МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретические аспекты делового общения

    цель этики — анализ человеческих решений для определения их вклада в то,

    как человек, принимающий решения, учится любить.

    Эта цель может быть достигнута лишь на базе достаточно высокой культуры,

    которая распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на

    бизнес.

    Среди профессиональных типов культур разумно выделить "деловую культуру",

    которая может быть теоретически определена как система отношений,

    выраженных в нормах, ценностях и знаниях в сфере трудовых отношений. Эта

    система регулирует деловую активность, т. е. активность, целью которой

    является развитие (повышение доходности, рост, совершенствование) дела.

    Такая активность проявляется в организации труда, в навыках делового

    общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела, в репутации.

    Общая теоретическая схема деловой культуры — это своеобразный "скелет",

    который в реальной жизни "обрастает плотью" социальных форм: традиций,

    правил, ритуалов, этикета, привычек, порожденных конкретной социокультурной

    ситуацией.

    Отдельно взятый деловой человек в России является носителем ценностей

    всех перечисленных выше уровней. В общечеловеческом плане он, так же как и

    его коллеги во всем мире, высоко ценит в партнере его надежность,

    порядочность и профессионализм. В плане цивилизационном он принадлежит к

    евразийской культуре и поэтому по своему характеру больше тяготеет к

    коллективизму, чем к индивидуализму. В плане конфессиональном ему, как

    наследнику православной культуры, должны быть весьма близки идеи

    благотворительности и меценатства. В плане национальных традиций он ставит

    личные, неформальные отношения выше формальных, контрактных. Наконец, в

    плане профессиональном он является продуктом и участником социального

    процесса переходного периода, когда борьба за выживание является навязанной

    ему доминантой поведения и требует ориентации на сиюминутные результаты и

    сугубо прагматические ценности. "Соединение всех этих планов и уровней

    приводит к тому, что российский менеджер или предприниматель напоминает

    русскую матрешку, но разделить ее на отдельные куклы можно лишь

    теоретически".

    В ситуации реального делового взаимодействия его поведение регулируется

    различным сочетанием выделенных уровней. Например, один человек не уступает

    давлению ситуативных "соблазнов" и сохраняет свои принципы, будь то

    профессиональные или цивилизационные, другой ищет компромисс, третий

    уступает давлению В последние 10—15 лет значительно выросло количество

    исследований в области этики деловых отношений, или этики бизнеса.

    Особенность современной ситуации в области деловой культуры состоит в том,

    что и ученые, и практики почти пришли к согласию в вопросе определяющей

    роли нравственных принципов в регуляции деловых отношений. Широко

    распространяется мнение, что прибыль не всегда оправдывает средства ее

    получения. В этой связи возникает закономерный вопрос о соотношении деловой

    культуры, этики и деловой этики.

    Деловая этика — это одновременно часть этики как науки о нравственности и

    морали и в прикладном плане — система конкретных этических принципов,

    регулирующих деловые отношения. Поэтому в первом своем значении она

    логически оказывается шире деловой культуры. Однако во втором своем

    значении деловая этика, составляя ядро деловой культуры, является ее

    частью. Это говорит о размытости границ между этикой в целом, деловой

    этикой и деловой культурой, а также о том, что нельзя рассматривать ни одну

    часть этого "триумвирата" в отрыве от двух других.

    Так как понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения,

    ценностями, честностью, хорошими и плохими поступками, соответственно и в

    сфере деловой этики никто не сомневается, что в деловом партнере ценят в

    первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещания. Именно

    этими качествами были известны во всем мире российские купцы и

    промышленники. Дореволюционная Россия имела прочные экономические и

    торговые связи со всеми странами Старого и Нового Света, и "крепкое" слово

    русского купца было знаменито не меньше российских мехов или золота. До

    1917 г. российская деловая культура была частью общемировой. Однако, как

    показывает практика, сегодня многие российские бизнесмены охотнее

    соглашаются вести бизнес с зарубежными, чем с отечественными партнерами. В

    то же время американцы, по данным некоторых исследований, предпочитают

    иметь дело прежде всего с американцами, англичанами, канадцами, а немцы,

    например, -с немцами, скандинавами, а также с американцами. И хотя западные

    предприниматели высоко оценивают интеллектуальный и природный потенциал

    России, им не всегда бывает легко найти общий язык с российскими

    партнерами. Увы, современным российским предпринимателям зачастую

    отказывают в надежности, компетентности, порядочности, т. е. в качествах,

    необходимых для того, чтобы гарантировать предсказуемость действий партнера

    и соответственно планировать перспективы взаимодействия с ним.

    Результаты современных исследований дают возможность получить следующее

    представление об оптимальном социально-психологическом и морально-этическом

    портрете идеального менеджера и предпринимателя. "Технологически" его

    характеризуют следующие первостепенные качества.

    * Инициативность и способность вести поиск возможностей (видит использует

    новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его

    вынудят к этому события).

    * Упорство и настойчивость (готов предпринимать неоднократные по пытки,

    чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии,

    чтобы достичь цели).

    * Готовность к риску (предпочитает ситуации "вызова" или умеренного

    риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск и

    контролировать результаты).

    * Ориентация на эффективность и качество (находит пути выпускать

    продукцию лучше, быстрее или дешевле; стремится достичь совершенства,

    улучшить эффективность работы).

    * Вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность

    и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с

    работниками или вместо них).

    * Целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение;

    постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи).

    * Стремление быть информированным (сам собирает информацию о клиентах,

    поставщиках, конкурентах; использует в этих целях личные и деловые

    контакты).

    * Умение систематически планировать и наблюдать (планирует, разбивая

    крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями и

    использует их во время принятия решений; разрабатывает или использует

    способы наблюдения за выполнением работы).

    * Способность устанавливать связи и убеждать (использует гибкую стратегию

    для влияния на людей и убеждения их, а также деловые и личные контакты

    как средство достижения своих целей).

    * Уверенность в своих силах и независимость (стремится к независимости от

    влияния других людей; полагается лишь на себя в сложной ситуации; верит

    в свою способность выполнять трудные задачи).

    Уже говорилось (гл. 2), что мотивы предпринимательской активности могут

    проявляться в двух формах: как стремление к реализации своих побуждений

    (позитивная мотивация) и как стремление устранить неблагоприятные условия

    жизни, вызывающие неудовлетворенность (негативная мотивация). Сочетание

    положительной ориентации человека с высоким жизненным потенциалом и

    совершенной техникой ведения дел дает тип, который условно может быть

    определен как "дельфин". Отрицательная социальная ориентация при высоком

    жизненном потенциале и совершенной технологии предпринимательской

    деятельности образует тип "акула".

    Эти типы обладают почти одинаковым набором технологических свойств: оба

    наделены от природы незаурядными умственными способностями и такими

    качествами, как энергия, независимость, самостоятельность, стремление

    изменить действительность и т. п. Функциональная цель, задача обоих типов

    обусловлена их местом в экономической среде и характером экономической

    деятельности. Эта цель состоит в том, чтобы получать прибыль, извлекать из

    любого мероприятия выгоду для себя. В то же время типы кардинально

    противоположны по важнейшему этическому параметру — социальной ориентации:

    по отношению к индивидууму, к себе в частности, и к обществу.

    Соответственно различны их идеология, ответы на ключевые, смыслообразующие

    вопросы: что такое этот мир, для чего я живу, как достичь поставленной

    цели, кто в этом будет мне помощником, союзником, а кто — конкурентом или

    даже врагом. И соответственно будет отличаться набор средств, используемых

    для достижения цели.

    Как же выглядят эти типы? Их можно создать, руководствуясь понятием

    "идеальный тип".

    "Акула": более ранний с исторической точки зрения тип. Он наиболее

    распространен в современном деловом мире. Вот, например, как мог бы

    выразить свое миропонимание представитель этого типа.

    Отношение к людям

    В основной своей массе все люди, исключая меня, — злые, слабые, глупые,

    ленивые, лживые, порочные существа. Ими управляют животные инстинкты и

    низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они

    средство, которое надо использовать для достижения цели.Наиболее опасны

    среди них те, кто умнее и сильнее людей среднего уровня. Они мои

    конкуренты, т. е. враги. Лучший способ вести с ними дело -стараться быть

    сильнее и хитрее их, меньше им доверять. Полезно было бы овладеть техникой

    управления ими. Конкурентов по возможности следует устранять. Если этого не

    сделаю я, то это сделают со мной. В этом мире выживает сильнейший.

    Победитель получает все.

    Отношение к обществу

    Общество — это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне

    выгодны, другие вредны. Последние я даю себе право нарушать, но только

    когда нет риска быть уличенным.

    Отношение к себе

    Я лучше всех, хотя тоже животное. Если я беден, то только потому, что

    общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть.

    Отношение к миру и к природе

    Мир враждебен, холоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны

    лишь материальные ценности, все остальное — проповедь для неудачников.

    Природа — это кладовая, из которой следует брать столько, сколько можно,

    иначе возьмут другие. После нас — хоть потоп.

    Отношение к религии

    Возможно, Бог и существует, но его законы и законы людей, религиозная

    мораль и законы бизнеса — разные вещи. Надо тем не менее иметь репутацию

    верующего, это выгодно. По той же необходимости следует жертвовать и на

    благотворительные цели.

    Отношение к делу

    Мое дело — это основа и источник моей власти в мире, средство защиты от

    людей и общества.

    Отношение к риску

    Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной

    опасностью.

    Цель жизни

    Я живу для себя. Для того, чтобы иметь как можно больше денег, чтобы

    иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно

    более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая

    своих желаний. Жизнь дается только однажды, и прожить ее надо как можно

    лучше.

    Средства достижения цели

    Любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой.

    Кто мои друзья и кто враги

    Потенциально все люди — конкуренты в борьбе за материальные блага. С

    некоторыми из них временно можно кооперироваться, объединиться против общих

    наиболее опасных для обеих сторон конкурентов. Длительность союзнических

    отношений определяется сугубо соображениями выгоды.

    "Дельфин": тип, возникший гораздо позже, чем тип "акула". Он менее

    распространен, но все более утверждается в деловом мире. Вот как мог бы

    описать свое отношение к жизни человек этого типа.

    Отношение к людям

    Большинство людей достойны уважения и доверия. В человеке сочетаются как

    доброе, так и злое начала. И доброе и злое проявляются неодинаково у разных

    людей в зависимости от многих факторов: природных, внутренних, а также от

    воспитания, образования, ситуации и т. п. Добром можно добиться от людей

    большего, чем силой. Лучший способ вести с ними дело — стремиться к

    взаимовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях —

    лучшая основа для сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует

    наделе, завоевывая потребителя лучшим качеством товаров и услуг при более

    низких ценах. В конечном счете такая политика оправдывает себя. Других

    людей, не похожих на меня, надо стремиться понять.

    Отношение к обществу

    Общество и его институты — механизм, средство согласования интересов

    отдельных индивидуумов и социальных групп, гарантия защиты граждан от

    произвола. Закон, который я считаю несправедливым, надо все же соблюдать,

    пока он не будет изменен легальным путем, в том числе и благодаря моим

    усилиям. Дело не в том, попадусь я или нет при попытке обойти закон, а в

    моем добровольном выборе не нарушать его.

    Отношение к себе

    В общем я неплохой человек и, как многие другие, достоин уважения. Если я

    беден, то только потому, что пока недостаточно изобретателен, не прилагаю

    достаточно сил или неправильно выбрал сферу их применения, недостаточно

    образован, плохо организован.

    Отношение к миру и природе

    Мир чудесен. Он предоставляет человеку столько возможностей для раскрытия

    своих способностей, дает столько радости. Мир — это большая игра природных

    сил, в которой участвую и я тоже. Жизнь — это большое благо. Она не

    ограничена только видимым, материальным. Существуют ценности духовные,

    непреходящие: любовь, дружба, благоговение перед красотой, перед величием

    проявлений человеческого духа. Природе мы обязаны самой жизнью и должны ее

    не только сберечь для своих детей, но и сделать еще прекраснее.

    Отношение к религии

    Мир подчиняется не только материальным законам. Существуют и другие

    законы, которые мы чувствуем в себе: голос совести, сострадание к горю

    других людей. Эти законы действуют везде, в том числе и в бизнесе. Я верую

    не из подражания, но потому, что нахожу в вере опору и поддержку в трудные

    минуты, точку отсчета при принятии трудных решений. Я помогаю другим не

    потому, что так принято, а потому, что, помогая им, я помогаю себе.

    Отношение к делу

    Мое дело — это мое призвание и предназначение. Это то, что я могу делать

    лучше всего, будучи хозяином своей судьбы. Это средство реализовать свои

    способности и свои идеи. Это возможность жить лучше, помогая своим делом

    другим.

    Отношение к риску

    Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между

    ожидаемой прибылью и угрозой разрушить дело, нанести ущерб людям, например

    тем, кто со мной работает.

    Цель жизни

    Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, материальную и

    духовную — богаче и лучше. Для того, чтобы видеть, как становятся

    реальностью мои самые смелые идеи. Чтобы оставить о себе добрую память.

    Чтобы наслаждаться своими способностями и силой, свободой и независимостью.

    Чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их

    уважением. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу.

    Средства достижения цели

    Любые законные средства, а также те, которые не противоречат моим

    моральным принципам. Выбор между большей прибылью и хорошей репутацией

    делается в пользу хорошей репутации. Опора в основном на свои силы и

    доверие партнеров.

    Кто мои друзья и кто враги

    Потенциально все люди могут стать моими партнерами. Главные принципы, по

    которым я выбираю партнера, — его деловая репутация и сходная с моей

    этическая позиция. Такой человек надежен.

    В качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть мнение, что эти типы в

    принципе одинаковы в различных культурах и даже цивилизациях. Исторический

    и социокультурный контекст меняет лишь их форму. Идеальный тип остается

    практически неизменным, так же как неизменным на протяжении тысячелетий

    остается генотип человека.

    Следует подчеркнуть при этом одно важное обстоятельство: в абсолютно

    "чистом ", идеальном виде ни один тип реально не существует. Речь, скорее,

    должна идти о соотношении свойств, характерных для разных типов, но

    присущих одному предпринимателю. Сочетание черт "акулы" и "дельфина" в

    одном человеке может привести к внутренним конфликтам при разрешении

    морально-этических проблем.

    Нельзя не отметить, что постепенно "дельфины" вытесняют "акул". Этот

    процесс набирает силу, о чем, в частности, свидетельствует повышенный

    интерес к проблемам этики деловых отношений, в первую очередь, в

    цивилизованных странах, принятие кодексов предпринимательской этики. Дело

    здесь в росте общей культуры населения земли и ее универсального влияния на

    жизнь человечества. Наличие внимания к этим проблемам уже говорит об

    определенном уровне деловой культуры. Эти процессы происходят и в

    российском бизнесе. Следует отметить, что и мировое деловое сообщество, и

    деловое сообщество какой-нибудь страны проходят в своем развитии этапы,

    характерные для морального совершенствования отдельной личности.

    Эти этапы таковы:

    1. Я исхожу из собственной выгоды, не задумываясь об отрицательных

    последствиях (зле) для других и даже для себя.

    2. Я знаю, что это зло, но оправдываю его для себя и других (порой даже

    выдавая за добро).

    3. Я осознанно, но вынужденно воздерживаюсь от нанесения ущерба, совершения

    зла, поскольку понимаю, что это в конечном счете повредит и мне.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.