МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Темперамент

    АТЕЛЕТИК - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением,

    характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

    ДИСПЛАСТИК - человек с бесформенным, неправильным строение. Индивиды этого

    типа характеризуются различными деформациями телосложения (например,

    чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

    С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа

    темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

    Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к

    колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с

    трудом приспосабливается к окружению. в отличие от него иксотимик обладает

    атлетическим телосложением. Это спокойный мало впечатлительный человек со

    сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто

    мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются

    между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во

    взглядах.

    В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и

    темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура

    тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон

    исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая

    которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

    1. ЭНДОМОРФНЫЙ (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

    1. МЕЗОМОРФНЫЙ (из мезодермы образуется мышечная ткань);

    1. ЭКТОМОРФНЫЙ (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

    При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое

    телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь

    стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а

    эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие

    конечности со слабой мускулатурой.

    По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы

    темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов

    тела: висицетрония (лат. viscera- “внутренности”), соматония (греч. soma -

    “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).

    |Типы темперамента (по У.Шелдону) |

    |Висицетрония |Соматония |Церебротония |

    |Расслабленность в |Уверенность в осанке и |Заторможеность в |

    |осанке и движениях |движениях |движениях, скованность |

    | | |в осанке |

    |Любовь к комфорту |Склонность к физической|Чрезмерная |

    | |деятельности |физиологическая |

    | | |реактивность |

    |Медленная реакция |Энергичность |Повышенная скорость |

    | | |реакций |

    |Пристрастие к еде |Потребность в движениях|Склонность к уединению |

    | |и удовольствие от них | |

    |Социализация пищевой |Потребность в |Склонность к |

    |потребности |доминировании |рассуждениям, |

    | | |исключительное внимание|

    |Наслаждение от процесса|Склонность к риску в |Скрытность чувства, |

    |пищеварения |игре случая |эмоциональная |

    | | |заторможенность |

    |Любовь к компаниям, |Решительные манеры. |Самоконтроль мимики. |

    |дружеским излияниям |Храбрость |Социофобия (страх перед|

    |Социофилия (любовь к | |общественными |

    |общественной жизни) | |контактами) |

    |Приветливость со всеми |Сильная агрессивность |Заторможенность в |

    | | |общении. Избегание |

    | | |стандартных действий |

    |Жажда любви и ободрения|Психологическая |Агрофобия (боязнь |

    |окружающих. Ориентация |нечувствительность. |открытого пространства)|

    |на других |Клаустрофобия (боязнь | |

    | |замкнутого | |

    | |пространства) | |

    |Эмоциональная ровность |Отсутствие сострадания |Непредсказуемость |

    | | |установок (поведения) |

    |Терпимость |С трудом приглушаемый |Тихий голос, избегание |

    | |голос |шума |

    |Безмятежная |Спартанская |Чрезмерная |

    |удовлетворенность |выносливость боли |чувствительность к боли|

    |Хороший сон |Шумное поведение |Плохой сон, хроническая|

    | | |усталость |

    |Отсутствие взрывных |Внешний вид |Юношеская живость и |

    |эмоций и поступков |соответствует более |субъективное мышление |

    | |пожилому возрасту | |

    |Мягкость, легкость в |Объективное и широкое |Концентрированное, |

    |обращении и внешнем |мышление, направленное |скрытое и субъективное |

    |выражении чувств |вовне |мышление |

    |Общительность и |Самоуверенность, |Устойчивость к действию|

    |расслабленность под |агрессивность под |алкоголя и других |

    |воздействием алкоголя |воздействием алкоголя |репресантов |

    |Потребность в людях в |Потребность в действиях|Потребность в уединении|

    |тяжелую минуту |в тяжелую минуту |в тяжелую минуту |

    |Ориентация на детей и |Ориентация на занятия |Ориентация на пожилой |

    |семью |юношеского возраста |возраст |

    В психологической науке большинство конституционных концепций стало

    объектом острой критики. Они неправомерны. Их недостаток в том, что они

    односторонни - их создатели учитывают только одну сторону деятельности

    организма. С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты,

    показывающие зависимость темперамента от свойств типа нервной системы. Это

    проявляется в том, что определенные свойства нервной системы и темперамента

    соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности

    желез внутренней секреции. Тем не менее при одном и том же типе конституции

    тела могут иметь место свойства темперамента, зависящие от разных типов

    нервной системы. Поэтому физиологической основой темперамента является

    общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не

    конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное

    приспособление организма к среде. Гормональные теории темперамента

    односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии

    объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности.

    ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА.

    В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную

    совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и

    общих у одной группы людей.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

    Психологическая характеристика типов темперамента определяются

    следующими основными его свойствами.

    Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для

    возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость

    возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного

    человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для

    другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не

    удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у

    другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую

    сензитивность.

    Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или

    внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное

    слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

    Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек

    воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении

    цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели,

    сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

    Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени

    зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних

    обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели,

    намерений, стремлений, убеждений человека.

    Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и

    процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота

    ума.

    Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и

    гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или

    инертность и косность его поведения (ригидность).

    Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от

    чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних

    впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от

    образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим

    (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя",

    особенно в напряженной обстановке.

    Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для

    возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она

    выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной

    подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения

    их).

    САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной

    системы). Так дал описание ему доктор А. П. Чехов: "Постоянен в своем

    непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда

    происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает , или все.

    Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно

    воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не

    глупа."

    Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная

    реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим

    возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень

    впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет

    большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него

    уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств.

    Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях,

    походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой

    пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен,

    жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие,

    быстро забывает обиды, доброжелателен.

    ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием

    возбуждения - тип нервной системы). А. П. Чехов: "Желчен и лицом желто-сер.

    Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко

    убежден, что зимой "черт знает, как холодно", а летом "черт знает, как

    жарко". Шуток не понимает. Как мера и приятель - невозможен, как

    подчиненный - едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма

    нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил".

    Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая

    реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность

    преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко

    выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем

    сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им

    свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость).

    Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении

    вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

    Этот рисунок Х. Бидструпа иллюстрирует реакцию людей с различными

    темпераментами в одинаковой ситуации.

    МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы). Описание

    темперамента по доктору А. П. Чехову: "Глаза серо-голубые, готовые

    прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе

    уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают.

    Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее,

    беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и

    самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно."

    В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая

    сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости.

    Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том,

    что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит

    работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения

    вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой

    обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди

    легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки,

    стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

    ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной

    системы). А. П. Чехов: "Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно

    серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий,

    заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет

    без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен,

    не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится,

    чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал."

    В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это

    проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая

    активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и

    определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп

    замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает

    не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он

    медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку,

    но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него

    устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не

    выводят его из себя.

    Если мы выделим закономерные связи свойств, присущие каждому типу

    темперамента, то получим следующую таблицу:

    |психические |виды темперамента и соответствующие им свойства |

    |свойства |высшей нервной деятельности |

    | |Сангвиник |холерик |Флегматик |Меланхолик|

    | |сильный |сильный |Сильный |слабый |

    | |уравновешенн|неуравновеше|уравновешенн|неуравн. |

    | |ый подвижный|н. Подвижный|ый инертный |Малоподвиж|

    | | | | |ный |

    |Скорость |Высокая |Очень |Медленная |Средняя |

    |психических реакций| |высокая | | |

    |Сила психических |Средняя |Очень |Большая |Большая |

    |реакций | |большая | | |

    |Экстраверсия или |Экстраверт |Экстраверт |Интроверт |Интроверт |

    |интроверсия | | | | |

    |Пластичность или |Пластичный |Пластичный |Ригидный |Ригидный |

    |ригидность | | | | |

    |Эмоциональная |Умеренная |Высокая |Слабая |Высокая |

    |возбудимость | | | | |

    |Сила эмоций |Средняя |Очень |Слабая |Большая |

    | | |большая | | |

    |Эмоциональная |Устойчив |Неустойчив |Очень |Очень |

    |устойчивость | | |устойчив |неустойчив|

    |Чувствительность |Пониженная |Малая |Малая |Высокая |

    |Реактивность |Повышенная |Высокая |Малая |Малая |

    |Активность |Повышенная |Высокая |Высокая |Пониженная|

    |Реактивность-активн|Уравновешены|Реактивен |Активный |Уравновеше|

    |ость | | |Воля |ны |

    |Темп реакции |Быстрый |Быстрый |Медлителен |Медлителен|

    В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого

    человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании

    темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на

    категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы

    весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент

    определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику

    психической деятельности. "Течение психической жизни подобно водному

    потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения

    стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой,

    многоводной реке, психическая жизнь течет медленно, с большим внутренним

    напором" ( В. С. Мельник. В сб. "Очерк теории темперамента", изд.2.

    Пермское книжное издательство, 1973). В этом плане в основном и можно

    говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам темперамента.

    РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА

    Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то

    увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так,

    сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но

    побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик

    отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он

    тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный.

    Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый

    темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и

    социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности,

    мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди

    выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными

    темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.

    П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а

    М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников –

    выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы

    видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди

    одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и

    консервативными.

    В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к

    жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую

    энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя

    изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно

    волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание

    на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например

    флегматику.

    Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика

    может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у

    меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание

    человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и

    темперамента человека.

    Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные

    ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную

    динамическую особенность психики человека.

    В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей

    требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных

    сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее

    сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у

    людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям,

    более расположены к нервно-психическому срыву.

    "Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными

    свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно

    падают на организм во время его индивидуального существования, то есть

    зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих

    слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы

    непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность"

    [4,стр. 269.]. В зависимости от условий жизни и деятельности человека

    отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то

    же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с

    возрастом человека.

    ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе.

    Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например,

    требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих

    агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе

    требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования

    нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от

    содержания деятельности.

    Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее

    продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова.

    В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха,

    продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы

    для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть

    компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов

    работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых

    очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда

    надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное

    свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более

    часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации

    возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более

    частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания,

    так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в

    массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность,

    в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства

    могут компенсироваться за счет других.

    В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой

    энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и

    т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением,

    риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике

    очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая

    помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких

    профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность

    человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду

    свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием

    деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям

    деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

    Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или

    воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны

    более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента

    также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность

    дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

    От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень

    нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания

    контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных

    воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования

    величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и

    темперамента человека применяется хорошими организаторами производства.

    Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в

    индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов

    работы ( индивидуальный подход).

    Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям

    деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния

    темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими

    мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную

    активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у

    сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.

    Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности

    возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств

    темперамента.

    ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к

    требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

    Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной

    и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены

    различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности

    понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая

    характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного

    результата.

    При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства

    темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе.

    Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в

    наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие

    темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных

    темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм

    реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности

    возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и

    способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому

    индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников,

    передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

    Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он

    формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования

    индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном

    возрасте при решении практических задач игрового характера.

    Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека

    свойств нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к

    самому стилю, можно выделить две группы:

    1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению

    к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

    2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека

    задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

    ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

    Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере

    не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,

    убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел

    возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к

    динамической стороне деятельности.

    Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений,

    и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни

    человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное

    значение для понимания сложного образа поведения человека, характера

    человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении,

    гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных

    особенностях личности и ее возможностях, определенным образом

    складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким

    образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а

    органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и

    обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной

    деятельности- постепенно ткут узоры.

    Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и

    долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы

    организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

    Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей

    характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера.

    Развитие характера и темперамента в этом смысле является

    взаимообусловленным процессом.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически

    обусловленным подструктурам личности. На основании изложенного выше

    наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди

    иерархии подструктур личности можно представить в виде таблицы.

    |Подс|Подстр|Соотно|Основные связи с |Специфические|Необход|

    |трук|уктуры|шение | |виды |имые |

    |туры|подстр|социал| |формирования |уровни |

    | |уктур |ьного | | |психоло|

    | | |и | | |гическо|

    | | |биолог| | |го |

    | | |ическо| | |анализа|

    | | |го | | | |

    | | | |Отражен|сознани|потреб|активн| | |

    | | | |ием |ем |ностям|остью | | |

    | | | | | |и | | | |

    |Биоп|Темпер|Социал|Физиоло|Только |Через |Через |Трени|Психофи|

    |сихи|амент |ьного |гически|стиль |биолог|силу и|ровка|зиологи|

    |ческ| |почти |е |осознан|ическу|подвиж| |ческий.|

    |ие | |нет |механиз|ия |ю |ность | |Нейропс|

    |свой| | |мы | |нужду |нервны| |ихологи|

    |ства| | |психиче| | |х | |ческий |

    | | | |ского | | |процес| | |

    | | | |отражен| | |сов | | |

    | | | |ия | | | | | |

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

    2. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера,

    В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

    3. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология

    индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

    4. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.

    5. Психология Под ред. П. А. Рудика М. "физкультура и спорт" 1974

    6. Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1974

    7. Немов Р. С. Психология Кн.1.

    8. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.

    9. Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.