Темперамент
АТЕЛЕТИК - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением,
характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
ДИСПЛАСТИК - человек с бесформенным, неправильным строение. Индивиды этого
типа характеризуются различными деформациями телосложения (например,
чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа
темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.
Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к
колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с
трудом приспосабливается к окружению. в отличие от него иксотимик обладает
атлетическим телосложением. Это спокойный мало впечатлительный человек со
сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто
мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются
между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во
взглядах.
В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и
темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура
тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон
исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая
которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:
1. ЭНДОМОРФНЫЙ (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
1. МЕЗОМОРФНЫЙ (из мезодермы образуется мышечная ткань);
1. ЭКТОМОРФНЫЙ (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое
телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь
стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а
эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие
конечности со слабой мускулатурой.
По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы
темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов
тела: висицетрония (лат. viscera- “внутренности”), соматония (греч. soma -
“тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).
|Типы темперамента (по У.Шелдону) |
|Висицетрония |Соматония |Церебротония |
|Расслабленность в |Уверенность в осанке и |Заторможеность в |
|осанке и движениях |движениях |движениях, скованность |
| | |в осанке |
|Любовь к комфорту |Склонность к физической|Чрезмерная |
| |деятельности |физиологическая |
| | |реактивность |
|Медленная реакция |Энергичность |Повышенная скорость |
| | |реакций |
|Пристрастие к еде |Потребность в движениях|Склонность к уединению |
| |и удовольствие от них | |
|Социализация пищевой |Потребность в |Склонность к |
|потребности |доминировании |рассуждениям, |
| | |исключительное внимание|
|Наслаждение от процесса|Склонность к риску в |Скрытность чувства, |
|пищеварения |игре случая |эмоциональная |
| | |заторможенность |
|Любовь к компаниям, |Решительные манеры. |Самоконтроль мимики. |
|дружеским излияниям |Храбрость |Социофобия (страх перед|
|Социофилия (любовь к | |общественными |
|общественной жизни) | |контактами) |
|Приветливость со всеми |Сильная агрессивность |Заторможенность в |
| | |общении. Избегание |
| | |стандартных действий |
|Жажда любви и ободрения|Психологическая |Агрофобия (боязнь |
|окружающих. Ориентация |нечувствительность. |открытого пространства)|
|на других |Клаустрофобия (боязнь | |
| |замкнутого | |
| |пространства) | |
|Эмоциональная ровность |Отсутствие сострадания |Непредсказуемость |
| | |установок (поведения) |
|Терпимость |С трудом приглушаемый |Тихий голос, избегание |
| |голос |шума |
|Безмятежная |Спартанская |Чрезмерная |
|удовлетворенность |выносливость боли |чувствительность к боли|
|Хороший сон |Шумное поведение |Плохой сон, хроническая|
| | |усталость |
|Отсутствие взрывных |Внешний вид |Юношеская живость и |
|эмоций и поступков |соответствует более |субъективное мышление |
| |пожилому возрасту | |
|Мягкость, легкость в |Объективное и широкое |Концентрированное, |
|обращении и внешнем |мышление, направленное |скрытое и субъективное |
|выражении чувств |вовне |мышление |
|Общительность и |Самоуверенность, |Устойчивость к действию|
|расслабленность под |агрессивность под |алкоголя и других |
|воздействием алкоголя |воздействием алкоголя |репресантов |
|Потребность в людях в |Потребность в действиях|Потребность в уединении|
|тяжелую минуту |в тяжелую минуту |в тяжелую минуту |
|Ориентация на детей и |Ориентация на занятия |Ориентация на пожилой |
|семью |юношеского возраста |возраст |
В психологической науке большинство конституционных концепций стало
объектом острой критики. Они неправомерны. Их недостаток в том, что они
односторонни - их создатели учитывают только одну сторону деятельности
организма. С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты,
показывающие зависимость темперамента от свойств типа нервной системы. Это
проявляется в том, что определенные свойства нервной системы и темперамента
соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности
желез внутренней секреции. Тем не менее при одном и том же типе конституции
тела могут иметь место свойства темперамента, зависящие от разных типов
нервной системы. Поэтому физиологической основой темперамента является
общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не
конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное
приспособление организма к среде. Гормональные теории темперамента
односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии
объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности.
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА.
В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную
совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и
общих у одной группы людей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Психологическая характеристика типов темперамента определяются
следующими основными его свойствами.
Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для
возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость
возникновения этой реакции( повышенная чувствительность). Если у одного
человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для
другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не
удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у
другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую
сензитивность.
Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или
внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное
слово, угроза, резкий и неожиданней звук).
Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек
воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении
цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели,
сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.
Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени
зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних
обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели,
намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и
процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота
ума.
Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и
гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или
инертность и косность его поведения (ригидность).
Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от
чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних
впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от
образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим
(интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя",
особенно в напряженной обстановке.
Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для
возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она
выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной
подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения
их).
САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной
системы). Так дал описание ему доктор А. П. Чехов: "Постоянен в своем
непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда
происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает , или все.
Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно
воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не
глупа."
Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная
реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим
возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень
впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет
большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него
уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств.
Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях,
походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой
пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен,
жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие,
быстро забывает обиды, доброжелателен.
ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием
возбуждения - тип нервной системы). А. П. Чехов: "Желчен и лицом желто-сер.
Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко
убежден, что зимой "черт знает, как холодно", а летом "черт знает, как
жарко". Шуток не понимает. Как мера и приятель - невозможен, как
подчиненный - едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма
нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил".
Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая
реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность
преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко
выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем
сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им
свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость).
Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении
вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.
Этот рисунок Х. Бидструпа иллюстрирует реакцию людей с различными
темпераментами в одинаковой ситуации.
МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы). Описание
темперамента по доктору А. П. Чехову: "Глаза серо-голубые, готовые
прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе
уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают.
Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее,
беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и
самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно."
В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая
сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости.
Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том,
что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит
работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения
вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой
обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди
легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки,
стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.
ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной
системы). А. П. Чехов: "Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно
серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий,
заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет
без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен,
не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится,
чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал."
В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это
проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая
активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и
определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп
замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает
не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он
медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку,
но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него
устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не
выводят его из себя.
Если мы выделим закономерные связи свойств, присущие каждому типу
темперамента, то получим следующую таблицу:
|психические |виды темперамента и соответствующие им свойства |
|свойства |высшей нервной деятельности |
| |Сангвиник |холерик |Флегматик |Меланхолик|
| |сильный |сильный |Сильный |слабый |
| |уравновешенн|неуравновеше|уравновешенн|неуравн. |
| |ый подвижный|н. Подвижный|ый инертный |Малоподвиж|
| | | | |ный |
|Скорость |Высокая |Очень |Медленная |Средняя |
|психических реакций| |высокая | | |
|Сила психических |Средняя |Очень |Большая |Большая |
|реакций | |большая | | |
|Экстраверсия или |Экстраверт |Экстраверт |Интроверт |Интроверт |
|интроверсия | | | | |
|Пластичность или |Пластичный |Пластичный |Ригидный |Ригидный |
|ригидность | | | | |
|Эмоциональная |Умеренная |Высокая |Слабая |Высокая |
|возбудимость | | | | |
|Сила эмоций |Средняя |Очень |Слабая |Большая |
| | |большая | | |
|Эмоциональная |Устойчив |Неустойчив |Очень |Очень |
|устойчивость | | |устойчив |неустойчив|
|Чувствительность |Пониженная |Малая |Малая |Высокая |
|Реактивность |Повышенная |Высокая |Малая |Малая |
|Активность |Повышенная |Высокая |Высокая |Пониженная|
|Реактивность-активн|Уравновешены|Реактивен |Активный |Уравновеше|
|ость | | |Воля |ны |
|Темп реакции |Быстрый |Быстрый |Медлителен |Медлителен|
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого
человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании
темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на
категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы
весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент
определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику
психической деятельности. "Течение психической жизни подобно водному
потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения
стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой,
многоводной реке, психическая жизнь течет медленно, с большим внутренним
напором" ( В. С. Мельник. В сб. "Очерк теории темперамента", изд.2.
Пермское книжное издательство, 1973). В этом плане в основном и можно
говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам темперамента.
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то
увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так,
сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но
побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик
отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он
тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный.
Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый
темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и
социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности,
мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди
выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными
темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.
П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а
М.И. Кутузов и И. А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников –
выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы
видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди
одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и
консервативными.
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к
жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую
энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя
изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно
волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание
на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например
флегматику.
Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика
может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у
меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание
человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и
темперамента человека.
Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные
ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную
динамическую особенность психики человека.
В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей
требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных
сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее
сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у
людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям,
более расположены к нервно-психическому срыву.
"Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными
свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно
падают на организм во время его индивидуального существования, то есть
зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих
слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы
непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность"
[4,стр. 269.]. В зависимости от условий жизни и деятельности человека
отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то
же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с
возрастом человека.
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе.
Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например,
требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих
агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе
требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования
нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от
содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее
продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова.
В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха,
продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы
для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть
компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов
работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых
очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда
надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное
свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более
часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации
возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более
частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания,
так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в
массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность,
в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства
могут компенсироваться за счет других.
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой
энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и
т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением,
риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике
очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая
помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких
профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность
человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду
свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием
деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям
деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или
воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны
более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента
также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность
дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень
нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания
контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных
воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования
величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и
темперамента человека применяется хорошими организаторами производства.
Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в
индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов
работы ( индивидуальный подход).
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям
деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния
темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими
мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную
активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у
сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности
возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств
темперамента.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к
требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной
и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены
различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности
понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая
характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного
результата.
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства
темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе.
Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в
наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие
темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных
темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм
реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности
возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и
способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому
индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников,
передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он
формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования
индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном
возрасте при решении практических задач игрового характера.
Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека
свойств нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к
самому стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению
к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека
задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере
не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,
убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел
возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к
динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений,
и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни
человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное
значение для понимания сложного образа поведения человека, характера
человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении,
гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных
особенностях личности и ее возможностях, определенным образом
складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким
образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а
органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и
обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной
деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и
долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы
организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей
характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера.
Развитие характера и темперамента в этом смысле является
взаимообусловленным процессом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически
обусловленным подструктурам личности. На основании изложенного выше
наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди
иерархии подструктур личности можно представить в виде таблицы.
|Подс|Подстр|Соотно|Основные связи с |Специфические|Необход|
|трук|уктуры|шение | |виды |имые |
|туры|подстр|социал| |формирования |уровни |
| |уктур |ьного | | |психоло|
| | |и | | |гическо|
| | |биолог| | |го |
| | |ическо| | |анализа|
| | |го | | | |
| | | |Отражен|сознани|потреб|активн| | |
| | | |ием |ем |ностям|остью | | |
| | | | | |и | | | |
|Биоп|Темпер|Социал|Физиоло|Только |Через |Через |Трени|Психофи|
|сихи|амент |ьного |гически|стиль |биолог|силу и|ровка|зиологи|
|ческ| |почти |е |осознан|ическу|подвиж| |ческий.|
|ие | |нет |механиз|ия |ю |ность | |Нейропс|
|свой| | |мы | |нужду |нервны| |ихологи|
|ства| | |психиче| | |х | |ческий |
| | | |ского | | |процес| | |
| | | |отражен| | |сов | | |
| | | |ия | | | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
2. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера,
В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
3. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология
индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
4. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
5. Психология Под ред. П. А. Рудика М. "физкультура и спорт" 1974
6. Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1974
7. Немов Р. С. Психология Кн.1.
8. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.
9. Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"
Страницы: 1, 2
|