МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпоры по психологии

    подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем

    приступить в ней к практическим действиям.

    Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос

    однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются

    способными к исследованию и познанию действительности независимо от

    наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей

    органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не

    полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомо-ция).

    Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них

    появляется свой язык.

    БИЛЕТ 4

    СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены

    психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что

    воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

    Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления,

    процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение

    похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не

    рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с

    сознательными процессами, также называют психическими.

    Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех

    психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть

    бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия,

    проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и

    слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в

    зрительной и слуховой центральных системах.

    Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и

    генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением,

    воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный

    момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

    Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения

    человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

    Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер

    поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических

    процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека —

    это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает

    у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных

    реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений —

    ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы

    бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний,

    намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для

    человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений

    личностного характера относится, к разряду представлений и связана с

    восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

    Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими

    постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в

    следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные,

    интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда

    человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление

    на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать

    и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой

    разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно

    оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в

    случае непринятия немедленных действий.

    Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит 3. Фрейд

    касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения,

    потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием

    цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с

    поведением человека и его сознательной регуляцией.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

    существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за

    рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории

    человеческого общества. Главным условием возникновения и развития

    человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная

    речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует

    кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает

    создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности

    сознается как цель их сотрудничества.

    Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет

    продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание

    предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя,

    своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,

    представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их

    творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как

    воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

    В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний

    мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью

    данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как

    отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется

    рефлексивная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя

    может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий

    развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить

    как рефлексивное.

    Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением

    мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть

    вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения

    добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и,

    наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-

    понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно

    возникает, можно обозначить как понятийное.

    Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее

    современников, и с изменением исторических условий существования людей

    меняется их сознание.

    БИЛЕТ 5

    ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

    Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных,

    приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся

    такие особенности человека, которые гено-типически или физиологически

    обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность»

    обычно включают такие свойства, которые являются более или менее

    устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его

    значимые для людей поступки.

    Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических

    характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по

    природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные

    поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и

    окружающих.

    Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности,

    темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные

    установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в

    соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их

    определениями. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свой

    свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

    Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на

    других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества,

    определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества

    охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление

    человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это,

    соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные

    установки—убеждения и отношения людей.

    Билет 6

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

    В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная

    дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине

    нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.

    Если подходить к определению современных теорий личности формально, то

    существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в

    свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований

    для классификации.

    К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и

    объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних,

    субъективных характеристик. В = F(P,E),

    где В—поведение; F- -знак функциональной зависимости; Р— внутренние

    субъективно-психологические свойства личности; Е— социальное окружение, то

    психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть

    следующим образом:

    В = F (Р).

    Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации

    поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения

    внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

    B=F(E).

    Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия

    внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

    Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

    В = F (Р, Е).

    Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и

    обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным, относят

    теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и

    опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

    К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой

    является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых

    она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема

    которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

    Как уже говорилось, Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка

    теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду

    психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих

    всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях,

    характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой

    теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них

    отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить

    на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования,

    основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за

    данной личностью.

    Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного

    анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к

    необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и

    оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных

    наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых

    факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

    Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества

    исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит

    выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными,

    исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по

    поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт

    также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной

    психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь

    5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

    Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически

    невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях,

    которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение

    человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в

    частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

    Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция

    личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной

    классификации может быть отнесена к числу социодинамических,

    экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю

    человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих

    терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории

    — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение

    человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или

    осуждение с их стороны его поступков.

    Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и

    взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их

    длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и

    взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком

    новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это

    научение условнореф-лекторным путем через наблюдение других (викарное

    научение) и подражание.

    Устойчивость человека как личности определяется не его собственными

    психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения

    одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними

    подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со

    стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом

    соответствующих социальных действий.

    Примером интеракционистской теории личности является концепция,

    разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции

    личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение

    человека, делятся на ряд групп: 1. Способности человека, т. е. то, что он в

    состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной

    обстановке. 2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки

    человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

    3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех

    или иных поступков.

    4. Ценности, т. е. то, что представляет для данного человека ценность,

    имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает

    такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

    5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-

    либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них

    способом, по уже проверенному опытом плану.

    Теория личности 3. Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно

    подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе.

    БИЛЕТ 7

    ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

    1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность

    всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и

    самое старое из имеющихся определений способностей.

    2, Способности представляют собой высокий уровень развития общих и

    специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение

    человеком различных видов деятельности.

    3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но

    объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное

    использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее

    распространено.

    Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш

    отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил третье из

    перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться.

    Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М, Теплова. В понятии

    «способности», по его мысли, заключены три идеи, «Во-первых, под

    способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,

    отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют

    не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют

    отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих дея-

    тельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям,

    навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»'.

    Способности, считал Б, М, Теплов, не могут существовать иначе, как в

    постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой

    на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется, Только

    благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями

    такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и

    художественное творчество, математика, спорт и т. п,, мы поддерживаем у

    себя и развиваем дальше соответствующие способности.

    Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а

    от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и

    тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При

    отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит

    может быть восполнен за счет более сильного развития других, «Одной из

    важнейших особенностей психики человека,— писал Б. М. Теплов,— является

    возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими,

    вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.