свою нервно-психическую | |
|деятельность как целое. Бехтерев выделяет | |
|системообразующие признаки коллектива: | |
|общность интересов и задач, побуждающих | |
|коллектив к единству действий. Выделил | |
|основные законы, которым подчиняется | |
|деят-ть коллектива: з-он тяготения, | |
|отталкивания, инерции (общественное | |
|движение, набрав силу, а потом, прекратив | |
|существование, продолжает действовать), | |
|сохранения энергии. 3. 20 – 30 гг. 20 | |
|века: одним из направлений в СП в это | |
|время было исследование проблемы | |
|коллективов. 3 т. зр.: 1 – коллектив | |
|является механическим агрегатом, простой | |
|суммой составляющих его индивидов; 2 – | |
|поведение индивида предопределено общими | |
|задачами и структурой коллектива; 3 – | |
|поведение индивида в коллективе | |
|изменяется, а коллективу как целому присущ| |
|самостоятельный творческий характер | |
|поведения. 4. 30-50 гг. – ситуация | |
|меняется, начинается изоляция | |
|отечественной науки от западной | |
|психологии. Перестают печататься переводы | |
|трудов западных психологов, идеологический| |
|контроль. | |
Страницы: 1, 2
|