МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Техники медитации в учении Гурджиева

    Техники медитации в учении Гурджиева

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

    ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Академия педагогики

    Факультет психологии

    Реферат по курсу “Техники медитации”

    “Техники медитации в учении Гурджиева”

    Фамилия, и.о. студента

    Студенческий билет

    Преподаватель ______________________

    Рецензент ______________________

    1999

    Содержание

    Нормативная часть

    Роль медитативных практик в европоцентристской культуре ХХ века

    Основные черты большинства медитативных практик

    Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме

    Буддийская медитация как метод духовного развития

    Медитативные практики в даосизме и дзэн-буддизме

    Медитативные практики в христианстве

    Медитативные практики в исламе: суфизм

    Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендентальная Медитация Махариши

    Аспекты медитативной практики в трудах Айванхова и Кришнамурти

    Ошо Раджниш как мыслитель и создатель медитативных техник

    Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник магического действия

    и медитации

    Медитативные техники в клинической практике и системах самоисцеления

    Медитация как средство саморегуляции психических состояний и уровня

    работоспособности

    Творческая часть

    Техники медитации в учении Гурджиева

    Нормативная часть

    Раздел 1. Медитация: многообразие определений и практик.

    Роль медитативных практик в европоцентристской культуре ХХ века

    Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические болезни,

    информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы –

    этому мы обязаны эпохе научно-технической революции. Технократический

    характер современной цивилизации порождает отсталость в развитии духовной

    составляющей человека. Современный человек затрудняется найти ответы на

    свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблем духовного

    развития остаются в зачаточном состоянии.

    Как писал Шри Ауробиндо, “духовность не есть интеллектуальность, не

    идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не

    есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в

    своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего

    существа, нашей души...”[1]

    Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому

    понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в

    западном обществе активно начался в эпоху хиппи, “детей цветов”, когда

    зародилось движение нью-эйдж и всевозможные институты развития способностей

    человека типа Esalen и Big Sur.

    Основные черты большинства медитативных практик

    Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные?

    Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума,

    отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации,

    от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума

    на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий

    полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет

    пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом

    ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание

    отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным

    усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи

    всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На

    этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда

    наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере

    углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные

    процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При

    последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное

    сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более

    глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и

    блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

    По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе

    медитации, существует во всех системах медитации, только называется разными

    именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды, механический

    “ненужный разговор” у Гурджиева и так далее.

    Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся

    контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания;

    приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации,

    улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению

    соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной

    целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что

    медитация должна стать образом жизни практикующего.

    При всех видах медитации достигается этап, который описывается как

    прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания,

    состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего

    существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка,

    ума.

    Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных

    практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг,

    трансцендентальная медитация).

    Раздел 2. Исторические направления медитативной практики.

    Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме

    Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия

    индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе

    ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды.

    Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция

    Брахмана – высшей объективной реальности, безличного духовного начала, из

    которого возникает мир со всем в ним находящимся. Для восстановления

    человеческого единства необходима практика йоги. Основная практика

    ведийской йоги – аскетическая практика и отречение от мирских благ. Один из

    основных методов ранней йоги – постепенное отключение разума от чувств и от

    объектов внешнего мира. Самым хорошим средством для этого считалось

    сосредоточение на Брахмане.

    Система индийской йоги отличается свой многоаспектностью: физические и

    психические свойства человека получают в ней своё гармоническое развитие.

    Все стороны функционирования физического тела, ума и психики в йоге

    детально согласованы. Медитативная практика в ёё рамках имеет строго

    определённое положение в общей системе упражнений.

    Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги оказал

    трактат “Йога-сутра” Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги в

    прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума.

    Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий,

    достигаемых сосредоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того,

    чтобы выявить духовную составляющую человека, необходимо мысленно

    отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов.

    Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал

    концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней

    практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными

    принципами достичь высших уровней физического и духовного развития.

    Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики.

    Традиционно их подразделяют на 2 больших группы: “медитация с формой” и

    “медитация без формы”. В первом случае медитирующий направляет сознание на

    работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.),

    во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты

    (понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана).

    Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса при

    помощи контроля звуковых вибраций специальных форм – мантр. Модификация

    умственно-психического состояния человека посредством мантр может привести

    к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д.

    Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из нескольких слов.

    Непрерывное произнесение мантр в йоге практикуется в джапа-медитации.

    истоки мантра-йоги коренятся в древнем представлении о вселенских

    вибрациях. В янтра-йоге объектами медитации становятся особые изображения.

    В надо-йоге объектами медитации являются внутренние звуки. В кундалини-йоге

    эффект погружения в состояние транса обусловлен соответствующими приёмами

    управления скрытой энергии организма.

    Тантризм – религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы

    ведийской йоги с положениями буддизма. К VII-VIII векам учение

    размежевалось на две ветви: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки.

    Триада “мысль – слово – действие” признавалась нераздельными гранями

    всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в тантризме

    подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса. Согласно

    представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные

    колебания, обуславливающие те или иные состояния разума и сознания.

    Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ней; тем

    самым устанавливается тесное единство мысли и слова. В практике тантризма,

    как и в других учениях, большое внимание уделяется высшим способностям

    человека (“сиддхи”).

    Буддийская медитация как метод духовного развития

    Правильное сосредоточение имеет четыре ступени. На первом этапе ум

    сосредотачивается на осмыслении и истолковании истин; на втором этапе

    отбрасываются излишние умствование и беспокойство; на третьей ступени идёт

    освобождение от радости рассеивания сомнений и от ощущения телесности;

    наконец, четвёртая ступень – это достижение полной невозмутимости,

    безразличия и отрешённости.

    Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре ступени:

    1) спокойное и свободное от чувственности исследование предмета,

    выбранного для созерцания;

    2) мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум

    освобождается от рассуждений;

    3) ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;

    4) очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.

    Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям

    (разделение на экзотерическое/эзотерическое учение). Методика буддийской

    медитации имела значительно больше сложных элементов и прямо связана с

    другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена

    была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над

    поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое.

    После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения

    мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя

    величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается

    космическое расширение сознания.

    Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было

    аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало

    человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие

    мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с

    созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием.

    В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в

    комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что

    помогает сделать жизнь лучше.

    В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем

    занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех пор, пока он

    поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом

    процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В

    буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только

    поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он

    начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание

    определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих.

    Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей:

    1) “аналитическая” медитация;

    2) “стабилизирующая” медитация[2].

    Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым

    более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных

    фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне

    процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе

    подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к

    стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально

    сосредотачиваемся на том, что он видит.

    При занятиях медитацией важно научиться сосредотачиваться, избавиться от

    помех, а для того, чтобы удерживать сосредоточение, нужно корректировать

    свое внимание, когда оно отвлекается. В разных буддийских традициях это

    делается по-разному. Рекомендуется не быть привязанным к единственной

    практике.

    В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых

    можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный

    объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается

    концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для

    сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.

    Медитативные практики в дзэн-буддизме

    Корни дзэн были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай из

    Индии в 6 веке. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзэн проникло и в

    Японию. Дзэн описывали как "особое учение без священных текстов, вне слов и

    букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его

    природу, и ведет к просветлению".

    Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей

    природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием

    самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати

    и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни

    Востока.

    Дух Дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность

    искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение

    врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много

    значений, но ни одно из них не определено полностью.

    Дзэн-буддизм оказал значительное влияние на развитие китайской и японской

    культуры. Это течение возникло как эзотерическая секта. Слово “дзэн”

    (дхьяна) означает “созерцание, самопогружение”. Именно на внезапном

    озарении в результате интуитивного толчка акцентирует основное внимание

    дзэн-буддизм, объявляя буддийские обрядность, культы и храмы пустой тратой

    времени.

    Одно из положений дзэн-буддизма состоит в том, что Истина и Будда всегда

    с нами, только надо уметь их найти, узнать, понять. Истина состоит в

    озарении, которое возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчок,

    который нельзя выразить словами. Иррациональность дзэнского подхода состоит

    в том, что человеку необходимо ждать своего часа, и после размышлений в

    стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит нечто, посетит мгновенное

    озарение, и он постигнет Истину. Смысл этого состоит в раздвижении границ

    мышления, в выходе за пределы чувственного эмпирического опыта.

    Медитативная практика дзэна содержит множество методик перестройки

    интеллектуальной, духовной и телесной структуры человека: темы для

    размышления (коаны), диалоги с наставником, стимулирующие действия,

    неожиданные воздействия (резкие окрики, внезапные удары и т.д.). Для

    стимуляции напряжённой работы мозга, развития умственного поиска

    использовалась практика загадок, подразумевавшая медитацию над специальными

    формулами или двустишиями. Упражняющемуся надо было найти внутренний смысл

    загадки. Другая часть подготовки – интуитивные диалоги ученика с мастером

    (мондо), в которых огромный массив информации передавался ученику за

    секунды. Цель мондо – вызвать в сознании ученика резонанс с сознанием

    мастера, вызвать у начинающего просветление или подготовить его к озарению.

    Процесс медитации осуществлялся в специальных сидячих позах (дза-дзэн).

    Позвоночник при этом должен быть выпрямленным, находясь на одной линии с

    головой. Одна из школ дзэн (сото), использует способ медитации сидя лицом к

    стене, когда медитирующий стремится забыть всякие собственные переживания,

    отделиться от самого себя. Сначала практикующий сосредотачивается на

    мышечной релаксации, затем – на ритмике дыхания, наблюдая за ним.

    Постепенно внимание переносится на умственную деятельность. По ходу времени

    умственная деятельность теряет логическую последовательность и

    ассоциативность. После систематических тренировок достигается способность

    вызывать состояние, при котором сознание практикующего освобождается от

    посторонних мыслей, при этом ощущается внутреннее спокойствие и

    уверенность. Опираясь на это состояние, практикующий может осуществлять

    сознательный психический процесс с большой глубиной концентрации на

    реальных или абстрактных объектах.

    Медитативные практики в христианстве

    С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной акцент

    медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.