Шпоры по комплексному гос экзамену 2007
|Классификация по принципу разделения рецепторов:Теплов |решение групповой задачи. Использования данного метода |
| |позволяет: |
|-экстерорецепторы(рецепторы расположенные на внешней поверх-ти тела) | |
| |• Сопоставлять противоположные позиции, увидеть проблему с|
|-интерорецепторы(все внутренние рецепторы,располож-е внутри органов и тканей) |разных сторон. |
| | |
|№1,вопрос 19 |• Уточнить взаимные позиции. |
| | |
|Восприятие:теории,св-ва,виды. |• Устранить эмоциональную предвзятость в опенке позиции |
| |партнеров. |
|В-познавательные психические процессы отражающие образы предметов окр-го | |
|мира,непосредственно воздействующих на органы чувств в единстве их св-в.Процесс |• Выработать групповое решение и т.д. |
|восприятия-это не только сумма отдельных ощ-й,т.к.в восприятиизадействованы:прошлый | |
|опыт,процессы осмысления того что мы воспринимаем(память,мышление),влияет внимание и |2. Интеракционно-коммуникативные методы (психодрамма, |
|направленность. |гештальт - техника, трансактный анализ). На изменение |
| |установок клиента под влиянием психодрамматического |
|Св-ва: |разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают: |
| | |
|1.предметность-способность отражать объекты и явления окр.мира не в виде набора,не |• Предоставление клиенту свободного выбора относительно |
|связанных др.с др.ощ-й,а в форме отдельных предметов(образов). |как самого участия в психодраматической сцене, так и |
| |играемой им роли. |
|2.целостность-св-во восприятия обеспечивающее целостный образ предмета. | |
| |• Вовлечение клиента в исполнительскую деятельность. |
|3.структурность-восприятие не явл.простой структурой ощ-й,т.к. мы воспринимаем | |
|обобщенную структуру, в течение некоторого времени. |• Получение клиентом позитивного подкрепления со стороны |
| |группы после разыгрывания им роли. |
|4.костантность-относительное постоянство некоторых св-в предметов при изменении | |
|условий их восприятия.Н: большой грузовик,явл.на большом расстоянии маленьким,но мы |Три основные части психодрамы (по Морено): |
|знаем что он на самом деле он б. 5.перцепция-процесс получения,обработки и выдачи | |
|рез-в инф-ии из внешнего мира и во внешний мир. |* .разминка, * собственно психодраматическая игра, * обмен|
| |чувствами и оценками. Используются такие техники, как: |
|6.аперцепция -зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. |перемена ролей, монолог, «зеркало» и др. |
|7.иллюзия-искаженное,ложное В. 8.осмысленность-(В-ть предмет-значит мысленно назвать | |
|его,т.е.отнести к определенному классу,группе,связать его с опред-м словом). |3. Методы, основанные на невербальной активности: |
|9.активность(избирательность)-в люб.момент времени мы воспринимаем только один |арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия и пантомима. |
|предмет или группу,в то время как остальные объекты явл.фоном нашего В-я. | |
| |• Арттерапия является групповой формой, в которой |
|Виды: |используется творческая, художественная и пластическая |
| |активность клиентов для выражения проблематики как |
|По основной модальности: (зрительное,слуховое,осязательное,обонятельное,вкусовое) |отдельных членов, так и группы в целом. Рисунки |
| |представляют разнообразную информацию о клиентах. |
|По форме существования материи(В времени, В движении,В пространства) |(Джонидис Л., Кратогивил С.). |
| | |
|Типы восприятия по особенностям Л: |• Музыкотерапия, одна из старейших форм воздействия на |
| |психику человека. Групповые музыкотерапевтичиские занятия |
|Аналитический,объяснительный,описательный,объективный,субъективный,синтетический. |включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, |
| |музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, |
|Теория: |связанные с прошлым, настоящим и будущим (С. Швабе, |
| |И.Волпер). |
|-информационный подход:психика-система переработки,кодирования.В-процесс познания и | |
|переработки инф-ии. |• Пантомима содержит множество выразительных элементов в |
| |разнообразных формах, когда экспрессия передается с |
|-экологическая теория восприятий(Гипсон) 1.единство организма и |помощью жестов или движений, танца или прикосновения (X. |
|среды,2.непосредственность В-я. |Левис). |
| | |
|№1 ,вопрос8 |• Хореотерапия, или танцевальная терапия, используется с |
| |учетом возможностей членов группы, она не должна быть |
|Когнитивная психология |затруднительной или неприятной (3. Алежко). |
| | |
|Основные направления исследований когн.психологии. |4. Групповая поведенческая терапия носит характер заданий,|
| |ее цель - научение новым типам поведения в группе и с |
|-восприятие;-язык; -псих-е развитие; -человек интеллект; -мышление и решение задач; |помощью группы, тренинг поведения и устранение |
|-искуственный интеллект; -воображение; -память; -внимание; -распознавание образов. |невротических симптомов. Используются следующие техники: |
| | |
|Работы Пиаже и Брунера во многом способствовали появлению нового направления, |«моделирование», «научение социальным навыкам», «научение |
|появившегося уже в 60-х годах XX в., - когнитивной психологии. Труды Пиаже, |межличностным контактам» и др. (Лазарус, Ф. Чессер, В. |
|посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли |Мейер). |
|отражение во многих трудах этой школы. Брунер же не только подал новые идеи, но и | |
|принимал непосредственное участие в изучении некоторых вопросов совместно со своими |5. Суггестивные методы - модификация аутогенного тренинга |
|коллегами, принадлежавшими к новому направлению. |по методу Дж. Шультц, Е. Якобсона. Использование |
| |релаксационных техник, упражнения самовнушения, снятие |
|В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и |мышечного напряжения. (Суггест - источник внушения). |
|постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними | |
|переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью |№2,вопрос23 |
|внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная | |
|система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как |Психология труда |
|система, предназначенная для переработки информации. | |
| |Предмет-психологические науки которые изучают проявления |
|Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ |психики в труде,ее разв,а также соответствующие |
|психических процессов. Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и |организации труда психическими и психофизиологическими. |
|конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому |Цель-оказание помощи ч-ку,а также менеджменту в трудовой |
|недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако|д-ти. Задачи:1.гуманизация труда,2.повышение |
|в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и|производительности. |
|игнорирования, однозначности человеческой психики. | |
| |Профотбор-система средств обеспечивающих прогностическую |
| |оценку взаимосоответствия ч-ка и профессии в тех видах |
| |д-ти кот осуществляется в нормально заданных условиях |
| |требующие от ч-ка повышенной |
| |ответственности,здоровья,повыш.работоспособности,точности |
| |исполнения задач,устойчивой эмоц-ой волевой регуляции. |
| |Профотбор должен проводиться для профессий кот треб особ |
| |качеств.Базируется на психологических |
| |методах:интервью,опросники,тесты(IQ,способностей,батарея |
| |способностей,Л.тесты,конструирующие тесты |
| |обучаемости-способность обучаться),ситуативные |
| |методы,игры,знакомство с документами(школьные,университет |
| |оценки),стандартные вопросы(откр/закр),различные |
| |шкалы,биографические опросники(события жизни,ребенок,семья|
| |мешает достижения в работе,круг знакомых. |
| | |
| |Профориентация-комплекс психол,пед и мед мероприятий |
| |направленных на оптимизацию процесса трудоустройства |
| |молодежи в соответствии с |
| |желаниями,склонностями,способностями,потребностями об-ва. |
|-------------------------------------------------------------------------------------+----------------------------------------------------------|
| |№ 3,вопрос21 |
| | |
| |Пол и гендер |
| | |
| |Пол-биологическое начало,гендер-соц начало |
| | |
| |5 видов пола:1.гонадный(момент зачатия,соединения мужской |
| |и женской клетки)2.биологический пол(4-5 мес |
| |внутриутробного развития)3.генитальнообусловленный пол(в |
| |момент рождения)4.психолог-й,кот начал формироваться в |
|№ 2,вопрос21 |раннем онтогенезе,достигает высоких пределов в |
| |подростковом возрасте,реальный-в |
|Эмоц-волев расстройства |юношеском5.гендер-полоролевая соц-обусловленная хар-ка |
| |личности. |
|Псих-е особенности детей с расстрой эмоц-волев сферы и повед. | |
| |Пол записывают по гениталиям. |
|нарушен эмоц сферы(искаженное психическое разв):1.ранний детский аутизм,2.ранняя | |
|детск депривация,3.психогения(тревожные-фобические расстройства,депрессивные |Гендерные стериотипы-истор сложившиеся и соц проявленные |
|раст-ва)4невротические расст-ва5.постравматическое стрессовое раст-во. |полоролев повед модели принятые в данном об-ве и соотношен|
| |Л и повед-я конкретного представления того/иного пола. |
|нарушен повед(дисгармоническое психическое раст-во):1.патологического | |
|характера(психопатии,акцентуации харак-ра)2.сдвг,3.нарушение |Гендерн идентичность-структурный компонент самосознания |
|влечений,4.аддикции(зависимость),5.различные формы девиантного поведения. |Л-ти отражающий себя как представителя определ |
| |пола,действующего по стандартным поведенческим моделям. |
|Ранний детский аутизм. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|