Техники медитации в учении Гурджиева
Техники медитации в учении Гурджиева
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия педагогики
Факультет психологии
Реферат по курсу “Техники медитации”
“Техники медитации в учении Гурджиева”
Фамилия, и.о. студента
Студенческий билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________
1999
Содержание
Нормативная часть
Роль медитативных практик в европоцентристской культуре ХХ века
Основные черты большинства медитативных практик
Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме
Буддийская медитация как метод духовного развития
Медитативные практики в даосизме и дзэн-буддизме
Медитативные практики в христианстве
Медитативные практики в исламе: суфизм
Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендентальная Медитация Махариши
Аспекты медитативной практики в трудах Айванхова и Кришнамурти
Ошо Раджниш как мыслитель и создатель медитативных техник
Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник магического действия
и медитации
Медитативные техники в клинической практике и системах самоисцеления
Медитация как средство саморегуляции психических состояний и уровня
работоспособности
Творческая часть
Техники медитации в учении Гурджиева
Нормативная часть
Раздел 1. Медитация: многообразие определений и практик.
Роль медитативных практик в европоцентристской культуре ХХ века
Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические болезни,
информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы –
этому мы обязаны эпохе научно-технической революции. Технократический
характер современной цивилизации порождает отсталость в развитии духовной
составляющей человека. Современный человек затрудняется найти ответы на
свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблем духовного
развития остаются в зачаточном состоянии.
Как писал Шри Ауробиндо, “духовность не есть интеллектуальность, не
идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не
есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в
своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего
существа, нашей души...”[1]
Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому
понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в
западном обществе активно начался в эпоху хиппи, “детей цветов”, когда
зародилось движение нью-эйдж и всевозможные институты развития способностей
человека типа Esalen и Big Sur.
Основные черты большинства медитативных практик
Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные?
Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума,
отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации,
от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума
на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий
полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет
пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом
ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание
отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным
усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи
всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На
этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда
наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере
углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные
процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При
последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное
сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более
глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и
блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.
По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе
медитации, существует во всех системах медитации, только называется разными
именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды, механический
“ненужный разговор” у Гурджиева и так далее.
Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся
контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания;
приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации,
улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению
соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной
целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что
медитация должна стать образом жизни практикующего.
При всех видах медитации достигается этап, который описывается как
прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания,
состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего
существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка,
ума.
Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных
практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг,
трансцендентальная медитация).
Раздел 2. Исторические направления медитативной практики.
Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме
Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия
индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе
ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды.
Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция
Брахмана – высшей объективной реальности, безличного духовного начала, из
которого возникает мир со всем в ним находящимся. Для восстановления
человеческого единства необходима практика йоги. Основная практика
ведийской йоги – аскетическая практика и отречение от мирских благ. Один из
основных методов ранней йоги – постепенное отключение разума от чувств и от
объектов внешнего мира. Самым хорошим средством для этого считалось
сосредоточение на Брахмане.
Система индийской йоги отличается свой многоаспектностью: физические и
психические свойства человека получают в ней своё гармоническое развитие.
Все стороны функционирования физического тела, ума и психики в йоге
детально согласованы. Медитативная практика в ёё рамках имеет строго
определённое положение в общей системе упражнений.
Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги оказал
трактат “Йога-сутра” Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги в
прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума.
Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий,
достигаемых сосредоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того,
чтобы выявить духовную составляющую человека, необходимо мысленно
отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов.
Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал
концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней
практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными
принципами достичь высших уровней физического и духовного развития.
Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики.
Традиционно их подразделяют на 2 больших группы: “медитация с формой” и
“медитация без формы”. В первом случае медитирующий направляет сознание на
работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.),
во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты
(понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана).
Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса при
помощи контроля звуковых вибраций специальных форм – мантр. Модификация
умственно-психического состояния человека посредством мантр может привести
к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д.
Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из нескольких слов.
Непрерывное произнесение мантр в йоге практикуется в джапа-медитации.
истоки мантра-йоги коренятся в древнем представлении о вселенских
вибрациях. В янтра-йоге объектами медитации становятся особые изображения.
В надо-йоге объектами медитации являются внутренние звуки. В кундалини-йоге
эффект погружения в состояние транса обусловлен соответствующими приёмами
управления скрытой энергии организма.
Тантризм – религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы
ведийской йоги с положениями буддизма. К VII-VIII векам учение
размежевалось на две ветви: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки.
Триада “мысль – слово – действие” признавалась нераздельными гранями
всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в тантризме
подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса. Согласно
представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные
колебания, обуславливающие те или иные состояния разума и сознания.
Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ней; тем
самым устанавливается тесное единство мысли и слова. В практике тантризма,
как и в других учениях, большое внимание уделяется высшим способностям
человека (“сиддхи”).
Буддийская медитация как метод духовного развития
Правильное сосредоточение имеет четыре ступени. На первом этапе ум
сосредотачивается на осмыслении и истолковании истин; на втором этапе
отбрасываются излишние умствование и беспокойство; на третьей ступени идёт
освобождение от радости рассеивания сомнений и от ощущения телесности;
наконец, четвёртая ступень – это достижение полной невозмутимости,
безразличия и отрешённости.
Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре ступени:
1) спокойное и свободное от чувственности исследование предмета,
выбранного для созерцания;
2) мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум
освобождается от рассуждений;
3) ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;
4) очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.
Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям
(разделение на экзотерическое/эзотерическое учение). Методика буддийской
медитации имела значительно больше сложных элементов и прямо связана с
другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена
была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над
поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое.
После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения
мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя
величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается
космическое расширение сознания.
Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было
аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало
человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие
мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с
созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием.
В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в
комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что
помогает сделать жизнь лучше.
В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем
занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех пор, пока он
поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом
процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В
буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только
поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он
начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание
определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих.
Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей:
1) “аналитическая” медитация;
2) “стабилизирующая” медитация[2].
Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым
более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных
фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне
процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе
подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к
стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально
сосредотачиваемся на том, что он видит.
При занятиях медитацией важно научиться сосредотачиваться, избавиться от
помех, а для того, чтобы удерживать сосредоточение, нужно корректировать
свое внимание, когда оно отвлекается. В разных буддийских традициях это
делается по-разному. Рекомендуется не быть привязанным к единственной
практике.
В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых
можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный
объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается
концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для
сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.
Медитативные практики в дзэн-буддизме
Корни дзэн были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай из
Индии в 6 веке. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзэн проникло и в
Японию. Дзэн описывали как "особое учение без священных текстов, вне слов и
букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его
природу, и ведет к просветлению".
Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей
природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием
самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати
и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни
Востока.
Дух Дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность
искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение
врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много
значений, но ни одно из них не определено полностью.
Дзэн-буддизм оказал значительное влияние на развитие китайской и японской
культуры. Это течение возникло как эзотерическая секта. Слово “дзэн”
(дхьяна) означает “созерцание, самопогружение”. Именно на внезапном
озарении в результате интуитивного толчка акцентирует основное внимание
дзэн-буддизм, объявляя буддийские обрядность, культы и храмы пустой тратой
времени.
Одно из положений дзэн-буддизма состоит в том, что Истина и Будда всегда
с нами, только надо уметь их найти, узнать, понять. Истина состоит в
озарении, которое возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчок,
который нельзя выразить словами. Иррациональность дзэнского подхода состоит
в том, что человеку необходимо ждать своего часа, и после размышлений в
стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит нечто, посетит мгновенное
озарение, и он постигнет Истину. Смысл этого состоит в раздвижении границ
мышления, в выходе за пределы чувственного эмпирического опыта.
Медитативная практика дзэна содержит множество методик перестройки
интеллектуальной, духовной и телесной структуры человека: темы для
размышления (коаны), диалоги с наставником, стимулирующие действия,
неожиданные воздействия (резкие окрики, внезапные удары и т.д.). Для
стимуляции напряжённой работы мозга, развития умственного поиска
использовалась практика загадок, подразумевавшая медитацию над специальными
формулами или двустишиями. Упражняющемуся надо было найти внутренний смысл
загадки. Другая часть подготовки – интуитивные диалоги ученика с мастером
(мондо), в которых огромный массив информации передавался ученику за
секунды. Цель мондо – вызвать в сознании ученика резонанс с сознанием
мастера, вызвать у начинающего просветление или подготовить его к озарению.
Процесс медитации осуществлялся в специальных сидячих позах (дза-дзэн).
Позвоночник при этом должен быть выпрямленным, находясь на одной линии с
головой. Одна из школ дзэн (сото), использует способ медитации сидя лицом к
стене, когда медитирующий стремится забыть всякие собственные переживания,
отделиться от самого себя. Сначала практикующий сосредотачивается на
мышечной релаксации, затем – на ритмике дыхания, наблюдая за ним.
Постепенно внимание переносится на умственную деятельность. По ходу времени
умственная деятельность теряет логическую последовательность и
ассоциативность. После систематических тренировок достигается способность
вызывать состояние, при котором сознание практикующего освобождается от
посторонних мыслей, при этом ощущается внутреннее спокойствие и
уверенность. Опираясь на это состояние, практикующий может осуществлять
сознательный психический процесс с большой глубиной концентрации на
реальных или абстрактных объектах.
Медитативные практики в христианстве
С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной акцент
медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и
Страницы: 1, 2, 3
|