Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
| | |к невозможности субъекта выполнить отдельные |
|1) прочность усл реакции зависит от интенсивности |Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов. |моменты вызвавшего этот аффект события и ход его|
|подкрепления и кол-ва | |протекания. |
| |1) Выделение базовой мотивации - Мак-Дауголл | |
|сочетаний | |Стресс - состояние черезмерно сильного и |
| |2) Ситуативная - Левин (квазипотребности) |длительного психологического напряжения, которое|
|2) сначала генерализация, а затем дифференциация | |возникает у человека, когда его нервная система |
| |3) По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения |получает эмоциональную перегрузку. Она |
|3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем | |появляется в ситуации угрозы , опасности, обиды,|
|возможно спонтанное |Функции мотивов: |и т.д. Основатель учения о стрессах Г.Селье, что|
| | |стресс проходит в своем развитии 3 стадии. |
|восстановление |1) побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации) | |
| | |1. реакцию тревоги во время, которой |
|4 стадии: выработка усл р-ии, угасание, спонтанное |2) смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия |мобилизуются защитные системы организма. 2стадию|
|восстановление, | |сопротивления, отрожающую полную адаптацию к |
| |Развитие мотивов: |стессу. |
|повторное угасание. | | |
| |В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг |3Стадию истощения, которая следует неизбежно, |
|Сложные реакции - путем образования комплексов б/у | |если стресс достаточно силен и воздействует на |
|реакций. |мотива на цель. |человека продолжительное время. |
| | | |
|Опыт с маленьким Альбертом: усл р-ю нельзя снять, можно |Внутренняя деятельность: |Под стрессом понимают эмоциональное состояние, |
|на ее месте создать | |возникающее в ответ на разнообразные |
| |- имеет то же строение, что и внешняя |экстремальные воздействия. Это понятие было |
|другую. | |введено Г.Селье для обозначения неспецифической |
| |- образуется от внешней путем интериоризации |реакции организма на любое неблагоприятное |
|Инструментальное или оперантное обусловливание: если | |воздействие. 0его исследования показали, что |
|подкрепляется какое- |Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок. |различные неблагоприятные факторы - усталость, |
| | |страх, обида, холод, боль, унижение и т.д. |
|либо действие, то оно фиксируется и затем |Все психические процессы - особые формы деят-ти. |вызывают в организме однотипную комплексную |
|воспроизводится с большим | |реакцию вне зависимости от того, какой именно |
| |№1,вопрос 13 |раздражитель действует на него в данный момент. |
|постоянством - проблемный ящик (Торндайк, Скиннер) | |Человек реагирует не только на действительную |
| |Определение, классификации и функции эмоций |опасность. Но и на угрозу или напоминание о ней.|
|Теория проб и ошибок - научение есть постепенное | |В настоящее время в зависимости от стрессового |
|исчезновение ошибок. |Эмоции-реакция ч-ка и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей,имеющих ярко |фактора выделяют различные виды стресса, которые|
| |выраженную субъективную окраску. |в наиболее общем виде могут быть сведены к |
|Проба, приводящая к успешному результату, закрепляется в| |физическому и психологическому. Психологический |
|поведении (рычаг - |Свойства эмоций: |стресс в свою очередь можно разделить на |
| | |информационный и эмоциональный. Если человек не |
|дверца). |1. выражет состояние сб и его отношение к объекту |справляется с задачей, не успевает принимать, |
| | |верные решения в требуемом темпе при высокой |
|Оперантное научение: положит и отриц подкрепление - |2. полярность (связано с древностью) |степени ответственности, т.е. когда возникает |
|повышение вероятности | |информационная перегрузка, может развиться |
| |3. субъективность |информационный стресс. Эмоциональный стресс |
|соотв способа поведения; угасание и наказание - снижение| |появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды |
|вероятности соотв |4. участие в побуждении деятельности |и т.д. стрессовые состояния существенно влияют |
| | |на деятельность человека. Люди с разными |
|способа поведения. |Функции эмоций: |особенностями нервной системы по разному |
| | |реагируют на одинаковые психологические |
|Бессознательное — психические процессы, в отношении |1. Функции оценки: |нагрузки. У одних людей появляется повышенная |
|которых отсутствует субъективный контроль. | |активность, мобилизация сил, повышенная |
|Бессознательным оказывается все то, что не становится |- следообразующая (накопление индивидуального опыта) |активность. Это так называемый «стресс дела». |
|предметом особых действий по осознанию. Еще И.Ф. Гербарт| |Опасность подстерегает человека, заставляя его |
|(1776-1841), немецкий философ, психолог и педагог, |- предвосхищение |действовать смело и мужественно. |
|основоположник эмпирической психологии в Германии, | | |
|выделял в сознании три области: ясного сознания, |Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные |С другой стороны стресс может вызвать |
|„просто“ сознания и бессознательного, между которыми | |дезорганизацию деятельности, резкое падение ее |
|существуют переходы („пороги“). С его точки зрения, |состояния, объекты внешнего мира |эффективности, пассивность и общее торможение |
|возможен переход представлений из бессознательного в | |«стресс кролика». |
|сознание за счет силы самого представления и количества |2. Функции побуждения и организации | |
|связей данного представления с прошлым опытом, а также —| |Близким по своим проявлениям к стрессу является |
|обратный переход представления в область |- энергетическая (активация и мобилизация организма) |состояние фрустрации. Фрустрация - состояние |
|бессознательного, получивший название „вытеснения“. | |человека вызываемое объективно непреодолимыми |
| |- дезорганизующая - аффект (в аварийной ситуации) |трудностями , возникающими на пути к достижению |
|Экспериментальная разработка понятия бессознательного | |цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой |
|была начата З. Фрейдом (1856-1939), австрийским |- регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть) |отрицательных эмоций, способных дезорганизовать |
|психологом, психиатром и невропатологом, создателем | |сознание и деятельность. В состояние фрустрации |
|психоанализа, который показал, что многие действия, в |- эвристическая (предвидение) |человек может проявлять озлобленность, |
|реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют | |подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. |
|осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет |- синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций - аффективные |Уровень фрустрации зависит от силы и |
|действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или | |интенсивности воздействующего фактора, состояние|
|иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических |комплексы) |человека и сложившихся у него форм реагирования |
|симптомах, в творчестве. На основе материала, | |на жизненные трудности. Особенно часто |
|полученного при помощи толкований ассоциаций, |3. Функции экспрессии |источником фрустрации выступает отрицательная |
|сновидений, ошибочных действий больного, создал | |социальная оценка, затрагивающщая значимые |
|трехчленную энергетическую структуру личности (сознание,|- общения |отношения личности. |
|предсознательное и бессознательное). | | |
| |- сигнальная (природный уровень) |Устойчивость (толерантность) человека к |
|На этой основе Ш. Ференци ввел очень важное понятие | |фрустрациям зависит от степени его эмоциональной|
|интроекции. Это — включение (через идентификацию) в |- знаковая (социальный) |возбудимости, типа темперамента, опыта |
|структуру Я элементов внешнего мира (взглядов, | |взаимодействия с такими факторами. |
|установок, мотивов) для перенесения на них эмоциональных|- символическая (личностный) | |
|переживаний. | |Тревожность - индивидуальная психологическая |
| |Классификации эмоций: |особенность, проявляющаяся в склонности человека|
|В дальнейшем понятие бессознательного было существенно | |к частым и интенсивным переживаниям состояния |
|расширено. |Критерии: |тревоги, а также в низком пороге его |
| | |возникновения. Рассматривается как личностное |
|Виды. Выделяется несколько основных классов проявлений |1) модальность2) интенсивность3) продолжительность4) глубина5) осознанность |образованиеричинах. Вопрос о причинах |
|бессознательного: | |тревожности открыт, в настоящее время |
| |6) генетический: первичност/производность7) организующий/дезорганизующий х-р |преобладает точка зрения, согласно которой |
|— неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не | |тревожность, имея природную основу складывается |
|осознается в силу их социальной неприемлемости или |8) реактивация/предвосхищение |прижизненно, в результате действия социальных и |
|противоречия с другими мотивами; | |личностных факторов. В школьном и младшем |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|