Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
| |Виды эмоций: |школьном возрастах причиной тревожности часто |
|— поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в | |являются нарушения детско-родительских |
|привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их |Рубинштейн: уровни развития эмоций |отношений. В более взрослом возрасте тревожность|
|отработанности; | |может продолжаться внутренними конфликтами, |
| |1. Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, |преимущественно самооценочного характера. |
| * подпороговое восприятие, которое в силу большого |радость) |Выделяется устойчивая тревожность в какой либо |
| объема информации не осознается. | |сфере - частная «связанная» и общая «разлитая», |
| |2. Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные |свободно меняющая объекты в зависимости от |
|Теория личности У. Джемса. | |изменения их значимости для человека. |
| |3. обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое |Различается также адекватная тревожность, |
|Личность (русск. личина; личина соответствует термину | |являющаяся отражением неблагополучия человека в |
|persona - исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером|№1,вопрос 5 |той или иной области, хотя конкретная ситуация |
|древнегреческого театра) — относительно устойчивая | |может не содержать угрозы, и неадекватная |
|система поведения индивида, которая характеризуется тем,|Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических |тревожность - в благополучных для индивида |
|что построена прежде всего на основе включенности в |феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все |областях действительности. |
|социальный контекст. |психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ | |
| |в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. |Тревожность является показателем неблагополучия |
|Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, |Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. |личностного развития и в свою очередь оказывает |
|прежде всего в психоанализе (А. Адлер, Г. Салливен, Э. |Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической |на него отрицательное влияние. Такое же влияние |
|Фромм, К. Хорни), ориентирована на объяснение |школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. |имеет и нечувствительность к реальному |
|внутрипсихологических процессов при обращении по | |неблагополучию, «защищенность», возникающая под |
|преимуществу к понятиям структуры и динамики |В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, рассматривается психика через раскрытие ее существенных |действием защитных механизмов, прежде всего |
|„внутреннего конфликта“. |объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о |вытеснения, и проявляющаяся в отсутствие тревоги|
| |соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать |даже в потенциально угрожающих ситуациях. |
|В теория личности Г.С. Салливена решающая роль в |„внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания „внешней“ |Тревожность может являться предвестником |
|возникновении особенностей личности и психологических |практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины |невроза, а также его симптомом и механизмом |
|расстройств приписывается межличностным отношениям. |действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание |развития. Входит в качестве одного из основных |
|Типичные межличностные ситуации выступают некими |рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам |компонентов в «посттравматический синдром», т.е.|
|матрицами для формирования определенного типа личности, |эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. |комплекс переживаний, обусловленных пережитой |
|понимаемой как совокупность социальных масок. | |психической или физической травмой. Среди других|
|Признается, что при изменении социальных (межличностных)|В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается |психических растройствс тревожностью связанны |
|отношений может быть достигнута гармонизация личности. |деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее |также фобии, ипохондрии, истерии, навязчивые |
|Это и ставится целью психотерапии. |моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса|состояния и др. Впервые тревожность была |
| |о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний |описанна З.Фрейдом. |
|В теория личности Э. Фромма постулируется ведущая роль в|план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой | |
|человеческом поведении бессознательных побуждений. В |трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом|№2,вопрос 14 |
|отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются |является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих | |
|как социально, а не биологически обусловленные. Человек |исследованиях. |Особенности в дошкольном возрасте |
|теряет инстинктивные связи с природой, но на их место | | |
|приходят экзистенциальные и исторические социальные |Высшие психические функции — сложные психические процессы, социальные по своему формированию, |Дошк возраст—3-7 лет |
|противоречия, которые служат источником общественно |которые опосредствованы и благодаря этому произвольны. По представлениям Выготского, психические | |
|обусловленных потребностей. Но если общество |явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и |Вед д-ть--игровая и новобразования---развитие |
|препятствует их удовлетворению, формируются |„культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые |знаковой функции сознания,соподчинение |
|иррациональные способы решения проблем человеческого |всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических |мотивов,иерархия мотивов.Развитие готовности к |
|существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма|функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, |школе. |
|или конформизма, реализация которых приводит к |возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым | |
|образованию различных типов характера и возникновению |относится, прежде всего, речь. |Кризис 3х лет: |
|неврозов. | | |
| |№ 3,вопрос 24 |Кризис 7 лет:1.утрата детской |
|Теория личности К. Хорни развивалась в дискуссии со | |непосредственности(барьер м/д желанием и |
|многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым |Строение ЦНС.Ассиметрия мозга.I и II сигнальная система. |поведением)манерничание 2 изменение |
|пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании | |мотивации(желание быть взрослым потребность в |
|характера и неврозов, достигнуто понимание роли |Первая сигнальная система (лат. signum - знак и греч. systema - соединение) — вид сигнальной |соц одобрении) |
|культурной среды в возникновении неврозов. В теории |системы, как ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут | |
|Хорни основой выступает чувство „базальной тревожности“,|выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными |2 формы протекания кризиса:1.запаздание с |
|обусловленное противостоянием индивида природным и |условно-рефлекторными реакциями. |походом в школу(докритическая фаза(игра |
|социальным силам. Общество, с одной стороны, | |отходит);собственные критическая |
|способствует формированию у индивида определенной |Вторая сигнальная система — вид сигнальной системы, которая ориентирована на знаковые, прежде |фаза(дискомфорт,негативизм);посткритическая(идет|
|структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой|всего словесные, сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. |в школу) 2.рано идет в школу(докритическая(с |
|для их реализации. Это приводит к возникновению чувства | |удовольствием играет,ни чего не хочет |
|тревоги и поведения, ориентированного на достижение |Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то И.П. |менять;критич(в 1 классе не сформировась учеб |
|безопасности, а в конечном счете и к формированию |Павловым было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по |д-ть);посткритическая(поздняя адаптация через |
|определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и|преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как |игру +д-ть)) |
|отчужденного от общества). |имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный — преобладание второй сигнальной | |
| |системы, а средний как уравновешенный по этому признаку. |№2,вопрос 15 |
|Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме,| | |
|основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и|Нервная система (греч. neuron - жила, нерв и systema - соединение) — иерархическая структура |Особенности в младшем школьном возрасте |
|взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации |нервных образований в организме человека и позвоночных животных, за счет работы которой | |
|(ситуационизм, интеракционизм). В современном |обеспечиваются: |6/7—9/10 лет |
|бихевиоризме личность понимается как система | | |
|генеризованных форм поведения, которые образуются на |— контакты с внешним миром; |Вед д-ть:учебная |
|основе ситуационно-специфического поведения (теория | | |
|социального научения Роттера). |— реализация целей; |Новобразования: (развитие рефлексии; развитие |
| | |произвольности, формирование умственных |
|В рамках гуманистической психологии личность |— координация работы внутренних органов; |действий,овладение навыками дом |
|рассматривается прежде всего как принимающая | |труда,формирование |
|ответственные решения (имплицитная теория личности, |— целостная адаптация организма. |самооценки,формированеиуверенности в себе/ |
|теория самоактуализирующейся личности). | | |
| |В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон. |Кризис 7 лет:1.утрата детской |
|(А. Валлон, И. Мейерсон, Ж. Политцер, С.Л. Рубинштейн, | |непосредственности(барьер м/д желанием и |
|А.Н. Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность |Виды: |поведением)манерничание 2 изменение |
|рассматривается как создаваемая общественными | |мотивации(желание быть взрослым потребность в |
|отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей |— центральная нервная система, которая состоит из головного и спинного мозга, |соц одобрении) |
|деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, | | |
|представленные прежде всего своими мотивами, вступают |— периферическая нервная система, состоящая из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, |2 формы протекания кризиса:1.запаздание с |
|между собой в иерархию отношений, образуя так называемую|межпозвоночных нервных узлов; |походом в школу(докритическая фаза(игра |
|иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип | |отходит);собственные критическая |
|развития личности определяется через тип группы, в | * периферический отдел вегетативной нервной системы. |фаза(дискомфорт,негативизм);посткритическая(идет|
|которую она включена и в которой она интегрирована; | |в школу) 2.рано идет в школу(докритическая(с |
|собственно личностная активность представляет собой |№2,вопрос 24 |удовольствием играет,ни чего не хочет |
|стремление выйти за пределы привычного и действовать за | |менять;критич(в 1 классе не сформировась учеб |
|границами требований ситуации или ролей. |Политическая психология — отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, |д-ть);посткритическая(поздняя адаптация через |
| |касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические |игру +д-ть)) |
|Структура. Рубинштейн (1946) выделял следующие |конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|