МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Техники медитации в учении Гурджиева

    Воин находится в постоянной борьбе с собственной слабостью и ограничениями,

    борется против сил, которые препятствуют росту его знаний и Силы, причем

    силы эти порождены нашей личной историей и обстоятельствами. Среди

    основополагающих компонентов, доступом к которым обладает воин, можно

    выделить волю как ту Силу, что представляет собой эманацию собственного

    “я”, необходимую, чтобы прикоснуться к миру и ощутить его, а иногда и

    активно на него воздействовать.

    Согласно взглядам сторонников учения дона Хуана на действительность,

    параллельно с нашей обычной реальностью существует иная, отдельная

    реальность. Отдельная реальность приглашает воина обрести свободу. Дон Хуан

    указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки: искусство сновидения и

    искусство сталкинга. Искусство сталкинга применяется в повседневной

    реальности; оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с

    обычной реальностью, при этом конечной целью искусства сталкинга является

    проникновение в отдельную реальность. Сталкер – непревзойденный практик, он

    превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое

    взаимодействие с другими людьми становятся частью стратегии. Сталкинг –

    стратегическое управление нашим собственным поведением. Его область

    действия – взаимодействие, происходящее между человеческими существами

    (будь они воинами или обычными людьми). Потому сталкер не избегает

    общественной жизни, он погружается в нее и пользуется ею для воспитания

    духа, приобретения энергии и выхода за пределы персональной истории. Метод

    сталкера является наиболее эффективным способом взаимодействия с людьми в

    повседневном общении. Поступки сталкера основываются на наблюдении, а не на

    том, что он думает, восприятие им действительности расширяется, поскольку

    смещается точка сборки.

    Неделание – основная стратегия, которую маг использует для вхождения в

    отдельную реальность. Под именем этой стратегии объединены различные

    техники, в их числе сталкинг и сновидение. Неделание собственного “я”

    образует особую область в совокупности техник сталкинга, например, стирание

    личной истории.

    Отказ от чувства собственной важности – одно из важнейших задач воина,

    поскольку это ощущение поглощает большую часть его энергии. Из-за чувства

    собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед

    постоянной необходимостью защищать свою личность (эго).

    Также важным средством в достижении внутренней тишины и прекращении

    внутреннего диалога являются техники ходьбы и бега. Главные идеи:

    концентрация внимания на самом процессе ходьбы и на сосредоточении

    внимания, движение в полном молчании, отказ от попыток остановить поток

    мыслей, ровный темп ходьбы, упорядочение ритма дыхания и концентрация

    внимания на нём, внимание к собственным ощущениям и ко происходящему

    вокруг. (Автору реферата здесь видятся прямые параллели с “медитацией при

    ходьбе” вьетнамского автора Тхит Нат Хана и методикой индийских йогов

    “лунгомпа”).

    Как я упоминал выше в реферате, одно из двух основных направлений в

    практике воина – контролируемые сновидения (“сновидение – лучший путь к

    обретению Силы”). Достижение контролируемого состояния сна требует

    контроля, то есть тщательной подготовки или предварительной медитации.

    Раздел 4. Прикладные аспекты медитативной практики.

    Медитативные техники в клинической практике и системах самоисцеления.

    В психотерапии медитативные техники используются обычно для решения более

    ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например –

    снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания нервно-

    психологических проблем. Процесс медитации может быть очень эффективным

    терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

    Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранённо

    наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях –

    понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально

    отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её

    решения.

    Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в различных

    её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки, используется

    в самогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции.

    В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технически

    приёмы медитации: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на

    предмете. При овладении ими руководствуются следующими правилами:

    1) медитация проводится в тихом и тёплом помещении;

    2) медитация проводится натощак или не ранее полутора часов после еды;

    3) занятия должны быть регулярными, порядка 3-4 раз в неделю по 15-45

    минут; предпочтительнее ежедневные короткие занятия, нежели редкие и

    длинные;

    4) медитацию надо проводить с установкой пассивного принятия всего

    происходящего (предоставить событиям идти своим чередом, исключить

    критику и анализ).

    При проведении медитации используются простые позы, не вызывающие

    напряжения в теле и привычные для занимающегося – например, сидя на стуле

    со спинкой или лёжа на спине. На первых этапах предпочтительнее занятия в

    группах под руководством тренера, владеющего техниками медитации.

    Сложно определить конкретные формы медитации, которые лучше всего

    подходят для тех или иных индивидов. Поэтому большего эффекта добиваются,

    предложив пациенту несколько медитативных методик. Именно психотерапевт

    должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от

    индивидуальных особенностей пациента.

    Медитация как средство саморегуляции психических состояний и уровня

    работоспособности

    Существуют многочисленные публикации, в которых изучается, какое

    психологическое и физиологическое влияние оказывает медитация, как она

    может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании

    своих психических состояний. Различные техники медитации, в чём-то совпадая

    друг с другом, могут давать разный эффект.

    Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк: они могут

    быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоций типа

    любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практики

    медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным

    эмоциям, к большей чувствительности в восприятии и интроспекции, в

    дальнейшем доходя до таких, как глубокая умиротворенность, концентрация,

    положительные эмоции радости, любви и сострадания, глубокое проникновение в

    природу ума и даже различные трансцендентные состояния.

    Улучшение способности к восприятию даёт возможность рассмотреть

    собственные привычки и психологические процессы. Медитирующий обнаруживает,

    что обычное состояние ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено

    фантазиями, представлениями.

    Медитация положительно влияет на творческие способности (креативность),

    увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля.

    Также медитация способна ускорить достижение зрелости, что подтверждается

    измерениями по шкалам развития «эго», морального и когнитивного развития,

    умственных способностей, академических достижений, самоактуализации и

    состояний сознавания.

    Можно привести в пример результаты психологического тестирования

    восприятия, проведённого среди практикующих буддийскую медитацию.

    Испытуемые работали с тестом Роршаха, причём начинающие показывали обычные

    реакции (образы животных, людей и т.п.), в то время как испытуемые,

    обладающие большой степенью концентрации, видели на картах Роршаха только

    светлые и темные узоры. Таким образом, их ум оказался менее склонен к

    преобразованию этих структур в организованные образы, и это означает, что

    концентрация в процессе медитации фокусирует ум и уменьшает число

    ассоциаций.

    У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к

    психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами,

    они принимали свои неврозы весьма спокойно. Кстати, воздействию медитации

    подвержена сердечно-сосудистая система; во время медитации нормальный ритм

    сердечных сокращений замедляется, а регулярная практика ведет к понижению

    кровяного давления.

    Многие воздействия медитации кажутся благоприятными и исследователи

    полагают, что она может лечить различные психологические и

    психосоматические нарушения. Имеются в виду такие психологические

    нарушения, как тревоги, фобии, посттравматические стрессы, мышечное

    напряжение, бессонница и слабая депрессия.

    Таким образом, медитация способна оказывать разнообразное воздействие на

    людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического

    и физического здоровья и саморегуляции. По сравнению с другими методами

    практика медитации является более осмысленной, приносит больше радости,

    легче поддерживается и способствует развитию интереса к самопознанию.

    Конечно, медитирующие, как и все обычные люди, могут переживать

    психологические трудности на различных стадиях. “Продвинутые” практики

    также могут испытывать трудности, хотя и более утончённые, включающие

    экзистенциальные или духовные проблемы.

    Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительное время и с

    успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный

    интерес ко внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям,

    самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам

    и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности.

    Творческая часть

    “Техники медитации в учении Г. Гурджиева”

    Георгий Иванович Гурджиев (Гюрджиев) (1877-1949) – философ-оккультист

    греко-армянского происхождения. Он мечтал об открытии Институт

    гармонического развития человека, что ему и удалось сделать сначала в

    Тифлисе (1919), затем в Фонтенбло под Парижем (1922). На учение Гурджиева

    сильное влияние оказали идеи суфизма, о которых уже говорилось в реферате.

    Являясь последователем одного из суфийских орденов, он основал учение о

    синтетическом пути самоусовершенствования и миропознания – "Четвертом

    пути". Он считал, что три первых пути (факира, монаха и йога) являются

    односторонними. “Четвёртый путь” был основан на представлении о единстве

    макрокосма и микрокосма и гармонической иерархии законов Вселенной. Также в

    числе повлиявших на учение Гурджиева называются ваджраяна (тибетский

    буддизм) и эзотерическое христианство.

    Четвертый путь духовного развития практичен и реалистичен. В любом деле

    человек должен действовать руководствуясь знанием и опытом. Чтобы человек

    мог развиваться, он должен знать не только устройство своего организма и

    его функционирование на многих уровнях, но и реальное состояние

    “человеческой машины”. В этом случае ясно, какие сбои дает машина и как

    устранить такие неполадки. Предварительные ступени обучения включают:

    полную нейтрализацию блоков отрицательных эмоций, устойчивое

    самовоспоминание, нейтрализацию ложной личности, преодоление эгоизма,

    высокую степень концентрации внимания.

    По Гурджиеву, разница между тем, что о себе думает человек, и тем, чем он

    является в действительности, наиболее очевидно проявляется в представлениях

    человека о своей личности, ответственности за свои действия и свободе воли.

    Каждый человек думает, что он является одним и тем же постоянным человеком,

    за исключением истерических расщеплений личности. В действительности

    психологическая структура и функция человека лучше объясняется при взгляде

    на его поведение в терминах многих “я”, чем как одно “я”. То есть человек

    не выбирает, какому “я” быть или к чему он склонен: ситуация выбирает за

    него. Его поведение и то, что с ним случается, случается целиком вследствие

    внешних влияний и "случайных" ассоциаций его обусловленной истории.

    Выражаясь словами Гурджиева, человек – машина, хотя и очень сложная и

    запутанная.

    Важный элемент в учении Гурджиева – три центра, три отдельных уровнях

    функционирования человека. Верхний этаж – интеллектуальный центр, средний

    этаж – эмоциональный центр, и нижний этаж – местоположение контроля над

    тремя функциями; в нижнем этаже находится двигательный центр и половой

    центр. В добавление к этим пяти центрам, действующим в каждом нормальном

    человеке, есть ещё два центра, которые, хотя они и полностью сформированы и

    действуют постоянно, не имеют связи с другими. Это высший интеллектуальный

    центр в высшем этаже и высший эмоциональный центр – в среднем этаже. В

    обычном человеке пять центров функционируют каждый сам по себе и не

    гармонируют друг с другом, а высшие центры не используются. Изучение

    неправильной работы центров – один из ключей к пониманию механики

    человеческой психологии. Препятствием к высшим уровням сознания является

    изобилие в повседневной жизни и отождествление, в состоянии которого

    человек “не помнит себя”.

    По Гурджиеву, толчок или побуждение к работе над самосознанием может

    возникнуть только тогда, когда иллюзия имеющихся у нас способностей,

    которыми мы действительно не владеем, пропадает. Другая характеристика

    обычного бодрствующего состояния – это механический ненужный разговор,

    который вызывает бесполезную утечку энергии и является препятствием к

    развитию высших состояний сознания. Она связана с другой болезнью –

    ненужных физических движений и напряжений в теле: подергиваний, суетливых

    движений, постукивания пальцами, притопывания ногами, гримасничания и т.п.,

    которые служат для того, чтобы истощать ежедневную порцию энергии, которая

    могла бы быть использована, если только человек знает, как, для повышения

    уровня полезного внимания.

    Отношения сущности и личности – ещё один ключевой момент. Согласно

    Гурджиеву, обычный человек переживает мир таким образом, что он доволен

    своим положением, получает определенное количество удовольствия и

    наслаждения и находит сносной жизнь без движения и самореализации. То есть,

    обычный человек теряет способность использовать личность для выполнения

    желаний своей сущности. У большинства людей личность является активной, а

    сущность – пассивной: личность определяет их оценки и веру, профессию,

    религию и философию жизни. Сущность это то, что является собственно

    человеком. Личность – это то, что не является его собственным, что может

    быть изменено при изменении условий. Личность и сущность обе необходимы для

    саморазвития, так как без личности не будет желания достичь высших

    состояний сознания, не будет неудовлетворенности повседневным

    существованием, а без сущности не будет основания для развития.

    Что касается непосредственно медитации в системе Гурджиева. Работа над

    собой наиболее благоприятно протекает в условиях, которые являются для

    человека повседневными. Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире,

    но не от мира", как гласит суфийская пословица. Первая линия работы – это

    длительная попытка последовать древнему изречению "познай самого себя"

    (самонаблюдение, самовспоминание). Создаётся “трение”, внутренняя борьба

    между сознанием и автоматическим поведением – например, в виде исполнения

    привычных действий необычным образом. Вторая линия работы создает особые

    условия и поддержку в усилии стать сознающим пути собственного отношения к

    другим людям и дает возможность практиковать новое отношение к другим. На

    третьей линии работы, которая является работой ради идей самой работы,

    допускается и даже поощряется инициатива, а личный рост или достижение не

    являются главной целью усилия.

    Усилия вспоминать себя в течение дня поддерживаются через связь с

    состоянием, достигаемом в спокойной, пассивной медитации каждое утро перед

    началом дневной деятельности. Сначала этот период сидения в медитации будет

    заключаться только в заключении физической релаксации и увеличении общего

    сознавания физического состояния тела при фокусированном внимании на

    физических ощущениях. При достижении прогресса и уверенности, что

    установлено твердое основание в ощущении тела, в дальнейшем в практике

    “Четвёртого Пути” вводятся другие техники. Иногда используются техники

    достижения “пустого ума” (от мыслей) во время спокойного сидения; может

    быть использована так называемая “Атма вачара” (медитация на истинное "Я"),

    заключающаяся в медитативном размышлении над вопросом "Кто я?".

    Прогресс во внутреннем развитии при применении различных медитативных

    практик следует общему курсу. Сначала ум находится в большой активности, и

    его болтовня не поддается никаким попыткам продвинуться к внутренней тишине

    и простому вниманию к физическому телу. Со временем и постепенно близкое

    знакомство с внутренним процессом допускает некоторое освобождение от

    отождествления с его капризами, и здесь появляются моменты ясного сознания.

    Когда пассивная медитация углубляется, моменты самовоспоминания в течение

    активной жизни могут быть связаны с этим медитативным состоянием, в

    результате чего они становятся более сильными и более достоверными.

    Ритмические гимнастические движения и танцы, взятые Гурджиевым из

    различных традиций Востока, используются в качестве помощи в первой линии

    работы. Они являются определённой формой медитации – медитации в действии

    (можно сравнить с динамической медитацией Раджниша), в то же время они

    имеют отношение к искусству и языку. При практике этих движений внимание

    должно быть разделено между выполняемыми движениями и воспоминанием себя;

    голова, руки и ноги должны следовать определенным, часто весьма сложным

    ритмам, и без большого напряжения внимания выполнять эти движения

    совершенно невозможно. Для их выполнения необходима правильная работа

    центров и последовательное осознание каждого движения. Движения

    производятся под музыку, которая вовлекает в действие эмоциональный центр,

    соединенный с интеллектуальным центром, и двигательно – инстинктивный

    уровень функционирования, который должен идти против личного и

    идиосинкразического отклонения, и он делает движения точно, как

    указывается.

    Список использованной литературы:

    1. Ю. Каптен. "Основы медитации". Самара, 1992

    2. “Психотерапевтическая энциклопедия”. СПб, 1998

    3. Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд. "Медитация".

    4. “Пути за пределы эго”. М, 1996.

    5. А. Берзин. "Общий обзор буддийских практик", 1993 (глава "Медитация").

    6. Ошо. "Что такое медитация"

    7. Ошо. "Оранжевая книга. Измерения неведомого". 1991

    8. Ошо. "Пустая лодка"

    9. Калу Ринпоче. "Основание буддистской медитации".

    10. Тхить Нят Хань. "Руководство по медитации при ходьбе". СПб, 1994

    11. Свами Дайананд Сарасвати. "Две беседы о джапа-медитации".

    12. Д. Судзуки. "Основы дзэн-буддизма" // "Дзэн-буддизм". Бишкек, 1993

    13. Рам Дасс. "Зерно на мельницу" (главы о медитации)

    14. Инайят Хан. "Суфийское послание о свободе духа". СПб, 1991

    15. О.М. Айванхов. “Основной ключ для решения проблем существования”.

    16. О.М. Айванхов. “Космические законы морали”.

    17. Р. Лефорт. "Учителя Гурджиева".

    18. K. Риордан. "Гурджиев".

    19. Дж. Кришнамурти. "Свобода от известного"

    20. Дж. Кришнамурти. "Первая и последняя свобода. Навстречу жизни".

    Харьков, 1994

    21. М. Латьенс. "Жизнь и смерть Кришнамурти". М, 1993

    22. Д. Уильямс. "Пересекая границу: психологическое изображение пути знания

    Карлоса Кастанеды". Воронеж, 1994

    23. В. Санчес. "Учение Дона Карлоса: Практическое использование техник

    Карлоса Кастанеды". М, 1996

    24. К. Кастанеда. Собрание сочинений (1-12 книги). Киев, 1992-1998.

    25. Ш. Гавайн. "Созидающая визуализация"

    26. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994

    27. Дж. Рейнуотер. “Это в ваших силах: Как стать собственным

    психотерапевтом”. М, 1992

    -----------------------

    [1] Ю. Каптен. “Основы медитации”. с.8.

    [2] А. Берзин. “Общий обзор буддийских практик”. 1993. (глава “Медитация”).

    [3] О.М. Айванхов. “Космические законы морали”

    [4] Дж. Кришнамурти. “Свобода от известного”. К, 1991. с.81.

    [5] Дж. Кришнамурти. “Свобода от известного”. К, 1991. с.82.

    [6] Ошо. “Пустая лодка. Беседы с учениками.”

    [7] Ошо. “Оранжевая книга”. с.4.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.