МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Танцевально-двигательная терапия

    Поскольку в игре вообще больше всего получает протагонист, который в ней

    активно занимается своей собственной проблематикой, то другие члены группы

    могут и должны перейти от пассивной позиции наблюдателей к идентификации с

    сильным эмоциональным участием.

    5. Фаза интеграции

    По окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто

    рациональное осмысление полученного опыта. Здесь члены группы демонстрируют

    чувственное участие в играх (в том числе и играх протагонистов). Они,

    например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной

    биографии, воспоминания о которых были актуализированы игрой. Чувственные

    реакции в группе возникают тогда, когда протагонист что-либо делает

    совместно с группой.

    В обратной связи протагонист и его партнеры по игре сообщают о

    переживаниях и опыте, которые они получили в игре в различных ролях

    (пассивные участники группы также могут сообщать о ролях, с которыми они

    чувствовали идентификацию во время игры, давая так называемую

    идентификационную обратную связь.

    Сменой ролей и, в особенности, обратной связью участвовавшие в игре члены

    группы открывают протагонисту новые самые разнообразные точки зрения, новые

    пласты проблемы. Чтобы не лишиться этого важного фактора успеха психодрамы,

    руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь была конкретной,

    описательной и достаточно ясной, а не общей, оценивающей, интерпретирующей

    и отыскивающей мотивы.

    6. Заключительные замечания

    Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой

    психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное

    осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано

    и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом. Но чтобы полностью

    использовать это преимущество, без сомнения, требуется особая сенситивность

    и осторожность руководителя. Для развития психосоциальной компетентности в

    процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт

    саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи

    требуется открытая, здоровая и выносливая личность.

    Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии

    переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал. Однако

    необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена

    особыми психотехническими ухищрениями. Какую бы из форм психотерапии мы не

    взяли, необходима спокойная, продолжительная работа – шаг за шагом (то есть

    необходим процесс персонального роста и развития). Умелый руководитель

    будет отстаивать свою суверенность сдержанностью, будет действовать

    постепенно и структурированно, например, поддерживая и воодушевляя

    депрессивных, побуждая к восприятию реальности истеричных пациентов.

    Трансактный Анализ в психотерапевтических группах

    1. Контракт

    2. Роль руководителя в группе

    3. Структурный анализ, анализ трансакций и игр в рамках терапевтического

    процесса

    4. Сценарный анализ в групповом процессе

    5. "Терапия нового решения"

    6. Заключительные соображения

    Трансактный анализ – это интеракционная психотерапия, которая обычно

    проводится в групповой форме. Клиенты знакомятся с основополагающими

    понятиями, с механизмами поведения и их расстройствами. Целью работы

    является осознание членами терапевтической группы того, в пределах какого

    эго-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Структурный

    анализ даёт возможность членам групп представить и отделить друг от друга

    свои эго-состояния, а затем добиться доминирования Взрослого над Ребёнком.

    Развивая это осознание, клиенты исследуют раннее программирование,

    родительские директивы и свои ранние решения в отношении себя (“я о’кей”

    или “я не’окей и т.д.) и своей жизненной позиции.

    1. Контракт

    В начале практики трансактного анализа лежит понятие контракта. Серии

    индивидуальных контрактов являются основой групповых занятий; они

    определяют цели, определённые членами терапевтической группы и условия

    занятий. Контракт включает в себя описание поведения, например, что клиент

    будет реже ссориться с близкими людьми или более продуктивно использовать

    своё время, а не неясных ощущений или абстрактных понятий вроде “счастья”

    или “удовлетворения жизнью”. Формулировки контракта должны быть в должной

    мере конкретны и отвечать на вопрос: “Как можно узнать, что вы получили то,

    за чем пришли в группу?”

    Важным является тот факт, что контракт вовлекает Взрослое эго-состояние

    человека в коллективный познавательный процесс, подразумевает взаимное

    согласие и демократизм в отношениях. По ходу занятий в группах контракт

    может дополняться и претерпевать изменения.

    2. Роль руководителя в группе

    Руководитель терапевтической группы должен следить за своими собственными

    психологическими потребностями. Это важный момент в групповой работе. Если

    руководитель ощущает, что с ним самим всё хорошо, то он создаёт модель

    такого же самоощущения для группы. Умелый руководитель при работе с группой

    задействует все свои эго-состояния должным образом: Родитель защищает и

    заботится, Взрослый анализирует и предоставляет информацию, Ребёнок создаёт

    атмосферу творчества и энтузиазма, показывает, как можно радоваться жизни.

    Таким образом, умелый терапевт не берёт на себя роль Спасителя, а помогает

    членам группы начать использовать свои собственные резервы и перестать

    ощущать себя Жертвами.

    Терапевтическое вмешательство руководителя зависит от характера группы и

    бывает четырёх видов: деконтаминация (определение структуры личности,

    выявление эго-состояний), рекатексис (перемещение психологической энергии),

    прояснение (достижение контроля поведения со стороны Взрослого эго-

    состояния) и переориентация (изменение жизненного сценария и восприятия

    жизни в сторону “я – о’кей, ты – о’кей”).

    Дж. Дюсей и К. Стайнер выделяют 4 терапевтических фактора, которые

    работают в любой группе:

    1) естественное стремление индивида к здоровью и личностному росту;

    2) осознание того, что члены группы являются человеческими существами и

    получение воздействий;

    3) корректирующий опыт переживания противостояния и других взаимодействий

    между членами группы;

    4) специфическое поведение руководителя.

    3. Структурный анализ, анализ трансакций и игр в рамках терапевтического

    процесса

    Осуществление вышеупомянутых деконтаминации и рекатексиса достижимы в том

    случае, когда терапевт и члены терапевтической группы умеют диагностировать

    эго-состояния. Это делается различными способами, например, путём анализа

    поведения членов группы, употребления определённых слов и речевых оборотов,

    а также жестов, мимики и поз; путём анализа трансакций; изучением прошлой

    жизни человека и его взаимных отношений с близкими людьми и в семье;

    наконец, в аутодидактическом процессе, то есть путём самостоятельной

    идентификации эго-состояний (после приобретения соответствующего опыта).

    Терапевты в групповом процессе применяют как свою интуицию, так и

    формализованные приёмы, например, позаимствованную из гештальт-терапии

    технику “пустых стульев”: член группы должен “посадить” все свои эго-

    состояния на отдельный стул и призвать их к взаимодействию.

    Первым шагом руководителя группы является помощь участникам в различении

    способов поведения эго-состояний Ребёнок и Взрослый, в понимании и усилении

    функции Взрослого. Следующий шаг заключается в освобождении эго-состояния

    Свободного Ребёнка от чрезмерного влияния эго-состояния Адаптированный

    Ребёнок. После этого руководитель группы инициирует “знакомство” членов

    группы с эго-состоянием Родитель. Полезным методом представления эго-

    состояний является составление диаграмм, для чего многие руководители групп

    пользуются мелом и доской.

    Терапевтическая группа являет собой идеальную площадку для анализа

    трансакций и игр, так как межличностные отношения членов группы дают

    обильный материал для этого. Группа работает по принципу “здесь и теперь”

    (позаимствованному из гештальт-терапии), а трансакции между её участниками

    часто отражают факты из прошлого, которое проявляет себя в настоящем. По

    ходу действия руководитель терапевтической группы анализирует трансакции

    между членами группы. Он может сделать наблюдаемую им игру явной для членов

    группы, может в неё включиться, проигнорировать или предложить

    альтернативу.

    4. Сценарный анализ в групповом процессе

    Основная, долгосрочная цель трансактной терапии в группе состоит в

    пересмотре своих ранних решений и “переписывании” жизненного сценария. По

    Э. Берну, особая задача трансактного терапевта заключается в уменьшении

    значения непродуктивных сценариев. Анализ сценариев требует рассмотренного

    выше структурного анализа эго-состояний и изучения трансакций. Разыгрывая

    свои сценарии, люди пытаются восстановить или развить то, что было ими

    вынесено из раннего семейного опыта.

    Руководитель может попросить члена группы представить свою семью в виде

    персонажей пьесы, набросать сюжет и определить роли для каждого персонажа.

    Такой приём способен вызывать из памяти ранние впечатления, создавая при

    этом психологически безопасную обстановку, благоприятную для обсуждения

    родительских влияний, а также конфликтов, страхов, разочарований. Сценарный

    анализ может проводиться также путём работы с вопросником, составленным Э.

    Берном. Для идентификации сценариев и игр хорошо работает и “Треугольник

    судьбы”, предложенный Стивеном Карпманом.

    5. “Терапия нового решения”

    По Р. и М. Гулдингам, главная цель трансактной терапии состоит в

    пересмотре своих ранних решений. Они полагают, что решения принимаются

    человеком в ответ на реальные или воображаемые родительские директивы, и

    таким образом мы сами создаём свой сценарий. С помощью различных

    психотерапевтических приёмов члены группы заново переживают сцены из

    раннего возраста, возвращают ситуации, в которых они приняли определённое

    негативное решение относительно своей жизни. В конце концов, клиенты могут

    принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровнях – причём

    большой акцент делается на рациональном подходе. Гулдинги предложили свой

    подход к трансактному анализу в группах, соединив его вместе с принципами и

    приёмами гештальт-терапии, психодрамы и методик модификации поведения,

    назвав его “психотерапией нового решения” (Redesicion Therapy).

    Руководитель группы выступает как учитель, часто использует дидактические

    приёмы с целью помощи достижения инсайта участниками группы и установления

    контроля над своей жизнью. Конечной целью терапии является достижение

    автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу,

    принять ответственность за свои поступки и чувства.

    6. Заключительные соображения

    Терапевтическая группа создаёт атмосферу, которая способствует

    приобретению каждым её участником нового опыта, а не повторению старых и

    непродуктивных сценариев. Руководитель помогает в выявлении негативных

    сценариев, вследствие чего члены группы вольны принять сами “новые

    решения”, которые будут противодействовать сценарию. Чтобы производить

    такую работу на самом глубоком уровне, на уровне эго-состояния Ребёнок, в

    терапевтических группах, основанных на концепциях трансактного анализа,

    применяются методы, заимствованные из гештальт-терапии (“здесь и теперь”,

    “пустые стулья”), психодрамы и других подходов. В работе подчёркивается

    значение осмысления ранних решений и сознательное изменение своей позиции в

    настоящем времени.

    Гештальт-терапия

    Гештальт-терапия была разработана Ф. Перлсом и вобрала в себя его

    психоаналитический опыт, влияния экзистенциальной философии, гештальт-

    психологии и идей В. Райха о физиологических механизмах реакций

    сопротивления. Гештальт-терапия считается методом индивидуальным

    психотерапии, но наибольшее распространение получила её групповая форма.

    Гештальт-группы известны своими активными руководителями, способствующими

    развитию самостоятельности и ответственности участников группы. Основными

    используемыми в гештальт-группах понятиями являются: фигура и фон,

    осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции

    защиты.

    Главной задачей гештальт-терапии является стимуляция организмических

    процессов и побуждение участников к развитию осознания своего “Я” и

    продвижению к зрелости. Долговременная цель группы заключается в достижении

    каждым её участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм

    поведения и перехода к новым. Каждый используемый руководителем технический

    приём направляет участников к достижению сознания полного функционирования

    и аутентичности. По мере роста способности к осознанию себя члены группы

    приобретают способность всё более полно использовать естественные процессы

    для взаимодействия с окружением и для отстранения от него.

    Руководитель группы определяет порядок и темп её работы. По традиции,

    руководитель группы работает с добровольцем из участников, который

    находится на “горячем стуле”. Другие участники оказывают добровольцу

    поддержку, идентифицируют себя с ним и активно участвуют в экспериментах,

    чтобы помочь ему в работе. Методики и упражнения гештальт-терапии

    направлены на расширение осознания, интеграцию полярностей, побуждение

    участников к принятию ответственности за самих себя, укрепление внимания к

    чувствам, анализ снов и фантазий, преодоление сопротивления.

    Гештальт-терапия не предусматривает предоставления уже готового набора

    методик работы в группе. Лучшими руководителями гештальт-групп являются те,

    кто постоянное экспериментирует с методиками, ищет новые подходы к решению

    проблем и в любой момент занятий при помощи своей интуиции находит нужные

    ответы на вопросы участника.

    Телесно-ориентированная терапия

    Вильгельм Райх полагал, что каждое проявление характера имеет

    соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается

    в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек,

    освободившись с помощью. специальных физических упражнений от мышечного

    панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает

    их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и

    гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами,

    иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Своей теорией В.Райх

    положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с телом

    с целью улучшения психологического и физического функционирования, таким

    как:

    ( Биоэнергетика А. Лоуэна. Данный подход центрируется на роли тела в

    анализе характера. Биоэнергетика включает в себя технику дыхания по Райху,

    многие из техник эмоционального раскрепощения по Райху, Но также использует

    технику напряженных поз для энергетизации частей тела, которые

    заблокированы. Напряжение увеличивается настолько, что человек в конце

    концов вынужден расслабить мышцы, "защитный панцирь". Биоэнергетика часто

    концентрируется на ногах и тазе, потому что "они – основание и опора эго-

    структуры. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной

    неизменной реальностью в наших жизнях, с землей, или почвой." [2]

    ( Структурная интеграция Иды Рольф (рольфинг) – система, стремящаяся

    вернуть телу правильное положение и линии. Целью данного подхода является

    восстановление мышечного равновесия и гибкости. Рольфинг в

    психотерапевтические группы внедрял В. Шутц.

    ( Техника Ф.Матиаса Александера. Основана на глубоких вытягиваниях

    мускульных фасций (связующая ткань, которая связывает и поддерживает

    мускулы и скелетную систему), сопровождаемых прямым глубоким воздействием,

    раскрывающая вредные привычки в держании и движениях тела, которые влияют

    на умственное, физическое и эмоциональное состояние человека. В основе

    подхода лежит идея о том, что предпосылкой свободных и естественных

    движений является естественное вытягивание позвоночника вверх. Автор создал

    специальные упражнения, которые позволяют освободиться от привычных

    напряжений.

    В психотерапевтических группах метод Александера используется для

    преодоления участниками своих дурных привычек; при этом по мере

    расслабления мышц высвобождаются и одолевающие участников негативные

    чувства. Руководитель помогает участнику осознать соотношения между разумом

    и телом, ощутить свою целостность.

    ( Система чувственного сознавания Шарлотты Селвер и Чарльза Брукча,

    направленная на изучение целостного функционирования человека в мире,

    личной экологии тела и чувств. В данном подходе авторы фокусируются на

    проблеме обучения отличать собственные чувства и ощущения от культурно и

    социально привитых образов. Большинство упражнений имеют медитативную

    ориентацию.

    ( Метод Фельденкрайза, предназначенный для восстановления естественной

    грации свободы движений. Работа Фельденкрайза направлена на восстановление

    связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой,

    которые испорчены негативными привычками, напряжениями. Главным фактором в

    этом процессе автор называет "сознавание" своих движений и тела.

    Фельденкрайз в своей работе "Сознавание через движение" рассматривает

    вопросы, связанные с образом "Я" и движением; выделяет 4 компонента образа

    себя: движение, ощущение, чувствование и мышление. Все компоненты должны

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.