МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Танцевально-двигательная терапия

    развития; терапевтические группы. Но обычно задачи групп перекрываются, не

    ограничиваясь одним направлением. Двумя основными параметрами классификации

    различных типов групп являются степень, в которой руководитель доминирует в

    организации группы и управлении её работой и то значение, которое придаётся

    эмоциональному стимулированию членов группы в противовес рациональному

    побуждению к работе.

    группы встреч

    Группы встреч ориентированы на оказание психологического содействия росту

    личности. Основоположником практики групп встреч явился Карл Роджерс; его

    вкладом в групповое движение стала концепция “основной встречи”, связанная

    с его работами в области клиент-центрированной психотерапии. Члены группы

    в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства

    других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во

    взаимоотношениях с окружающими. Лидер занят созданием атмосферы

    безопасности и доверия, поощряет выражение интимных мыслей и чувств,

    избегает проведения запланированных процедур, ориентирует на безусловное

    позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления

    участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс

    всех членов группы.

    Другая разновидность групп встреч связана с концепцией “открытой

    встречи”, предложенной В. Шутцем. Центральной здесь является идея единства

    тела и сознания; любое психологическое воздействие, которое игнорирует

    телесные ощущения, будет неполным. Шутц выдвинул программу активных

    телесных упражнений наряду с методами вербальной конфронтации для осознания

    своих длительно подавляемых эмоций. Шутц так определил само понятие

    “встреча”: встреча есть способ установления отношений между людьми,

    основанный на открытости и честности, осознании смого себя и своего

    физического Я, ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип

    “здесь и сейчас”.

    Существует целый спектр групп встреч, в том числе такие, в которых

    преобладают невербальные процедуры (танцы, bodywork). Наряду с регулярно

    функционирующими группами, существуют группы марафона, собирающиеся один

    раз на длительный период с небольшими перерывами на отдых/сон.

    Группы встреч обычно отличаются от традиционных психотерапевтических

    групп по методам и по целям. Однако границы между психотерапевтическими

    группами и группами встреч не так ясны и чётки, как может показаться на

    первый взгляд. В то время, как обычные виды групповой психотерапии

    направлены на помощь пациенту в общественной адаптации, в группах встреч

    личность рассматривается как имеющая право и возможность искать

    удовольствия и требовать удовлетворения желаний, т.е. в большей степени

    актуализироваться, чем адаптироваться к обществу. Цели конкретного

    участника идентифицируются в начале группового процесса. Группа встреч

    организована по принципу “здесь и сейчас”, предполагающему осуществление

    участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего

    выбора. Участников группы обычно просят соблюдать универсальные базовые

    правила: организовать открытое и честное общение, уделять особое внимание

    телесным ощущениям, больше обращать внимания на чувства, а не апеллировать

    к прошлому опыту и рассудочному описанию.

    В цикле существования группы прослеживаются определённые феномены,

    имеющие тенденцию проявляться в следующей последовательности: участники

    осматриваются; нежелание раскрыться; описание прошлых чувств; выражение

    негативных эмоций; выражение и исследование личностно значимого материала;

    выражение спонтанных чувств между участниками группы; развитие в группе

    психотерапевтической способности; принятие себя и начало изменений;

    разрушение психологических защит/масок; налаживание обратной связи между

    участниками; конфронтация; взаимопомощь вне групповых сессий; “основная

    встреча” (истинное общение); выражение положительных чувств и близости;

    поведенческие изменения в группе.

    Ведущий (фасилитатор) выступает в качестве модели самораскрывающейся

    личности, способной к конфронтации (предъявлению участнику/группе

    неосознаваемых/амбивалентных установок/отношений, требующих осознания и

    проработки). Ведущий пытается помочь членам группы получить значимый

    эмоциональный опыт, стремясь к спонтанности. Большинство приёмов и

    упражнений, демонстрируемых фасилитатором, способствуют эмоциональной

    оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису.

    Выбор конкретных упражнений и техник (“микролаборатория”, встреча,

    одиночество, “доверительное падение”, “последняя встреча”, общение в паре и

    многие другие) зависит от уровня работоспособности группы и от стадии

    процесса.

    Опыт участия в группах встреч усиливает чувствительность к оттенкам

    межличностных отношений, повышает самооценку; уменьшается отчуждённость,

    возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.

    тренинговые группы

    Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и

    обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и

    саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и

    профессиональных умений.

    Тренинговыми группами называются такие группы, в которых проводятся

    тренинги определённой ориентации или групповая психотерапия. Их состав,

    особенности происходящих процессов, цели и методика работы зависят от

    исходной теоретической позиции. Как отмечено выше, цели тренинговых групп

    могут быть различными: обучение навыкам саморегуляции, развитие

    коммуникативных возможностей, личностный рост участников.

    Выделю основные тренинговые группы:

    а) тренинги саморегуляции (аутотренинг, тренинг биологической

    саморегуляции);

    б) тренинги коммуникативных умений (групповые варианты поведенческого и

    социально-психологического тренинга);

    в) тренинговые группы, стимулирующие личностный рост (тренинги, имеющие

    различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие

    отдельных сторон личности участников, например, самопонимание, развитие

    стратегии личностного развития и т.д.). Имеет смысл выделить тренинговые

    группы этого типа динамической, гуманистической, когнитивной,

    психодраматической и других ориентаций;

    г) обучающие тренинги (направленность на совершенствование навыков,

    необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность

    общения).

    При разнообразии тренинговых групп и различий в их теоретической базе

    можно выделить некоторые основные приёмы: основные методы ролевой игры и

    групповой дискуссии могут дополняться вариациями упражнений невербальной

    коммуникации, тренингами определённых навыков и т.д.

    Психодрама

    1. Краткое изложение психодраматического подхода

    2. Фаза разминки

    3. Игровая фаза

    4. Изменение отношений, существующих в группе

    5. Фаза интеграции

    6. Заключительные замечания

    Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживание

    психотерапии и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму

    психотерапии, основываясь на спонтанных ролевых и импровизированных играх

    детей. Кроме этого, Морено создал способ измерения, диагностики и описания

    групповых структур (социометрия), используемый также и в терапевтических

    группах психодрамы. Психодрама в первую очередь является групповой

    психотерапией, однако может использоваться и в форме индивидуальной терапии

    (монодрама). В рамках психодрамы и с использованием имеющегося в настоящее

    время обширного инвентаря методов психодраме может быть предан

    психоаналитический глубинный, поведенческо-терапевтический или

    социометрический акцент. Это создает для психодрамы огромную сферу

    применения и способствует ее использованию для решения самых разных задач и

    применительно к самым разным группам клиентов. В различных техниках

    психодрамы обнаруживается родство с такими подходами, как гештальт-терапия

    (Фриц Перлс и Морено в течение многих лет работали вместе), переживание

    воспринимаемого (общим знаменателем служит аутотренинг и имажинация) и

    телесно ориентированной психотерапии. Особенность психодрамы состоит в том,

    что материал для переживания, например, конфликта или проблемной ситуации,

    а также желаний и надежд создается при помощи терапевта и других членов

    группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрываются и затем

    обсуждаются. Особых дарований, например, актерских способностей, для

    психодрамы не требуется, они скорее даже препятствуют психодраме.

    1. Краткое изложение психодраматического подхода

    Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей

    продолжительностью 1,5-2,5 часа. Разминка (около получаса) имеет

    аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать

    любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для

    психодраматической работы в игровой фазе. Игровая фаза (час-полтора) имеет

    психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен

    эмоциональный опыт. Заключительная фаза интеграции (чуть более получаса)

    имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения.

    Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия

    сразу. Общая продолжительность психодрамы составляет 25-100 часов и

    меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников.

    Обычно группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого,

    участвует еще руководитель, ко-терапевт, возможны стажеры, повышающие свою

    квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно

    соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных

    возрастов. Участники психодрамы – это клиенты консультаций, пациенты в

    клинике, ученики и педагогические работники (педагогические ролевые игры).

    Областями применения психодрамы являются работа с молодежью, образование

    взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование

    организаций и др.

    Содержательные моменты психодрамы:

    а) долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Здесь проявляются те

    же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;

    б) центрирование на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии:

    здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;

    в) имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной

    ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее

    обдумывание;

    г) психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и

    ролевой подвижности. Психодрама доставляет радость и удовольствие

    руководителю и группе в отличие от многих прочих "серьезных" занятий в

    нашей жизни.

    Модификациями психодрамы являются социодрама, поведенческая драма,

    дидактический театр.

    Как и для любой групповой психотерапии, для психодрамы необходимы навыки

    жизни в группе, то есть каждый отдельный член группы должен быть в

    состоянии 1,5-2,5 часов активно участвовать в групповом процессе. Как и для

    других групп, в группе психодрамы пациентам с зависимостями (например,

    алкоголикам) лучше работать совместно с пациентами с той же симптоматикой.

    Клиенты с сильными страхами должны готовиться к групповой работе в

    индивидуальном консультировании или психотерапии.

    2. Фаза разминки

    После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы

    приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть

    преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь

    получить от отдельных участников или от группы в целом материал о

    конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой

    фазе. Этот процесс "размораживания" в разных психотерапевтических группах

    протекает с разной скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих

    членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы

    состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе.

    Некоторые техники фазы разминки:

    Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что

    он воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.

    Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место

    какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в Я-

    форме.

    Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем

    внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.

    Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и

    поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим

    своего партнера.

    В качестве заданий для размораживания полностью подходят также любые из

    множества невербальных упражнений.

    3. Игровая фаза

    После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой

    фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов

    группы или же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет

    перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные

    техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста,

    в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы

    или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться

    руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять

    специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом

    для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее.

    Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:

    Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный

    член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон

    голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать

    протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться

    в переживания и этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего

    дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также

    провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не

    является "внушением", протагонист, как показывает опыт, воспринимает то,

    что ясно лишь для него. Дублирование связано с кажущейся неограниченной

    близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

    Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по

    возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в

    какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание

    о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта

    конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы

    должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание

    себя в раннем детстве.

    Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого,

    причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот

    другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени

    познания другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии

    понять роль своей матери.

    Также к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону",

    "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в

    пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или

    антипатии). Особыми формами активной социограммы является "социальный атом"

    (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в

    реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых

    изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы

    подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между

    полярными полюсами, например, активные/пассивные).

    Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности

    будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа

    хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для

    начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты". Другой возможностью

    групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит

    известная или сочиняемая по ходу игры сказка. В прогрессирующих группах или

    в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры

    протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы

    хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

    4. Изменение отношений, существующих в группе

    Если возникает несколько поводов для игр протагонистов, то имеет смысл

    предпринять предварительную игру с кандидатами, причем в нее включаются и

    другие члены группы. В случае необходимости можно осуществлять голосование.

    При этом часто обнаруживается, что протагонист, имевший латентную тему для

    групповой работы, легче обнаруживает свое желание играть, поскольку видит

    резонанс и интерес группы. В выборе протагонистом партнеров по игре также

    часто проявляются актуальные отношения протагониста к этим членам группы,

    которые тоже можно изменять в ходе игры.

    Существуют следующие возможности преодоления конфликтов в группе:

    - вербальное разъяснение (партнеры садятся на стулья друг напротив

    друга);

    - смена ролей (контрагенты представляют роль противоположной стороны);

    - игра секундантов (контрагенты выбирают одного или нескольких членов

    группы, которые будут совместно с ними вести переговоры).

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.