МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теории о несуществовании загробного бытия

    окончательного ответа, ибо мышцы зрачка, подобно многим другим мышцам тела,

    в течение нескольких часов после констатации клинической смерти сохраняют

    активность и способны сокращаться. Судебные медики утверждают, что с

    наступлением смерти зрачки расширяются, а затем в течение двадцати часов

    постепенно сужаются. Некоторого доверия заслуживает изменение цвета глаз,

    согласно утверждениям экспертов, после смерти все глаза становятся

    зеленовато-коричневыми. Возможно, так оно и есть, потому что пигмент

    радужки, меланин, у всех один и тот же, в карих глазах он просто ближе к

    поверхности, а в голубых глазах скрыт покрывающей его тканью. Также верно,

    что роговая оболочка глаза становится сухой и замутненной и что через

    десять-двенадцать часов после клинической смерти глазное яблоко становится

    впалым и дряблым.

    При остановке кровообращения красные кровяные тельца оседают под действием

    силы тяжести, оставляя прозрачную сыворотку, поэтому у светлокожих людей

    появляется особая бледность. Вся кровь также имеет тенденцию спускаться в

    капилляры, расположенные в нижней части тела, образуя темные пятна, на

    которые обращают особое внимание детективы, ибо они показывают,

    переносилось тело или оставалось на месте. Однако эти пятна нельзя считать

    надежными признаками смерти, ибо единственный способ отличить их от

    прижизненных синяков, имеющих больше крови в окружающей ткани, - сделать

    надрез. Тот факт, что через несколько часов после клинической смерти кровь

    начинает свертываться, навел на мысль о возможности установить смерть с

    помощью анализа крови. Однако при жизни кровь не свертывается благодаря

    химическому веществу, которое вырабатывается в клетках стенок сосудов, а

    эти клетки продолжают слабо функционировать и после смерти, поэтому, даже

    начав свертываться, кровь через несколько дней опять может стать совершенно

    жидкой.

    Другой известный симптом - трупное окоченение. Оно вызывается напряжением

    мышечных волокон, когда одна из крупных энергонесущих молекул в клетках

    меняет форму. Процесс начинается в кишечнике и распространяется на сердце,

    диафрагму и лицевые мышцы. Обычно через час коченеют веки, через три-четыре

    часа - челюсть и через двенадцать часов - все длинные мышцы тела. Тридцать

    шесть часов спустя мышцы снова расслабляются, но эта схема может меняться в

    результате действия различных факторов. Трупное окоченение может наступить

    позже из-за высокой концентрации адреналина в крови в результате стресса

    или испуга, испытанного в момент смерти, а может вообще не наступить, если

    силой согнуть окоченевшую конечность. Окоченение может появиться раньше

    обычного после тяжелого истощения и даже сразу же, в виде трупного спазма в

    случаях внезапной смерти. Эти редкие случаи иногда путают с тяжелым

    приступом столбняка.

    Последние успехи медицины расширили границы клинической смерти, включив в

    нее состояния, ранее считавшиеся необратимыми. Лаборатория

    экспериментальной физиологии оживления в Москве теперь описывает

    клиническую смерть как "состояние, при котором отсутствуют все внешние

    признаки жизни (сознание, рефлексы, дыхание и сердечная деятельность),

    однако организм в целом еще не погиб; метаболические процессы в его тканях

    еще имеют место, и при определенных условиях возможно восстановить все его

    функции". В обычных условиях организм в таком состоянии, пожалуй, не

    вернулся бы к жизни, но при терапевтическом вмешательстве оживление

    возможно до тех пор, пока не наступают необратимые изменения коры головного

    мозга. После этого еще восстановима деятельность отдельных органов,

    например сердца и легких, однако организм в целом не способен вернуться к

    самостоятельной жизни. Экспериментальные работы в этой области показывают,

    что при нормальной температуре мозг может бездействовать не более пяти-

    шести минут, после этого он не способен к восстановлению всех своих

    функций. Итак, теперь смерть устанавливают с помощью электроэнцефалограммы

    по истечении шестиминутного периода у наименее устойчивой из тканей

    организма. По-видимому, это самый точный из имеющихся метод констатации

    смерти, однако русские исследователи предупреждают, что максимальный

    шестиминутный период бездействия мозга нельзя установить с полной

    уверенностью. Они утверждают, что "с практической точки зрения невозможно

    точно определить конец состояния клинической смерти каждого отдельного

    организма и следует руководствоваться средними данными".

    Очевидно, что ни один симптом сам по себе не может служить верным признаком

    клинической смерти. Большинство специалистов, понимая это, утверждали, что

    единственным надежным признаком является разложение. Бактерии и грибки,

    начиная размножаться в кишечнике, вызывают изменение цвета передней брюшной

    стенки: сначала появляются серые пятна, которые затем становятся зелеными и

    испускают зловоние. Но даже они не могут быть неоспоримым доказательством,

    ибо при некоторых кожных болезнях на коже появляются пятна, в точности

    похожие на признаки посмертного разложения.

    В книге "Посмертный внешний вид" указываются три возможные причины смерти:

    асфиксия, или остановка дыхания (в результате удушья, паралича и т.д.),

    остановка, или нарушение кровообращения (в результате шока, кровотечения,

    сердечных заболеваний и т.д.), и кома, или паралич (в результате

    повреждения мозга, действия ядов, наркотиков и т.д.). Ни в одном из этих

    случаев нет никаких характерных внешних признаков, позволяющих точно

    установить диагноз.

    Последние успехи медицины и техники, очевидно, не изменили дела к лучшему.

    В 1890 г. один озабоченный доктор написал статью, посвященную проблеме

    определения реальной и мнимой смерти, перечислив четыреста восемнадцать

    признаков. Сегодня этот список можно было бы продолжить, однако единства

    мнений по этому вопросу по-прежнему нет. Новейшие технические средства,

    помогая продлить жизнь, все больше стирают различия между жизнью и смертью,

    и, несмотря на сложное оборудование, мы все еще делаем ошибки. 3 ноября

    1967 г. тяжело раненный американский солдат был доставлен в лучший военный

    госпиталь в Южном Вьетнаме, попытки вернуть его к жизни через сорок пять

    минут были оставлены. Согласно показаниям электрокардиограммы,

    электроэнцефалограммы и мнению докторов, он был мертв, однако четыре часа

    спустя он очнулся в морге и до сих пор живет и получает военную пенсию. В

    комментарии, сделанном еще в 1821 г., утверждается: "Если мы сумеем понять,

    что служит признаком жизни, с которой, конечно, знакомы все, однако едва ли

    кто-либо может сказать, что ясно понимает, в чем она состоит, мы тотчас же

    получим определение смерти. Она представляет собой прекращение феномена, с

    которым мы все хорошо знакомы, феномена жизни".

    В настоящее время общепризнано, что существуют различные стадии смерти и

    что клиническая смерть (прекращение жизненных функций) предшествует

    абсолютной смерти (сопровождающейся разрушением клеток, выполняющих эти

    функции). Волосы и ногти по-прежнему растут, печень вырабатывает глюкозу, а

    клетки, извлеченные из тела трое суток спустя после клинической смерти,

    успешно культивируются.

    Новое состояние готы начинается лишь после того, как клетки пережили

    значительное химическое разрушение или физическую изоляцию, оторвавшую их

    от источника организации. В первую очередь абсолютная клеточная смерть

    всегда поражает самые специализированные органы, например мозг и глаз.

    Хирурги, занимающиеся трансплантацией, знают это и применяют все более

    сложное оборудование, чтобы сохранить эти органы живыми и пригодными для

    пересадки другим пациентам. Разумеется, это оборудование пускается в ход

    лишь тогда, когда совершенно ясно, что смерть донора в любом случае

    неотвратима, однако благодаря развитию технических средств и

    реанимационного оборудования сейчас удается спасти все больше таких

    пациентов, которые неминуемо погибли бы без медицинского вмешательства.

    Клиническая смерть оказывается переменным и чисто теоретическим понятием, а

    мы все ближе подходим к той точке, когда мы сможем искусственно заменять

    все жизненные функции, даже функцию мозга, отодвигая смерть на

    неопределенный срок. Тогда как относиться к предложенному ООН определению

    смерти как "окончательного прекращения всех жизненных функций"? Ведь

    окончательное прекращение наступит не раньше, чем будет выключена

    аппаратура. Тогда, возможно, смерть будут определять как "то, что зависит

    от решения врача".

    Становится ясно: смерть не окончательный факт, а скорее функция отношения

    "врач-пациент". Или вообще любого отношения. Создается впечатление, что

    наше мнение о жизни и смерти зависит не столько от реальных фактов, сколько

    от того, как кто-то воспринимает кого-то. Возможно, нам не следует

    говорить: "Бедняга Джад умер", если мы знаем об этом только со слов Фреда.

    На самом деле мы можем утверждать только то, что смерть произошла между

    Фредом и Джадом. Когда для констатации смерти вызывают семейного врача,

    тогда круг вовлеченных в это дело людей расширяется до минимальных

    легальных пределов, и Джад может быть похоронен, однако вся ответственность

    лежит на докторе. Об этом говорится в тексте британского свидетельства о

    смерти, где врач устанавливает причину смерти "с полным знанием и

    уверенностью". Вся проблема решается скорее на основании бытующих мнений,

    чем абсолютных фактов. Врач должен вынести решение по очень сложному

    вопросу.

    Жизнь и смерть неразделимы, однако если они отличаются от состояния,

    названного нами готой, и если это различие можно установить с помощью

    приборов, тогда проблема будет частично решена. Сегодня во всем мире

    насчитываются сотни неизлечимых больных, месяцами и даже годами находящихся

    в тяжелейшем состоянии физического и умственного истощения; они кажутся

    живыми только потому, что жизнь в них поддерживается разного рода

    аппаратами и лекарствами. Я думаю, что организмы в этих условиях

    погружаются в полную анонимность, перестав существовать как личности или

    даже как живые единицы. Мы все это чувствуем. Посмотрите, как ведут себя

    те, кто обслуживает этих безнадежных больных: несмотря на всю свою доброту

    и лучшие намерения, они начинают обращаться с ними как с машинами,

    требующими ухода. Эта аналогия справедлива, ибо я думаю (хотя этого никто

    не измерял), что у этих людей, находящихся в состоянии готы, организаторы

    жизни либо качественно другие, либо настолько ослаблены, что их количеством

    можно пренебречь.

    Еще в 1836 г. в учебнике медицинской юриспруденции говорилось: "Индивиды,

    внезапно получившие повреждения от ран, болезней или даже отсечения головы,

    в действительности не мертвы, а просто находятся в состоянии, несовместимом

    с продолжением жизни". Это элегантное и важное различие. Смерть не является

    "несовместимой с продолжением жизни". Наша возможность вернуть различные

    виды смерти к жизни ограничена только уровнем нашей техники. Тем не менее

    есть состояния, когда возвращение к жизни невозможно, именно они и

    характерны для готы.

    Один из способов решения проблемы смерти - видеть в ней просто болезнь. Во

    многих отношениях это временное состояние, от которого, как и от болезни,

    можно вылечить. Подобно тому как существуют неизлечимые пока болезни, есть

    некоторые стадии смерти, с которыми мы пока не можем справиться. Те

    выражения, в которых мы говорим о болезнях, оказываются здесь вполне

    уместными. Мы можем говорить о "приступах смерти" и проводить различие

    между тем, кто "легко мертв" и "очень тяжело мертв".

    Такой подход к смерти помогает решить философскую проблему, поставленную

    двумя психологами в их исчерпывающем и увлекательном исследовании наших

    реакций на смерть. Они задавали вопрос: "Сколько времени длится смерть?",

    сопровождая его логическим контрвопросом: "Сколько времени существо должно

    быть живым, чтобы его таковым признали?" Ответ на второй вопрос, очевидно,

    состоит в том, что существо должно быть живым не меньше времени, чем

    потребуется на необходимое наблюдение. Его последующая гибель никак не

    опровергнет начального наблюдения, установившего, что оно живо. Однако та

    же логика неприменима к смерти. Если путем наблюдения было установлено, что

    существо мертво, но впоследствии оно оказалось живым, мы предполагаем, что

    прежнее наблюдение было ошибкой, что кто-то допустил ошибку.

    Корни проблемы лежат в нашем культурном, лингвистическом, социальном,

    научном, медицинском и психологическом убеждении, что смерть - это нечто

    неизменное. Однако если рассматривать смерть как болезнь, считать ее

    излечимой, тогда проблема сама собой отпадает. Ответ на вопрос: "Сколько

    времени длится смерть?" - будет таким же, как и ответ на вопрос: "Сколько

    времени длится рак?" До тех пор, пока организм либо не излечится, либо не

    погибнет. До тех пор, пока мертвый организм либо не оживет, либо не

    превратится в готу.

    Сравнение смерти с раком вполне правомерно. Эксперимент, проведенный с

    культурой тканевых клеток мыши, наводит на мысль о сходстве этих двух

    состояний. Единичная клетка, взятая у мыши, выращивалась в культуре, пока

    от нее не были получены две отдельные линии клеток. После длительной серии

    размножений одна из линий погибла, достигнув предела Хейфлика, а другая

    продолжала жить. Когда клетки выжившей линии были пересажены мышам того же

    штамма, что и первый донор, они вызвали образование злокачественной

    опухоли, убившей своих реципиентов. Клетки стали раковыми. Обычно рак

    вызывается клетками, которые настолько изменились в результате мутации, что

    нарушают видовую организацию, бурно разрастаясь с неимоверной скоростью.

    Таким образом, рак является иной организацией, при которой не происходит

    нормального роста клеток, и этим он очень похож на заболевание, которое мы

    называем смертью. Рак - это не какая-то одна болезнь, как, например,

    ветрянка, его нельзя лечить одним и тем же способом, и, очевидно, он не

    возникает у всех одинаково. У рака, как и смерти, нет одной причины.

    Средства от рака будут найдены, однако они не уничтожат рак. Средства от

    смерти уже находят, но люди по-прежнему будут умирать - и их будут от этого

    лечить. И смерть, и рак - состояния жизни.

    От всех других заболеваний и расстройств смерть отличается тем, что она

    неизбежна. С того момента эволюции, когда бактерии научились размножаться,

    каждая особь была приговорена к смерти. Вероятно, только человеку выпала

    горькая участь знать об этом приговоре и бояться его; бояться, что мы живем

    и, следовательно, должны умереть. У животных, по-видимому, нет

    самосознания, но и они, разумеется, знают о состоянии смерти.

    Эжен Марэ, загадочный и блестящий натуралист, который в одиночку успешно

    исследует души муравьев и обезьян, рассказывает о ручной самке

    южноафриканского бабуина, у которой пришлось забрать детеныша для лечения.

    Мать почти непрерывно кричала три дня, пока Марэ пытался спасти детеныша,

    который все-таки погиб. Когда мертвого малыша вернули безутешной матери,

    она "приблизилась к телу, издавая звуки, обозначающие на языке этих обезьян

    ласку, и дважды коснулась его рукой. Затем она приблизила лицо к спине

    мертвого ребенка, дотрагиваясь до его кожи губами. Вдруг она встала,

    несколько раз вскрикнула и, отойдя в угол, спокойно уселась на солнце, не

    проявляя никакого видимого интереса к телу". Инцидент был исчерпан.

    Джильберт Манли, наблюдая колонию шимпанзе в лондонском зоопарке, заметил,

    что самка, прижимая раненого детеныша к груди, таскает его с собой повсюду,

    не позволяя служителям забрать его. Когда малыш умер, мать просто положила

    его на землю и больше к нему не прикасалась.

    Смерть детеныша для животных не менее очевидна, чем для людей, но,

    вероятно, она их не пугает. В обоих случаях ответом на замеченное изменение

    является утрата интереса к объекту. В работе о поведении собак Смит

    говорит: "Я часто наблюдал, как собака пробегает мимо мертвого тела другой

    собаки, с которой она незадолго до этого играла, совершенно ее не узнавая и

    даже не пытаясь обнюхать труп". Он добавляет: "Прежде, когда свиней

    забивали на виду у их сородичей, те, дожидаясь своей очереди, могли вбежать

    и слизывать кровь, льющуюся из перерезанных глоток".

    У приматов и домашних животных отсутствие интереса, видимо, является

    соответствующей биологической реакцией на смерть одного из членов группы.

    Оставшиеся в живых ничем не могут помочь и им незачем предпринимать какие-

    либо охранительные действия. Наблюдения над миром диких животных

    показывают, что внезапная смерть от далекого выстрела или бесшумного лука

    сама по себе не производит или почти не производит никакого впечатления на

    тех, кто уцелел. Если же смерть сопровождается видом, звуком или запахом

    хищника, послужившего причиной смерти, тогда реакция будет иной, однако

    полет оставшейся в живых куропатки или бег газели - реакция на присутствие

    убийцы, а не убитого.

    В целом животные, по-видимому, понимают, что что-то изменилось, однако они

    не лучше нас определяют критический момент. Известно много сообщений о

    самках, не расстающихся с детенышами, пока те не начнут разлагаться.

    Рассказывают о слонах и буйволах, которые остаются с убитыми членами стада,

    тщетно пытаясь поставить их на ноги. Общественные животные могут разными

    способами, некоторые из которых, возможно, инстинктивны, помогать молодым

    или пострадавшим членам своей группы. Конрад Лоренц описывает, как дикие

    гуси стоят с распростертыми крыльями над умирающим собратом, угрожающе

    шипя. Он добавляет: "Такое же поведение я наблюдал, когда египетский гусь

    убил серого гусенка, ударив его по голове крылом. Гусенок, шатаясь,

    добрался до родителей и упал, погибнув от кровоизлияния в мозг. Хотя

    родители не могли видеть смертельного удара, они отреагировали

    вышеописанным способом". При этих обстоятельствах защитное поведение было

    уместным, оно помогало выжить гусенку, который вполне мог отделаться

    временным сотрясением мозга; но наступает момент, когда сородичи больше

    ничего не могут сделать для своего товарища. Умение распознавать этот

    момент, возможно, приобретается обучением.

    Джордж Шаллер в своей работе о горных гориллах Кисоро рассказывает о

    молодом животном, отказавшемся покинуть труп своего взрослого товарища.

    "Детеныш оказался перед жестоким выбором: убежать от людей в лес и одному

    искать свою стаю - задача, для которой он не был подготовлен, - или же

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.